«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме "Япония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok4a_izo_v_4_klasse.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по изобразительное искусство в 4 классе

с использованием ИКТ на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Цель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников

Задачи:

  1. Воспитательные: вырабатывают  правильные позиции в отношении ценностей к  традициям и культуре Японии,  воспринимают  эстетический характер традиционного для Японии почитания красоты природы.
  2. Развивающие: развивают  художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
  3.  Обучающие: знакомятся  с  техникой  Алла прима  и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают  новые композиционные навыки.  Научатся  рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают  природу через детали, характерные для японского искусства.

УУД.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «хокку», «какемоно», «экибана».

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация,  репродукции гравюр:

Хокусай «Фудзи на закате», « Волна».

«Вишня» - японская народная песня.

П. Белецкий. Одинокий сверчок (из сборника поэзии).

Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.

Ход урока

1.Приветствие.

Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. И думаю что этот урок очень  интересным  и занимательным.

2.Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку. О какой стране пойдет речь?

Две буквы Я есть в данном слове,

И между ними лошадь Пони;

Все вместе, целая страна...

Зовётся как? ...(Япония)

-Что вы знаете об этой стране?

3.Подведение к теме и постановка целей урока. 

-Почему эту страну называют «Страной восходящего солнца»?

-Какой город является столицей Японии?

-Что является символом Японии?

-Попробуйте определить  тему сегодняшнего урока?

-Какие цели вы для себя поставите?

4.Знакомство со  страной Япония.

-Посмотрите на карту. Это очень маленькая страна по сравнению с нашей и расположена она на островах Тихого океана. /работа с картой/.

Сейчас Япония – это современные большие города с высотными зданиями.

Люди прозвали свою страну -  Ямато, что переводится как “путь гор”. Мы с вами мысленно отправимся в эту далекую страну и попытаемся узнать о  традиционном  искусстве Японии.

Из глубины веков пришло неповторимое своеобразие японского искусства: живопись, архитектура, поэзия, театр, музыка, разбивка садов и парков, чайная церемония, аранжировка цветов. Японцы  глубоко чтут свою культуру и традиции, народные праздники. Как у любого народа традиционно – национальный костюм.

-Ребята, как называется национальный японский костюм? ( Кимоно)

-А из каких предметов одежды состоит русский народный костюм? ( Сарафан, кокошник, рубаха).

-Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают  величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, по шелку или бумаге. Такая живопись называется – «Нихонга».

Самым знаменитым художником Японии является – Хокусай. Вы видите репродукции его гравюр : « Фудзи на закате», « Волна».

Картина  на узком свитке шелка или бумаги называется –« Какемоно»

Японский народ чутко и глубоко любит природу. Он воспел ее в поэзии ,которая называется – «Хокку» -японское трехстишие Часто поэтические произведения дополняют живописное.

Особый вид искусства – «Икебана»  - оранжировка  цветов. Атмосферу таинственности, изысканности и утонченности создают эти работы.

Характерная особенность японского искусства - лаконичность изображения, некая скудность, гордое одиночество, незаконченность линий, все это вызывает чувство приятного  удивления : красота в несовершенстве.

Особенно интересен театр в Японии. Он называется «Кабуки».

Весной в Японии проходит Ханами -  праздничный фестиваль любования  цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами.

-А какое дерево  считается символом России? ( Береза).

 -Для японцев время цветения сакуры священно. Именно в это время поэты слагают свои хокку. художники рисуют картины. Цветение сакуры символ наступления весны, знак, что земля прогрелась и можно высаживать рис.

-Ребята, а какое дерево символизирует приход весны у нас? ( Верба)

-Сакура стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры.

 Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой  но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра.

Японцы верят, что в дереве теплится душа .Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи и своего народа.

-Каких целей вы достигли?

- Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.

4.Практическая работа.

-Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний  день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен,  легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике   Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
  3. Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем  работать над веткой сакуры.

5.Физкультминутка

- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

         - Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

              «Цветы сакуры»

            Наши нежные цветки

            Распускают лепестки.

            Ветерок чуть дышит,

            Лепестки колышет.

            Нашей сакуры цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают,

            Головой качают

Прекрасна народная японская музыка, легкая, передающая чарующие пенье птиц, шелест трав, звуки ручейка...Сейчас вы услышите японскую народную песню «Вишня», мы будем рисовать под ее мелодию.

6. Рисование основного элемента сакуры.

А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.

Этапы рисования:

  • набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:
  • начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию.  Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:
  • затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.
  • последовательно: основная ветка, затем  тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.
  • на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.
  • намечаем зоны, где будут цветы  касанием  кисточки ;
  • следуем логике: раскрытый цветок, следом -  полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
  • наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка
  • черным цветом рисуем детали цветка: - сердцевина в виде скобочек – запятых, из  нее  тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.
  • наши цветы готовы.

7.Итог.

-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?

- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?

-Какое дерево является символом Японии?

- С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?

-В какой технике  мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата?

8.Выставка работ.

Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и  демонстрируют  свои работы.

9.Рефлексия.

-Какая из работ больше понравилась? Чем?

- Что можете сказать о своей работе? Все ли у вас получилось?

Дополнительная информация

Стихотворение.

Промолвил подорожник сад - прекрасен, но все же от него не много проку.

Он рану залечить, увы, не властен, лишь тропы в нем, а предо мной – дорога.

А сад благоухал и слов не слушал, свела с ума своя ж краса цветная.

Он красотой лечил людские души, возможно даже сам того не зная.

У каждого свое предназначенье! Ни осуждать, ни исправлять не надо.

Необходимо нам Земли вращенье! И красота божественного сада!

П. Белецкий.

Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. В Японии все горы священные. Особенно священна гора Фудзи – самая высокая в Японии, почти 4000 метров. Обычно восходители поднимаются на нее ночью, чтобы встретить там восход солнца. Гора Фудзи – действующий вулкан! Около 300 лет здесь не было извержений, но зато последнее извержение было таким сильным, что даже далекий от горы город, столица Японии - Токио был, как снегом, засыпан слоем пепла.

Жители острова привыкли быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.

Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройка. Мы говорили об этом, когда знакомились с русской избой. Люди не могут жить вне коллектива, им нужны такие постройки, где они могли бы собираться все вместе. Такими сооружениями издавна были….(вопрос классу: что?) храмы. Давайте вспомним, на кого похожи храмы в России (на богатырей). А вот здание японского храма – пагода – больше похоже на что? /версии детей/. Да, похоже на изящную легкую башню, дерево. Это особенное явление, совсем непохожее ни на наши храмы, ни на европейские.

Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые кверху концы. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей.

Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет : как искусство любования. На котором учат: всматриваться в окружающее, обычное  – и видеть красивое,   всматриваться в малое – и видеть великое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе...

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры» на уроке обучающиеся знакомятся с традициями и обычаями Япо...