Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Мастерская умелых ручек"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Бабайцева Ирина Юрьевна

  Рабочая программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Мастерская умелых ручек»   разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2011г.(Стандарты второго поколения).

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что сочетание  репродуктивного,  продуктивного  и  творческого  метода  в  реализации  программы  помогает  раскрытию  творческих  способностей  ребенка,  развивает его интерес. Методы  обучения  направлены  на  то, чтобы  предлагаемая  программа  возникла  в  сознании  ребенка  как  придуманная  им  самим, тогда у  него  появляется  возможность  ставить (выбирать) цель, принимать  решение  и  намечать  план  действий  для  достижения  цели, а  в  определенный  момент  оценить  результаты  своих  действий. Связь  изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).  Рабочая программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Мастерская умелых ручек»   разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2011г.(Стандарты второго поколения).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_umelyh_ruchek.docx129.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 города Белорецка муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

                                                 

Рабочая программа

по курсу  внеурочной  деятельности педагога

Бабайцевой И.Ю.,

учителя первой категории

«Мастерская умелых ручек»

начального общего образования

для 4 Б класса на 2019/2020 учебный год

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

  Рабочая программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Мастерская умелых ручек»   разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Мастерская умелых ручек». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2011г.(Стандарты второго поколения).

Отличительной особенностью данной программы является то, что сочетание  репродуктивного,  продуктивного  и  творческого  метода  в  реализации  программы  помогает  раскрытию  творческих  способностей  ребенка,  развивает его интерес. Методы  обучения  направлены  на  то, чтобы  предлагаемая  программа  возникла  в  сознании  ребенка  как  придуманная  им  самим, тогда у  него  появляется  возможность  ставить (выбирать) цель, принимать  решение  и  намечать  план  действий  для  достижения  цели, а  в  определенный  момент  оценить  результаты  своих  действий. Связь  изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

Новизна,актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

  Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

 Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важное направление в содержании программы «Мастерская умелых ручек» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Мастерская умелых ручек» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся

Цель программы  состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного  искусства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Учебные задачи программы:

развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством;

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего

-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

 Творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Возраст детей – 7-11 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года

Программа «Мастерская умелых ручек» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 35 часов в год - 2-4 классы

Формы и режим занятий

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

  • Беседа
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

 Практические занятия

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- учебно – познавательный интерес к   изобразительному искусству;

- толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций

- навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

 -адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

 -навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства,  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий изобразительным искусством  у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

 -понимать образную сущность искусства;

  -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

 -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Учащиеся должны знать:

    - Материалы и приспособления, применяемые в работе художника, разнообразие техник;

    - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

     - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

  - историю возникновения  и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;

    -  виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

 -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

Учащиеся должны уметь

 -наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

  -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

 -пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

  -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

-понимать культурные традиции;

  -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

         - сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

 -добывать необходимую информацию (устную и графическую).

 - анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;

            - определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни.

2. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в  обсуждении содержания  и  выразительных  средств произведений  искусства.

3. Активное  использование  языка ИЗО и различных  художественных  материалов  для  освоения  содержания  разных  учебных предметов.

4. Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием.

5. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  художественно – творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла.

6. Эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям).

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на занятии.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

7. Толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.

 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в книгах (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Выразительно читать и пересказывать текст.

4. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

2 класс

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 1. Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

2. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

 3. Учиться планировать свою деятельность на занятии.

4. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

6. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

2. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Выразительно читать и пересказывать текст.

4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

5. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

1. Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

6. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

4 класс

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 1. Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

6. Учиться уважительно относиться к позиции другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Учащиеся первого года обучения научатся

Учащиеся первого года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Начальным представлениям об основах живописи.

2. Умениям получать цветовое пятно, изучат основные, тёплые и холодные цвета, контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Раздел «Живопись»

1. Приёмам получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры.

2. Изображению пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Раздел «Графика»

1. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

2. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике.

3. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Раздел «Графика»

1. Изображению трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Раздел «Скульптура»

1. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином.

2. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Раздел «Скульптура»

1. Лепке отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Раздел «Аппликация»

1. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

2. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.

3. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.

4. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.

4. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Раздел «Аппликация»                                                                         1. Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Раздел «Бумажная пластика»

1. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также "сминание" бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного "сминания" бумаги с целью получения заданного образа.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Изображению уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Изображению уголков природы.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся

определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Анализировать творческие работы.

2 КЛАСС

Учащиеся второго года обучения научатся

Учащиеся второго года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов.

2. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской).

3. Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети познакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Раздел «Живопись»

1. Изображению пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей

Раздел «Графика»

1. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий).

2. Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий.

3. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях.

4. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами.

5. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Раздел «Графика»

1. Изображению животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Раздел «Скульптура»

1. Развитие навыка использования основных приёмов работы ("защипление", "заминание", "вдавливание" и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином.

2. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Раздел «Скульптура»

1. Лепке листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Раздел «Аппликация»

1. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм.

2. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Раздел «Аппликация»

1. Изображению пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка.

2. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Изображению природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Изображению домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

3 КЛАСС

Учащиеся третьего года обучения научатся

Учащиеся третьего года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар.

2. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Раздел «Живопись»

1. Изображению с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Раздел «Графика»

1. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник.

2. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью».

3. Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.).

4. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Раздел «Графика»

1. Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Раздел «Скульптура»

1. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без "долепливания" отдельных частей.       2. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека.                  3. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Раздел «Скульптура»

1. Лепке лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Раздел «Аппликация»

1. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций.

2.Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы.

3. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Раздел «Аппликация»

1. Изображению натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов "сминания"," закручивания", "надрезания".

2. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы "сминания" бумаги.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.

2. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Декоративной росписи камней; нахождению в камнях образа с последующей дорисовкой.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии.

4 КЛАСС

Учащиеся четвёртого года обучения научатся

Учащиеся четвёртого года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном.

2. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Раздел «Живопись»

1. Изображению сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

 

Раздел «Графика»

1. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста.

2. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях).

3. Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.

4. Закрепление способов работы в печатных техниках.

5. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

 

Раздел «Графика»

1. Изображению цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

 

Раздел «Скульптура»                                                                                                         1. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении.                                       2. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Раздел «Скульптура»                                                                      1. Нахождению образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Раздел «Аппликация»

1. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.

2. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы.

3. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Раздел «Аппликация»

1. Изображению пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов "сминания", "закручивания", "надрезания бумаги".

2. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы "сминания бумаги".

Раздел «Бумажная пластика»

1.  Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Оформлению уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов.

2. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. В процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

Содержание курса внеурочной деятельности.

  1. Живопись

Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

  1. Графика

Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей

Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3.        Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

  1. Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

6.        Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Тематическое планирование

№ п/п

 

Темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

всего

1

Живопись

10

11

11

12

44

2

Графика

9

10

10

11

40

3

Скульптура

3

3

4

4

15

4

Аппликация

4

4

4

4

16

5

Бумажная
пластика

3

3

2

1

9

6

Работа
с природными материалами

3

3

3

2

11

7

Организация
и обсуждение выставки детских работ

1

1

1

1

4

 

 

33

35

35

35

138

Наименование разделов. тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 год обучения

Живопись

10

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

 Овладевать первичными навыками изображения на плоскости.

 Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частному.

Графика

9

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Скульптура

3

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином (глиной). Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Аппликация

4

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с тканью, из которой составляется орнамент, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.

Бумажная пластика

3

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее

Работа с природными материалами

3

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Определять наиболее удачные произведения, объяснять, чем они нравятся

2 год обучения

Живопись

11

Овладевать первичными живописными навыками Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона Осваивать способ насыщения цвета серой краской Создавать живописными материалами пейзажи

Графика

10

Осваивать выразительность графической неразомкнутой линии, развивать динамику руки . Расширять представления о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжать осваивать разный нажим на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Познакомить с графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Развивать навыки работы с цветными карандашами. Закреплять представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа

Скульптура

3

Овладевать навыками использования приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Изучать приемы передачи в объёмной форме.

Аппликация

4

Осваивать технику обрывной аппликации, правила работы с ножницами, использовать прием симметрии, создавать композицию по образцу или собственному замыслу.

