РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "ПНШ" для обучающихся 1-4 классов по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО (пункт 19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г №373, примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство», основной общеобразовательной программы начального общего образования (приказ №96.1 от 20.07.11г), планируемых результатов освоения начального общего образования, концепции системы «Перспективная начальная школа», а так же авторская программа по изобразительному искусству И.Э. Кашекова «Программа по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 класс» -М., Академкнига/Учебник,2013. с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pnsh_izo.docx64.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для обучающихся 1-4 классов по ФГОС

                                                   Пояснительная записка

 Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО (пункт 19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г №373, примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство», основной общеобразовательной программы начального общего образования (приказ №96.1 от 20.07.11г), планируемых результатов освоения начального общего образования, концепции системы «Перспективная начальная школа», а так же авторская программа по изобразительному искусству И.Э. Кашекова «Программа по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 класс» -М., Академкнига/Учебник,2013. с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

  Цель изучения предмета:

Развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства иопыта художественно-творческой деятельности:

  воспитание визуальной культуры как части общей культурысовременного человека, интереса к изобразительному искусству;

- обогащениенравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

- развитиенравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональнойРоссии и других стран.

развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания иумения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей кэмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру;навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их ролив жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой, формированиехудожественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видаххудожественно-творческой деятельности, разными художественнымиматериалами; совершенствование эстетического вкуса.

  Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается сучетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Основные задачи:

- учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

-развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание  прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Обоснование выбора данной программы  предмета обусловлена принципиальным значениеминтеграции школьного образования в современную культуру. Программанаправлена на помощь ребенку при вхождении в современноеинформационное, социокультурное пространство, в котором сочетаютсяразнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующиечеловеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия наегодуховный мир.

 Приобщение современного человека к искусству, как вековомукультурному опыту человечества, основанному на преемственностипоколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое вхудожественных образах, значимо для его эстетического и этическоговоспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусстваиспользовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.Искусство является одной из форм познания окружающего мира.Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняети гармонизирует картину мира.

  Цель изучения предмета:

Развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства иопыта художественно-творческой деятельности:

  воспитание визуальной культуры как части общей культурысовременного человека, интереса к изобразительному искусству;

- обогащениенравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

- развитиенравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональнойРоссии и других стран.

развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания иумения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей кэмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру;навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их ролив жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой, формированиехудожественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видаххудожественно-творческой деятельности, разными художественнымиматериалами; совершенствование эстетического вкуса.

  Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается сучетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Основные задачи:

- учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

-развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Рабочая образовательная программа составлена для обучающихся в начальной школе МАОУ СОШ № 37 по УМК «Перспективная начальная школа»; класс общеобразовательный. Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Программа  по изобразительному искусству  рассчитана на 4 года.

  Общая характеристика учебного предмета«Изобразительное искусство»

В основе методики преподавания курса лежит проблемно – поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.

Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения комплексного характера, требующие применения знаний из различных разделов курса. Это стимулирует развитие познавательных способностей учащихся.

 Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающихвзаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное полеискусства и обучающих основам языка художественной выразительности.В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.

Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:

«Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучениеосновам художественной грамоты). Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности».

Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использованиеразличных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрываетразные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную,языковую и деятельностную.

Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ.Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и вхудожественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием«художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства,начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе– пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому,постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но оченьяркий и важный для него жизненный опыт.

Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоенияискусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностейкак жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники,общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений –все это становится объектом внимания больших и маленьких художников,шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в немпроисходящие.

Содержание учебного материала второго класса акцентируетосновное внимание на художественной грамоте: осознании художественногообраза – как основы и цели любого искусства, языке художественнойвыразительности пластических искусств, художественных материалах итехниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты иосмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во второмклассе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения.С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и вто же время выразительности и лаконичности художественного образа,особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием визобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор иизучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полнопередают идею – воплощение замысла.

