«Анализ музыкального произведения в классе специальности на примере р.н.п. «Возле речки, возле моста» в обработке В. Мотова»
план-конспект по музыке на тему

Харланова Светлана Петровна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vozle_rechki_vozle_mosta.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок преподавателя по кл. аккордеона Харлановой С.П.

ТЕМА: «Анализ музыкального произведения в классе специальности на примере р.н.п. «Возле речки, возле моста»                         в обработке  В. Мотова»

    Если бы каждый знал как работать,    

   каждый был бы гением.

                            В.Ландовска

Цель урока: составить общее впечатление о произведении с помощью    

теоретического анализа и  подтвердить предварительно полученные в результате анализа представления на основе реального звучания   исполненным произведением  в конце урока.

Задачи урока:

        1.Образовательные

                1.1 расширить кругозор (сведения об авторе, история создания произв-я)

                1.2 определение формы произведения, темы, жанровая принадлежность

                1.3 определение тонального плана и особенностей метроритмического

                         рисунка, штрихового решения

                1.4 при помощи авторских указаний и текста определить характер данного

                           произведения через образно-ассоциативное мышление

                1.5 закрепление полученных навыков  игры на инструменте

        2. Развивающие

                2.1 определить уровень внимательности, наблюдательности (смекалка) и,

      даже усидчивости учащегося

2.2 развитие образных представлений

2.3 умение анализировать

2.4 развитие учебно-управленческого умения: волевые качества,  

      самоконтроль, соотношение со временем выполнения задания

2.5 развитие и укрепление межпредметных связей

        3. Воспитательные

                3.1 сохранение  народных традиций

                3.2 воспитание патриотизма

План урока:

  1. Вступительное слово, введение в новый материал – 10 мин.
  2. Работа с новым произведением –15 мин
  3. Творческая работа – 10 мин.
  4. Домашнее задание – 5 мин

    Работа над каждым музыкальным произведением делится на три основные этапа:

- ознакомление с произведением в общих чертах и составление плана работы над ним

- детальная обработка (прежде всего техническая) материала

- достижение максимальной художественной выразительности, подготовка к концертному исполнению.

Остановимся на первом этапе работы – теоретический анализ произведения (можно и без инструмента!).

В работе урока применяются методы словесного показа (объяснение новых понятий), тактильной наглядности через непосредственное изучение инструмента, анализа слушаемых (дополнительно) произведений, коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: формирование музыкальной культуры личности.

При подготовке урока  мною учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащегося: высокий интерес к обучению данного предмета, хорошие потенциальные возможности для овладения игрой на инструменте, умение сравнивать и обобщать услышанное, музыкальная память, ритм, слух, креативное мышление, темперамент.

В процессе урока учитываются впечатления, знания и умения, полученные на других уроках (т.е – обращение к межпредметным связям).

  • Прежде всего – сольфеджио. Это – проверка знаний в интонационном (интервальном) развитии, умение определять гармонию.
  • Говоря о композиторе, жанрах, форме построения можно вспомнить уроки музыкальной литературы.
  • Развивается пространственно-образное мышление – тем самым проводится связь с уроками литературы в школе. Ученик через художественное слово знакомится с некоторыми особенностями текста песни (диалекта). Всё это помогает полнее и глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в музыкальном произведении.
  • Развитие двигательных навыков (координация рук) предполагает использование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры (движение кистями, пальцами, положение и движение рук  в стороны и перед грудью)

Нотный текст – это конспект мысли композитора! Существует для того, чтобы связать две творческие личности: композитора и слушателя. Авторский текст, это то, что имел ввиду композитор, т.е. – это внетекстовое информационное поле:

- биографические сведения

- особенности данного исторического периода

- стилевые характеристики эпохи

- стилевые характеристики композитора

- жанровые характеристики

- аналогии их произведений смежных видов искусства, и многое другое, вплоть до философии…