Бумажная пластика

3

Использовать приемы силуэтного вырезания формы Осваивать способ получения объёма с помощью бумаги.

Работа с природными материалами

3

Осваивать приемы соединения природных материалов с помощью пластилина. Составлять композицию из природных материалов.

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Обсуждать достигнутые результаты. Высказывать свою точку зрения.

3 год обучения

Живопись

11

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Осваивать художественные приемы подмалевок. Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами.

Графика

10

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами. Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом.  Использовать два и более выразительных средств  для создания образа.

Скульптура

4

Сравнивать, закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами. Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс.

Аппликация

4

Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации. Создавать образ с помощью ритма.  Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности.

Бумажная пластика

2

Использовать навыки работы с белой бумагой. Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания. Оценивать работу.

Работа с природными материалами

3

Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм) Разрисовывать камни в живописной манере.

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Обсуждать достигнутые результаты.  Высказывать свою точку зрения.

4 год обучения

Живопись

12

Освоение навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов.

Графика

11

Использовать знакомые приемы работы.  Выполнять творческие задания на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Осваивать новые графические материалы. Решать задачи на передачу игры света.

Скульптура

4

Овладевать приемами работы над рельефом.  Выполнять поиск образа в мятом куске мягкого пластилина.

Аппликация

4

Овладевать новыми приемами работы с шерстяными нитками, засушенными листьями. Создавать изделия. Делать выводы.

Бумажная пластика

1

Осваивать приемы работы с белой бумагой . Совершенствовать приемы сминания, закручивания, надрезания.  Проводить оценку этапов работы.

Работа с природными материалами

2

Выполнять тематические задания на заданные темы. Развивать моторику пальцев

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Обсуждать достигнутые результаты. Высказывать свои суждения.

Календарно – тематическое планирование  1 класс

№ п\п

               Темы

Количество часов

Дата проведения

По плану

Факт

Живопись

10

1

Начальные представления об основах живописи.                    

1

2-3

Практическая работа Освоение приемов получения живописного пятна. Изображение пейзажа.

2

4-5

Практическая работа. Изображение сказочных животных.

2

6-7

Практическая работа. Изображение птиц.

2

8

Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от  характера его насыщения белой или черной краской.

1

9

Практическая работа. Изображение растений.

1

10

Практическая работа. Изображение трав.

1

Графика.

9

11

Знакомство с выразительными средствами графики. Выразительность линии.

1

12

Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен.

1

13

Практическая работа Изображение деревьев.

1

14

Варианты создания тонового пятна в графике Практическая работа Изображение веток.

1

15

Ознакомление с вариантами работы с фломастерами. Практическая работа. Изображение объектов природы.

1

16

Ознакомление с вариантами работы с цветными карандашами и фломастерами.  Практическая работа. Изображение объектов быта.

1

17-18

Практическая работа. Изображение насекомых.

2

19

Практическая работа. Изображение тканей.

1

Скульптура.

3

20

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки-глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

1

21

Практическая работа. Лепка отдельных фруктов, овощей.

1

22

Практическая работа. Лепка птиц.

1

Аппликация

4

23

Знакомство с техникой обрывной аппликации .

1

24

Практическая работа. Изучение выразительности готовых цветочных эталонов.

1

25

Практическая работа. Создание простых композиций. Работа с засушенными цветами, листьями, травами.

1

26

Знакомство с техникой « вырезанная аппликация».

1

Бумажная пластика

3

27

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей.

1

28

Практическая работа. Изображение уголка парка.

1

29

Практическая работа. Изображение детских горок.

1

Работа с природными материалами.

3

30

Работа с природными материалами.

1

31-32

Изображение уголков природы.

2

33

Выставка

 детских работ.

1

Итого

Календарно -тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

        Живопись (11 часов)

Игра с красками. Основные цвета.

1

Тёплые цвета

1

Холодные цвета.

1

Осенняя грусть (пейзаж).

1

Натюрморт «Цветы».

1

 Рисуем деревья (сказочные образы).

1

Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.

1

Композиция «Зимние игры, забавы».

1

Изображение животных, птиц.

1

 Насыщение цветового пятна чёрным цветом.

1

Первоцвет.

1

                Графика (10 часов)

Упражнения (штрихи).

