Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Александровская Екатерина Викторовна

Рабочая программа по изобразительному искусству (базовое содержание). Учебник: Н.А. Горяева, Л.А. Неменская  «Изобразительное искусство». Издательство «Просвещение», 2015 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_izo_3_klass_shkola_rossii.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" составлена на основе нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 уч. год».
  4. Образовательная программа НОО МБОУ СОШ №8 г. Пушкино.
  5. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 3 класс учебно-методический комплект «Школа России" М: «Просвещение», 20__ год.
  6. Учебный план 2019-2020 уч. год МБОУ СОШ №8 г. Пушкино.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» для начальной школы, разработанной Б.М. Неменским в рамках УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.

Курс «Изобразительное искусство» 3 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся элементов учебной деятельности.

           Цель курса - развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной. Так же введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма.    

           Задачи курса:    

  • развивать художественно-образное мышление, наблюдательность, умение вглядываться в явления жизни;
  • развивать фантазию, способность на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;                                                                             воспитывать культуру восприятия произведений ИЗО;                                                                    формировать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
  • формировать умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
  • формировать художественную культуру учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной, культуры, выработанных поколениями.  

         Объем программы: на изучение курса «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

II. Планируемые предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

  • разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
  • разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
  • виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться доступными средствами и материалами;
  • в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
  • владеть навыком смешивания красок. Свободно работать с кистью;
  • использовать первые представления о передачи пространства на плоскости;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером. Цветом главное в рисунке;
  • создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы
  • обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике
  • компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.;
  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

III. Содержание учебного предмета.

Искусство в твоем доме (9 ч.)

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Тема. Твоя игрушка. (2 ч.)                                                                                                                           Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.                                                                                                                Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.     Тема. Твоя посуда. (2 ч.)                                                                                                                                                                                                                                                        Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.                                                                                                                                                        Тема. Мамин платок. (1 ч.)                                                                                                                        Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.                                                                                Тема. Обои, шторы, в твоем доме.  (1 ч.)                                                                                                      Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.            

Тема. Твоя книжка.  (1 ч.)                                                                                                                                Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги.                                                                                                                                                                              

Тема. Поздравительная открытка (декоративная закладка).   (2 ч.)

Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.

Искусство на улицах твоего города (7ч.)

Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвящена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.

Тема. Наследие предков: памятники архитектуры.   (1 ч.)                                                                  Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.                                                                                                                      

Тема. Парки, скверы, бульвары.  (1 ч.)                                                                                                         Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там, где мы живем.

Тема. Ажурные ограды.   (1 ч.)                                                                                                                    Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.                                                       Тема. Фонари на улицах и в парках.  (1 ч.)                                                                                Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов.                                                                                                                                                    Тема. Транспорт.   (2 ч.)                                                                                                                                           Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.                                                                                                              

Художник и зрелище (10ч.)

Зрелище — неотъемлемая часть жизни человека. Какой тусклый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на концерте или в театре нас встречает праздничное и красочное зрелище, созданное художником.                                                                                                             Игровая природа зрелища позволяет учителю в конце четверти продемонстрировать творческие работы детей в виде театрализованного представления или спектакля.

Тема. Образ театрального героя (1 ч.)                                                                                                     Мир театра, мир условности,  мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол.                                                                                                                                                              

Тема. Театральные маски (2 ч.)                                                                                                            Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.                                                                                                         Тема. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.  (2 часа)                                                       Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.               Тема. Театральный занавес (1 ч.)                                                                                                                                                                                                                                                         

Тема. Афиша (2 ч.)                                                                                                                                                                                                                                                                 Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.                                                                                                                    Тема. Художник в цирке. Праздник в городе.(1 ч.)                                                                                                                                                                                                                  

Художник и музей (8 ч.)

Три четверти учебного года были посвящены прикладным видам деятельности художника. Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, в IV четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры.  Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения.

Москве есть музей — святыня русской культуры — Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге — центров международных художественных связей. И есть также много небольших интересных музеев, выставочных залов.                                                                                                                     Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать музейную экспозицию. Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи наук и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.

Тема. Музеи в жизни города (1 ч.)                                                                                                                      Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.

Тема. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.  (1 ч.)                                                                                                                      Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро.      

Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.                                                                                                                                        

Тема. Картина-натюрморт.  (2 ч.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.                                                                                                                                  

Тема. Картина-портрет.  (2 ч.)                                                                                                                      Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.                                                                  

Тема. Картины исторические и бытовые.  (1 ч.)                                                                                                                      Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины.                                                                                                                                      

Тема. Скульптура в музеях и на улицах. (1 ч.)                                                                                                                      Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.                                                                

IV. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Темы уроков

Дата

 

Плановые

 сроки прохождения

Скорректированные сроки

 прохождения

Искусство вокруг нас, искусство в твоем доме.

1.

Твоя игрушка.

04.09

 

2.

Твоя игрушка.

11.09

 

3.

Твоя посуда.

17.09

 

4.

Твоя посуда.

24.09

 

5.

Мамин платок.

30.09

 

6.

Обои, шторы, в твоем доме.

07.10

 

7.

Твоя книжка.

14.10

 

8.

Поздравительная открытка (декоративная закладка). Обобщение темы четверти.

21.10

 

9.

Поздравительная открытка

(декоративная закладка). Обобщение темы четверти.

08.11

 

Искусство на улицах твоего города.

10.

Наследие предков: памятники архитектуры.

15.11

 

11.

Витрины на улицах.

22.11

 

12.

Парки, скверы, бульвары.

29.11

 

13.

Ажурные ограды.

06.12

 

14.

Фонари на улицах и в парках.

13.12

 

15.

Транспорт (обобщение темы).

20.12

 

16.

Транспорт (обобщение темы).

27.12

 

Художник и зрелище.

17.

Художник в театре.

17.01

 

18.

Образ театрального героя.

24.01

 

19.

Театральные маски.

31.01

 

20.

Театральные маски.

07.02

 

21.

Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

14.02

 

22.

Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

21.02

 

23.

Театральный занавес.

28.02

 

24.

Афиша.

06.03

 

25.

Афиша.

13.03

 

26.

Художник и цирк. Праздник в городе.

20.03

 

Художник и музей.

27.

Музеи в жизни города.

03.04

 

28.

Изобразительное искусство: картина – пейзаж.

10.04

 

29-30.

Картина - натюрморт.

17.03

 

31.

Картина – портрет.

24.04

 

32.

Картина – портрет.

08.05

 

33.

Картины исторические и бытовые.

15.05

 

34.

Скульптура в музеях и на улицах.

22.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тан...