Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.
материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Анжелика Козловская

Использования различных технологий на уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_izo2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.

   Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

        -развивающее обучение;

        -проблемное обучение;

        -разноуровневое обучение;

        -коллективную систему обучения;

        -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

        -исследовательские методы в обучении;

        -проектные методы обучения;

        -технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

        -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

        -информационно-коммуникационные технологии;

        -здоровьесберегающие технологии и др.

      Каждый педагог – творец технологии, даже если заимствует методы. Создание технологии невозможно без творчества. Педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, использует оригинальные методические приемы, разрабатывает «авторские» технологии. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Но как быть, когда речь идет о художественно - творческом процессе обучения, какие технологии и приемы использовать? Какие технологии могут лучшим образом развить изобразительную деятельность учащихся? Ведь на протяжении многих лет учащиеся делятся на несколько категорий: первая на тех, кто любит и может рисовать; вторая на тех, кто любит, но не получается; третья на тех, кто не может, но хочет научиться; четвертая на тех, кто не может и из-за этого не любит рисовать; пятая на тех, кто может, но серьезно не занимается или не развивается. Вопрос непростой. Такое непростое отношение к себе и к предмету, современные педагогические технологии призваны изменить в более положительные результаты работы.

   Именно сегодня работая над проблемой развития творческих способностей воспитанников на уроках изобразительного искусства, значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность воспитанников. При организации художественно - творческого, развивающего обучения необходимо создать определенную среду, которая должна стимулировать, подпитывать воображение и фантазию детей. Для творчества необходимы: внутренняя мотивация, страстное желание, новизна, ценность того, что получается. Творческая мысль – это прозрение открывающее верное решение. Педагогу- художнику необходимо помнить, что никакая технология не заменит эмоциональное общение с учащимися, творческое взаимодействие с ребенком и произведениями искусства, но технология может помочь педагогическому общению на занятиях изобразительным искусством, сделать его более разнообразным, вариативным, насыщенным по содержанию.

      Передача художественной информации возможна лишь при тщательном отборе и нахождении точного места в той или иной технологии. Прежде всего необходимо создать условия эмоционального сопереживания, воспринимающего тому материалу, который он получает, общаясь с педагогом и произведениями искусства. Педагог –художник не просто сообщает информацию, он является организатором различных видов деятельности, помогает выбрать решение, проследить процесс, помогает учащимся выразить своё отношение к действительности и к искусству в изобразительной форме.

   В своей небольшой практике (2 года работы в общеобразовательной школе) я использую технологию диалога. Общение педагога и учащихся строится на основе диалога. В процессе диалога они обмениваются мнениями, получают информацию, высказывают свою позицию, в результате чего образуется смысловое поле, помогающее решать поставленные задачи. В построении диалога происходит зарождение проблемной ситуации, разрешение которой, создает эмоциональное сопереживание, увлекая в мир изобразительного искусства. Диалоговые технологии применяю в процессе обсуждения, наблюдения, в процессе изображения, при рефлексии, обсуждении собственных работ и работ одноклассников. Во время диалога можно выявить затаенные способности учащихся, узнать конструкцию мышления, сблизиться эмоционально и мысленно. Этой технологии уделяется очень много внимания и потому, что параллельно диалогу используется педагогическое рисование. Оно является средством активизации учебного процесса на уроках изобразительного искусства. Специфика урока изобразительного искусства заключается в перестройке зрительного восприятия на изобразительную деятельность. Значение педагогического рисования огромно в развитии зрительной памяти учащихся и приобретении ими практических навыков. Мастер - класс без которого порой трудно понять как же правильно рисовать. Активность учащихся проявляется в творческой самостоятельности.  Ребенок выражает свою мысль через изображение в практической деятельности (в рисунке), при этом педагог продолжает сопровождать интерес учащегося, его самостоятельное мышление, активизирует желание глубокого изучения изобразительного искусства.

      На уроках изобразительного искусства  я применяю гуманитарные технологии, как способ активизации мышления и деятельности учащихся. Для создания эмоциональной среды использую следующие технологии «проблемная ситуация», «конструкция для подсказок», «технология критического мышления», «применение правил», «диагностика», «генерация идей», «формирование понятий».

 В своей работе постепенно начинаю использовать и такие технологии как экскурсии, беседы об изобразительном искусстве, дидактические игры, приемы перевоплощения, написание мини-сочинений, работа над проектом, личностно – ориентированные технологии  стоят в моей работе на главном месте. Ведь реализация  природных потенциалов личности обучаемого - залог развития её творческих способностей .       

   Придерживаюсь следующих принципов педагогической техники:

 • свобода выбора;

• открытость;

• деятельность;

• идеальность (высокий КПД);

 • обратная связь.

    Лучший урок - это урок на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации, а дети создают свои лучшие произведения.

   

Список используемой литературы.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. Пособие СПб.: Изд-во ФГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 21.

Изобразительное искусство и художественный труд 1-4кл.: Кн. Для учителя/ Б.Н. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В.Гросул и др.- М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализац...

Здоровьесберегающие технологии на уроке изобразительного искусства в 1 классе.

Урок на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроке изобразительного искусства в 1 классе" Цель урока: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, лю...

здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является здоровье сбережение школьников. Каждый педагог старается применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии....

Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках изобразительного искусства"

Здоровье надо рассматривать не только в биологическом, но и социальном аспекте, то есть здоровье – «состояние телесного, душевного и социального благополучия»....

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции

Активность обучающихся, как одна из важнейших условий для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях изобразительным искусством. Для активной творческой ...