Рабочая программа по ИЗО 3 класс (Перспектива)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Шуманова Ирина Олеговна

Рабочая программа по  ИЗО 3 класс (Перспектива)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zkapiska_k_izo_3_klass.docx63.6 КБ

Предварительный просмотр:

        

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол от 29.08.2018  №1

Руководитель методического объединения учителей начальных классов____________И.А.Омельченко

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора

по учебно-воспитательной работе

___________Литовко И.В.

30.08.2018

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ № 1

г.Свободного

_____________А.В.Сторожева

Приказ  от ___________ №___

Рабочая программа

учебного предмета « Изобразительное искусство»

для 3Д класса

на 2019 -2020 учебный год

Учитель  Шуманова Ирина Олеговна

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ № 1 г. Свободного, Примерной программы начального общего образования   по изобразительному искусству, авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (авторы Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова), Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) в МОАУ СОШ № 1 г.Свободного с использованием учебника «Изобразительное искусство» (авторы Т. Я Шпикалова, Л.В.Ершова) и рабочей тетради «Изобразительное искусство. Творческая тетрадь» (авторы Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др.).

Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа (33 учебные недели, 1 час в неделю), в 2-4 классах - 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю).

Содержание учебного предмета

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография  и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.                  

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
           Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство.  Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры

( украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве

( цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России ( с учетом местных условий).                

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура - средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие  природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы человека в живописи.

Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Форма - разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объем — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.  Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

          Земля -  наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний, Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

         Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих при роду (на пример, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).    

         Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоцианальная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт  художественно-творческой деятельности 

            Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

            Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

            Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

           Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

            Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
           Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

             Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

            Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

 

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  9. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Предметные:

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).

 Формы организации учебного процесса – урок, практическая работа, проект.

Проект « Наши достижения»

            Оценка предметных результатов учащихся осуществляется на уроках через устный контроль, выполнение графических работ.

Виды контроля: устный, графический, наблюдение, самоконтроль.

Формы контроля: практическая работа.

        Оценка личностных и метапредметных результатов осуществляется через наблюдение, проведение анкетирования.

Учебно-тематический план

п/п  

Раздел

Количество  часов

В  том числе

изучение

материала

Практическая работа

проект

1

 «Осень. Как прекрасен этот мир, посмотри..»

11 часов

 6 часов

5 часов

 

2

«Зима. Как прекрасен этот мир, посмотри..»

10 часов

4 часа

  6 часов

3

«Весна. Как прекрасен этот мир, посмотри..»

5 часов

2 часа

 3 часа

4

«Лето. Как прекрасен этот мир, посмотри..»

8 часов

3 часа

 4 часа

1час

                           Всего

34 часа

15 часов

18 часов

1 час

Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе, 3 класс)

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

Основные виды учебной деятельности учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри» (11 часов)

1.

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма

Устный, практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Наблюдать осенние цветы в природе. Рассказывать о своих наблюдениях осенних цветов в родных местах, подбирать образные названия цветовых оттенков. Рассматривать живописные и графические натюрморты, в которых нашло отражение многообразие цветочного мира, видеть красоту и разнообразие их форм. Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников и графиков. Высказывать своё суждение о них. Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов.Участвовать в обсуждении композиции, колорита натюрмортов, выразительных средств передачи красоты форм и цветовой окраски осенних цветов родной земли. Работать по художественно-дидактической таблице.Сверять собственные представления о цветовой гамме (сближенной или контрастной), используемой художниками в натюрмортах, с данными таблицы. Подбирать цветовую палитру соответственно замыслу и использовать свои наблюдения натуры. Выбирать

приёмы изображения цветка в соответствии с его формой. Рисовать композицию натюрморта «Чужие цветы краснее, а свои милее» с натуры или по памяти. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, выбирая художественные приёмы рисования кистью в соответствии с формой изображаемых цветов, цветовой палитры, соответствующей окраске цветов.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные:

 Использование различных способов поиска, сбора

информации;

овладение

логическими действиями сравнения, анализа,

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.

