Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник А.А.Плешакова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник А.А.Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx78.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

г. Юбилейного Московской области

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей начальных классов

«___» __________2013 г.

Протокол № _____

______________

Ерёмина И.В.

«Согласовано»

Зам. директора школы    по УВР

«___» __________2012 г.

_____________________

Романенкова Н.Н.

«Утверждаю»

Директор

школы

«___» __________2012 г.

_____________________

Ивлев А.В.

Рабочая программа

по предмету

«Окружающий мир (человек, природа, общество)»

1 класс

Базовый уровень

Составитель: учитель начальных классов

Еремина Ирина Вячеславовна

I квалификационная категория

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для  1 а класса на 2013 – 2014 учебный год разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «СОШ № 1» города Юбилейного, на основе авторской программы:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)»

Цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

  • уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на изучение предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» отводится   1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Основное содержание учебного предмета

Мы и наш мир (11 ч).

Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.

Культура. Природа в творчестве человека.

Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс в школе (12 ч).

Наш класс в школе. Мы – дружный класс. Учитель – наставник и друг.

Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу – время. Книга – наставник и друг. Потехе – час. 

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Наш дом и семья (16 ч).

Мы в семье. Моя семья – часть моего народа.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.

Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (14 ч).

Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!

Мы помним наших земляков. Все профессии важны.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями – представителями городских, сельских профессий.

Родная страна (8 ч).

Россия – наша Родина. Москва – столица России.

Мы – семья народов России.

Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс – семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир (5 ч).

Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени – свой плод. Я – часть мира.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника».

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Планируемые результаты изучения учебного материала

Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного предмета.

Личностные результаты:

 У обучающегося будут сформированы:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Целевая ориентация программы

Настоящая рабочая программа учитывает особенности 1 а класса (классный руководитель: Еремина Ирина Вячеславовна). В классе дети  любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Описание материально – технического обеспечения

1.Учебно-методическая литература

Учебник :А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» для 1 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012 год

Рабочая тетрадь: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» для 1 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012 год

2.Интернет-ресурсы (ЭОР)

1.Википедия – свободная энциклопедия. -  http://ru.wikipedia.org/wiki

2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-

 http://school-collection.edu.ru

3.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

4.Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su

5. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola

3.Технические средства обучения.

1.Компьютер        

2.Ксерокс

3.Мультимедийный проектор

4.Интерактивная доска


Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Урок – путешествие «Что такое окружающий мир?»

Что такое окружающий мир?

Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель

Научатся ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради

Регулятивные: ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ; уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные: соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно, называние домашнего и школьного адресов; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы.

Коммуникативные:

эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками, уважают в общении партнера и самого себя

Освоение социальной роли обучающегося

2

Природа

Что такое природа?

Природа

Научатся отличать природу от продуктов деятельности человека;

приводить примеры природных объектов.

Регулятивные: 

выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос; ориентироваться в тетради и учебнике.

 Познавательные: различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе.

Коммуникативные:

умеют слушать и слышать, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса

Оценивание эмоционально-эстетических впечатлений от восприятия природы

3

Неживая и живая природа. Экскурсия

Что такое живая и неживая природа?

Живая природа, неживая природа

Научатся различать неживую и живую природу; называть объекты живой и неживой природы;

приводить примеры объектов живой и неживой природы (по своим наблюдениям).

Регулятивные: 

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Познавательные: различение и называние объектов неживой и живой природы; приведение примеров объектов каждой группы; осознанное и произвольное высказывание в устной форме о значении живой и неживой природы.

Коммуникативные:

умеют вступать в речевое общение

Оценивание эмоционально-эстетических впечатлений от восприятия природы

4

Культура

Что такое культура?

Культура

Научатся определять составляющие окружающего мира

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: осуществление поиска нужного иллюстративного материала,; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура - всё то, что создано людьми.

Коммуникативные:

умеют вступать в речевое общение

Оценивание эмоционально-эстетических впечатлений от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры

5

Целевая прогулка.

Культура

Что такое культура?

Культура

Научатся определять составляющие окружающего мира

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура - всё то, что создано людьми; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; разнообразие видов культуры; расположение предметов и явлений культуры на мысленной шкале «раньше — теперь; давно — недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; понимание, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.

Коммуникативные:

уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.

Оценивание эмоционально-эстетических впечатлений от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры

6

Природа в творчестве человека

Как мастер преображает природу в своих изделиях?

Игрушки, природный материал

Научатся узнавать образы природы в произведениях культуры;

понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;

изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.

Регулятивные: 

использовать знаково-символические средства представления информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: определение образа природы в произведениях культуры; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов.

Коммуникативные:

уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.

Осознание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

7

Урок-театрализованная игра.

«Мы – люди»

Как определить возраст человека?

Человек, люди, мужчины, женщины

Научатся определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности.

Регулятивные: 

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

 Познавательные: обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились.

Коммуникативные:

уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения.

Оценивание эмоционально-эстетического впечатления от восприятия традиционного костюма

8

9

Как мы общаемся с миром

С помощью чего люди общаются с миром?

Органы чувств, человеческая речь, память, мышление

Научатся воспринимать окружающий мир с помощью пяти чувств; определять и называть органы чувств; называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Регулятивные: 

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; контролировать собственную речь, ее четкость, правильность. Познавательные: ознакомление со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; определение подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; передача словами красоты мира природы и культуры.

Коммуникативные:

уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения.

Понимание ценности природного мира

10

Люди – творцы культуры

Что создают люди?

Речь, мышление, память

Научатся называть признаки, отличающие человека от других живых существ (речь, мышление, память); определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.

Регулятивные: 

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценивать результаты труда. Познавательные: осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ;

Коммуникативные:

стремиться к координации различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Выражение словами чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с народной культурой

11

За страницами учебника «Мы и наш мир»

Что находится вокруг нас?

Парк города

Научатся использовать основные правила поведения.

Регулятивные: 

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: определение подходящими словами красоты человеческого труда и радости творчества

Коммуникативные:

уметь формулировать собственное мнение и позицию

Осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

12

Наш класс в школе

Чем отличаются старинный и современный классы?

Старинные и современные школьные принадлежности

Научатся определять и называть объекты природы и предметы культуры в классной комнате; называть составные части окружающего мира.

Регулятивные:

 выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

 Познавательные: 

осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные исторические эпохи.

Коммуникативные:

уметь владеть способами взаимодействия со сверстниками

Выделение личного (эмоциональное) отношения к школе, классу, другим ученикам

13

Мы – дружный класс

Что означает дружба?

Одноклассники, учитель, дружный класс

Научатся характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках; отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания.

Регулятивные: 

выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

 Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели

Коммуникативные:

уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся как членов единого коллектива - класса.

Выполнение самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями

14

Учитель – наставник и друг

О ком это говорится: «Большая честь – других вперёд весть»?

Учитель, наставник, друг

Научатся характеризовать облик учителей по фотографиям из семейного альбома;

подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель – это родитель».

Регулятивные: 

выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: представление идеального образа учителя в культурной традиции народов России как великой духовной ценности; осмысление на конкретных примерах важности и необходимости культурной преемственности от старшего к младшему.

Коммуникативные:

уметь понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

Проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения задачи

15

Природа в классе

Что растёт на подоконнике?

Уход, почва, горшок, поддон

Научатся определять распространёнными комнатными растениями.

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Познавательные: распознавание комнатных растений с помощью атласа-определителя; приведение примеров комнатных растений из числа изученных.

Коммуникативные:

уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

Ориентирование в поведении на принятые моральные нормы; понимание ценности природного мира

16

Как ухаживать за комнатными растениями

Как ухаживать за комнатными растениями?

Уход, почва, горшок, поддон

Научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках.

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

 Познавательные: 

полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы в цветочных горшках; осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

17

Что растет у школы

(экскурсия)

Что растет у школы?

Деревья, кустарники, травянистые растения

Научатся работать с атласом-определителем в природных условиях; узнавать названия наиболее распространенных растений своей местности.

Регулятивные: 

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 Познавательные: 

различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение, использовать атлас-определитель как источник информации

Коммуникативные:

уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет.

Ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

18

Мир за стеклянным берегом

Как ухаживать за аквариумом?

Аквариум, виды рыб, улитки

Научатся распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; умение распознавать обитателей аквариума, ознакомление со средствами и способами ухода за аквариумом.

Коммуникативные:

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

19

Кто еще у нас живет?

Кто еще у нас живет?

Животные живого уголка

Научатся различать наиболее распространенных обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными.

Регулятивные: 

различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: знакомство с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания

Коммуникативные:

уметь аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве

позиции других людей, отличные от собственной; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Проявление любови к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи

20

Какие бывают животные

Какие бывают животные?

