Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Никулина Татьяна Дмитриевна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Целевые ориентиры освоения учебного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематический план
  8. Планируемые результаты освоения учебного курса
  9. Система оценки достижений планируемых результатов
  10.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_s_tnr_po_izo_2_kl.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании

научно - методического совета школы

Протокол  от __ августа 20__ г. №__

зам директора по УВР

______________ /___________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________

/_______/

Приказ  от __ августа 20__ г. №  ___

Рабочая программа

(АОП вариант 5.1)  

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для учащегося 2  класса  

Составитель:

Никулина Т.Д.

учитель начальных классов

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Целевые ориентиры освоения учебного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематический план
  8. Планируемые результаты освоения учебного курса
  9. Система оценки достижений планируемых результатов
  10.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР вариант 5.1) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
  •  СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
  • Уставом Школы.
  • С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, 2015г.

Адаптированная программа реализуется через УМК «Школа России» с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося Лоскутова Семёна Павловича, ученика 2 «А» класса.

По заключению ПМПК у ребёнка общее недоразвитие речи III уровня со вторичным снижением ВПФ. Семён имеет разные речевые недостатки: дисграфия, дислексия.

        Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся  с тяжёлыми нарушениями речи; вариант стандарта 5.1.

Основными задачами обучения изобразительному искусству являются:

- развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;

- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве;

- ознакомление с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с  произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

- развитие способностей к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- усвоение элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки;

- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и умения отражать их в речи;

- коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; умения находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие;

- коррекция недостатков в развитии мелкой моторики;

- развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков;

- усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой.

  1. Общая характеристика учебного курса

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Особенностями курса является воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру и обеспечение усвоений необходимых знаний и умений.

3.Место учебного курса в учебном плане

На изучение изобразительного искусства во 2-м  классе выделяется 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели)

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Одним из результатов обучения учебному предмету «Изобразительное искусство» является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей.

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

5. Целевые ориентиры освоения обучающимися учебного курса

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России

и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

6.Содержание учебного курса.

ИСКУССТВО И ТЫ -  34 ч.

Чем и как работают художники (8ч)

Реальность и фантазия     (7 ч)

О чём говорит искусство  (10 ч)

Как говорит искусство   (8 ч)

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона. Белая и черная  краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные  материалы (обобщение темы).

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

7. Календарно-тематический план по предмету изобразительное искусство

№ уроков

кол.

часов

Наименование темы, содержание

Чем и как работают художники

1

1

«Цветочная поляна». Три основных цвета

2

1

«Радуга на грозовом небе». Пять красок —богатство цвета и тона» гуашь

3

1

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

4

1

Осенний листопад. Выразительные возможности аппликации.

5

1

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

6-7

2

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

8

1

«Игровая площадка».  Выразительные возможности бумаги.

Реальность и фантазия

9

1.

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность.

10

1

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

11

1.

«Узоры паутины». Украшение и реальность. Украшения в природе.

12

1

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

13

1

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия

14

1

«Подводный мир». Постройка и реальность.

15

1

Постройка и фантазия.

О чем говорит искусство

16

1

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

17

1

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении (веселый и грустный клоуны).

18

1

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

19

1

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

20

1

«С чего начинается Родина?» природа в различных состояниях.

21

1

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшение.

22

1

«Морозные узоры». Украшение и реальность

23

1

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

24-25

2

«Замок снежной королевы». Дом для сказочных героев.

Как говорит искусство

26

1

«Огонь в ночи» (Перо жар-птицы). Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета

27

1

«Мозаика». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. (Весенняя земля).

28

1

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

29

1

«Дерево». Линия как средство выражения: характер линий.

30

1

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

31

1

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись.

32

1

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

33

1

«Весна идет». Ритм линий и пятен, цвет, пропорций как средство художественной  выразительности.

34

1

Музеи искусств.

35

1

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

8. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:

- способность к художественному познанию мира;

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художествен¬ное конструирование);

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

У второклассника продолжится формирование:

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художествен¬ного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

У второклассника продолжатся процессы:

- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

9. Система оценки достижения планируемых результатов

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодоление неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания  работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. — М.: Просвещение, 2012

2. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 2 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М.:Просвещение,2012

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы.

Технические средства:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер с принтером.

4. Мультимедийный проектор.Экран.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы и презентации.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Наборы карандашей.

Краски акварельные, гуашевые.

Альбомы для рисования.

Наборы цветной бумаги, картона.

Кисти беличьи

Емкости для воды.

Клей, ножницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 А класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 А класса создана на основе:= Закона «Об образовании РФ» № 273 от 21.12.2012г; = Федер...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 В (Г) специального (коррекционного) класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 В (Г) специального (коррекционного) класса создана на основе:= Закона «Об образовани...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 В (Г) специального (коррекционного) класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 В (Г) специального (коррекционного) класса создана на основе:= Закона «Об образовани...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса создана на основе: = Закона «Об образовании РФ» ; = Федерального государственного стандарта начального...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. , 1 класс, УМК "Школа России"

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной ...