Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс по системе "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира и ОБЖ"" в 1 классе по системе "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе

по предмету «Окружающий мир» 1  класс

(система «Перспектива)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1  класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.).
  2. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Окружающий мир» 1—4 классов. Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.
  3. Образовательная программа «Окружающий мир»  1 класс (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая), М.«Просвещение», 2011 г.
  4. Региональный базисный учебный план ОУ Республики Татарстан.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом.
  6. Учебный план начального общего образования на 2011-2012 учебный год МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом.

Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Цели программы по предмету «Окружающий мир»  1  класс:

  1. Осознание целостности окружающего мира;
  2. Освоение основ экологической грамотности и доступных способов изучения природы;
  3. Понимание особой роли России в мировой истории.

Задачи программы по предмету «Окружающий мир»  1  класс:

  1. заложить основу для мыслительного инструментария, необходимого для восприятия явления «Окружающий мир»;
  2. представить детям тир способа освоения явления «Мир»: любовь, понимание, знание;
  3. развивать эмоционально-эстетическую структуру восприятия детей, духовность и нравственность.

Содержание курса представлено в виде разделов:

  1. «Человек и природа»
  2. «Человек и общество»
  3. «Правила безопасной жизни»

Тематическое планирование уроков «Окружающий мир» представлено в виде взаимосвязанных разделов:

1. «Мы и наш мир»

2. «Наш класс в школе»

3. «Наш дом и семья»

4. «Город и село».

5. «Родная страна».

6. «Человек и окружающий мир».

Программа последовательно представляет три способа освоения явления «Мир»: любовь, понимание, знание. Только соединение этих способов даст культурно-значимый результат в ходе обучения и воспитания детей.  В программе роль субъекта «Мы – это я и другие» предстаёт педагогически и социально необходимой.  В программе постепенно расширяется образ мира,  как целого в самых различных его обликах. Она намечает вектор для построения интегрированных программ во 2-4 классах с точки зрения целостного мировосприятия, что очень важно для духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся. В программе предусматривается блок внеклассной и внешкольной работы, который определяет мероприятия экскурсионного характера, праздники и выставки детского творчества.

Цель экскурсионной работы - создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.

Формы организации урока: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия, презентация.

Контроль: проверочная работа.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в авторской программе и по учебному плану МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом  (см. таблицу №1). Программа  курса «Окружающий мир» (авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая) в  1 классе составляет 66 часов (2 часа в неделю). Количество часов в учебном плане МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом составляет 66 часов (2 часа в неделю).

Национально-региональный компонент по предмету «Окружающий мир»   1 класс реализуется  на основе сочетания, сравнения далёкого и близкого, конкретизирует это далёкое воображаемое, приближая его к опыту детей, способствует более глубокому ознакомлению с традициями народов родного края, социально-экономическими, национально-экономическими, национально-этническими, природно - климатическими, культурно-историческими особенностями Республики Татарстан путем включения уроков на темы: «Казань - столица Республики Татарстан», «Экскурсия в историко-архитектурный заповедник Республики Татарстана».

Этнокультурный  (русский)  компонент реализуется с помощью включения на уроках тем: «Книга – наставник и друг. История книгопечатания на Руси», «Красивые камни в нашем доме. Изделия из малахита умельцев России», а также вопросы для обсуждения «Облик российских городов и сел, значение и происхождение их названий.

В содержание предмета введены элементы основ безопасности жизнедеятельности. 

На уроках осуществляются межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, технология.

Таблица №1

Тема раздела

Кол-во часов

в авторской

программе

Кол-во часов в плане гимназии

1.

«Мы и наш мир»

10 часов

10 часов

2.

«Наш класс в школе»

12 часов

13 часов

3.

«Наш дом и семья»

14 часов

15 часов

4.

«Город и село»

13 часов

12 часов

5.

«Родная страна»

7 часов

10 часов

6.

«Человек и окружающий мир»

4 часа

6 часов

7.

Резерв учебного времени

6 часов

-

ИТОГО

66 часов

66 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Окружающий мир» в 1 классе (см. таблицу №2)

Таблица №2

Учащиеся первого класса научатся

Раздел «Человек и природа»

  1. различать объекты живой и неживой природы;
  2. различать и проводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  3. сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

Раздел «Человек и общество»

  1. называть свой домашний адрес и адрес школы;
  2. соблюдать правила безопасности при переходе улицы;
  3. соблюдать правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
  4. основам взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе;
  5. различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
  6. приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определённого народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т.п.);
  7. рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей.

Раздел «Правила безопасной жизни»

  1. выбирать безопасный маршрут от дома до школы;
  2. основным правилам безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту;
  3. основным  правилам обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами;
  4. соблюдать правила безопасного поведения на улице;
  5. соблюдать правила поведения в ботаническом саду;
  6. соблюдать правила поведения  посетителей зоопарка.