1

Объёмные предметы (простой карандаш).

1

Поздняя осень (пейзаж).

1

Зарисовки птиц (фломастеры).

1

Упражнения (штрихи).

1

Техника «Чёрный фломастер» лес.

1

Техника «Восковой мелок и акварель» узоры.

1

Граттаж «Сказочный замок»

1

Изображение животных (восковые мелки).

1

Весенние ручейки (цветные карандаши).

1

Скульптура (3 часа)

Лепка собаки.

1

Объёмная лепка транспорт.

1

Рельеф. Орнамент из глины.

1

Аппликация (4 часа)

Аппликация «Зимний пейзаж».

1

Объёмная аппликация из бумажных комков.

1

Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт».

1

 Аппликация из ткани.

1

Бумажная пластика (3 часа)

Дерево из мятой бумаги.

1

Композиция из мятой бумаги «Опушка леса».

1

Силуэты героев сказок Пушкина

1

Работа с природным материалом (3  часа)

  1. 33

Аппликация из семян клёна «корзина»

2

34

Рыбки из грецких орехов

1

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

35

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Календарно -тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часово

Характеристика основной деятельности ученика

Сроки проведения

По плану

Фактически

Примечания

Живопись (11 часов)

Смешанные цвета и их особенности.

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветовых пятен.

Осеннее настроение.

1

Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека

Образ дерева

1

Передача характера различных видов деревьев

Родственные цвета.

1

Составление композиции «Зеленный лягушонок в зеленом болоте».

Контрастные цвета. Зонтики.

1

Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.

Зарисовка фруктов и овощей.

1

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Зарисовка вазы с веточками рябины

1

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Живописные техники.

1

Изучение способов наложения красок  по сырому или просохшему листу.

«Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования.

1

Знакомство с приемом тампования. Составление композиции.

Изображение доброго и злого сказочного образа

1

Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека

Живописный прием подмалевок. «Зимняя красавица».

1

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

Графика (10 часов)

Техника рисования цветным карандашом и фломастером.

1

Работа в технике рисования цветным карандашом и фломастером.

Линия в пространстве

1

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа.

Рисунок шара.

1

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока.

Рисунок куба.

1

Линейно-конструктивное построение куба.

Эскизный набросок домика.

Техника печати «сухой кистью»

1

Изображение животных и кроны деревьев на картоне

Создание графических образов. Зарисовка.

1

Работа гелевой ручкой. Изображение цветов – астр.

Рисование без отрыва от плоскости.

1

Изображение животных и крон деревьев на картоне

Штриховка. «Идет дождь»

1

Применение в рисунке разных выразительных средств (линия, штрих).

Зимний сад

1

Упражнения по прорисовке перспективного сокращения объемных предметов.

Создание графических образов

1

Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий.

Скульптура (4 часа)

Наши друзья – животные.

1

Знакомство со способами и правилами работы с пластилином скатывание, сплющивание, вытягивание).

Птицы в полёте.

1

Лепка птиц. Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

Коллективная  работа «Разноцветный зоопарк»              

1

Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных  

Брошь из массы для лепки.

1

Лепка декоративного украшения

Аппликация (4 часа)

Использование фломастеров в аппликации «Замок».

1

Понятие аппликация, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Использование фломастеров в аппликации

Декоративная аппликация «Веер»

1

Основы композиционного решения, разметка деталей, этапы выполнения.

Работа над сюжетной аппликацией «Букет сирени».

1

Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы.

Аппликация «Чаепитие»

1

Понятия (объёмная аппликация), создание композиции на заданную тему. Свойство бумаги (сминание, скручивание).

Бумажная пластика (2 часа)

Балерина в пачке.

1

Освоение  приемов художественной обработки бумаги.

Панно «Бал во дворце»

1

Освоение техники  работы с бумагой.

Работа с природным материалом (3  часа)

Найди свой образ

1

Нахождение  в камнях образа с последующей дорисовкой

  1. 34

Флористическая композиция «Сказочная поляна»

2

Сравнение свойств различных природных материалов: листьев, шишек, желудей, каштанов. Составление композиции.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

35

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подведение  итогов работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

Календарно -тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы  учебного

времени

Характеристика основной деятельности ученика

Сроки проведения

По плану

Фактически

Примечания

Живопись (12 часов)

Основные законы живописи.

