Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Новичкова Елена Юрьевна

Дети с помощью техник пуатилизм и выдувание рисовали ветку сакуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_na_attestatsiyu.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Новичкова Елена Юрьевна учитель ИЗО МБОУ « Шипицынская СОШ»

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 4 класс

Тип урока: урок открытия  нового  знания

 Вид урока: урок взаимообучения

          Тема : Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.»

Цель: дать  представление о японском  искусстве, символах, природе

Задачи:

-эмоционально воспринимать произведения японского искусства рисования кистью, выражать своё отношение к нему;

- расширить представление учащихся о художественной культуре Японии; способствовать закреплению полученных знаний; дать представление об образной и смысловой стороне японской пейзажной живописи;

 - развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий, формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире. умение применять полученные знания, умения навыки на практике;

-духовно-нравственное воспитание учащихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); норм поведения при фронтальной и индивидуальной работе, включить каждого ученика в деятельность и создать благоприятную атмосферу на уроке.

Зрительный ряд: символы Японии, России,  презентация.  

Планируемые результаты:

      личностные:

- воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;    

метапредметные:

      - умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

предметные:

- умение владеть художественными навыками

- умение передавать живописными средствами красоту сакуры

Оборудование урока:  

     -   для учащихся: картинки символов, кисть, цветная гуашь, коктейльная трубочка, ватные палочки

    -   для учителя : презентация,  белая бумага для предпоказа, цветная гуашь, кисть, трубочка, ватные палочки

-клей.

Ход урока

  1. Приветствие учащихся

Входит в класс и произносит фразу на японском языке:

КОНИШУА.

Как вы думаете, на каком языке я с вами поздоровалась?

Давайте все вместе поздороваемся

Слайд 1

 Здравствуй ,солнце ! (руки поднимаем)

Здравствуй, небо! (снова поднимаем руки)

Здравствуйте все! (руки разводим)

2Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Давайте разделимся на три группы с помощью жетонов

Ученики разделены на группы. (3)

На ваших партах лежат фотографии-символы. Рассмотрите их внимательно.

На какие две группы можно разделить эти символы? На 2 страны

-О каких странах могут рассказать нам эти символы?

России и Японии

-О какой стране у вас больше знаний?

-О символах  какой страны вы бы хотели узнать подробнее? (Японии)

Каждая группа выберите 2 символа и разместите их на доске

(Вывешиваю лист символы Японии)

3.Актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране.

-Вспомните с какой стороны света встает солнце? (На востоке)

Слайд 2

 -Посмотрите на карту.А с какой стороны света от нас находится острова Японии? (На востоке)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд 3

Япония –страна восходящего солнца.

Как задачи вы поставили перед собой

Задачи, которые мы сегодня с вами постараемся выполнить на уроке:

-узнать о стране Япония

-Узнать какие символы являются самыми популярными в Японии.

-Познакомимся с различной техникой рисования одного из символов.

Выполнить  коллективную работу по созданию «Сада цветущей сакуры»

-У вас на партах тексты , ознакомтесь с ними и расскажите другим, что узнали

2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа  в группах, 6 мин.).

Текст карточек (на карточках  фото о Японии):

1.  Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей.

2.  Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15.  только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

3.  В Японии популярны  бейсбол, футбол, дзюдо, карате. Основой японской кухни является рис,  рыба,  особое место занимает японская чайная церемония. Национальная одежда- кимоно. Буквы – иэроглифы.

Давайте подведем итог

 Вопросы:

1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?

2. Какой город является столицей Японии? (Токио

3. Какие символы Японии вы узнали? ( иэроглифы, сакура, флаг, кимоно, вулкан футзияму)

Учитель:  Я рада, что вы справились с заданием.

4.Организовать деятельность по выявлению особенностей японской живописи

Слайд 4

Посмотрите на символы Японии, я прочитаю особое стихотворение –хокку. А вы скажите о каком конкретном символе пойдет речь.

В Японии лишь раз в году

Цветёт сакура-вишня,

Лишь день стоит она в цвету,

Скрывая ветки, листья.

-О каком символе идет речь?

-Что вы сегодня научитесь рисовать?

Слайд 5,6

Сегодня мы с вам научимся рисовать веточку сакуры . Посмотрите какая она  изящная

-Какого она цвета? ( розовая)

- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

Слайд 7

- А давайте, и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

              «Цветы сакуры»

            Наши нежные цветки

            Распускают лепестки.

            Ветерок чуть дышит,

            Лепестки колышет.

            Нашей сакуры цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают,

            Головой качают

5. Усвоение учащимися нового способа действия.

Изучение особенностей техники изображения веточки сакуры

Посмотрите на партах у вас лежат листы с изображением двух техник рисования.

Какая из них вам знакома? ( выдувание, пуатилизм- ПУАНТИЛИЗМ (от французского pointiller - писать точками), )

Какая вам кажется труднее для вас?

С какой техникой вы не встречались?

Я покажу вам как выполнять обе техники, а вы выберете  для себя ту, которая вам понравится.

Показ на документ камере.

1.        Вначале я рисую ствол коричневой гуашью, снизу вверх. Ствол мы рисуем не прямой, а с изгибами – корявенький.

2.        Для этого я веду кисть не прямо, а переворачиваю ее.

3. прорисовываю тонкие ветки.

4.        Следующее, это цветы сакуры. Для цветов я беру нежно-розовый цвет. Для этого я в белую гуашь добавляю немного красной.

5. Беру связанные вместе палочки, обмакиваю их в краску и оставляю отпечатки.

Вторая техника- выдувание

1.        Набираю в трубочку растворенную краску.

2.        Выдуваю ее на лист бумаги и дую. Гоню краску вверх листа. Раздуваю ее полностью.

3.        Затем кистью прорисовываю цветочки. Можно ставить просто точки. У края ветки мелкие, к середине крупнее.

Выберите  технику рисования .и приступайте к работе. А я вам включу японскую музыку.

Слайд 8

Дети выполняют рисование веточки.

Я записала ваши имена  с помощью иэроглифов.  У японцев есть традиция подписывать свои работы именами. Наклейте ваши имена

6. Выражение решения проблемы.

Сейчас мы  на несколько минут  попадем на традиционный праздник Ханами –любование цветами.  Это кратковременное удовольствие, пока сакура не начинает осыпаться.

7. Итог урока. Рефлексия.

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности.

Оцените свою работу

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с замечательной страной Японией, с ее искусством и культурными традициями.

6.        Домашнее задание.

Подобрать материал о национальной одежде Японии – кимоно.

Наш урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Урок изобразительного искусства в 4 классе " Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии."

План урока изобразительного искусства.  Это первый урок знакомства  с культурой Японии, её особенностями....

«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме "Япония"...

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры» на уроке обучающиеся знакомятся с традициями и обычаями Япо...