Как определить каждую группу животных?

Насекомые, рыбы, птицы, звери

Научатся классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных по их существенным признакам, приведение примеров представителей каждой группы.

Коммуникативные:

уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Соблюдение правил бережного отношения к животным, основы экологической культуры

21

Делу – время

Что такое режим дня?

Режим дня

Научатся планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища

Регулятивные: 

планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Познавательные: раскрытие смысла первой части пословицы «Делу — время, потехе — час», привлекательности учения как важного дела в любом возрасте; обобщение представлений о школе, в которой учатся

Коммуникативные:

уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками

Соблюдение основных моральных норм поведения

22

Книга – друг и наставник

Зачем нам нужны  книги?

Письменность, книгопечатание

Научатся понимать необходимость книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом

Регулятивные: 

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: представление образа книги в культурной традиции народов России   и мира как великой духовной ценности;

Коммуникативные:

уметь использовать в общении правила вежливости.

Положительное отношение к школе и учебной деятельности

23

Потехе – час

Что такое режим дня?

Режим дня

Научатся соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Познавательные: 

раскрытие смысла второй части пословицы «Делу - время, потехе - час», необходимости ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; знакомство с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени.

Коммуникативные:

уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Проявление положительного отношения к уроку окружающего мира

24

Мы в семье

Что такое семья?

Семья, любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность, родословное дерево

Научатся различать степени родства; определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи

Регулятивные: 

выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

 Познавательные: 

осознание своей роли в семье; умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивание своих отношений с каждым членом своей семьи

Коммуникативные:

уметь взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению.

Проявление позитивного отношения к семье и семейным ценностям

25

Моя семья – часть моего народа

Какие семейные традиции существуют? Что объединяет членов семьи?

Родословное древо, семейные традиции, семья, имя, отчество, фамилия.

Научатся находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом Познавательные: представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим

Коммуникативные:

уметь взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению.

Проявление позитивного отношения к семье и семейным ценностям

26

Природа в доме

Что делает квартиру уютнее?

Комнатные растения, животные

Научатся осознавать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимать ее значение для всех членов семьи

Регулятивные: 

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

 Познавательные: 

осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимание её значения для всех членов семьи.

Коммуникативные:

уметь участвовать в работе парами (группами), допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению

Осознание ответственности за жизнь и здоровье живых существ в доме, проявление любови к своему дому, ко всему, что в нём находится

27

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество

Как нам помогает электричество, вода, газ?

Электростанция, аккумулятор, батарея, электричество, электроприборы, водопровод, станция очистки воды, очистные сооружения, фильтр

Научатся определять способы получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнят правила безопасного обращения с бытовыми приборами.

Регулятивные: 

выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме - результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами.

Коммуникативные:

уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.

Выражение внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе

28

Красивые камни в нашем доме

Какие поделочные камни существуют?

Гранит, селенит, коралл, янтарь, малахит, бирюза, лазурит

Научатся различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.

Регулятивные: 

выражать позитивное отношение к неживой природе; организовывать рабочее место под руководством учителя. Познавательные: знакомство с камнями как частью неживой природы, показ красоты камней и изделий из них; умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.

Коммуникативные:

уметь принимать другое мнение и позицию одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Представление о ценности и уникальности природного мира

29

Комнатные растения у нас дома

Какие растения растут у нас дома?

Кактус, фиалка, драцена, пальма, сансевьера, молочай, бегония, папоротник

Научатся определять названия нескольких новых комнатных растений по атласу-определителю

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование атласа-определителя.

Коммуникативные:

уметь договариваться,

приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Положительное отношение к школе

30

Выйдем в сад

Что растет в саду?

Дерево, кустарник, травянистое растение

Научатся различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи; научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево — кустарник — травянистое растение».

Регулятивные: 

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: определение значения слов, классификация садовых культур по признакам «дерево - кустарник - травянистое растение».

Коммуникативные:

использовать в общении правила вежливости.

Положительное отношение к школе

31

Овощи и фрукты на нашем столе

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи, фрукты, витамины

Научатся приводить примеры овощей и фруктов.

Правила мытья овощей и фруктов перед едой.

Регулятивные: 

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия поставленной задаче.

Познавательные: повторение и расширение сведений об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма, о классификации овощей и фруктов

Коммуникативные:

уметь формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания

Установка на здоровый образ жизни.