 В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства

Устный,

 практический

Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы. Рассказывать о трансформации цветов в декоративной композиции. Объяснять смысл понятий художественные лаки, замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка,уборка.Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чём сходство и различия (цветовая палитра, композиция, фон, приёмы письма).Участвовать в обсуждении цветовой палитры жостовских композиций, роли тёмного фона в росписи, особенности передачи настроения в цветочных композициях, приёмов декоративного обобщения природных форм (выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, условность цвета, условное размещение на плоскости, условность форм).Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать этапы послойного жостовского письма. Повторять за мастером приёмы послойного письма (росписи). Намечать силуэт цветка розы, выполнять поэтапно приёмы послойного жостовского письма. Выражать в творческой работе своё отношение к миру цветов средствами художественного образного языка декоративно-прикладного и народного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Работать с информацией. Упорядочивать и классифицировать полученную информацию с помощью таблицы. Продолжать поиск информации, систематизировать её и размещать в таблице, указывать, имеются ли произведения лакового промысла в местных художественных или краеведческих музеях, использовались ли такие произведения в интерьере своего дома в настоящее время или в прошлом  

3.

 

О чем может рассказать русский расписной поднос.  Русские лаки: традиции мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы. Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, находить в них сходство и различия цветовой палитры, фона, композиции, приёмов письма. Называть традиционные композиции жостовских подносов («ветка с угла», «букет» и «венок»).Участвовать в обсуждении разнообразных форм жостовских подносов, того, как складывается целостный образ художественной вещи (подноса). Рисовать жостовский поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью. Выбирать одну из нескольких традиционных композиций жостовской росписи для своей творческой работы. Намечать белилами тонкой кистью силуэты цветов на цветном фоне. Смешивать на палитре каждую яркую краску с белилами. Выполнять поэтапно традиционный жостовский приём росписи (замалёвок, тенёжку, прокладку, бликовку, чертёжку). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

4.

 

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

  Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров осенних плодов в натуре, находить соответствие им в изображённых натюрмортах художников, разделять чувства художников, переданные ими в картинах-натюрмортах. Высказывать свои впечатления и эмоциональную оценку, которые вызвали произведения живописцев, изображающие дары природы. Объяснять смысл понятий светлота цвета, светотень, тень, блик. Участвовать в обсуждении композиции, особенностей расположения овощей и фруктов в натюрмортах, различии предметов по светлоте и определять, какова в них роль солнечного света, какие выразительные средства используют художники для передачи восхищения красотой, разнообразием природных форм. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, как передана цветом поверхность плодов при разном освещении (светотень на предмете, падающая тень, рефлекс, блик), а также читать композиционные схемы натюрмортов, находить соответствие им в произведениях живописцев. Исследовать возможности живописи, составлять нужные цвета для освещённой и теневой поверхности плодов, рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай», выявлять цветом красоту спелых плодов. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

5.

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства

 Устный,

 практический

Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китая и Японии). Рассказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздушных змеев в России и странах Востока. Участвовать в обсуждении разнообразия форм воздушных змеев (бабочка, птица феникс, корзина с цветами), особенностей построения орнаментальных композиций (ритм, симметрия, ярусное расположение), из которых складывается орнамент, их цветовое решение.Придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея. Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному искусству с использованием приёмов составления симметричного многоярусного орнаментального украшения. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

6.

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать мнение об этих произведениях и отношении к искусству народных мастеров лоскутных изделий и их красоте, практическом назначении и украшении быта. Участвовать в обсуждении разнообразия изделий из лоскута, характерных особенностей лоскутной техники, специфики орнаментальных композиций, их цветовой гаммы (монохромная гамма со ступенчатым растяжением цвета от тёмного к светлому, от светлого к тёмному, контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков).Работать по художественно-дидактической таблице. Читать схемы, на основе которых складывается орнаментальный лоскутный модуль, различать разнообразные приёмы сочетания геометрических фигур в мо дуле. Придумать и рисовать коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

7.

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения пейзажной живописи, в которых нашло отражение многообразие российской природы, видеть её красоту и своеобразие. Высказывать своё суждение о понравившемся пейзаже и аргументировать его. Находить признаки осенней природы родных мест в произведениях художников. Сравнивать произведения разных пейзажистов и различать в них общее и различное в показе пространства. Анализировать, как изменяется размер и цвет предметов по мере их удаления от наблюдателя. Подытоживать свои наблюдения и делать вывод. Участвовать в обсуждении приёмов построения пей-

зажных картин (роль линии горизонта — линии соприкосновения неба с землёй в изображении бескрайних российских просторов), изменения цвета предметов по мере приближения их к горизонту. Объяснять смысл понятий уровень зрения, линейная перспектива, воздушная перспектива.Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приёмов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать тёплые тона для первого плана, а холод-

ные — для дальнего. Выражать в творческой работе своё отношение к осенней природе, к широкому пространству Родины, с использованием известных приёмов работы красками и кистью, в том числе по мокрой

бумаге. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 

8.

