Главные вкладки

    План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс):
    Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования по теме "Рисование осенних листьев"

    Мухаметшина Тензиле Рамиловна

    Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования отпечатком губки для детей со сложными дефектами.

    Тема: «Рисование осенних листьев».

    Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать  возможность получения изображения с помощью рисования отпечатком губки, научить рисовать в нетрадиционной технике.

    Дидактическая цель  для учителя: создать условия для знакомства обучающихся, воспитанников с новой изобразительной техникой рисования.

    Методическая цель: знакомство педагогов и родителей с нетрадиционной техникой рисования.

    Методическое назначение: данная техника рисования поможет педагогам и родителям освоить очень весёлый, увлекательный и полезный вид деятельности – рисование  с использованием отпечатка губки.

    Задачи:

    Воспитательные:

    -Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

    -Способствовать эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.

    -Воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к творчеству людей, мотивацию к учению.

    Образовательные:

    -Познакомить и научить использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

    -Совершенствовать умения  анализировать объекты изображения (определять форму, цвет), умение использовать знания, приобретенные на уроках рисования.

    -Провести пропедевтическую профориентационную работу.

    Развивающие:

    -Развивать координацию рук, умения соединять и комбинировать простые элементы, объекты  композиции.

    -Формировать и развивать художественно-творческие способности, творческое мышление, воображение и восприятие.

    Оборудование:  альбомы для рисования, трафаретные заготовки из цветного картона с вырезанными листьями различных деревьев, акварельные краски, стаканчики для рисования, кисточки для рисования, грубая губка (заранее нарезанные куски по количеству обучающихся в классе), стихи об осени, воздушные шары, макет дерева «Времена года» (осенняя часть макета), искусственный осенний декор (фетровые разноцветные осенние листья на макете дерева,  осенние яблоки-муляж), искусственная лиана «Осенний клен» с разноцветными листьями и спиральными усиками), корзина, лукошко, сухарница (поднос) с овощами и фруктами, стилизованная «волшебная палочка», стилизованная паутинка из ниток, засушенные осенние листочки, веер, брызгалка, вырезанные из картона разноцветные осенние листья с пожеланиями («добра», «тепла», «света», «хорошего настроения», «улыбок» и т.п.), иллюстративный материал по теме «Осень», картина местного художника В.Ф. Бравкова - «Тёплые дни осени», отрезы ткани «Жатка» (голубого и бежевого цвета) для украшения кабинета, ноутбук, запись музыкального произведения - П.И. Чайковский «Времена года – осень», запись песни «Хорошее настроение» детской группы «Волшебники двора».

    Форма урока: открытый урок в нестандартной форме, мастер – класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_izo.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Рисование осенних листьев».

    Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать  возможность получения изображения с помощью рисования отпечатком губки, научить рисовать в нетрадиционной технике.

    Дидактическая цель  для учителя: создать условия для знакомства обучающихся, воспитанников с новой изобразительной техникой рисования.

    Методическая цель: знакомство педагогов и родителей с нетрадиционной техникой рисования.

    Методическое назначение: данная техника рисования поможет педагогам и родителям освоить очень весёлый, увлекательный и полезный вид деятельности – рисование  с использованием отпечатка губки.

    Задачи:

    Воспитательные:

    -Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

    -Способствовать эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.

    -Воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к творчеству людей, мотивацию к учению.

    Образовательные:

    -Познакомить и научить использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

    -Совершенствовать умения  анализировать объекты изображения (определять форму, цвет), умение использовать знания, приобретенные на уроках рисования.

    -Провести пропедевтическую профориентационную работу.

    Развивающие:

    -Развивать координацию рук, умения соединять и комбинировать простые элементы, объекты  композиции.

    -Формировать и развивать художественно-творческие способности, творческое мышление, воображение и восприятие.

    Оборудование:  альбомы для рисования, трафаретные заготовки из цветного картона с вырезанными листьями различных деревьев, акварельные краски, стаканчики для рисования, кисточки для рисования, грубая губка (заранее нарезанные куски по количеству обучающихся в классе), стихи об осени, воздушные шары, макет дерева «Времена года» (осенняя часть макета), искусственный осенний декор (фетровые разноцветные осенние листья на макете дерева,  осенние яблоки-муляж), искусственная лиана «Осенний клен» с разноцветными листьями и спиральными усиками), корзина, лукошко, сухарница (поднос) с овощами и фруктами, стилизованная «волшебная палочка», стилизованная паутинка из ниток, засушенные осенние листочки, веер, брызгалка, вырезанные из картона разноцветные осенние листья с пожеланиями («добра», «тепла», «света», «хорошего настроения», «улыбок» и т.п.), иллюстративный материал по теме «Осень», картина местного художника В.Ф. Бравкова - «Тёплые дни осени», отрезы ткани «Жатка» (голубого и бежевого цвета) для украшения кабинета, ноутбук, запись музыкального произведения - П.И. Чайковский «Времена года – осень», запись песни «Хорошее настроение» детской группы «Волшебники двора».

    Форма урока: открытый урок в нестандартной форме, мастер – класс.