Учащиеся начинают понимать, что для создания художественногообраза необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который поассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделатьэту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средствахудожественной выразительности изобразительных искусств – композиция,ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяютвыразительность и саму сущность художественного образа в любомпроизведении искусства.

Следующая задача обучения изобразительному искусству – научитьребенка интерпретировать художественные образы народных культур наоснове постижения их многозначности и возможностей трансформации, как 6 на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельностиреализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событийтретьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опытобщения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: чтообразы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры –они учат человека жить и побеждать неприятности.

Древние представления живут в сознании современного человека, впроизведениях разных видов искусства (изобразительное искусство,литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец).Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусствапрошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки,сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существи реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементовприроды, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики,скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Различные виды изображений: скульптурные, живописные играфические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические ифигуративные представляли знаковые и символические коды,использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохраненияи передачи информации. С помощью изображения человек научилсяостанавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись ктаким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, ксимволике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важнымиобразами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалиисимволического языка человечества.

Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры:оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизнии в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантикутрадиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых излых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу.Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этихобразов.

В содержании материала 3 класса искусство предстает как генераторкультуры, кратко рассматриваются его функции: формированиеэстетического восприятия мира; художественное познание окружающегомира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеирелигии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев;способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание.Формирование специфики городов, запечатлённой в памятникахархитектуры.

В продолжение освоения символики образов искусства учащиесязнакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений иверований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.

Художественные образы мирового искусства предстают на примереискусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионовВостока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура иприрода, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, атакже наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции.

Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культуручащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски,театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметыбыта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.).

Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтническихобразов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось напротяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мирхудожественных образов и свободно их интерпретировать в искусствелюбого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить какв устной литературной, так и в художественно-творческой форме.

Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство»

располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Программа составлена таким образом, что при возможности добавления часов из школьного компонента или благодаря интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» («Изобразительное искусство и художественный труд») за счёт вариативности заданий можно использовать программу для проведения уроков 2 часа в неделю. Программа для 1 класса рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год), для 2-4 классов по 34 часа в год (1 раз в неделю).

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания курса изобразительного искусства обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные 

Ученик научится:

  • в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное иосмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
  • в трудовой сфере: овладение основами культуры практическойработы различными материалами и инструментами для эстетическойорганизации и оформлении бытовой и производственной среды;
  • в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарнымисредствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Ученик получит возможность научиться:

  • -использовать знания в повседневной жизни;
  • -устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им  успешно решены;
  • -проявлять интерес к художественным музеям, выставкам.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • -в ценностно-ориентационной сфере: формирование активногоотношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умениевоспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другомувосприятию мира;
  • в трудовой сфере: обретение творческого опыта,предопределяющего способность к самостоятельной продуктивнойхудожественной деятельности; умение подходить эстетически к любому           виду деятельности; готовность к осознанному выбору.
  • -в познавательной сфере: развитие художественно-образногомышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;формирование способности к целостному художественному восприятиюмира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведенияискусства как основы формирования навыков коммуникации.

Ученик получит возможность научаться:

  • -анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и   жанров искусства;
  • -видеть прекрасное вокруг нас;
  • -осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • -учитывать разные мнения и интересы.

Предметные: ( к концу 1 класса)

Ученик научится:

  • Правильно сидеть за партой (столом), верно располагать лист бумаги и держать карандаш;
  • Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • Правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность ( не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • Рассказать устно описать изображение на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.п.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.), выразить свое отношение;
  •  Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • Выполнять простейшие композиции – аппликации.
  • Различать основные виды деятельности (рисунок, живопись, дизайн) и участвовать в художественной деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними.

Ученик получит возможность научиться:

  • Назвать семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый);
  • Элементарным правилам смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.)
  • Рассказывать о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и т.д.);
  • Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания в знакомых произведениях;
  • Видеть проявления прекрасного в произведениях искусства;
  • Высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях.