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения народной русской майолики. Рассказывать о впечатлениях от восприятия майоликовых сосудов, о многообразии и необычности керамических форм и высказывать предположение о способах выполнения росписи с плавными цветовыми переходами. Сравнивать произведения гжельского фарфора и майолики между собой, находить сходство в колористической гамме, в приёмах исполнения росписи; называть признаки, по которым майоликовые изделия отличают от белоснежного гжельского фарфора с синей росписью. Сопоставлять мотивы майоликовой росписи с реальными явлениями в природе и находить в них общее и различное. Объяснять смысл понятия майолика. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за мастером кистью изображения различных растений. Исследовать возможности живописи, получать плавное растяжение цвета, как на гжельской майолике; выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики. Выражать в творческой работе своё отношение к майоликовой росписи Гжели средствами кистевого письма и соответствующей цветовой палитры  

9.

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать представленные в учебнике произведения народного деревянного зодчества, в которых нашли отражение народные представления о вселенной. Рассказывать о деревянных избах своего родного края или о впечатлениях от произведений деревянного русского зодчества в музеях под открытым небом, об особенностях украшения фасада русской избы. Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций традиционных деревянных построек, древних знаков-символов в резном декоре изб. Объяснять смысл понятий фасад, фронтон, причелина, полотенце, наличник, горница, подклеть, сени, подпол. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять изображения на ней с собственными представлениями о конструкции деревянной избы. Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями брёвна, скат крыши и охлупень (конёк). Определять ширину причелины и полотенца. Выполнять творческое задание согласно условиям: повторять увиденный узор в декоре местной деревянной архитектуры или рисовать по-своему; изображать на отдельном листе крестьянскую рубленую избу по представлению, по наблюдению, украшать резным декором элементы избы. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству народных мастеров-древоделов изобразительными средствами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Готовиться к коллективному проекту «Русская старинная улица твоего города (деревни, села, посёлка)»

10.

«То ли терем, то ли царев дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения народного деревянного зодчества, произведения декоративно-прикладного искусства, в которых нашли отражение художественные образы теремной архитектуры. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия произведений деревянного зодчества на страницах учебника, традиционных крестьянских домов в родных местах и в произведениях живописи и графики. Называть их конструктивные объёмы. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять изображения на ней с собственными представлениями о конструкции деревянной избы. Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций теремных деревянных сооружений, выразительных средств, которые используют мастера-древоделы в русском деревянном зодчестве для гражданских построек и культовых сооружений. Объяснять смысл понятия пропорция. Рисовать по-своему сказочный терем и включить его в коллективную композицию «Русская старинная улица твоего города (деревни, села, посёлка)». Выражать в творческой работе своё отношение к искусству народных мастеров-древоделов изобразительными средствами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в совместной работе и выполнить коллективный проект «Русская старинная улица твоего города (деревни, села, посёлка)». Использовать справочные источники и поисковые системы Интернета для сбора информации. Упорядочивать и классифицировать найденные сведения и факты с помощью таблицы. Выполнять задания творческого и поискового характера

11.

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Наблюдать птиц в зимней природе. Рассказывать о своих наблюдениях птиц в натуре и впечатлениях от восприятия произведений искусства с изображением зимующих в России птиц. Сравнивать образы птиц, созданные художником и поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении к ним. Объяснять смысл понятия техника живописи «по-сырому» (алла-прима).Участвовать в обсуждении характерных особенностей строения, пропорций, окраски оперения птиц (синиц и снегирей).Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять собственный рисунок с изображениями птиц на таблице.Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю, в технике акварели «по-сырому» (по памяти или  наблюдению). Выражать в творческой работе своё отношение к зимующим птицам.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 часов)

12.