32

Про хлеб и кашу, про чай и кофе

Какие профессии важны?

Хлеб, чай, крупы, кофе, профессии

Научатся различать виды круп

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: знакомство с тем, как растения кормят человека; называние, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; различение видов круп.

Коммуникативные:

уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Уважение к труду хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов

33

Дикорастущие и культурные растения

Какие растения называются дикорастущими, а какие — культурными? Для чего человек выводит новые сорта культурных растений?

Дикорастущие растения, культурные растения

Научатся понимать отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы

Регулятивные: контролировать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные:

отличать культурные растения от дикорастущих; приводить примеры растений каждой группы

Коммуникативные:

уметь ориентироваться в позиции партнера в общении и взаимодействии;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группе)

Положительное отношение и интерес к изучению природы

34

Собака в нашем доме

Почему мы любим  собак?

Предметы ухода за собакой

Научатся правилам  ухода за собаками

Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные: происхождение собак, наиболее распространённые породы, различение их с помощью атласа-определителя; знакомство с правилами ухода за собакой.

Коммуникативные:

уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем

Эмоциональное выражение любови к домашним питомцам, чувство ответственности за них

35

Кошка в нашем доме

Почему мы любим кошек?

Предметы ухода за кошкой

Научатся правилам ухода за кошками

Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне.

Познавательные: знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; различение их; знакомство с особенностями содержания кошек и ухода за ними.

Коммуникативные:

уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем

Эмоциональное выражение любови к домашним питомцам, чувство ответственности за них

36

Дикие и домашние животные

Чем они отличаются друг от друга?

Дикие животные, домашние животные

Научатся различать  диких и домашних животных, классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы

Регулятивные: 

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: 

знание, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое - домашнее»

Коммуникативные:

уметь сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку

Выражение эмоционально-положительного отношения к животным

37

С утра до вечера

Что самое важное в семье?

Любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад

Научатся сравнивать внешних старинных и современных формы семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня

Регулятивные: 

выражать свое позитивное отношение к семье.

 Познавательные: представление о повседневной жизни в семье как о культурной ценности; использование словарного запаса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье.

Коммуникативные:

уметь выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию обучения;

формулировать собственное мнение и позицию

Стремление контролировать свой распорядок дня;

38

Опасность у тебя дома

Нужна ли  аккуратность в обращении с предметами домашнего быта?

Огонь, вода, электроприборы

Научатся правилам обращения с огнем, водой и электроприборами в доме

Регулятивные: 

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: важность и необходимость соблюдения безопасности

Коммуникативные:

уметь выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию обучения;

формулировать собственное мнение и позицию

Соблюдение правил обращения с огнём, водой и электроприборами в доме

39

За страницами учебника «Наш дом и семья».

Как составить генеалогическое древо?

Генеалогическое древо

Научатся составлять генеалогическое древо

Регулятивные: 

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад

Коммуникативные:

уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Проявление интереса к познанию окружающего мира

40

Мы в городе, в селе

Что такое малая родина?

Земляки, малая родина, горожане

Научатся образовать общее название жителей определенного города по его названию

Регулятивные: 

выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт; понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию.

Коммуникативные:

уметь применять способы существования в городе и селе; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра

Осознание личного (эмоционального) отношения к малой родине

41

Красота любимого города

Чем дорог наш город?

Архитектура

Научатся называть города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие.

Регулятивные: 

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. Познавательные: особенности ландшафта, где находится родной город); название города, происхождение названия; особенности облика города в зависимости от ландшафта; представление об архитектурном образе города как о культурной ценности, которая растёт со временем.

Коммуникативные:

уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах).

Осознание эстетического своеобразия и историко-культурного значения архитектурной доминанты города

42

Природа в городе

Какова роль природы в городе?

Бульвар, парк, сквер

Научатся определять, что природа в городе — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения

Регулятивные: 

планировать решение учебной задачи - выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: определение, что природа в городе - это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Коммуникативные:

уметь принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости

Осознание любови к родному городу, желание украсить его

43

Что растет в городе

Что растет в городе?

Лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники

Научатся различать часто встречающиеся растения города, усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья

Регулятивные: 

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: различение часто встречающихся растений города; лиственных и хвойных деревьев; ознакомление с растениями, которые

наиболее часто используются для городского озеленения

Коммуникативные:

уметь принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости

Осознание любови к родному городу, желание украсить его

44

Чудесные цветники

Что растет на клумбе?

