Анализ архитектурного произведения на примере здания Биржи в городе Санкт-Петербурге.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Материал содержит критерии и содержание анализа архитектурного сооружения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 275.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ архитектурного произведения на примере Здания биржи в городе Санкт-Петербурге.
Критерии анализа | Содержание анализа | Примечания |
Общий внешний вид здания | При анализе этой стороны выразительности определяется характер объемов, составляющих сооружение. Они могут быть вытянуты по вертикали или горизонтали. Представлять куб, цилиндр, параллелепипед или сочетание этих фигур. Но задача состоит не в том, чтобы определить геометрический объем, лежащий в основе образа, но оценить его миниатюрность или грациозность, утяжеленность или изящество, простоту или сложность. Нередко общий внешний вид архитектурного сооружения определяется окружающим архитектурным ансамблем, который диктует масштаб, характер ограждающих поверхностей и отбор декоративных деталей. В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим этим формам и объемам, а их масштабам, пропорциям и ритмам. | Нередко общий внешний вид архитектурного сооружения определяется окружающим архитектурным ансамблем, который диктует масштаб, характер ограждающих поверхностей и отбор декоративных деталей. |
Конструкция. Образ | В общем виде здания может обнажаться конструкция, подчеркиваться соотношение несущих и весомых элементов. Архитектура может сводиться к конструкции (конструктивистский, функциональный стили в архитектуре). С другой стороны, за счет усложнения объемов, обилия декоративных деталей может создаваться образ, отличающийся от конструкции, маскирующий ее (готика). Важно увидеть, оценить образ архитектурного сооружения, лаконичный, ясный или сложный, изощренный. | Конструкция зданий тесно связана с техническими возможностями эпохи. |
Покрытие здания | Тип перекрытия здания (двухэтажный, плоский, шпилеобразный, купольный и т.д.) является наиболее выразительным элементом архитектуры. Он подчеркивает устремленность вверх или спокойную статику здания. Вертикали и горизонтали покрытия оказывают то же воздействие на зрителя, как и вертикали и горизонтали в живописи | Характер покрытия определяет очертания плана, толщину стен и опор |
Ограждающие поверхности | Характер ограждающих поверхностей также во многом определяет облик здания. Ограждающие здания стены могут быть монолитными и прорезанными арками, гладкими, рустованными или покрытыми узорами. В современной архитектуре стены состоят почти сплошь из стекла. | Ограждающие поверхности могут усложняться за счет галерей, колоннад, портиков. |
Профилирование окон, входов, порталов | Размеры и форма окон, входов и порталов должны обратить на себя внимание. Их профилирование и масштаб связываются с общим видом здания, играют важную роль в образной стороне памятника, оживляя его. | Сложное профилирование оконных и дверных проемов – это оформление их в виде ряда уступов, создающих ощущение глубины. |
Декоративные детали | Декоративные детали придают зданию особую нарядность, организовывают разнообразный ритм. При анализе следует узнавать и называть главные декоративные детали, а именно: колонны, полуколонны, пилястры, арки, скульптурные украшения; чувствовать и передавать в языке искусствоведческого анализа организованный ими ритм. | Важно обратить внимание на форму этих деталей, на характер рельефов, скульптур. |
Декоративная отделка цветом | Плоскости и декоративные детали могут подчеркиваться цветом по принципу контраста или гармонии | |
Материалы архитектуры | Материал может отличаться большей (камень) или меньшей (кирпич) пластичностью. Дать анализ архитектурного сооружения, с точки зрения материала – значит оценить способность мастера преодолеть косность материалов или использовать его пластичность в создании выразительного образа. | |
Определение стиля | Каждая эпоха выразилась в определенном архитектурном стиле. Памятник архитектуры всегда можно и нужно охарактеризовать с точки зрения стиля, вычленить те или иные его элементы. Основными стилями архитектуры являются: романский, готический, барокко, классицизм, ампир, эклектика, модерн, конструктивизм | Следует также различать основные классические ордера: дорический, ионический, коринфский, представлять устройство античного храма. Торец античного храма – излюбленный архитектурный мотив некоторых эпох. |
ПЛАН АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ
1. Название.
2. Месторасположение
. 3. Архитектор(ы).
4. Назначение задания: а) культовое; б) светское: жилище, общественное сооружение.
5. Из чего построено. Если возможно, указать причину выбора именно этого материала.
6. Конструктивные особенности, по которым можно определить стиль (или использованные архитектурные детали, план, размеры и т.п.). 7. Вывод о типе задания, архитектурном стиле или принадлежности к какой-либо цивилизации. 8. Ваше отношение к памятнику. Обосновать свое мнение.
Пример:
1.Здание Биржи в Санкт-Петербурге
2. Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
3. Тома де Томон 1805—1810 годах
4. Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея (до переезда в Крюковские казармы).
5. Первая российская Биржа, расположена в Петербурге, на стрелке самого большого острова в дельте Невы - Васильевского, к востоку от торгового комплекса Гостиного двора. Она строилась из дерева. Ее выстроили в 1730-х годах, после смещения торгового порта с Троицкой площади на Васильевский остров.
Постепенно рос товарооборот порта, но Биржа располагала меньшей площадью, чем требовалось. Зимой 1781 года, издан указ императора, построить здание из камня. С 1784 г. началось возведение здания Биржи Кваренги. Строили не быстро, вбили около 10 000 свай, возвели стены с локальным этажом. Но в 1788 году стройку остановили из-за войн сначала с турками, потом со шведами.
Новый проект Биржи поручили Ж. Ф. Тома де Томону. Когда проект утвердили, демонтировали старую постройку и взялись за возведение новой Биржи. Провели церемонию закладки летом 1805г. с участием архитекторов Тома де Томон и Захарова.
Габариты биржевой конструкции 69 х 44,5 метра. Она стоит на верхней ступени цоколя из гранита, а вокруг сорок четыре массивных колонны. Восточный и западный фасады с лестницами шириной сорок метров.
Залом Биржа служит помещение, его квадратура приблизительно 900 кв. м., высотой 25 метров. В качестве облицовки пола и стен помещения использованы плиты из мрамора. Зал украшают скульптуры, ассоциирующиеся с атрибутами торговли и коммерции.
6. Построено в стиле позднего классицизма Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойные пропорции .
Классицизм — стиль и направление, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
7. Здание Биржи в Санкт-Петербурге построено в величественных, аристократических формах высшего классицизма и является центром архитектурной композиции Стрелки на Васильевском острове.
8. Это здание создает ощущение торжественности, как и его роль. Ведь раньше в нем располагалась биржа, которая имела очень большое значение для экономики города, его развития. Это здание сочетает в себе признаки, черты и каноны классицизма, которые обращаются далеко в античность. Я всегда восхищалась этим зданием. Колонны, которые обрамляют здание делают его воздушным, кажется что оно парит, в нем много воздуха благодаря цвету фасада.
Литература:
1. Ивлев, С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры [Текст] /С.А. Ивлев. – М., 2001.
2. Методические материалы по предметам «музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» [Текст]: сб., в помощь учителю. – М.: Фирма МХК, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/22/picture-26240.jpg)
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/25/picture-433769-1398442969.jpg)
«Анализ музыкального произведения в классе специальности на примере р.н.п. «Возле речки, возле моста» в обработке В. Мотова»
конспект открытого урока...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569702-1421843842.jpg)
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...
Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.
Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-762945-1572276340.jpg)
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев; определять в тексте тему и ...