Предметные (к концу 2 класса)

Ученик научится:

  • Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства;
  • Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • Правильно сидеть за парой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • Использовать формат листа в соответствии с сюжетом и задачей;
  • Использовать навыки  компоновки;
  • Составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира, из геометрических форм;
  • Лепить несложные объекты;
  • Составлять аппликационные композиции из разных материалов.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
  • Использовать палитру в работе;
  • Работать акварельными и гуашевыми красками;
  • Смешивать краски и получать соответствующие цвета;
  • Работать в малых группах.

Предметные (к концу 3 класса)

Ученик   научится:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т. д.);
  • правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно - оранжевого и желто - оранжевого,  желто -зеленого и сине - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.
  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции – аппликация.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
  • новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
  •  разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
  •  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
  • выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
  • использовать элементарные приемы изображения пространства;
  • передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

Предметные (к концу 4 класса)

Ученик   научится:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  •  знать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств;
  •  понимать образную природу искусства;
  •  Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
  •  применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  •  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  •  умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  •  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  •  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  •  изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  •  умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  •  умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  •  выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  •  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
  • понимать образную природу искусства;
  • давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
  • воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности.
  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
  •                       2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 класс (33 часа)

Мой дом в искусстве (15 часов)

Рисование по памяти и по представлению несложных по строению и и простых по очертанию предметов. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, пытаться передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображенных предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания:«Дом, в котором я живу»; «Моя мама»;«Семья – «семь – я»;«Семья за обедом»; «Красна изба пирогами»;«Мои игрушки»; «Мои книжки»; «Одежда»; «Мебель»; «Животные у нас дома»; «Все дома»; «Отдых семьей» (рисование по памяти и представлению, включая и наброски).

Ученик научится:

  • Сравнивать предметы, находить в них общие черты
  • Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • Правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

Ученик получит возможность научиться:

  • Использовать палитру в работе;
  • Работать акварельными и гуашевыми краски.

Мои друзья всегда со мной (6 часов)

Знакомство с картинами художников (В.Серов, З. Серебрякова, А.Пластов и др.) Рассмотрение вариантов оформления поздравительных открыток.

Примерные задания: «Мой самый лучший друг»; «Мы вместе учимся и играем»; «Мы мечтаем»; «День рождения друга»; «Четвероногий друг»; «Праздник с друзьями».

Ученик научится:

  • Использовать навыки компоновки
  • Соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии.

Ученик получит возможность научиться:

  • Использовать палитру в работе;
  • Работать акварельными красками

Природа - лучший учитель художника (10 часов)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Правильное размещение изображение на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета объектов.

Примерные задания: «Природа Земли»; «Посмотри на небо»; «Поля, луга, поляны»; «Море и горы»; «Деревья»; «Насекомые»; «Домашние животные на природе»; «Дикие животные»; «Мы все - жители планеты Земля».

Ученик научится:

  • Правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
  • Использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом;
  • Использовать навыки компоновки.

Ученик получит возможность научиться:

  • Использовать палитру
  • Смешивать краски.

Лепка (2 часа)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных по памяти и представлению и с натуры. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания: «Лепка листьев деревьев, фруктов овощей (по выбору) с натуры, по памяти и представлению»; «Лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти и представлению».

Ученик научится:

  • Лепить несложные объекты.

Ученик получит возможность научиться:

  • Работать в малых группах

2 класс (34 часа)

Художественный образ - основа любого искусства (1 час)

Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств.

Примерные задания: «Художественный образ».

Ученик научится:

  • Создать образ лета - нарисовать деревья, поляну, речку или абстрактно, символично передавать ощущение лета с помощью цвета.
  • Работать цветными карандашами или фломастерами.

Ученик получит возможность научиться:

  • Осознавать, что художественный образ – основа любого искусства
  • Понимать, что с помощью художественного образа можно передавать мысли и чувства.
  • Понимать специфику создания художественного образа.
  • Осознавать разницу между фотографией и произведением искусства.