Клумба, цветник

Научатся определять растения цветника, усвоить, что они относятся к культурным растениям

Регулятивные: 

переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: ознакомление с растениями цветников, их названиями; определение отношения к культурным растениям

Коммуникативные:

уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Проявление эстетического отношения к природе в городе

45

В ботаническом саду

Что растет в ботаническом саду?

Ботанический сад

Научатся правилам поведения в ботаническом саду

Регулятивные: 

владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: представление о ботаническом саде как о просветительском и научном учреждении; ознакомление с целями организации ботанических садов, их значимостью для человека

Коммуникативные:

уметь соблюдать правила поведения в ботаническом саду; использовать в общении слова вежливости

проявляют интерес к учебному материалу

46

Кто живет в парке

Кто живет в парке?

Животные парка

Научатся определять какие животные обитают в парках и скверах города, как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь

Регулятивные: 

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ознакомление с животными парка; понимание их значения для человека; анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением отличительных признаков

Коммуникативные:

уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных; принимают участие в работе парами (группами)

Проявление первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

47

В зоопарке

Кто живет в зоопарке?

Обезьяны, слоны, жирафы, страусы, пингвины

Научатся определять, что зоопарк — это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью

Регулятивные: 

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: знакомство с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, зоопарк - это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью.

Коммуникативные:

уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания

Соблюдение правил поведения

в зоопарке

48

Войдем в музей!

(экскурсия)

Что  такое музей?

Экскурсовод

Научатся понимать необходимость посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил

Регулятивные: 

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: представления о музее как о хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; понимание необходимости посещения музеев каждым человеком.

Коммуникативные:

уметь допускать существование различных точек зрения; осуществлять работу в группах, распределяя обязанности

Знание правил поведения в музее и соблюдение их на практике

49

В театре

Что  такое театр?

Театр

Научатся понимать необходимость посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил

Регулятивные: 

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: представления о театре как о хранителе культурных ценностей.

Коммуникативные:

уметь допускать существование различных точек зрения; осуществлять работу в группах, распределяя обязанности

Знание правил поведения в театре и соблюдение их на практике

50

Мы помним наших земляков

Почему нужно помнить о наших предшественниках?

Земляк, памятник

Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе, умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести

Регулятивные: 

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: знакомство с традициями увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; называние имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе

Коммуникативные:

уметь использовать в общении правила вежливости; договариваться и приходить к общему решению

Соблюдение основных моральных норм поведения

51

Хлеб – всему голова

Каковы секреты хлеборобного дела?

Хлеб, пекарь, мукомол, комбайнер

Научатся понимать важность профессии земледельца

Регулятивные: 

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Знакомство с тем, как  хлеб попадает к нам на стол

Коммуникативные:

уметь проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников

Проявление положительного отношения к уроку окружающего мира

52

Все профессии важны

Какие профессии важны?

Профессии, ремесло

Научатся расширять словарный запас, касающегося темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает

Регулятивные:

выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Познавательные: 

умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца.

Коммуникативные:

уметь проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников

Проявление положительного отношения к уроку окружающего мира

53

Обобщающий урок по теме «Город и село». Правила дорожного движения

Зачем соблюдать правила дорожного движения?

Правила дорожного движения

Научатся правилам поведения на улице

Регулятивные: анализировать собственную работу - соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные: раскрытие важности и необходимости памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе)

Коммуникативные:

уметь использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения

54

Россия – наша Родина

Что такое Родина и почему она так дорога каждому из нас?

Родина, Россия, столица, герб, флаг

Научатся приблизительно определять место своего города  на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поется российский гимн.

Регулятивные: 

выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: первоначальные представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны - как о её национальном достоянии; умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Коммуникативные:

уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов

Осознание себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу

55

Москва – столица России

Как называется столица России? Что такое столица?

Столица, Москва, достопримечательности

Научатся по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области)

Регулятивные:

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: знакомство с образом сердца России - Москвы как великой духовной ценности; с главными московскими достопримечательностями - Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла

Коммуникативные:

уметь входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

Проявление доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству

56

Мы – семья народов России

Какие народы живут в России?

Одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники, обычаи

Научатся определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России.