    Участники: обучающиеся, воспитанники 2б,4б классов.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

      1.Мотивационно- игровая ситуация.

                                      обучающиеся, воспитанники вместе с учителем заходят в класс и          

                                      останавливаются около доски, в руках у учителя «волшебная палочка»          

       - Сегодня, ребята, я предлагаю вам попробовать себя в роли маленьких волшебников и  вместе с нашими гостями отправиться в небольшое сказочное осеннее путешествие при помощи «волшебной палочки».

                                       внезапно свет в кабинете гаснет

      - Ой, ребята,  что же случилось? Что произошло? Мы же с Вами хотели сейчас отправиться в гости к Осени!.. Почему-то, стало темно в нашем классе и как-то неуютно…, возможно пришедшая Зимушка- Зима не хочет нас отпускать в гости к Красавице – Осени?

       - Хорошо, что у меня в руках «волшебная палочка», которая и поможет нам отправиться в гости к Осени. Возьмёмся за руки, станем в круг, вместе произнесём волшебные слова: «Крибли! Крабли! Бум!», с помощью которых и попадём в гости к Осени, громко хлопнем в ладоши, а я взмахну «волшебной палочкой», три-четыре…

                                          обучающиеся, воспитанники становятся в круг и выполняют действия

                                          вслед за учителем, в кабинете зажигается свет

        - Посмотрите, у нас всё получилось, как красиво кругом, мы попали в гости к Осени! Прошу всех пройти на свои рабочие места.

    2.Построение, приветствие.

               Необычный день у нас.

               И гостями полон класс.

            - Что гостям сказать нам надо?

    п/о: -Видеть Вас мы очень рады!

              - Мы за парту сядем дружно,
               А шуметь совсем не нужно!

                На рабочий лад настройтесь,

                Ведь у нас немало дел.

                Поудобнее устройтесь,

                Чтобы каждый проявить себя сумел.

        3.Проверка готовности рабочих мест к уроку.

    II. Актуализация опорных знаний.

       1.Фронтальная  беседа.

         - Какое сейчас время года?

         - А в какое время года мы с вами попали?

        - Что происходит с деревьями осенью?

         - А что же это за природное осеннее явление – листопад?

                                         обучающиеся, воспитанники отвечают на вопросы

         - Посмотрите вокруг, сколько у нас сегодня осенних листьев в классе, подойдите и выберите себе понравившиеся  листочки.

           - В какие же цвета окрашены листья осенью? Ответить на этот вопрос правильно Вам, ребята, помогут те листочки, которые Вы собрали.

                                  на столах, доске, полках шкафов в классе разложены листья,

                                  обучающиеся выбирают себе по 1-2 шт. и затем называют их цвета.

    III. Изучение нового материала.

        1. Вступительное слово учителя.

                                      звучит запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена

                                      года – осень», прослушиваем небольшой отрывок, во время

                                      прослушивания  коротко рассказываю об осенней природе,

                                      работаем  с иллюстративным материалом по теме «Осень», рассматриваем  

                                      картину местного художника В.Ф. Бравкова - «Тёплые дни осени»

    - Особое настроение охватывает людей осенью – красиво кругом, но сказывается  грусть и печаль об уходящем лете. А передавать свои чувства люди могут разными способами:

    • словом – это наши поэты и писатели, стихи об осени мы ещё сегодня услышим;
    • музыкой - известный русский композитор П.И. Чайковский написал музыкальный альбом и назвал его «Времена года», тем самым посвятив это произведение: зиме, весне, лету и осени. Музыкальный отрывок из произведения «Времена года - осень» П.И. Чайковского  мы  сейчас и прослушиваем;
    • рисунком – это художники, посмотрите сегодня у нас  представлена работа местного художника В.Ф. Бравкова - «Тёплые дни осени», которого вы хорошо знаете как  учителя нашей школы, на ней изображена осенняя природа палитрой ярких, желто-красных красок.

    - Глядишь на осенний лес, и словно тебя заколдовали — не можешь глаз отвести.

    Падают, падают листья

    В нашем саду – листопад.

    Жёлтые, красные листья,

    По ветру вьются, летят.

    2. Мотивационно- игровая ситуация.

              -Ребята, прислушайтесь…, раздаются  чьи-то шаги, кто же это идёт к нам гости?

                                                 в  классе  появляется  Осень с корзиной в руках.

              -Да это же сама нарядная красавица – Осень! Давайте её поприветствуем!

                                                  обучающиеся  и гости приветствуют Осень.

              -Здравствуй, Осень, я вижу ты не с пустыми руками к нам пришла, так ведь?

    Осень: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Погостила я в Ваших краях достаточно долго: 3 месяца, давайте вместе их назовем.

    п/о: сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Осень: - Порадовала я Вас всех хорошим урожаем овощей и фруктов (показывает фрукты в корзине либо на подносе), солнечными, тёплыми деньками (поглаживает), и ветерком (имитация ветра при помощи веера), и легкой паутинкой (паутинка из ниток), и чудесным листопадом (рассыпает листочки из лукошка), а также полила дождём (имитирует капли дождя из брызгалки).