Азбука искусства (28 часов)

Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма. Создать выразительный художественный образ помогают художественные материалы. Материалы, передающие красочное разнообразие мира (краски – акварель, гуашь, масляные); материалы, помогающие быстро сделать рисунок (карандаш, фломастер, уголь, перо и тушь, роллер, пастель, уголь); материалы, создающие объёмное изображение (пластилин, глина). Использование необычных не художественных материалов (бумага, тесьма, нити, стекло, пластиковые бутылки, береста).

Примерные задания: «Введение в азбуку изобразительного искусства»; «Линия, штрих и художественный образ»; «Линия, пятно и художественный образ»; «Создаём художественный образ в графике»; «Цвет и художественный образ»; «Тёплые и холодные цвета создают разные образы»; «Создаём художественный образ в живописи»; «Объём и художественный образ»; «Линия, цвет и объём могут работать дружно»; «Цвет, линия и объём»; «Общие средства художественной выразительности»; «Симметрия и художественный образ»; « Ритм и художественный образ»; «Ритм линий и пятен»; « Ритм, симметрия и орнамент»; «Форма и художественный образ»; « Композиция, ритм, форма должны работать дружно».

Ученик научится:

  • Создать художественный образ
  • Придумать и изображать
  • Определять теплые и холодные оттенки
  • Использовать основные цвета

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимать значение линии горизонта в картине
  • Иметь представление о материалах скульптуры и специфике работы с ними.
  • Использовать цвет, линию, объем в художественном конструировании и оформлении разных предметов.

Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа(5 часов)

Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве. Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Характер композиции (спокойствие или напряженность). Равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Значение каждого предмета в целостном образе композиции.

Примерные темы: «Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов»; «Тема произведения и художественный образ»; «Образы природы в изобразительном искусстве»; «Музеи изобразительного искусства».

Ученик научится:

  • Рисовать композиционные схемы к картинам художников.
  • Сравнивать и соотносить образы
  • Передавать не только внешние черты, но и настроение, характер.

Ученик получит возможность научиться:

  • Создавать равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов.
  •  Передавать характерные черты внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры.
  • Познакомится с работами великих художников.

3 класс (34 часа)

Волшебный мир, наполненный чудесами (7 часов)

Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего детства входит в необычный сказочный мир, наполненный чудесами. Роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. Миф и сказка.

Примерные темы: «Древние корни народного искусства»; «Из чего родилась сказка…»; «… из потребностей жизни»; «... из желания узнать мир и сделать его лучше»; «Сказка - ложь, да в ней намек...»; «Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве».

Ученик научится:

  • Работать такими материалами, как сангина и уголь
  •  Интерпретировать древние образы, представленные в произведениях живописи, книжной графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства
  • Изображать сказочных героев

Ученик получит возможность научиться:

  • Различать «тему» и «сюжет» в искусстве.
  • Иметь представление о символике цвета
  • Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства.

Художники-сказочники. Сказочные образы (5часов)

Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Работы этих художников хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт – Петербурге.

Использование в искусстве приема комбинирования целого из разных деталей. Соединение элементов различных животных, птиц, растений, помогло создать новые образы. Чем богаче зрительный опыт художника - тем более интересные и разнообразные образы он сможет придумать.

Примерные темы: «Художники-сказочники»;«Образы героев сказки неотделимы от ее сюжета»; «Герой сказки - носитель народных идеалов»; «Образ Героя - защитника отечества в искусстве»; «Идеальные образы сказочных героинь»; «Идеальные женские образы в искусстве».

Ученик научится:

  • Определять автора произведений
  • Понимать особенности их искусства.
  • Создавать различные образы

Ученик получит возможность научиться:

  •    Иметь представление о мифопоэтических образах славянского искусства и их отражении в народной культуре в разных видах искусства
  •    Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев
  •    Использовать в искусстве приемы комбинирования целого из разных деталей.