1.1   Мотов Владимир Николаевич, родился 11 февраля 1925 в Москве. Педагог, композитор, исполнитель. Заслуженный работник культуры РСФСР (1971).
     Окончил в 1948 Музыкальное училище им. Октябрьской революции (класс баяна П. Н. Шашкина, Г. Т. Тышкевича), в 1953 — факультет народных инструментов (класс баяна С. П. Беликова, Н. Я. Чайкина), в 1956— историко-теоретико-композиторский факультет (класс композиции Т. Н. Хренникова, В. Я. Шебалина, Л. Н. Наумова) Муз.-пед. институт им. Гнесиных.
     В 1941—1943 — артист-баянист фронтовой бригады при ВГКО и фронтового Молодежно-комсомольского театра при ВТО, в 1948—баянист хореографического ансамбля «Березка». Преподаватель по классу баяна в 1951 — в детской муз. школе и веч. муз. школе Ленинградского района Москвы, в 1955—1974 —в Муз. училище им. Гнесиных. В 1953—1955 — руководитель отдела народных инструментов при методическом кабинете Управления культуры Мосгорисполкома. В 1974—1979— заведующий кафедрой баяна и аккордеона Московского института культуры. Одновременно преподаватель по классу баяна Муз.-пед. института им. Гнесиных (1959, 1967). С 1979 — директор детской муз. школы № 23 Москвы.
     С концертной группой выезжал на гастроли в Венгрию, Чехословакию, Австрию. В составе трио баянистов (с А. Сурковым и Л. Гавриловым.) участвовал в концертах Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште...

1.2      (от латин. слова varius, различный). — Вариацией, т. е. изменением, или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которого мелодия видоизменяется, не теряя при этом своих характерных очертаний. В., по отношению к мелодии, можно сравнить с мимикой, благодаря которой лицо, прежде находившееся в спокойном состоянии, получает всевозможные выражения. Приемы В. встречаются в очень многих музыкальных сочинениях, как средство украшения или видоизменения мелодии, ради разнообразия при ее повторении. Тема не должна быть обширна; форма ее — период или двухколенный склад. При этом необходимо характерное и ясное мелодическое очертание; сопровождение темы должно быть несложно. Тему следует писать так, чтобы слушатель мог ее легко запомнить. Чем меньше тема, тем вариаций больше. Средства В. следующие: гармоническая фигурация, мелодическая фигурация, перемена гармонизации, перемена наклонения, перемена ритма, темпа.

Обсудить строение предложения, фразы, мотива.

1.3 Особое внимание надо уделить фактуре изложения материала – в данном случае есть голос (мелодия) и аккомпанемент (сопровождение).Опираясь на указания автора Con moto мы понимаем, что штрих аккомпанемента будет staccato с обязательной опорой на сильную долю, тем самым указывая на своеобразие данной песни – плясовая! В дальнейшем, чтобы сдвинуть темп пьесы мы будем мыслить широкими фразами,  и опора будет одна на 4 такта.

Тональный план – самое обычное сочетание S-T-D-T в мажоре и переход в параллельный минор (частушечный, плясовой наигрыш), ведь каждая песня имеет отношение к какому-либо бытовому моменту.

 Ровное и чёткое движение восьмых в аккомпанементе даёт моторность и движение пьесе. Пунктир в теме подчёркивает смысловую выразительность происходящего - возле речки! Возле мосту!. Откуда же берётся акцентированная вторая доля в миноре? Ответ следует из текста песни, где можно обратить внимание на диалект – шелковАя, муравАя, зеленАя, бЫстру, воспомЯнешь, раным – ранЁшенько…

Особенности интонирования: поступенное развёртывание или скачки; восходящее или нисходящее движение; направленность внутрифразовых мелодических тяготений. Можно обратить внимание на простоту интервалов – консонансы терций, секст и повелительных октав (можно провести в терциях аналогию с символикой Баха  - символ слёз!).Можно отметить небольшой секвенционный оборот вверх и постоянные призывы или восклицания в окончании предложений (скачок в кварту вверх).

