рабочая программа 2 класс перспектива окружающий мир
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

Круглова Олеся Алексеевна

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по  окружающему миру

    №

    п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час.

Дата

Примечание

Планируемые достижения учащихся

КИМ

предметные

метапредметные

Общие учебные умения, навыки и способы

деятельности (УУД)

1 раздел «Вселенная, время, календарь»

(15 часов)

  1. 1

Мы - союз народов России.

Огонь – друг и враг человека.

1 ч.

5.09

Знать  субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети.

Уметь находить и показывать субъект РФ на политической карте России, называть некоторые его

природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.

Регулятивные

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные

сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Регулятивные

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  1. 2

Мы - жители Вселенной.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

7.09

  1. 3

Наш «космический корабль» - Земля.

Взаимосвязь человека с природой.

12.09

  1. 4

Экскурсия «Что нас окружает?»

Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

14.09

  1. 5

Время.

Сигналы 01, 02, 03, 04.

19.09

Знать понятие «единицы измерения времени»; «месяц» и «год»; знать о причине смены времен года.

Уметь приводить примеры

неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения.

  1. 6

Сутки и неделя.

Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

21.09

  1. 7

Месяц и год.

Чем современное жилище опасно для человека.

26.09

  1. 8

Время года.

28.09

  1. 9

Экскурсия «Живая и неживая природа»

3.10

Знать понятие «погода»; устройство и особенности работы разных

видов термометров; знать о важнейших праздниках современного российского гражданского календаря.

Уметь  различать виды термометров и пользоваться

каждым из них.

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе.

  1. 10

Погода.

1 ч.

5.10

  1. 11

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

Пешеходы. Движение группами.

1 ч.

10.10

  1. 12

Красные дни календаря.

Переход дороги.

1 ч.

12.10

  1. 13

Народный календарь

Пассажиры.

1 ч.

17.10

Знать, что  народные приметы о погоде связаны с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Уметь соотносить погоду с ощущениями человека.

  1. 14

Экологический календарь.

Ожидание общественного транспорта.

1 ч.

19.10

  1. 15

Контрольное тестирование

1 ч.

24.10

2 раздел «Осень»

(19 часов)

Осенние месяцы

Виды перекрестков.

1 ч.

26.10

Знать  признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края.

Знать  общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе.

Знать  последовательность трудовых операций при обработке льна,

льняной пряжи и ткани.

Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений.

Уметь в обрядах и обычаях

осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов.

Регулятивные

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Коммуникативные

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.  

  1. 17

Осень в неживой природе

1 ч.

31.10

  1. 18

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1 ч.

14.11

  1. 19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1 ч.

16.11

  1. 20

Звёздное небо осенью

1 ч.

21.11

  1. 21

Трава у нашего дома.

Мы – пассажиры.

1 ч.

23.11

  1. 22

Старинная женская работа

1 ч.

28.11

Деревья и кустарники осенью

30.11

Знать  наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники и вечнозеленые хвойные растения средней полосы.

Уметь работать  с атласом-определителем и дополнительной литературой.

  1. 23

Чудесные цветники осенью

1 ч.

5.12

  1. 24

Проверочная работа

7.12

  1. 25

Грибы

Мы – пешеходы.

12.12

Знать строение гриба.

Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.

  1. 26

Шестиногие и восьминогие

14.12

Знать понятие  «паукообразные»;

этапы развития бабочки и стрекозы.

Уметь отличать насекомых от паукообразных.

  1. 27

Птичьи секреты

19.12

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.

Знать, как  пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.

Уметь  различать перелетных и зимующих птиц.

  1. 28

Как разные животные готовятся к зиме.

Дорожные знаки.

21.12

  1. 29

Невидимые нити в осеннем лесу

26.12

  1. 30

Осенний пруд

28.12

  1. 31

Будь здоров!

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

16.01

Знать  правила здорового образа жизни в осенний период.

Уметь объяснить

товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих

для осени.

  1. 32

Охрана природы осенью

18.01

Знать  правила охраны природы при сборе ее даров осенью.

Уметь правильно собирать грибы, ягоды, орехи.

  1. 33

Контрольное тестирование

23.01

3 раздел « Зима» - 15 часов

Зимние месяцы

25.01

Знать  признаки зимы

в природе и особенности жизни людей зимой.

Знать,  как

учились дети в старину.

Уметь  соотносить признаки зимы

в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего

края.

Регулятивные

учиться высказывать своё предположение (версию), пробовать предлагать способ проверки.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

Зима-время наук и сказок

30.01

Зима в неживой природе

1.02

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

Меры безопасности в осеннее и зимнее время.

6.02

Звездное небо зимой

8.02

Зима в мире растений

13.02

Знать о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед.

Знать о разнообразии лекарственных растений.