Коммуникативные:

умеют вступать в речевое общение

Проявление интереса к новому; осуществление позитивной самооценки

57

Природа России

Каково разнообразие природы России?

Север, тайга, степь, океан, реки, озера

Научатся

участвовать по мере сил в охране природы; первоначальное представление о разнообразии природы России

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 Познавательные:

работа с учебником и дополнительной литературой, ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью значков-символов; представление о разнообразии природы России, красоте родной природы; осознание необходимости бережного отношения к ней.

Коммуникативные:

уметь задавать вопросы

и формулировать ответ; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

58

Охрана природы

Зачем нужно охранять природу?

Красная книга

Научатся понимать необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе

Регулятивные:

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Познавательные: представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу.

Коммуникативные:

уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках;

Оценивание поступков человека по отношению к природе

59

Красная книга России

Зачем нужно охранять природу?

Красная книга

Научатся приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое отношение к Красной книге.

Познавательные: ознакомление с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги

Коммуникативные:

уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России

Оценивание поступков человека по отношению к природе

60

Заповедные тропинки

Кто живет в заповеднике?

Заповедник

Научатся определять, что заповедник — это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной

Регулятивные: 

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные:

уметь принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике

Формулирование правил поведения в заповеднике

61

Обобщающий урок по теме «Родная страна»

В чем заключается красота моей страны?

Народы России, праздники, обычаи

Знать

о России как об общей родине разных народов

Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: представление о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России; об особенностях традиционной культуры народов своего края

Коммуникативные:

уметь принимать мнение и позицию других людей; строить понятное для партнёра высказывание

Мотивация к учёбе

62

Взгляни на человека!

Как определить характер  человека?

Мимика, жесты, поза, характер

Научатся устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета

Регулятивные: 

выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

 Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему: определение по внешним признакам  внутреннего содержания личности, характера, настроения человека

Коммуникативные:

устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова

Оценивание образа «Я»

63

Всему свой черед

Как называются разные возрастные периоды в жизни человека?

Детство, молодость, зрелость, старость

Научатся соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни знать пословицы об отце

Регулятивные:

ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия на уровне ретрооценки; вносить коррективы в действия. Познавательные: 

умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость)

Коммуникативные:

уметь учитывать разные мнения, координировать свои действия и действия партнера, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия

Выражение эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток

64

У каждого времени свой плод

Как определить возраст человека?

Возраст, женщина, девочка

Научатся приблизительно определять возраст женщины, находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: представление образа женщины в разные возрастные периоды её жизни; понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; умение приблизительно определять возраст женщины

Коммуникативные:

допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем, одноклассниками

Владение нормой и правилами культурного отношения к женщине, уважения к достоинству человека в разном возрасте

65

Я – часть мира

Что значит «Я – часть мира»?

Творческая личность человека

Научатся правилам поведения и  соответствию национально-культурной норме (идеалу)

Регулятивные: 

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: 

понятие «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов.

Коммуникативные:

уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове

Оценивание образа «Я»

66

Обобщающий урок по теме «Человек и окружающий мир»

Что такое окружающий мир?

Человек, окружающий мир

Иметь представление об учебном  курса «Окружающий мир»

Регулятивные:

выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений

Коммуникативные:

стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме

Проявление интереса к учебному материалу

«Рассмотрено»                                                                                                «Согласовано»

на заседании ШМО                                                                                                            Зам. директора школы  по УВР

учителей начальных классов                                                                                     ______________Романенкова Н.Н.

Протокол № __

от «__»сентября 2013 года                                                                                                от «__»сентября 2013 года

Руководитель ШМО: _____Еремина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику Л.Г. Петерсон

Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю....

рабочая программа по математике. 1 класс, по учебнику Л.Г.Петерсон

рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин...

Рабочая программа для 2-3 классов по учебнику Верещагиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2-3 классов, обучающихся по учебнику Верещагиной, рассчитана на 2 часа в неделю...

Рабочая программа по математике 1 класс по учебнику Л.Г. Петерсон

Рабочая программа по математике, расчитанная на 4 часа в неделю....

Рабочая программа для 2-4 классов к учебнику М.З.Биболетовой

Рабочая программа для 2-4 классов к учебнику М.З.Биболетовой...

Рабочая программа по математике 3 класс (к учебнику Моро М.И.) "Школа России"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Соответс...

Рабочая программа по технологии 3 класс (к учебнику Роговцевой Н.И.) ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....