Понять текст нам помогает система художественных (образных) знаков:

1.Эмоциональные

        1.1 голосовые -  выразительные, песенные, декламационные, трепетные, величавые, восклицательные. (Кварта – восклицание, призыв. Квинта, октава – повелительные; секунда вниз – молящие;)

        1.2 ритмические (моторные) – объединяют знаки, связанные с движением. (уверенная, чёткая поступь, ковыляющий шаг, скачущий ритм, стремительный, несущийся )

2. Предметные – существуют в музыке в качестве косвенных отражений (напр.: имитация движущегося поезда, залп орудий, маршеобразные движения, щебетание птиц)

3. Понятийные – они ассоциируются с немузыкальными явлениями т.е: название произведений, поэтические тексты вокальных произведений, не играемый  текст над строками в нотах (величаво, задушевно, сдержанно и т.д.)

1.4                  Русская народная песня

1.Возле речки, возле мосту 2р.                                2.Трава росла шелковая 2р.

Возле речки, возле мосту Трава росла,                        Шелковая, муровая, зеленая.

                        

3.Уж я в три косы косила 2р.                                4.Ради гостя, ради друга 2р.

Уж я в три косы косила ради гостя,                        Ради гостя, ради друга дорогаго.

5.Слышит-ноет мое сердце 2р.                        6.Что задумал, моя радость 2р.

Слышит-ноет моё сердце ретивое,                Что задумал, моя радость, друг,жениться

7.Он не хочет со мной бедной 2р.                8.Как поедешь, душа-радость 2р.

Он не хочет со мной бедною водиться.                Как поедешь, душа-радость, друг,венчаться                венчаться,

9.Заезжай ко мне, девице 2р.                        10.Неравно, моя надежда 2р.

Заезжай ко мне, девице, ты проститься;                Неравно, моя надежда, что случится:

11.Через реченьку поедешь 2р.                        12.Через быстру понесешься 2р.

Через реченьку поедешь, друг, - потонешь.        Через быстру понесешься, - захлебнешься.

13.Про меня, красну девицу 2р.                        14.Какова-то я, девица 2р.

Про меня, красну девицу, воспомянешь,                Какова я в красных девушках бывала,

15.Поутру раным-раненько 2р.                        16.На босу ногу башмачки 2р.

Поутру раным-ранешенько вставала,                На босу ногу башмачки надевала,

17.И на плечики салопчик 2р.                        18.На головушку платочек,

На головушку платочек повязала,                И на плечики салопчик накидала,

19.Встретить гостя дорогаго 2р.                1.Возле речки, возле мосту 2р.

Встретить гостя дорогаго поспешала.                Возле речки, возле мосту Трава росла,

Р.н.п.- это текст, слово которого является носителем русской культуры. Зачастую используется не литературный язык, а бытовая речь (подчёркнутые слова), т.о. можно по тексту определить территориальность и диалект. Изучая и сохраняя традиции русского народа, развиваются межкультурные коммуникации. Человек другой веры не чувствует себя ущемлённым - он приобщается к русской культуре.

1.5 Анализ нотного текста произведения, отражающего ритмический рисунок, звуковысотность и другие элементы музыкальной речи, позволяем учащемуся  в известной степени «услышать» материал, наметить места смены меха и аппликатуру. После анализа нотный текст проигрывается на инструменте. Это помогает исполнителю «схватить» произведение, подтвердить предварительно полученные в результате анализа представления (на основе реального звучания). Практически ощутить намеченную аппликатуру, места для смены меха и, как результат – наметить общий план работы над пьесой.

Смотреть музыку всегда  надо в связи с эпохой!

Искать образные знаки!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ музыкального произведения

как правильно сделать анализ музыкального произведения с детьми, на уроках музыки...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...

Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов

Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся п...

Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"

Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"...

Схема анализа музыкального произведения

Схема анализа музыкального произведения в таблице...

Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано.

Одновременно с подготовкой слуховых, зрительных и двигательных навыков практикуется и целостное прочтение текста с листа. Оно обеспечивается предварительным просмотром фактуры произведения, направленн...