Реальность и фантазия (12 часов)

Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета. Противостояние положительных героев в сказок злым, хитрым, коварным персонажам. Наделение отрицательных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, злая царица и др.) огромной силой, подкрепленной колдовскими чарами. Передача характера с помощью внешнего вида. Зловещие образы злых героинь, ассоциации с образом сердитой птицы или настороженного, агрессивного зверя. Цвет и характер линии в создании образа. Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения.

Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образы деревьев, которые могут расти в заколдованном лесу. Выражение в образах этих деревьев характера и помыслов Бабы Яги.

Примерные темы:«Образы отрицательных персонажей»; «Образы чудовищ»; «Образ дороги в сказке и дорога в жизни»; «Там, на неведомых дорожках...»; «Странствия по различным мирам»; «Образ Сказочного леса»; «Заколдованный лес»; «Волшебный лес»; «Образ жилища в сказке и в жизни»; «Образ деревни»; «Образ города»; «Образ сказочного города».

Ученик научится:

  • Разрабатывать эскизы
  • Рассматривать натюрморты и выполнять их в цвете.
  • Объяснять символику декора

Ученик получит возможность научиться:

  • Иметь представление о символике цвета
  • Видеть разницу в образах
  • Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру предметов

Образы сказочных атрибутов (7 часов)

Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы, 44скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Символика и особенности изображения сказочных предметов.

Примерные темы: «Свет мой, зеркальце...»; «Куколка...»; «Яблоки и яблоня»; «Катись, катись, яблочко»; «Перо Жар-птицы»; «Корона»; «Меч-кладенец и щит»; «Прялка и волшебный клубок».

Ученик научится:

  • Разрабатывать эскизы
  • Понимать символическое значение образа
  • Создавать макеты
  • Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека.

Ученик получит возможность научиться:

  • Иметь представление о мифопоэтических образах славянского искусства и их отражении в народной культуре в разных видах искусства
  • Иметь представление о символике цвета
  • Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства.
  • Использовать в искусстве приемы комбинирования целого из разных деталей.

Скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается... (3 часа)

Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов). Народный праздник –Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева.

Примерные темы:«Изображение праздника и его атрибутов в искусстве»; «Пир на весь мир»; «Символика народного праздника»; «Образы сказок - основа любого искусства».

Ученик научится:

  • Делать зарисовки предметов
  • Разрабатывать эскизы
  • Выполнить костюмы к празднику, украшения.

Ученик получит возможность научиться:

  • Иметь представление о символике цвета
  • Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру предметов
  • Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта.

4 класс (34 часа)

Раздел «Художественный мир, сотворенный по законам сказки» (2 часа)

Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками (на примере картин Б. Неменского «Тишина», М. Шагала «Купание ребенка», Т. Яблонской «Хлеб», В. Васнецова «После побоища», В. Перова «Тройка»). Построение любого произведения искусства на конфликте двух противоположностей.

Примерные темы: «Сказочные сюжеты», «Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды».

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Раздел «Образы стихий» (7 часов)

Раздел «Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции» (3 часа)

Раздел «Одухотворённые образы Средневековья» (8 часов)

Раздел «Сказочные образы Востока» (6 часов)

Раздел «Яркие образы Индии» (4 часа)

Раздел «Добрые образы Китая» (4 час

3.Тематическое планирование

Изобразительное искусство (1 класс-33часа)

Изобразительное искусство (2 класс-34часа)

Изобразительное искусство (3 класс-34часа)

Изобразительное искусство (4 класс-34часа)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

дата

Тема урока

Количество часов

1.

Каким должен быть Хозяин леса? Рисование по памяти деревьев.

1

2.

Древо Жизни в сказках. Рисование сказочного дерева.

1

3.

Рисование на тему: «Создай образ лета!»

1

4.

«Создай образ осени в технике аппликации!»

1

5.

Линия, штрих и художественный образ.

Рисование линий. и штриховки.

1

6.

«Создай образ природы в графике!»  - карандаш.

1

7.

«Забавные звери из пятна» - отпечаток.

1

8.

