Методы и формы внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной инклюзивной школе
статья по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Комерсантова Татьяна Степановна

В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями, таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями, ведь совместное (инклюзивное) обучениепризнано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_29.08.19.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной инклюзивной школе

Комерсантова Татьяна Степановна

учитель высшей категории

МБОУ Школа № 24 г. о. Самара

              В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями, таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями, ведь совместное (инклюзивное) обучение

признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании любого ребенка является занятие изобразительной деятельностью. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей.

Особенно значимыми занятия изобразительной деятельностью являются для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с ОВЗ, способствуют формированию эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации «особого» ребенка.

 Внеурочная деятельность по изо играет важную роль в инклюзивных образовательных учреждениях, так как именно благоприятная дружеская атмосфера кружка, психологическая комфортность образования способствует социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Без позитивной эмоциональной атмосферы учеба вряд ли пойдет хорошо.

На своих внеурочных занятиях по изо я исключаю любую дискриминацию и обеспечиваю равное отношение ко всем ученикам, но создаю особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивные подходы поддерживают таких детей в обучении и достижении успеха, что даёт шансы и возможности для лучшей жизни.

Во внеурочной работе с детьми, организуя их свободное время, опора идет на сотрудничество с семьей. Для детей и родителей я провожу:

  • Дни открытых дверей;
  • Встречи с узкими специалистами;
  • Участие родителей в совместных с детьми праздниках, развлечениях, экскурсиях

Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.

При организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству в инклюзивном классе начальной школы я придерживаюсь определённых требований:

1. Занятие должно иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

3. Занятие в классе, где есть дети с ОВЗ, должно предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

4. Одно из основных требований к занятию – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использовать только в середине занятия;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

В соответствии с принципом наглядности, мне необходимо преподнести учащимся материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными, конкретными, ясными.

           В педагогике существует достаточно большое количество классификаций методов обучения. в своей работе в инклюзивных классах я опираюсь на классификацию К.Ю.Бабанского.

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• 
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению, на внеурочных занятиях использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Ситуации успеха поощряют промежуточные действия учащегося путем похвалы и подбадривания его на новую деятельность.

Игровые методы  гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Напомним основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:

Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на занятии по изо.

Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

Фронтальное обучение всего класса.

Одной из наиболее любимой мной форм работы с «особенными детьми» является коллективная форма работы, с моей точки зрения, как наиболее приемлемая. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно, от начала до конца выполнить даже небольшую по объёму работу, для них это представляет определённую трудность. «Особенным детям» легче работать в группе. Кроме того, коллективная работа полезна для развития социальных мотивов. В ней воспитанники учатся взаимодействовать, сотрудничать, быть терпимыми друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей.

Допустимые формы внеурочной деятельности по изо в инклюзивном классе:

-применение нетрадиционных форм проведения занятий (экскурсия, викторина, выставка, пленэр, ...);

-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);

-использование различных форм работы (групповые, парные, коллективные...);

-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий…);

-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;

-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…)

Нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на индивидуальный уровень развития ребенка. Полученные знания помогают ему чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Весёлая палитра» для учащихся 1-х классов

Программа работы кружка изобразительного искусства «Веселая палитра» для внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...

Тема: «В мире животных. Изображение мышки» методическая разработка для внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Методическая разработка для внеурочной деятельности по изобразительному искусству 1-2 классов. Поэтапная прорисовка мышки, с стихами и практической работой....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»

Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....

Конспект внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Конспект   внеурочной деятельности по изобразительному искусству.Тема урока: Выражение характера человека в изображении. Женский образрусских сказок.Класс: 1Учитель: Ганеева Е.С.Цели занятия...