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать живописные натюрморты из предметов быта, связанных с обычаем чаепития. Высказывать своё суждение о них. Рассказывать о своих наблюдениях семейного чаепития и впечатлениях от восприятия произведений искусства, хранящих память об этом обычае.Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное в изображении предметов натюрморта, в передаче формы, цвета, света объёмных предметов. Участвовать в обсуждении традиций старинного обычая — чаепития за самоваром, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюрмортах разных художников, игры света и цвета на поверхности разнообразных по форме предметов из разных материалов (стекла, фарфора, металла и т. п.) в натуре и на картинах живописцев. Объяснять смысл понятия рефлексы. Работать по художественно-дидактической таблице.Рассматривать оттенки цвета в пламени горящей свечи, находить их на палитре. Исследовать возможности живописи, подбирать нужные оттенки цвета для передачи горящего пламени и располагать их в соответствующем порядке согласно таблице.Выполнять творческое задание согласно условиям.Выбирать художественные материалы соответственно решению творческой задачи. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта, передавать в нём светотеневые и цветовые соотношения. Выражать в творческой работе своё отношение к изображению натюрморта. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Личностные:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к

истории и культуре других народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

использование различных способов поиска

сбора, обработки, анализа

информации

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Регулятивные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

13.

 Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях (солнечная или пасмурная по года). Рассматривать произведения на темы зимней природы художников-графиков. Находить в них наблюдаемые в натуре характерные признаки зимы. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства, от наблюдения красоты зимней природы в родных местах. Сравнивать зимние пейзажи художников-графиков между собой, находить общее и различное в изображении зимней природы. Называть средства художественной выразительности в передаче сказочности, таинственности русской зимы. Приводить примеры соответствующих образных словесных определений зимы,бытующих в народе Участвовать в обсуждении разнообразных средств художественной выразительности, с помощью которых художники-графики создают художественный образ зимней природы (линии (чёрные и белые), штрихи, точки, силуэт (чёрный, белый или серый), ритм, пространственные планы), того, как меняются выразительные средства при изображении разного времени суток (день, ночь, вечер). Решать, какие выразительные средства использовать в творческой работе. Выполнять тонкой лёгкой линией набросок, белой тонкой линией на затонированной бумаге контуры деревьев и кустов. Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж «Заснеженные деревья» в графике. Выражать в творческой работе своё отношение к изображению причудливости заснеженных деревьев, кустов, искристости и мягкости выпавшего снега. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 

14.

 

 Зима не лето, в  шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства — одежду коренных народов Севера. Высказывать своё мнение о традиционной народной одежде северных народов, любоваться её орнаментальным декором. Называть элементы геометрического орнамента из меха.

Участвовать в обсуждении композиционного строя мехового мозаичного орнамента, традиционных мотивов, цветовой гаммы, особенностей исполнения декора.Работать по художественно-дидактической таблице. Читать северные узоры в украшении шубы и деталей одежды (сумка, шапка, нагрудные украшения), связывать орнаментальные знаки-символы с явлениями родной природы.Выбирать знаки-символы русского народного орнамента (мотивы природы) для своего эскиза сувенира из бисера. Создавать свой эскиз сувенира из бисера с включением в его орнамент знаков-символов русского народного орнамента. Выражать в творческой работе своё отношение к орнаментальному искусству народов Севера.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

15.

Зима за морозы, а мы за праздники.

Карнавальные новогодние фантазии: импровизация

 Устный,

 практический

фронтальный

 Воспринимать произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства на тему новогоднего праздника. Высказывать своё мнение о них. Рассказать о праздновании Нового года в своей семье и об участии в праздниках новогодней ёлки, о традиционных атрибутах, героях и персонажах этого праздника, о совместном со взрослыми радостном и творческом труде по подготовке к празднику. Объяснять значение слов дизайн, дизайнер, модельер.

Участвовать в обсуждении предпраздничного настроения и передачи его в произведениях разных видов искусства, творчества художников-дизайнеров, художников-модельеров, создающих новые проекты новогодних украшений, карнавальных костюмов. Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Выбирать, в каком облике предстанут участники карнавала в творческой композиции.Уточнять костюм участников карнавала на основе иллюстраций учебника и справочных источников. Выполнять контурный набросок фигур участников карнавала. Подбирать на палитре яркие, праздничные цвета. Выражать в творческой работе своё отношение к предстоящему празднику, к участию в карнавале.Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

16.

 Всякая красота фантазии да умения требует. Маски - фантастические и сказочные образы, маски ряженых

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Высказывать своё мнение о художественных образах зимних месяцев, созданных народным мастером, соотносить их с поэтическими образами в пословицах. Объяснять смысл понятия ряженье.Сравнивать карнавальные маски. Выявлять общее и различное в их композиции  (конструкции), особенности и принципы передачи характерных признаков природы, зверя, человека в декоративной композиции. Участвовать в обсуждении особенностей традиционного для праздника встречи Нового года или Рождества игрового обряда — ряженье, высказывать своё отношение к нему, о сохранении этой традиции в культурной жизни своего города (села).

