Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по ИЗО и художественному труду 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по ИЗО и художественному труду 3 класс УМК "ПНШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_i_hud._trud_-_rabochaya_programma.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, рабочей программой «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского из сборника рабочих программ «Изобразительное искусство» 1-4 классы (ФГОС). М.: «Просвещение», 2011г. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (34 учебных недели), в неделю - 1 час.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусств и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства с 1 по 4 классы отводится по 1 часу в неделю. Всего 34 часа изобразительного искусства (34 учебных недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Содержание программы
Тема третьего года обучения: «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
Раздел 1: Искусство в твоем доме – 8 ч.
Твои игрушки (2ч.)
Твоя посуда (1ч.)
Мамин платок (1ч.)
Обои и шторы в твоем доме (1ч.)
Твои книжки (1ч.)
Поздравительная открытка (1ч.)
Без работы Братьев –Мастеров в доме нашем ничего не было бы (обобщение темы) (1ч.)
Раздел 2: Искусство на улицах твоего города – 7 ч.
Памятники архитектуры – наследие предков (1ч.)
Парки, скверы, бульвары (1ч.)
Ажурные ограды (1ч.)
Фонари на улицах и в парках (1ч.)
Витрины магазинов (1ч.)
Транспорт в городе (1ч.)
Без труда Братьев - Мастеров ни улиц, ни города не было бы (обобщение темы) (1ч.)
Раздел 3: Художник и зрелище – 10 ч.
Театральные маски (2ч.)
Образ театрального героя (1ч.)
Театр кукол (2ч.)
Театральный занавес (1ч.)
Афиша, плакат (2ч.)
Художник и цирк (1ч.)
Место художника в зрелищных искусствах (обобщение темы) (1ч.)
Раздел 4: Музеи искусств – 9 ч.
Музеи искусств (1ч.)
В музеях хранятся картины – натюрморты (1ч.)
В музеях хранятся известные пейзажи (1ч.)
В музеях хранятся наиболее известные портреты (1ч.)
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров (1ч.)
Музеи архитектуры (1ч.)
Музеи народного декоративно – прикладного искусства (1ч.)
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас (обобщение темы) (1ч.)
Обобщающий урок года (1ч.)
Учебно – тематический план - 3 класс (34 часа)
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов |
Всего | ||
1 | Искусство в твоем доме. | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 |
3 | Художник и зрелище. | 10 |
4 | Музеи искусств. | 9 |
Итого: | 34 |
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 3 классе в соответствии с ФГОС:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Учащийся должен знать (понимать):
- основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России.
Учащийся научится:
- понимать, что в содержании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играет качество и красота материалов, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций.
- использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, пластилином или глиной, бумагой для конструирования и аппликацией.
- знать новые термины изобразительного искусства (при изучении тем года): живопись, архитектура, пейзаж, портрет, подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация и др.
- иметь представление о творчестве художников – иллюстраторов детских книг (И. Билибин, Ю. Васнецов и др.), о некоторых художественных промыслах.
- владеть элементарными приемами изображения глубины пространства – наблюдательной перспективой с элементами загораживания, передачи величины предметов «дальше – меньше», «ближе – больше».
- овладевать умением конструирования из бумаги «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра.
- передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных.
- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях прикладного искусства и музеях под открытым небом (познакомиться с некоторыми из них).
- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие «Мастера Изображения, Украшения, Постройки».
- запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении первых лет обучения.
Учащийся получит возможность научиться:
- Формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:
- Развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью пластический искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира.
- Развитие понимания роли каждого из «Братьев – Мастеров» в создании любого предмета и явления жизни, окружающих человека.
- Развитие умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимый облик родного города на протяжении веков.
- Развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, мемориальных комплексах, памятных мест родного города.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами искусства при использовании слияния разных видов искусства: художественного слоя, музыки, произведений искусства.
- Формирование художественно – творческой активности:
- Творческое участие детей в создании эскизов предметов, окружающих детей дома: игрушек, книжек, посуды и др.
- Умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды.
- Участие в работе над эскизами персонажей кукольного театра и декорациями.
- Активное участие в организации выставок в классе и школе.
- Активное участие в беседах на уроках, в индивидуально – коллективном творчестве.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского из сборника рабочих программ «Изобразительное искусство» 1-4 классы (ФГОС). М.: «Просвещение», 2011г.
- Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М. Неменского. - М: Просвещение, 2006.
Количество часов на год – 34 часа
В неделю – 1 час
Изобразительное искусство и художественный труд – 34 часа
«Искусство вокруг нас»
№ урока | Кол-во часов | Дата | Раздел. Тема | Примечание | ||||
По плану | Фактически | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Искусство в твоем доме (8ч.) | ||||||||
1 | 2 | Твои игрушки. Общая беседа: правила безопасности на уроках ИЗО и худ. труда. | ||||||
2 | Твои игрушки (роспись). | |||||||
3 | 1 | Твоя посуда. | ||||||
4 | 1 | Мамин платок. | ||||||
5 | 1 | Обои и шторы в твоем доме. | ||||||
6 | 1 | Твои книжки (иллюстрации). | ||||||
7 | 1 | Поздравительная открытка, декоративная закладка. | ||||||
8 | 1 | Без работы «Братьев – Мастеров» в доме нашем ничего не было бы. | ||||||
Искусство на улицах твоего города (7ч.) | ||||||||
9 | 1 | Памятники архитектуры – наследие предков. | ||||||
10 | 1 | Парки, скверы, бульвары. | ||||||
11 | 1 | Ажурные ограды. | ||||||
12 | 1 | Фонари на улицах и в парках. | ||||||
13 | 1 | Витрины магазинов. | ||||||
14 | 1 | Транспорт в городе. | ||||||
15 | 1 | Без труда «Братьев – Мастеров» ни улиц, ни города не было бы. | ||||||
Художник и зрелище (10ч.) | ||||||||
16 | 2 | Театральные маски. | ||||||
17 | Театральные маски (роспись). | |||||||
18 | 1 | Образ театрального героя. | ||||||
19 | 2 | Театр кукол (голова куклы). | ||||||
20 | Театр кукол (костюм для куклы). | |||||||
21 | 1 | Театральный занавес. | ||||||
22 | 2 | Афиша. | ||||||
23 | Плакат. | |||||||
24 | 1 | Художник и цирк. | ||||||
25 | 1 | Место художника в зрелищных искусствах. | ||||||
Музеи искусств (9ч.) | ||||||||
26 | 1 | Музеи искусства (интерьер музея). | ||||||
27 | 1 | В музеях хранятся картины – натюрморты. | ||||||
28 | 1 | В музеях хранятся известные пейзажи. | ||||||
29 | 1 | В музеях хранятся наиболее известные портреты. | ||||||
30 | 1 | В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. | ||||||
31 | 1 | Музеи архитектуры. | ||||||
32 | 1 | Музеи народного декоративно – прикладного искусства. | ||||||
33 | 1 | Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас. | ||||||
34 | 1 | Обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"
Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 1 класс
Материал содержит примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" для 1 класса. ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Моро М. И. Математика. 3 класс.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" ФГОС
Рабочая программа и КТП по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" составлена в соответствии с требованиями ФГОС,из расчета 34 учебные недели в год,5 часов в неделю....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку во 2 классе к УМК "Spotlight" 2 класс Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В.Эванс.
Рабочая программа и КТП по английскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной рабочей программы в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в ...