Характеристика результатов формирования УУД

на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» (см. таблицу №3)

Таблица №3

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2.Уважать  свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям.

3.Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4.Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3.Сравнить предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4.Слушать и понимать речь других.

4.Участвовать в работе в паре.

Примерное планирование уроков  окружающего мира в 1 классе




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока


Элементы содержания стандарта


Требования к уровню

подготовки обучающихся


Дата

проведения

План

Факт.

Раздел: «Мы и наш мир» - (10 часов)

1

Мы и наш мир.

Безопасный маршрут от дома до школы.

1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Учебный комплект

(учебник, рабочие тетради, тетрадь по ОБЖ) – наш помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы.

Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.

Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Записывать в рабочей тетради домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нем время ухода в школу и возвращения домой.

2

Природа.

1

Беседа, работа с книгой

Природа - это все, что нас окружает, но не создано руками человека.

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. 

3

Неживая и живая природа. 

1

Беседа, работа с книгой

Солнце, звезды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой.

Различать и  называть объекты живой и неживой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы. Обнаружить связи между неживой и живой природой.

4

Экскурсия «Путешествие в мир красок и звуков родной природы».

1

Экскурсия

Оценить эмоционально -  эстетическое впечатление от восприятия природы. Освоить основы самостоятельной поисково - исследовательской деятельности.

5

Культура.


1

Беседа, работа с книгой

Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.

Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры народов своего края.

Различать объекты природы и предметы культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Сравнивать предметы и явления культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше – теперь, давно — недавно». Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края.

6

Природа в творчестве человека.


1

Беседа, работа с книгой

Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.

Объекты культуры, сделанные из природных материалов. Образы живой и неживой природы, воспроизведенные в произведениях культуры, в том числе – народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов.

Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе – народов своего края.

Читать схему изготовления игрушки; изготавливать игрушку по схеме.

7

Мы – люди.

1

Беседа, работа с книгой

Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе – своего края.

Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе – своего края. Выявлять и перечислять их особенности.

8

Как мы общаемся с миром.


1

Беседа, работа с книгой

Восприятие красоты и своеобразия окружающего мира человеком с помощью пяти чувств.

Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира.

Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ. Характеризовать предложенные картины и стихотворения. Оценивать свои впечатления от их восприятия.

Определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, ее четкость, правильность.

9

Люди – творцы культуры.

 

1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе.

Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом.

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Фиксировать при помощи фотосъемки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда. Контролировать свое поведение во время совместной работы.

10

Обобщение темы «Мы и наш мир».

1

Контроль знаний

Установить степень усвоения учащимися темы «Мы и наш мир».

Раздел: «Наш класс в школе» -  (13 часов)

11

(1)

Наш класс в школе.

1

Беседа, работа с книгой

Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе – народов своего края.

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе – школе недавнего ХХ века.

12

(2)

Мы – дружный класс.

     







1

Беседа, работа с книгой

Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учебы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности.

13

(3)

Учитель — наставник и друг.

1

Беседа, работа с книгой

Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счет»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся).

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель – что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома.

14 (4)

Природа в классе.

1

Беседа, работа с книгой

Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений.

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Определять комнатные растения класса с помощью атласа-определителя. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Рисовать и фотографировать комнатные растения своего класса. Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада.

15 (5)

Как ухаживать за комнатными растениями.

1

Беседа, работа с книгой

Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями.

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями. Осваивать приемы их использования (в ходе практической работы).

16 (6)

Что растет у школы.

1

Беседа, работа с книгой

Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространенные представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.

Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать или фотографировать его.

17 (7)

Мир за стеклянным берегом.

1

Беседа, работа с книгой

Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улики).

Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приемы ухода (в ходе практической работы). Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы.

18 (8)

Кто у нас еще живет?

1

Беседа, работа с книгой

Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка.

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя. Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков или фотографировать. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приемы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для животных живого уголка.

19 (9)

Какие бывают животные.


1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающие название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.

20 (10)

Делу – время.

1

Беседа, работа с книгой

Важность организации труда в классе; необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей.

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу – время, потехе – час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать ее ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры.

21

(11)

Книга – наставник и друг. История книгопечатания на Руси.

1

Беседа, работа с книгой

Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества.

Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку из любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг».

22

(12)

Потехе – час.

1

Беседа, работа с книгой

Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу время, потехе час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе – игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать свое поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».

23

(13)

Обобщение темы: «Наш класс в школе».

1

Контроль знаний

Установить степень усвоения учащимися темы «Наш класс в школе».