Исследовать разные техники (декоративно-живописная, аппликация, коллаж и др.) и художественные материалы (акварель, гуашь, чёрная или цветная тушь, лоскутки ткани, цветная бумага). Выбирать наиболее подходящую технику и изобразительные материалы для создания задуманного образа. Выбирать вид маски и образ ряженого и представлять его характерные отличия в композиции (конструкции) масок. Использовать характерные признаки зимы в её декоративном решении. Рисовать эскиз маски для ряженого. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому фантастическому или сказочному образу маски. Выполнять маску в материале. Участвовать в коллективном действе — хождение по классам школы (ряжеными в маски) с поздравлениями Нового года или Рождества в традициях этого старинного обычая.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Обсуждать и оценивать результат коллективной работы  

17.

 В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства — народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных), представленные в учебнике. Высказывать своё мнение о функциональности и красоте русского народного костюма, использовать образные слова о нём из поэтических произведений. Участвовать в обсуждении художественных особенностей народных праздничных женских костюмов из разных регионов России. Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Определять недостающие элементы народного женского костюма Русского Севера. Называть полный состав элементов северорусского (сарафанного) комплекса. Находить общее и различное в начертании и расположении орнаментальных мотивов в вышивке северорусского и южнорусского народного костюма. Узнавать орнаменты на основе сетки и квадрата, поставленного на угол.Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нём места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом. Использовать ось симметрии при изображении силуэта женской фигуры. Выражать в творческой работе своё уважение к работе

народных мастериц, гордость за их работу известными художественными приёмами и средствами выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной еятельности.Выполнять творческие и поисковые задания. Продолжать сбор информации из Интернета, из музейных и литературных источников, из семейного архива для создания мини-музея в классе или своего альбома о старинных народных женских костюмах.Составлять коллекцию иллюстраций, открыток, фотографий семьи, русских народных пословиц и поговорок о народном женском костюме 

18.

 Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национального костюма. Высказывать своё мнение о них.Участвовать в обсуждении одежды сказочных героев, которую можно видеть в кинофильмах, мультфильмах, на иллюстрациях к сказкам, в произведениях художников, выявлять особенности русского наряда (излюбленные цвета, орнаментика, пластичность, величавость,торжественность), которые больше всего подчёркиваются художниками в сценических костюмах. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения.Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному образу, в соответствующем ему костюме.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

19.

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Рассматривать произведения народных мастеров, художников-живописцев, фотографии, на которых запечатлены образы замечательных памятников русской архитектуры — крепостных сооружений старинных русских городов Ростова Великого, Великого Новгорода, Пскова и Переславля-Залесского и Белозерского монастыря. Высказывать своё мнение о произведениях, воспевших памятники крепостного зодчества России, о чувствах, вызванных видом старинных русских городов, о значении крепостных сооружений в истории Отечества и современной жизни общества.Объяснять значения понятий кремль, архитектура, зодчество.Участвовать в обсуждении облика старинных русских городов-крепостей, находить общие черты в характере оборонительных сооружений наиболее вы дающихся памятников крепостной архитектуры — кремлей в Москве, Великом Новгороде, Смоленске, а также памятников крепостной архитектуры родного края.Работать по художественно-дидактической таблице.

Различать зависимость расположения крепостных сооружений в рисунке от местности, на которой они возводились, от уровня линии горизонта и точки зрения художника, изображающего крепость.Работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению. Выражать в творческой работе своё отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.Работать с информацией об известных историко-культурных памятниках архитектуры. Выделять нужные факты, группировать их в таблице. Использовать программы Интернета для сбора новой информации о городах-крепостях, обрабатывать их с помощью графических программ и включать в таблицу для создания

фотоэкспонатов мини-музея в классе или презентации выдающихся памятников каменного зодчества России

20.

«Город чудный…».

Памятники архитектуры: импровизация

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарного города Китежа. Высказывать своё мнение о нём.Участвовать в обсуждении образа града Китежа, воссозданного живописцем, узнавать в нём облик старинного русского города-крепости, называть известные храмы и терема, описывать приёмы построения композиции произведения (симметрия, ритм, цвет, пространство), давать характеристику элементов композиции.Объяснять смысл понятия театрально-декорационное искусство.Завершать работу над композицией рисунка старинного города-крепости, начатую на уроке 19. Выражать в творческой работе своё отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

21.

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения народного мастера, художника-живописца, художников-плакатистов, создавших героические образы защитников Родины в разные времена. Высказывать своё мнение о произведениях, посвящённых великим историческим событиям в жиз-ни страны, о чувстве гордости за свой народ, за героев-защитников земли Русской. Раскрывать смысл патриотического девиза А. Невского «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет!».Участвовать в обсуждении художественных произведений, посвящённых воинской славе, описывать участников изображённых событий, композиционные приёмы, средства художественной выразительности (ритм,симметрия, пропорции фигур, цвет и др.), которыми пользуются художники в создании образов русских воинов, в передаче их героизма, воли, му жества, приёмов выделения композиционного центра произведения.Выбирать живописные или графические материалы согласно замыслу. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет!». Выражать в творческой работе своё отношение к воинской доблести, героизму русских солдат художественными приёмами и средствами выразительности живописи, графики или декоративно-прикладного искусства.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 часов)

22.

 Дорогие,  любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассмотреть произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены разные состояния весенней природы.Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса, систематизировать по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона),включать их в папку или альбом «Моя домашняя коллекция. Художественные музеи России» Рассматривать женские портреты в живописи. Высказывать своё мнение о произведениях портретногожанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике. Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины.Участвовать в обсуждении характерных черт русских женщин (возраст, настроение — радость, задумчивость, грусть, вдохновение, удивление, костюм, причёска, выражение лица), запечатлённых художниками-портретистами.Работать по художественно-дидактической таблице.Различать соотношения частей лица человека в разных позициях. Объяснять роль пропорциональных соотношений в изображении людей разных возрастов, с разными особенностями внешности, выражениями лица, настроениями.Рисовать женский портрет самого дорого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т. д.), передавать его красоту, неповторимость. Выражать в творческой работе своё отношение к портретируемому.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные:

освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

использование различных способов поиска

сбора, обработки, анализа

информации;

овладение навыками

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Коммуникативные

  1.  Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Регулятивные

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

23.

 Широкая Масленица.

Сюжетно – декоративная композиция: композиционный центр и цвет

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Федоскино), декоративную композицию из текстиля, передающих праздничную атмосферу народного гулянья на Масленицу. Высказывать своё мнение о них. Рассказывать о том, как отмечается праздник Масленицы в родных местах.Участвовать в обсуждении сюжетов празднования проводов зимы, запечатлённых в произведениях искусства, атмосферы праздничного действа, персонажей, атрибутов праздника, колористического решения и техники выполнения сюжетно-декоративных композиций (лаковая миниатюра, коллаж из цветных лоскутков тканей),средств художественной выразительности, с помощью которых выделяется сюжетно-композиционный центр произведений.Создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа. Выражать в творческой работе своё отношение к празднику проводов русской зимы, выделяя композиционный центр цветом, размерами изображения. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 

24.

Красота и мудрость народной  игрушки.

Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Сопоставлять свои оценки русской игрушки с описанием деревянной богородской игрушки, данной в поэтическом произведении. Высказывать своё мнение и отношение к деревянным игрушкам, называть, какие из них нравятся больше всего, и объяснять почему. Участвовать в обсуждении творчества мастеров-игрушечников, особенностей формы и росписи токарной матрёшки, резной богородской игрушки, приёмов её изготовления, многообразия образов животных и человека. Работать по художественно-дидактической таблице. Находить соответствующие промыслы для игрушки и называть характерные художественные особенности каждого из них.

Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью соответствующего промысла или воссоздать неровную поверхность в виде следов от резца. Выражать в творческой работе своё отношение к народной деревянной игрушке, выбирая средства изображения, соответствующие избранной игрушке. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности  

25.

 Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Рассматривать произведения русских художников, создавших в живописи, майолике, книжной иллюстрации образы сказочных персонажей, героев преданий. Высказывать своё мнение о произведениях разных видов изобразительного искусства, воплощающих образы весенних сказок и преданий, объяснять, какие из них нравятся больше всего. Участвовать в обсуждении особенностей передачи в сказочных образах человеческих качеств, традиционных народных костюмов, деталей декора, роли фона в портретном изображении героя в живописном произведении, приёмов построения многофигурной композиции, расположения и взаимодействия персонажей, характеризующих каждого из них. Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром, цветом, проявлять основные части, а потом детали. Выражать в творческой работе своё отношение к героям сказочной композиции известными художественными приёмами и средствами выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деят-ти

26.

 Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет

  Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 часов)

27.

 Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Высказывать своё мнение о произведениях мариниста, называть наиболее понравившиеся пейзажи и объяснять почему. Сравнивать пейзажи И. Айвазовского с пейзажами других маринистов. Находить в них общее и различное в передаче морской стихии. Объяснять значение понятий марина, художник-маринист. Участвовать в обсуждении морских пейзажей И. Айвазовского, средств выразительности, с помощью которых в его картинах переданы разные состояния, мощь и красота морской стихии. Работать по художественно-дидактической таблице. Находить различия в построении композиции на этих схемах, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта, как изменяются видимые размеры изображённых на схемах предметов (волн, парусников и т. д.) по мере их удаления от зрителя. Определять по композиционной схеме соответствующий ей пейзаж. Работать по художественно-дидактической таблице. Находить различия в построении композиции на этих схемах, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта, как изменяются видимые размеры изображённых на схемах предметов (волн, парусников и т. д.) по мере их удаления от зрителя. Определять по композиционной схеме соответствующий ей пейзаж. Исследовать возможности живописи, смешивать краски для получения цветовых оттенков морской воды. Создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению на одну из тем (по выбору): «Подготовка к плаванию», «Ремонт корабля (лодки, парусника)», «Закат на море (реке, озере)». Выражать в творческой работе своё отношение к изображению водных просторов, морских или речных судов (рыболовецких и пассажирских катеров, кораблей, лодок, парусников, яхт и т. д.). Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деят-ти

Личностные

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

использование различных способов поиска

сбора, обработки, анализа

информации

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Регулятивные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

28.

 Цветы России на павловопосадских платках и шалях.

Русская набойка: традиции мастера

Устный,

 практический

 Рассматривать произведения художников, рисунков для набойки. Высказывать своё мнение и отношение к произведениям народных мастеров из Павловского Посада — расписным шалям, называть традиционные мотивы росписи. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений художников, воплотивших образ женщины в русском костюме с павловопосадской шалью. Объяснять значение понятий набойка, манера, набойщик.Участвовать в обсуждении разнообразия русских платков и шалей (шёлковые, шерстяные, ситцевые, кашемировые и т. д.), цветочных узоров на шалях, мотивов, цветовых приёмов и оттенков в передаче объёма и формы цветов в их узорах.Рисовать цветок розы по мотивам узора павлово-посадских шалей (вариация). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству русской набойки, к изображению самого распространённого мотива павловопосадской росписи — розе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 

29.

 Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Рассматривать произведения художников, рисунки для набойки. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений народных мастеров из Павловского Посада. Сравнивать цветочный узор на павловопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия. Объяснять значение понятия рапорт. Участвовать в обсуждении разнообразия узоров павловопосадских платков и шалей, их композиционного строя, ритма, колорита. Работать по художественно-дидактической таблице.Находить композиционные схемы, соответствующие узорам на шалях.Сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали. Передавать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к искусству расписных шалей Павловского Посада. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Собирать дополнительную информацию об искусстве русских шалей, находить репродукции произведений выдающихся русских художников В. Сурикова, Б. Кустодиева, К. Коровина, Ф. Малявина, А. Рябушкина, произведений народных мастеров из центров лаковой миниатюры (Холуй, Палех, Федоскино, Мстёра), которые использовали в своих произведениях (портрет, бытовая картина, сценический костюм, сюжетно-декоративная композиция) изображения платков и шалей как часть народного костюма женских образов. Подготовить презентацию найденных репродукций

30.

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроения тревоги и торжества, связанные с разными событиями Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Высказывать своё мнение о художественных произведениях, сохраняющих память о трагических и героических событиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., свои патриотические чувства, использовать образные слова из поэтических произведений. Участвовать в обсуждении исторических событий 1941—1945 гг., великого подвига народа, его значения для России и всего мира; произведений живописи, посвящённых героическим страницам в жизни соотечественников, запечатлевших празднование Победы в городах-героях; средств выразительности в передаче праздничного салюта в вечернем небе. Рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы». Решать, какой приём использовать для передачи салюта. Подбирать на палитре оттенки так, чтобы гамма салюта создавала ощущения радости и торжества. Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест, которые отстояли и сохранили в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

31.