1

Представление законах  живописи.  Заочная экскурсия в картинную галерею. Виды жанров живописи.

6.09

Цветовой спектр.

1

Беседа. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Разнообразие цвета, светлота, насыщенность.

13.09

Красоту нужно уметь замечать. Монотипия.

1

Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой монотипии.

20.09

Выполнение упражнений  «Цветные тени»

1

Изображение цветового этюда с

различным цветовым решением.

27.09

«Прощай осень».

1

Знакомство с  композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.

Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.

Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.

4.10

Герой рнародной сказки

1

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное, композиционный центр.

11.10

Колективное панно «Павлин»

Знакомство с законами  построения орнаментов: симметрией, чередование элементов. Создание декоративного панно.         

18.10

Законы композиции. Композиционный центр.

1

Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.

25.10

Свет, тень, оттенок.

1

Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных  цветах, понятие «цветовой контраст». 

8.11

 «История из предметов»

1

Составление композиции. Пере-

дача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

15.11

Скатерть самобранка

1

Развитие композиционного мышления и воображения. Создание декоративного панно.

22.11

«Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования.

1

Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)

29.11

Графика (11 часов)

Выразительные средства графики.

1

Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.

Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.

6.12

Приемы работы с мелом.

1

  1. Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

13.12

Космический пейзаж.

1

Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.

20.12

Приемы работы с углем и сангиной.

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

27.12

В зоопарке.

1

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы.  Деление целого на части.

Книжная графика.

1

Знакомство с книжной графикой. Анализ, сравнение книжной графики со станковой.

Иллюстрация к сказке

1

Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка.

Шрифт. Буквица.

1

Знакомство с понятием шрифти его составными элементами. Выполнение  эскиза буквицы.

Приемы работы гелевой ручкой.

1

Знакомство с индивидуальнымиособенностями художественных материалов.

Ветка сакуры.

1

Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике гелевая ручка.

Пришелец из далекой галлактики.

1

Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике гелевая ручка.        

Скульптура (4 часа)

Лепка колокольчика.

1

Знакомство с выразительными возможностями материала для лепки — глины.

Лепка лошади.

1

Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Лепка на картоне сказочного героя

1

 Освоение приемов объёмной, плоскостной  работы с пластилином.

Рельеф «Маска»

1

 Освоение приемов объёмной, плоскостной  работы с пластилином.

Аппликация (4 часа)

Аппликация «Родные просторы» из листьев.

1

Создание небольших пейзажей из природных материалов.

Объемная аппликация. Сова

1

Освоение приемов объёмной аппликацией.

Аппликация «Сказочный сад».

1

Беседа о технике «вырезанная аппликация».

Аппликация из ткани  «Ковер» (коллективная работа)

1

Освоение приемов аппликации из ткани. Ознакомление с условиями коллективного творчества.

Бумажная пластика (1 час)

Балерина в пачке.

1

Трансформация плоского листа бумаги и освоение его возможностей.

Работа с природным материалом (2  час)

  1. 34

Проект «Уголок природы»

2

Создание небольших объёмных пейзажей из природных материалов.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

35

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Нормативно-правовая база:

  1.  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»  - М., 2012  (№ 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г)
  2. Республиканский Закон «Об образовании в Республике Башкортостан». – Уфа, 2013 (№ 696-з от 1.07.2013 года)
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821-10. М., 2010. (Минюст РФ N 19993 от 3.04.2011 г.)
  4.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р)
  6. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные  программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);Письмо Минобрнауки РФ  от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  7. Приказ Министерства просвещения  РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
  9. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 г.
  10. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2012.
  11. Положение о рабочей программе МОБУ СОШ № 20 приказ № 415 от 23.11.2016г.
  12. Устав МОБУ СОШ № 20

  1. Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2005 г.
  2. Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2005 г.
  3. Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2005 г.
  4. Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2005 г.
  5. Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2005 г.
  6. Нина Соколова-Кубей «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2008 г.
  7. Н. Телегина «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2008 г.
  8. И. Агапова М. Давыдова «Аппликация». «Мир книги», 2009 г.

9. «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....