Раздел: «Наш дом и семья» - (15 часов)

24

(1)

Мы в семье.

1

 Беседа, работа с книгой

Термины ближайшего родства, в том числе – на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). «Волшебные слова семейного счастья» (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.).

С опорой на собственный опыт называть термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе – в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

25

(2)

Моя семья – часть моего народа.

1

Беседа, работа с книгой

Схема родословного древа.

Пословицы и поговорки о семье и ее членах, в том числе – из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе – из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе – в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения.

26

(3)

Природа в доме.



1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.

Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображенных комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своем доме, обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать свое отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые  есть в доме.

27

(4)

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.

Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.

1

Беседа, работа с книгой

Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды  в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом.

Обсуждать значение в доме, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании.

28

(5)

Красивые камни в нашем доме. Изделия из малахита умельцев России.

1

Беседа, работа с книгой

Камни - часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней. Определять названия красивых камней по атласу. Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществить самопроверку.

29

(6)

Комнатные растения у нас дома.

1

Беседа, работа с книгой

Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.

Определять по атласу названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрации и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам, осуществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями.

30

(7)

Выйдем в сад.

1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду или в огороде.

Узнавать растения сада на иллюстрации, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку. Узнавать и называть по иллюстрации и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода.

31

(8)

Овощи и фрукты на нашем столе.

1

Беседа, работа с книгой

Овощи и фрукты - кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.

Различать овощи и фрукты. Оценивать свое отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет). Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. Рассказывать полезные свойства овощей и фруктов.

32

(9)

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

1

Беседа, работа с книгой

Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.

Прослушивать и обсуждать рассказ В. И. Даля, рассказывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу. Рассказывать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые их них продукты питания. Практическая работа: определить крупы, кофейные зерна, чай по фотографиям.

33

(10)

Дикорастущие и культурные растения.

1

Беседа, работа с книгой

Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения.

Конструировать определения понятий «дикорастущие» растения, «культурные» растения, сравнивать сои предложения с приведенным в учебнике эталоном. Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих  и культурных растений на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения по известному признаку с использованием символических обозначений.

34

(11)

Собака в нашем доме.

1

Беседа, работа с книгой

История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками.

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак с помощью атласа, узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры пород собак. Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать ее.

35

(12)

Кошка в нашем доме.

1

Беседа, работа с книгой

История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками.

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Рассказывать о своей кошке и уходе за ней. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать ее.

36

(13)

Дикие и домашние животные.

1

Беседа, работа с книгой

Что такое дикие животные, домашние животные.  Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни.

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких - домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике: сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции.

37

(14)

С утра до вечера.

Правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

1

Беседа, работа с книгой

Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять свое место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объем домашнего труда каждого члена семьи. Представлять  способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своим близким.

38

(15)

Обобщение темы: «Наш дом и семья».

1

Контроль знаний

Установить степень усвоения учащимися темы «Наш дом и семья».

Раздел: «Город и село»  - (12 часов)

39

(1)

Мы в городе, селе.


1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сел), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сел — хранители непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей.

Определять значение слов земляки, горожане путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова односельчанин; сравнивать его со словом земляк; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определенных городов (сел) от названия города (села), в том числе – от названия родного или близлежащего города (села).

40

(2)

Красота любимого города и родного села.

1

Беседа, работа с книгой

Облик российских городов и сел, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сел, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой.

Различать названия городов (сел), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъемки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе.

41

(3)

Природа в городе.

1

Беседа, работа с книгой

Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы и др.). Природа в городе – источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Сравнивать фотографии в учебнике. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Рассказывать о природе своего города. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах  рабочей тетради.

42

(4)

Что растет в городе.

1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Деревья и кустарники в зеленых насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам. Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради. Приводить примеры деревьев и кустарников своего города. Определять деревья и кустарники  своего города по атласу. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам.

43

(5)

Чудесные цветники.

1

Беседа, работа с книгой

Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города.

Обсуждать роль цветников в городе.  Знакомиться по материалам учебника с растениями цветника. Определять растения цветника с помощью атласа. Организовать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника».  Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде.

44

(6)

В ботаническом саду.

Правила поведения в ботаническом саду.

1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Ботанический сад – живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада.  Правила поведения в ботаническом саду.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада. Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

45

(7)

Кто живет в парке.

1

Беседа, работа с книгой

Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка.

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые, птицы, звери), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, обсуждать роль животных парка в жизни людей.  Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек и др.)

46

(8)

В зоопарке.

Правила поведения для посетителей зоопарка.

1

Беседа, работа с книгой

Зоопарк – живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране – живут в других уголках Земли). Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать свое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков, рассказывать о зоопарке своего города. Предлагать  и обосновывать правила поведения в зоопарке.