Гербы городов Золотого кольца. Символические изображения: состав герба

 Устный,

 практический

фронтальный

 Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать, что изображено на гербах городов Золотого кольца и гербе своего города, посёлка, высказывать своё отношение к ним. Объяснять значение понятий геральдика, герб. Участвовать в обсуждении значения гербов российских городов в сохранении связей народа с его историческим прошлым, патриотическими традициями бескорыстного служения и верности Родине, средств декоративной композиции и правил геральдики. Составить эскиз герба своего города (посёлка, села), места летнего отдыха, герба своей семьи или собственный герб согласно условиям творческого задания. Защитить проект (эскиз) герба. Выражать в творческой работе отношение к своей семье, родным местам.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

32.

 Сиреневые перезвоны. Натюрморт.

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кисти сирени. Рассматривать произведения живописцев, запечатлевших цветущую сирень, фрагменты стихотворения о ней. Высказывать своё мнение и отношение к красоте сирени в природе и произведениях живописцев,запечатлевших натюрморты с сиренью, использовать образные слова из поэтических строк произведений для их описания.Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия, пояснять ассоциации, возникающие в пору цветения сирени. Участвовать в обсуждении красоты цветущей весенней природы, буйства цветения сирени, произведений

художников, в которых каждый по-своему передаёт своё восхищение неброской красотой весенних цветов. Исследовать возможности живописи, подбирать оттенки цвета сирени на свету и в тени. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению. Выражать в творческой работе своё отношение к цветущей природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности

33.

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства

 Устный,

 практический

 Фронтальный и индивидуальный  опрос, рисунок

 Воспринимать произведения традиционного искусства народов разных стран (Индонезии, Китая, России). Сравнивать декоративные образы-символы с реальными, называть, в чём их сходство и различия. Высказывать своё мнение о произведениях народного искусства, содержащих в себе образы-символы животных и птиц, и отношение к ним, называть наиболее понравившиеся, объяснять почему. Находить дополнительную информацию в Интернете или других источниках о фантастическом льве Баронге (Индонезия), о богине Сиванму (Китай), о птицах, льве, коне в русском народном искусстве.Участвовать в обсуждении разнообразия природных мотивов в произведениях традиционного искусства народов разных стран, символики декоративных образов с мотивами животных и птиц в украшении различных предметов быта, игрушек, вышивки, росписи.

Рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь, олень, птица-пава, лев и др.), составить орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной технике (по выбору) — вырезная аппликация, вышивка, роспись. Выражать в творческой работе своё отношение к орнаменту народов России и мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

34.

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

 Устный,

 практический

проект

 Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им оценку. Участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы». Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами. Выполнять творческое задание по группам:

_ составить панно или фриз из творческих работ на темы «Осенние цветы», «Весенние цветы» в группе живописцев;_ составить коллективную композицию-инсталляцию из живых цветов в вазах для создания контраста между плоскостным размещением живописных работ и объёмными (живыми) цветами в группе флористов;_ составить две экспозиции из эскизов росписи подносов по мотивам жостовских подносов и из объёмных подносов, сконструированных из картона на уроках технологии, в группе народных мастеров расписного подноса;_ составить панно из эскизов, выполненных одноклассниками для набойки павловопосадских шалей, оживить композицию сконструированными из бумаги фигурками девушек с наброшенной на плечи расписной шалью в группе народных мастеров набойки;_ составить экспозицию из цветочных композиций, выполненных в технике текстильного коллажа, в группе народных мастеров лоскутной техники.Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой.Участвовать в подведении итогов работы за год  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 1 класс, "ПЕРСПЕКТИВА"

Рабочая программа по искусству (ИЗО, УМК "Перспектива")...

рабочая программа 2 класс перспектива русский язык

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа 2 класс перспектива математика Дорофеев

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД для 2 класса...

рабочая программа 2 класс перспектива окружающий мир

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД....

рабочая программа 2 класс перспектива технология

Программа содержит календарно-тематическое планирование с УУД и пояснительную записку по технологии 2 класс Перспектива Роговцева...

рабочая программа 2 класс перспектива изо Шпикалова

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД по изо 2 класс Перспектива Шпикалова....