                                                                                           во время этих слов Осень открывает корзину полную фруктов,

                                                                                           проходя по классу, поглаживает рукой нескольких обучающихся, для нескольких учеников  и гостей имитирует ветерок при помощи веера, показывает паутинку, рассыпает засушенные осенние листочки из лукошка, имитирует капли дождя при помощи брызгалки.

            -Вот такая, ребята, озорница Осень к нам пришла, видим, что ты – Осень, готова вместе с нами и повеселиться, и отдохнуть и поработать.

    Осень:  -После такой долгой работы я, ребята, что-то загрустила и устала.

           -Вот как? Тогда мы с ребятами тебе поможем отдохнуть и поднять настроение.

       IV. Физминутка.

    Мы листики осенние, на веточке сидели,

    Дунет ветер - полетели.

    Полетели, полетели и на землю сели.

    Ветер снова набежал и листочки все поднял,

    Повертел их, покружил и на землю положил.

     -Какие вы молодцы! А я вам тоже приготовила небольшое задание. 

     V. Практическая часть.

      1. Слово учителя.

    - Возьмите в руки листочки и послушайте стихотворение «Листопад». 

    Листопад

    Опавшей листвы

    Разговор еле слышен:

    - Мы с клёнов …

    - Мы с яблонь …

    - Мы с вишен …

    - С осинки …

    - С черемухи …

    - С дуба …

    - С березы…

    Везде листопад:

    На пороге морозы! (Ю. Капотов.)

      2. Сообщение темы и цели.

                  - Давайте  попробуем сохранить всю красоту осени, в наших рисунках. Мы будем рисовать с Вами осенний букет при помощи нетрадиционной техники рисования с использованием отпечатка губки. Ребята, для выполнения работы я приготовила, Вам, альбомы, трафареты осенних листочков, тех деревьев, о которых мы услышали в стихотворении, стаканчики с водой, губки.

       Осень: Ну, а  я,  приготовила для ребят волшебные краски.

                                               возможна заготовка красок (цвета осенних листочков) заранее в палитре

                                               для рисования каждому ученику

            3.Выполнение самостоятельной работы.

               -Внимание, начинаем работу:

    1.Берём в руки трафарет осеннего листочка.

    2.Накладываем трафарет осеннего листочка на альбомный лист.

    3.Обводим свой осенний листочек по контуру трафарета.

    4.Выбираем нужную нам краску, готовим её на палитре.

    5.Наносим краску сначала на губку, а затем отпечатываем её.

                                          обучающиеся, воспитанники выполняют работу, по ходу выполнения

                                          работы  им оказывается дозированная помощь

         VI. Итог урока.

            1. Подведение итогов, анализ работы.

    -Ребята! Вы выполняли работы под нашим руководством, но они у вас получились совершенно разные!  Яркие, красивые, необычные. А почему работы получились такими?

                                     обучающиеся, воспитанники рассказывают

            2.Рефлексия.

             - Ну, а теперь, если Вам понравился урок, если было хорошее настроение, давайте поделимся им друг с другом и с нашими гостями…

                                                  звучит песенка «Хорошее настроение» детской группы «Волшебники

                                                  двора», обучающиеся  встают из-за парт и вместе с Осенью выполняют

                                                  танцевальные движения  под  звучащую музыку.

            3.Выставка детских работ.

            -Пока мы с вами танцевали, наши работы высохли и мы можем их разместить на магнитной доске, как на выставке размещают свои  работы художники.

                                                   ребята размещают  свои работы на магнитной доске.

                 -Посмотрите, в нашем классе стало ещё светлее и красивее от  старательно выполненных работ. Вы – молодцы!

                 - А для того чтобы гости нас не забывали и приходили чаще, подарим им на память осенние листочки с пожеланиями.

                                                      звучит музыка, дети берут листочки- пожелания  из  лукошка Осени

                                                      и  дарят  их гостям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок ИЗО в 1 классе по теме "Рисование по памяти осенних листьев"

    На уроке учащиеся учатся работать акварельными красками техникой "по-сырому", смешивать краски. Применяются нестандартные формы проведения урока....

    План - конспект урока "Животные в жизни людей. Рисование по представлению" 4 класс.

    Урок изучения нового материала.  Знакомство с понятием "анимал", с анималистическим жанром, художниками - анималистами. отработка навыков рисования домашних животных с помощью геометрических фигу...

    "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ 8 ВИДА"

    В статье рассмотрены различные методы и способы нетрадиционного рисования на уроках ИЗО....

    Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»

    Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»...

    Конспект урока по изобразительному искусству в нетрадиционной технике рисования “Какого цвета весна”.

    Конспект урока по изобразительному искусству представлен в виде рисования весеннего пейзажа с использованием нетрадиционных техник: монотипия, кляксография, пальчиковая....

    Конспект открытого занятия, с использованием нетрадиционной техники.Рисование по воде, по- подобию "Эбру"

    Конспект открытого занятия.Рисование на воде по-подобию "Эбру".Для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста....