01. Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Федяева Ольга Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской  программы  «Изобразительное искусство» : Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю, всего на курс — 135 ч. В 1 классе — 33 ч в год ( 1 ч в неделю). 

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_1_klass.docx76.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для обучающихся 1  класса

на 2019-2020 учебный год

2019 г.

1. Пояснительная записка.

Важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Изобразительное искусство» реализует цели:

  • воспитание  эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие  воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса

В соответствии с поставленными целями в курсе «Изобразительное искусство» решаются следующие задачи:

  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
  • формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
  • освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
  • освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);
  • создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
  • воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах;
  • развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности;

Рабочая образовательная программа «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена  на основании и в соответствие следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования науки России от 06.10.2009 г. № 373.
  • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
    "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.  
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».  
  • Учебный план МБОУ "Куломзинская СШ" на 2018-2019 учебный год.                                                                    

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» : Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. 

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю, всего на курс — 135 ч. В 1 классе — 33 ч в год ( 1 ч в неделю).  

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; 
  • потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
  • способность оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом (сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности);
  • уважительное отношение к творчеству своему и других людей;
  • самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • готовность отстаивать свой эстетический  идеал;
  • навыки самостоятельной и групповой работы.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).                                                                 Регулятивные УУД. Учащиеся  научатся::

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле выполнения поставленной задаче;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно  выполненное задание от неверного;
  • активно использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД. Учащиеся  научатся:

  • ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  • воспринимать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия произведений искусства;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, группировку и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • уметь  пользоваться языком изобразительного искусства;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие (по разделам):

1. По разделу «Восприятие искусства и виды художественной деятельности» учащиеся научатся:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественной творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры  российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

2. По разделу «Азбука искусства. Как говорит искусство?» учащиеся научатся:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • изменять эмоциональную напряженность цвета с помощью смешивания красок с белой и черной;
  • использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебной творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративного прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
  • передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
  • использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
  • передавать в собственной художественной творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративного прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественной творческой деятельности;
  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

3. По разделу «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?» учащиеся научатся:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественной творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
  • решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»  1 класс.

В результате изучения раздела «Ты изображаешь»  первоклассники  научатся:

  • отвечать на вопросы, заданные Мастером Изображения (коллективно под руководством учителя разрешать учебные проблемы);
  • видеть в обычном особенное;
  • сравнивать предметы окружающего мира по форме, цвету, предназначению;
  • дорисовывать предметы из пятна;
  • рассматривать тень предметов как пятно и представлять новые образы;
  • наблюдать как цветовые пятна превращаются в зверушек в рисунках художника-иллюстратора Е.Чарушина;
  • различать объем предметов;
  • лепить из пластилина объемные фигурки животных, вытягивая, скручивая, вдавливая его;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • изображать линией;
  • находить изображение среди множества линий;
  • различать цвета красок;
  • алгоритму действий при работе с красками;
  • различать гуашевые и акварельные краски;
  • различать основные и составные цвета, теплые и холодные цвета;
  • изменять эмоциональную напряженность цвета с помощью смешивания красок с белой и черной;
  • использовать краски для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • оценивать собственные работы и работы товарищей с позиции художника и зрителя;
  • смешивать краски;
  • рассматривать картины В.Гога, М.Врубеля, В.Васнецова, наблюдать как природа выражает настроение героев картины (узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных  и зарубежных художников, называть их авторов);

Первоклассники получат возможность научиться:

  • вглядываться в окружающий мир, видеть прекрасное;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • рисовать словесный рассказ о себе и изображать на листе линией;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  • развивать фантазию, воображение.

В результате изучения раздела «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»  первоклассники  научатся:

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
  • радоваться красоте;
  • отвечать на вопросы, заданные Мастером Украшения (коллективно под руководством учителя разрешать учебные проблемы);
  • наблюдать, исследовать узоры цветка, бабочки, рыб, птиц;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для построения орнамента, украшения своих изделий и предметов быта;
  • использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • правилам техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Первоклассники получат возможность научиться:

  • вглядываться в окружающий мир, видеть прекрасное;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • рисовать словесный рассказ о себе и изображать
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

В результате изучения раздела «Ты строишь»  первоклассники  научатся:

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства; правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • наблюдать постройки в окружающей нас жизни, многообразие архитектурных построек и их назначение;
  • с Мастером Постройки реализовывать собственные идеи в рисунках и изделиях, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов;
  • различать из каких частей может состоять дом (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т.д.) и разнообразие их форм;
  • наблюдать многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции;
  • соблюдать в изделиях и рисунках соотношение форм и их пропорций, соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома;
  • различать понятия «внутри» и «снаружи»;
  • фантазии и наблюдательности — рассматривание реальных зданий разных форм;
  • понятиям « Архитектура» и « Архитектор», «Дизайнер», «Архитектура», «Дизайн»;
  • различать деятельность художника и архитектора.
  • приемам работы в технике бумагопластики;
  • приемам складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей;
  • конструировать предметы быта из нескольких простых геометрических форм; навыкам коллективной творческой деятельности под руководством учителя;
  • участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.                                                                  Первоклассники получат возможность научиться:
  • вглядываться в окружающий мир, видеть прекрасное;

пользоваться простейшими

В результате изучения раздела «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»  первоклассники  научатся:

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
  • различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка;
  • анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного);
  • наблюдать природные объекты, эстетически воспринимать красоту природы.

Первоклассники получат возможность научиться:

  • воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
  • художественно-образному видению окружающего мира;
  • навыкам коллективной творческой деятельности;
  • трём способам художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной;
  • приобретать опыт в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

3. Содержание учебного курса.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

              Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

          Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

              Смена художественных материалов помогает овладевать их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

              Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

              Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

               Программа по изобразительному искусству 1 класс предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

              Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

              Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

               Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

                На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

               На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.              

             №

Тема

Коли

чество

 часов

Формы организции учебных

занятий

Основные виды учебной деятельности

1

 Ты учишься изображать.

9

Урок –игра, творческая мастерская, урок, урок-проект.

Овладение первичными навыками изображения на  плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Наблюдение над окружающей действительностью, нахождение изображений, сделанных художниками. Поиск красоты (интересного, эмоционально-образного, необычного) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т.п.), рассуждение об увиденном (объяснять увиденное). Создание графическими средствами (цветными карандашами, фломастерами) заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, с помощью линии;  навыками работы кистью и краской Восприятие и анализ изображения пятна в иллюстрациях художников к детским книгам(на доступном уровне). Наблюдение над линиями и их ритмом в природе. Восприятие выразительности большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала, овладение первичными навыками изображения в объеме (птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания). Сочинение и рассказывание с помощью линейных изображений маленьких сюжетов из своей жизни. Овладение навыками работы гуашью: соотношение цвета с  вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.).  Экспериментирование,  исследование возможностей краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотношение восприятия цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознание, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.). Восприятие и  эмоциональная оценка выставки творческих работ одноклассников. Рассуждения о своих впечатлениях,  оценка, ответы на вопросы по содержанию произведений художников (В.Васнецов, М.Врубель, Н.Рерих,  Ван Гог и др.). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.

Ты украшаешь.

8

 Практическая художественно-творческая деятельность и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Наблюдение, восприятие и анализ конструкции и формы предметов, росписи и украшения,  содержания, ритмики рисунка, колорита.  Наблюдение и эстетическая оценка украшения в окружающем мире. Наблюдение над неожиданной красотой в не броских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любование красотой природы. Создание росписи заготовок, вырезанных из бумаги. Создание из готовых заготовок коллективной  работы. Анализ узоров и форм, созданных природой, интерпретация  их в собственных изображениях и украшениях. Изображение (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимание простых основ симметрии, ритмических повторов узоров в природе, ритмических соотношений больших и мелких форм в узоре. Освоение простых приемов работы в технике плоскостной и объемной аппликации,  живописной и графической росписи, монотипии, объемной аппликации, коллаже и т.д. Наблюдение над ритмическими соотношениями пятна и линии в узоре.  Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Нахождение орнаментальных украшений в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Анализ орнаментов, поиск в них природных и геометрические мотивов. Создание своего орнамента. Освоение первичных навыков  декоративного изображения. Рассматривание изображения сказочных героев в детских книгах. Анализ украшения как знаков, помогающих узнавать героев. Изображение сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.). Изображение новогоднего украшения. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.