«Сказочная птица»

1

9.

«Диво – дерево из ладошек»

1

10.

Тёплые и холодные цвета создают разные образы.

«Создай образ Солнца!»

1

11.

«Создай образ Снежной Королевы!» - аппликация.

1

12.

«Создай художественный образ моря!»

1

13.

Лепка животных из пластилина.

1

14.

«Звериный городок в технике аппликации»

1

15.

«Народные узоры» - хохломская роспись.

1

16.

«Дед Мороз и Снегурочка» - объёмная аппликация

1

17.

«История в зимнем лесу» - аппликация из геометрических фигур.

1

18.

Симметрия и художественный образ.

«Бабочка из ладошек»

1

19.

Ритм  линий  и  пятен. Композиция.

«Зимняя сказка»

1

20.

Рисование элементов орнамента. (Круг, квадрат, зигзаг)

1

21.

«Орнамент из древних знаков»

1

22.

Простые  и объёмные формы.

1

23.

Рисование предметов быта. Посуда.

1

24.

Зарисовка различных форм – образов персонажей.

1

25.

«Образ сказочного героя»  в технике аппликации.

1

26.

Лепка. «Фигурка сказочного героя»

1

27.

«Сказочное королевство» - конструирование.

1

28.

Открытки из разных материалов.

1

29.

Закладки из разных материалов.

1

30.

.Рисование  цветов в вазе.

1

31.

Рисование на тему «Весенние цветы»

1

32.

Рисование на тему «Весна» - гуашь.

1

33.

Рисование на тему «Весна» - гуашь

1

34.

Образ человека в изобразительном искусстве. «Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж»

1

№ пп

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Волшебный мир, наполненный чудесами .

1

2

Из  чего родилась сказка… из потребностей жизни.

1

3

Из  чего родилась сказка … из веры.

1

4

Из  чего родилась сказка … из желания узнать мир и сделать его лучше.

1

5

Язык сказочных символов.

1

6

Сказка – ложь, да в ней намёк…Конь – символ добра и благополучия.

1

7

Сказочные темы и сюжеты  в изобразительном искусстве.

1

8

Сказочные темы и сюжеты  в изобразительном искусстве.

1

9

Художники – сказочники.

1

10

Сказочные образы. Герой сказки – носитель народных сказок.

1

11

Образ героя – защитника Отечества в искусстве.

1

12

Идеальный образ сказочной героини.

1

13

Идеальные женские образы в искусстве.

1

14

Образы отрицательных персонажей.

1

15

Образ дороги в сказке и дорога в жизни.

1

16

Здравствуй, Новый год! (поздравительная открытка )

1

17

Там, на неведомых дорожках…

1

18

Странствия по разным мирам.

1

19

Образ сказочного леса.

1

20

Заколдованный лес.

1

21

Волшебный лес.

1

22

Слава Армии родной!

1

23

Мамин день – 8 Марта.

1

24

Образ жилища в сказке и в жизни.

1

25

Образ деревни.

1

26

Образ  сказочного города.

1

27

Свет мой, зеркальце…

1

28

Куколка.

1

29

Катись, катись, яблочко…

1

30

Перо Жар-птицы.

1

31

Праздничный салют.

1

32

Корона.

1

33

Меч-кладенец и щит. Прялка и волшебный клубок.

1

34

Пир на весь мир. Народный праздник.

1

Номер пп

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 3 –х частях– М.: Академкнига/Учебник, 2014.

  1. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/Сост. Р.Г.Чуракова. – 6-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

  1. Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.
  2. Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося 4 класса надомного обучения

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Подготовительный, 1 – 4 классы  под редакцией  В.В. Воронковой...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ОВЗ / УО 2 класс

  Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на ин...

01. Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской  программы  «Изобразительное искусство» : Б.М. Неменского, В.Г. Горяева...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. , 1 класс, УМК "Школа России"

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по Изобразительной деятельности для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Адаптированная программа по Изобразительной деятельности для детей с ОВЗ II вид  (надомное обучение)....