Уметь  систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями.

Зимние праздники.

Беда на льду.

15.02

Растения в домашней аптечке

20.02

Зимняя жизнь птиц и зверей

22.02

Знать,  что зимой жизнь животных

полностью не замирает: материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям

зверей, о питании птиц и зверей зимой.

Уметь  выявлять связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Невидимые нити в зимнем лесу

27.02

В феврале зима с весной встречается впервой

1.03

Зимний труд

6.03

Будь здоров!

8.03

Знать  о правилах здорово-

го и безопасного образа жизни в зимний период.

Уметь  выполнять правила здорового образа жизни в зимний период.

Охрана природы зимой

13.03

Знать о  правилах охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, о способах подкормки зверей и птиц.

Уметь  соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу.

Проверочная работа по теме «Зима»

15.03

4 раздел «Весна и лето»

(19 часов)

Весенние месяцы

20.03

Знать  признаки весенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев.

Уметь соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края.

Регулятивные

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации с специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  

Весна в неживой природе

22.03

Экскурсия

« Весенние изменения в природе».

Безопасность при общении с животными.

3.04

Весна - утро года

5.04

Звездное небо весной

10.04

Весеннее пробуждение растений

12.04

Знать  причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

Знать о возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства.

Уметь  обобщать и расширять сведения, полученные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев; развивать эстетическое восприятие природы и стремление беречь ее.

Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их.

Чудесные цветники весной.

Съедобные и несъедобные растения.

17.04

Весна в мире насекомых

19.04

Весна в мире птиц и зверей

24.04

Контрольное тестирование «Весна»

26.04

Невидимые нити в весеннем лесу

1.05

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу.

Уметь  выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Весенний труд.

Места для игр и катания на роликах, велосипеде.

3.05

Регулятивные

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Старинные весенние праздники

8.05

Будь здоров!

10.05

Знать о  правилах здорового и безопасного образа жизни в весенний период.

Уметь  выполнять правила здорового образа жизни в весенний период.

Охрана природы весной

15.05

Знать о правилах охраны природы весной.

Уметь соблюдать правила охраны природы во время прогулки.

Лето красное

17.05

Знать о  признаках летних явлений природы и особенностях жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев.

Уметь  соотносить признаки лета

в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края.

Летние праздники и труд.

Основы здорового образа жизни.

22.05

Проверочная работа «Лето»

24.05

68.

Повторение изученного за год. Экскурсия

Уметь  использовать полученные знания в ходе викторины по изученным темам.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  2  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4  классы» (2009).

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего

края.

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь

(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла

и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные

часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный

календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень

(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях

и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением

пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

 (13 ч +2ч экскурсии-прогулки)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

 Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета  2 часа в неделю, 68 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

I.        Организация учебного труда

  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II.        Работа с книгой и другими источниками информации

  • Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

IV.        Мыслительные умения

  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
  • Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  • Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

изучения курса "Окружающий мир", 2 класс

Планируемые результаты.
2 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
  • целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
  • представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев  людей в течение года;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени  в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
  • представление о  социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
  • познавательные мотивы учебной деятельности;
  • представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
  • представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
  • этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
  • выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  • называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • определять стороны горизонта;
  • находить на глобусе океаны и материки;
  • перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
  • перечислять времена года в правильной последовательности;
  • измерять температуру;
  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
  • называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
  • узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
  • перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
  • различать перелетных и зимующих птиц;
  • приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
  • соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
  • перечислять правила охраны природы в разные времена года;
  • определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
  • находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
  • называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
  • характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
  • называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
  • находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Учебно-методическое обеспечение

для педагога:

  • М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян.  Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2013 год.
  • «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2012 год.

для учащихся:

  • А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2013 год.
  • А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2012 год.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  •  проверка знаний

Учебное оборудование:

  •  техические средства (  проектор, компьютер, магнитофон)
  •   учебные  (столы, доска)
  • Собственно учебные средства:
  •  наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Технологии развивающего обучения:

-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.

 

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе
  • Написание отзывов на прочитанное произведение
  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  • Срезовые работы (тесты)

Творческие работы (сочинения, изложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс О

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методических рекомендаций и нормативных документов.Программа «Окружающий мир» разработана в соотв...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс по системе "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира и ОБЖ"" в 1 классе по системе "Перспектива"...

Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник А.А.Плешакова

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник А.А.Плешакова...

Рабочая программа УМК "Перспектива", Окружающий мир,1 класс

Рабочая программа УМК "Перспектива", Окружающий мир,1 класс...

Рабочая программа УМК "Перспектива", Окружающий мир, 2 класс

Рабочая программа УМК "Перспектива", Окружающий мир, 2 класс...