Ты строишь.

11

Рассматривание и сравнение различных архитектурных построек, иллюстраций из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Первичное структурирование пространственной формы. Соотнесение внешнего вида архитектурной постройки с ее назначением. Анализ, из каких основных частей состоят дома. Наблюдение над постройками в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.). Анализ их формы, конструкции, пропорции. Изображение (или лепить) сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Объяснение  взаимосвязи внешнего вида и внутренней конструкции дома. Изображение фантазийных домов (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. Сравнение реальных зданий разных форм. Конструирование из бумаги (или коробочек, упаковок) домов. Работа в группе, создание коллективного макета  игрового городка. Конструирование из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.  Усвоение информации, что в создании формы предметов быта принимает участие художник, дизайнер, а в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Конструировать и украшение различных простых бытовых предметов (упаковки).  Участие в создании коллективных панно, коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладение навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Практическая художественно - творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Освоение различных художественных материалов, художественных техник (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Работа с гуашью, акварелью. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.

Изображе-ние, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

5

Обобщение знаний, усвоение материала, что начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Использование в своих работах изображения, украшения и постройки — разных сторон работы художника. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Индивидуальная и  коллективная творческая деятельность.

Итого  34 ч

4. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Планируе-мая дата проведения

Дата корректиров-ки

Ты учишься изображать (9 часов).

Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения. Рисование большого радостного солнца.

Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного по форме леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Изображать можно пятном. Использование пятна как основу изобразительного образа зверушки на плоскости.

Изображать можно в объеме. Лепка зверушки из пластилина . Приемы скручивания пластилина, вытягивания, вдавливания.

Изображать можно линией. Поиск изображения в путанице из линий.

Разноцветные краски. Рисование квадратного коврика. Правила составления простейших узоров.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Рисование радости и грусти на разных листах.

Художники и зрители. Беседа по картинам М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н.Рерих «Заморские гости», В.Васнецов «Три богатыря», «Иван-царевич на Сером волке». Рисование иллюстрации  к сказке (начало работы).

Изображения всюду вокруг нас. Рисование иллюстрации  к сказке (завершение  работы).

Ты украшаешь (8 часов).

Украшения в окружающей действительности (декор). Изображение сказочного букета из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа).

Мастер Украшения помогает увидеть красоту природы. Декоративное рисование бабочки. Коллективное панно.

Декоративное украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой). Ритм пятен.

Дымковская роспись. Украшение дымковской игрушки (готовых форм).

Как украшает себя человек. Дымковская игрушка.

Узоры, которые создали люди. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Городецкая роспись.

Изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Украшения для новогодней елки.

Ты строишь (11 часов).

Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. Построение домиков из рулончиков цветной бумаги.

Дома бывают разными. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей.

Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.

Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита.

Строим город. Постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей. Постройка города из бумажных домиков.

Всё имеет свое строение. Создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

Всё имеет своё настроение. Сказочная зима.

Строим вещи. Построение сумки-пакета для карандашей. Самостоятельное украшение изделия.

Строим вещи. Рисование и украшение моей любимой игрушки.

Город, в котором мы живём. Построение деревенского дома из скрученных трубочек

Город, в котором мы живём. Украшение изделия. Завершение работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов).

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе? Выставка работ учащихся. Игра в художников и зрителей.

Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

Сказочная страна. Коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

5. Учебно-методическое обеспечение.

№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для общеобразовательных организаций.

1 класс.

Неменская Л.А.

– М. : Просвещение

2018

Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.        

1-4 классы              

Неменский Б.М.

.-М.: Просвещение

2019.

Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского.                  1-4 класс.

1-4 класс.

Неменский Б.М.

М. : Просвещение

2017

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству - 1класс ("Школа России")

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (33 ч)Программа: под редакцией Б. Неменского. Изобразительное искусство.// Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося 4 класса надомного обучения

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Подготовительный, 1 – 4 классы  под редакцией  В.В. Воронковой...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ОВЗ / УО 2 класс

  Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на ин...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. , 1 класс, УМК "Школа России"

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обу...