47

(9)

Войдем в музей!


1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты - экскурсовод»; «Я – читатель» и др.

С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей; по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в «экспозиции» для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение «посетителей» в «музее». Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг; ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам.

48

(10)

Мы помним наших земляков.

1

Беседа, работа с книгой, презентация

Понятия памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания.

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвященных прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!».

49

(11)

Все профессии важны.

1

Беседа, работа с книгой

Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: «выбрать» будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий.

50

(12)

Обобщение темы: «Город и село».

1

Контроль знаний

Установить степень усвоения учащимися темы «Город и село».

Раздел: «Родная страна»  - (10 часов)

51

(1)

Россия — наша Родина.

1

Беседа, работа с книгой

Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Гимна родной страны, при подъеме государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи – признаки малой родины. Карта своего края.

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие малая родина: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотношении с уже известными по учебнику городами России. В сети интернет рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полета космонавта над Землей и его возвращение из космоса: находить место России на Земном шаре; встреча на космодроме, звучание Гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании Гимна Родины.

52

(2)

Москва — столица России.

1

Беседа, работа с книгой

Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая,  краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа «хлеб-соль» в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника; главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем.

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне кремля. Определять символический смысл Московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл.

53

(3)

Казань - столица Республики Татарстан.

1

Беседа, работа с книгой

Казань на карте России. История Казанского Кремля. Герб Казани и его символическое значение.  Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Казани в прошлом и настоящем.

Показывать расположение Казани на карте России. Обсуждать  историю Казани и Казанского Кремля.  Сравнивать  по старинным и современным фотографиям внешний облик памятников культуры Казани, находить изменения. Определять символический смысл Казанского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл.

54

(4)

Мы – семья народов России.

1

Беседа, работа с книгой

Своеобразие культуры разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка - традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)







Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, дунганские манты, бурятские позы, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от нее. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека. Организовывать выставку рукотворных игрушек.

55

(5)

Природа России.

1

Беседа, работа с книгой

Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны – основа нашей жизни, великое богатство.

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника. Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать.

56

(6)

Охрана природы.

1

Беседа, работа с книгой

Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе.

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы.

57

(7)

Красная книга России.

1

Беседа, работа с книгой

Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны.

Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной Книги России. Выражать свое отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунке, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесенных в Красную книгу России, рисовать и подбирать фотографии.

58

(8)

Заповедные тропинки.

1

Беседа, работа с книгой

Заповедники – особо охраняемые природные территории. Приокско - террасный заповедник – один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике.

Совершать воображаемую экскурсию в Приокско - террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать свое отношение к нему. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем.

59

(9)

Экскурсия в историко-архитекту-рный заповедник Республики Татарстана.

Экскурсия, наблюдение

Оценить эмоционально -  эстетическое впечатление от восприятия природы. Освоить основы самостоятельной поисково - исследовательской деятельности.

60

(10)

Обобщение темы: «Родная страна».

1

Контроль знаний

Установить степень усвоения учащимися темы «Родная страна».

Раздел: «Человек и окружающий мир» - (6 часов)

61

(1)

Взгляни на человека!

1

Беседа, работа с книгой

Человек – это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия внешний облик – внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, веселый, грустный и т.п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т.п.). Анализировать по отражению лица в зеркале свое внутреннее состояние, устно описывать себя в 3-м лице.

62

(2)

Всему свой черед.

1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста. Приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки).

63

(3)

У каждого времени – свой плод.



1

Беседа, работа с книгой

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определенных периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины и женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображен один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах.

64

(4)

Я – часть мира.

1

Беседа, работа с книгой

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

Выражать личное восприятие окружающего мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу).

65

(5)

Обобщение темы: «Человек и окружающий мир».

1

Контроль знаний

Установить степень усвоения учащимися темы «Человек и окружающий мир».

66

(6)

Проверочная работа «Мои достижения» по курсу «Окружающий мир» (1 класс)

1

Презентация

Установить степень усвоения учащимися курса «Окружающий мир» (1 класс)

Материально-техническое обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» 1 класс

  1. Информационно – методическое обеспечение:
  1. Программа по предмету «Окружающий мир» для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Перспектива». Сборник программ (М.: Просвещение,  2011).
  2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.  «Окружающий мир». Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений  (2 части) – М.: Просвещение, 2011 г.
  3. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.  «Окружающий мир». Рабочая тетрадь  для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений  (2 части) – М.: Просвещение , 2011 г.
  1. Дидактический материал и наглядность (приложение к учебнику).
  2. Рабочее место учителя и учеников: учебный кабинет, соответствующий СанПин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....