Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по ИЗО и художественному труду 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Грищенко Светлана Владимировна

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по ИЗО и художественному труду 3 класс УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_i_hud._trud_-_rabochaya_programma.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство и художественный труд»  3 класс

Пояснительная записка

         Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, рабочей  программой «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского из сборника рабочих программ «Изобразительное искусство» 1-4 классы (ФГОС). М.: «Просвещение», 2011г.  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

         

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (34 учебных недели), в неделю - 1 час.

   

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусств и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место предмета  в учебном плане

На изучение изобразительного искусства с 1 по 4 классы отводится по 1 часу в неделю. Всего 34 часа  изобразительного искусства (34 учебных недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»  в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Содержание программы

Тема третьего года обучения: «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»

Раздел 1: Искусство в твоем доме – 8 ч.

Твои игрушки (2ч.)

Твоя посуда (1ч.)

Мамин платок (1ч.)

Обои и шторы в твоем доме (1ч.)

Твои книжки (1ч.)

Поздравительная открытка (1ч.)

Без работы Братьев –Мастеров в доме нашем ничего не было бы (обобщение темы) (1ч.)

Раздел 2: Искусство на улицах твоего города  – 7 ч.

Памятники архитектуры – наследие предков (1ч.)

Парки, скверы, бульвары (1ч.)

Ажурные ограды (1ч.)

Фонари на улицах и в парках (1ч.)

Витрины магазинов (1ч.)

Транспорт в городе (1ч.)

Без труда Братьев  - Мастеров ни улиц, ни города не было бы (обобщение темы) (1ч.)

Раздел 3: Художник и зрелище – 10 ч.

Театральные маски (2ч.)

Образ театрального героя (1ч.)

Театр кукол (2ч.)

Театральный занавес (1ч.)

Афиша, плакат (2ч.)

Художник и цирк (1ч.)

Место художника в зрелищных искусствах (обобщение темы) (1ч.)

Раздел 4: Музеи искусств – 9 ч.

Музеи искусств (1ч.)

В музеях хранятся картины – натюрморты (1ч.)

В музеях хранятся известные пейзажи (1ч.)

В музеях хранятся наиболее известные портреты (1ч.)

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров (1ч.)

Музеи архитектуры (1ч.)

Музеи народного декоративно – прикладного искусства (1ч.)

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас (обобщение темы) (1ч.)

Обобщающий урок года (1ч.)

Учебно – тематический план - 3 класс (34 часа)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

1

Искусство в твоем доме.

8

2

Искусство на улицах твоего города.

7

3

Художник и зрелище.

10

4

Музеи искусств.

9

Итого:

34

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 3 классе в соответствии с ФГОС:

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

 - использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Учащийся  должен знать (понимать): 

  • основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России.

     Учащийся научится: 

  • понимать, что в содержании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играет качество и красота  материалов, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций.
  • использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
  • владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, пластилином или глиной, бумагой для конструирования и аппликацией.
  • знать новые термины изобразительного искусства (при изучении тем года): живопись, архитектура, пейзаж, портрет, подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация и др.
  • иметь представление о творчестве художников – иллюстраторов детских книг (И. Билибин, Ю. Васнецов и др.), о некоторых художественных промыслах.
  • владеть элементарными приемами изображения глубины пространства – наблюдательной перспективой с элементами загораживания, передачи величины предметов «дальше – меньше», «ближе – больше».
  • овладевать умением конструирования из бумаги «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра.
  • передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных.
  • знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях прикладного искусства и музеях под открытым небом (познакомиться с некоторыми из них).
  • знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие «Мастера Изображения, Украшения, Постройки».
  • запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении первых лет обучения.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. Формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:
  • Развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью  пластический искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира.
  • Развитие понимания роли каждого из «Братьев – Мастеров» в создании любого предмета и явления жизни, окружающих человека.
  • Развитие умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимый облик родного города на протяжении веков.
  • Развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, мемориальных комплексах, памятных мест родного города.
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами искусства при использовании слияния разных видов искусства: художественного слоя, музыки, произведений искусства.

  1. Формирование художественно – творческой активности:
  • Творческое участие детей в создании эскизов предметов, окружающих детей дома: игрушек, книжек, посуды и др.
  • Умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды.
  • Участие в работе над эскизами персонажей кукольного театра и декорациями.
  • Активное участие в организации выставок в классе и школе.
  • Активное участие в беседах на уроках, в индивидуально – коллективном творчестве.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского из сборника рабочих программ «Изобразительное искусство» 1-4 классы (ФГОС). М.: «Просвещение», 2011г.            
  2. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М. Неменского. - М: Просвещение, 2006.

                                                           

Количество часов на год – 34 часа

В неделю – 1 час

Изобразительное искусство и художественный труд  – 34 часа

«Искусство вокруг нас»

№ урока

Кол-во часов

Дата

Раздел. Тема

Примечание

По плану

Фактически

1

2

3

4

5

6

Искусство в твоем доме (8ч.)

1

2

Твои игрушки.

Общая беседа: правила безопасности  на уроках ИЗО и худ. труда.

2

Твои игрушки (роспись).

3

1

Твоя посуда.

4

1

Мамин платок.

5

1

Обои и шторы в твоем доме.

6

1

Твои книжки (иллюстрации).

7

1

Поздравительная открытка, декоративная закладка.

8

1

Без работы «Братьев – Мастеров» в доме нашем ничего не было бы.

Искусство на улицах твоего города (7ч.)

9

1

Памятники архитектуры – наследие предков.

10

1

Парки, скверы, бульвары.

11

1

Ажурные ограды.

12

1

Фонари на улицах и в парках.

13

1

Витрины магазинов.

14

1

Транспорт в городе.

15

1

Без труда «Братьев – Мастеров» ни улиц, ни города не было бы.

Художник и зрелище (10ч.)

16

2

Театральные маски.

17

Театральные маски (роспись).

18

1

Образ театрального героя.

19

2

Театр кукол (голова куклы).

20

Театр кукол (костюм для куклы).

21

1

Театральный занавес.

22

2

Афиша.

23

Плакат.

24

1

Художник и цирк.

25

1

Место художника в зрелищных искусствах.

Музеи искусств (9ч.)

26

1

Музеи искусства (интерьер музея).

27

1

В музеях хранятся картины – натюрморты.

28

1

В музеях хранятся известные пейзажи.

29

1

В музеях хранятся наиболее известные портреты.

30

1

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров.

31

1

Музеи архитектуры.

32

1

Музеи народного декоративно – прикладного искусства.

33

1

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас.

34

1

Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"

Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка  в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 1 класс

Материал содержит примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" для 1 класса. ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Моро М. И. Математика. 3 класс.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" ФГОС

Рабочая программа и КТП по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" составлена в соответствии с требованиями ФГОС,из расчета 34 учебные недели в год,5 часов в неделю....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку во 2 классе к УМК "Spotlight" 2 класс Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В.Эванс.

Рабочая программа и КТП по английскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной рабочей программы в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в ...