ФГОС. Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

ФГОС. Описание рабочей программы по изобразительному искусству для первого класса, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование (по программе Б. М. Неменского)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos._rabochaya_programma_1_klass.docx104.84 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Самарская область

муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 45»

_____________________________________________________________________________

445032, Самарская область, г. Тольятти,  бульвар Кулибина 4,  37-19-03

Факс (8482) 37-15-08, E-mail – school45@edu.tgl.ru , http:// school45tgl.net.ru

Исх. № _____

От _________

Рабочая программа

по изобразительному искусству для 1 класса

(по программе Б. М. Неменского изобразительное искусство 1 – 4 классы)

Автор составитель: учитель изобразительного искусства

высшей категории

 Худякова Ольга Владимировна

Тольятти 2017г.

Содержание

I. Содержание………………………………………………………………..стр. 1.

II. Пояснительная записка……………………………………………..стр. 2 – 30. 

1. Общая характеристика учебного предмета……………………………..стр. 2.

2. Структура рабочей  программы по изобразительному искусству...стр. 2 – 4.

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета………….стр. 4 – 5.

4. Результаты освоения учебного предмета…………………………...стр. 5 – 7.

5.  Требования к планируемым результатам освоения  

      учебного предмета в 1 классе………………………………………..стр.7 –8.  

6. Система оценки достижений планируемых результатов

    освоение предмета……………………………………………………стр. 8 – 9.

7. Структурные отличия государственной и рабочей программы………стр. 9.

8. Содержание рабочей программы……………………………………стр. 9 –10.

9.  Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса…стр. 11 – 12.

10. Учебно  – методическое, материально – техническое

      информационное обеспечение образовательного  процесса…..стр. 12 – 14.

III. Календарно – тематическое планирование……………………...стр. 15 –30.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

            Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство в 1 – 4 классах», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (учебно-методический комплект «Школа России»).

           Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта общего начального  образования.          

Структура рабочей  программы по изобразительному искусству

           Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. 

           Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно – прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника  в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

           Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

            —  изобразительная художественная деятельность;

            —  декоративная художественная деятельность;

            —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

           Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

                      Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

            Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

            Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

           Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

           Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

           Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). 

           Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности –  форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

           Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

           Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно- нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

           В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.

           Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

           Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

           Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Виды результатов

Характерные особенности

         

Личностные

 результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета

по программе «Изобразительное искусство»:

  1. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. Понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  8. Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

          Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  3. Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  4. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  5. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  6. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные

результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  1. Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  2. Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  3.  Понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  4.  Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  5. Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  6. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  7.  Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  8. Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  9. Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  10. Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  11. Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  12. Освоение умений применять в художественно-творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  13. Овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  14. Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  15. Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  16. Изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  17. Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  18. Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
  19. Умение  объяснять значение памятников архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  20. Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  21. Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета

в 1 классе:

Личностные результаты

является формирование следующих умений:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания:
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • пользоваться языком изобразительного искусства;
  • слушать и понимать высказывания собеседников;
  • согласованно работать в группе.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы  цветоведения, графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных  регионов нашей страны.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЯ ПАНИРУЕМЫХРЕЗУЛЬТАОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

            Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижений предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируется в форме портфеля достижений и учитывается при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности некоторых учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы является тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

            Критериями оценивания работ является следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

          Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программного материала

Количество часов

общеобразовательная

программа

рабочая программа

1.

Ты изображаешь.

Знакомство с Мастером Изображения.

9 ч.

9 ч.

2.

Ты украшаешь.

Знакомство с Мастером Украшения.

8 ч.

8 ч.

3.

Ты строишь.

Знакомство с Мастером Постройки.

11 ч.

11 ч.

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

5 ч.

5 ч.

итого

33 часа

33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1 КЛАСС (33 часа)

Место курса «Изобразительное искусство»

в базисном учебном (образовательном) плане:

           Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства на этапе основного общего образования в объеме 1 часа  в  неделю, всего на курс: в 1 классе – 33 ч в год.

Тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (33 ч)

Раздел 1: Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения.  (9 ч)

           Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

           Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.

         Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, изображения в объеме. Разноцветные краски.

1. Изображения всюду вокруг нас.

2. Мастер Изображения учит видеть.

3. Изображать можно пятном.

4. Изображать можно в объеме.

5. Изображать можно линией.

6. Разноцветные краски.

7. Изображать можно и то, что невидимо.

8. Художники и зрители (обобщение темы).

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения  (8 ч)

            Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.     Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли.

            Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

1. Мир полон украшений.

2. Красоту надо уметь замечать.

3. Узоры на крыльях. Ритм пятен.

4. Красивые рыбы. Монотипия.

5. Украшения птиц. Объёмная аппликация.

6. Узоры, которые создали люди.

7. Как украшает себя человек.

8. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки. (11 ч)

           Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

           Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

           Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

1. Постройки в нашей жизни.

2. Дома бывают разными.

3. Домики, которые построила природа.

4. Дом снаружи и внутри.

5. Строим город.

6. Все имеет свое строение.

7. Строим вещи.

8. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

           Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

            Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

            Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

1. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

2. Праздник весны.

3. Сказочная страна.

4. Времена года (экскурсия)

5. Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС

1 КЛАССА

           В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства,  оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения)

при посещение выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

Виды

обеспечения

Наименование

1.

Программы

1. ФГОС «Изобразительное искусство 1 – 4 классы». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б. М. Неменский и др. – М.: Просвещение, 2012.

2. ФГОС «Школа России» Сборник рабочие программы 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Автор С. В. Анащенкова, М. А. Бантова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.

2.

Учебники

(ФГОС) Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь, 1 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.  / Л. А. Неменская, под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

3.

Методические пособия

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1 – 4 классы. Под редакцией Б. М. Неменский, М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. Поурочные разработки 1 класс. /Составитель Л. А. Шампарова, УМС «Школа России» – Волгоград, «Учитель» 2011г.

4.

Рабочие тетради

Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы. Под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

5.

Демонстрационные материалы

Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1 – 4 классов начальной школы./Составитель  Коротеева Е. И. – М.: Просвещение 20011

6.

Тематические и контрольные тесты

Изобразительное искусство. Упражнения, задания, тесты 1 – 4 классы. В помощь учителю начальной школы. Автор-составитель О. В. Свиридова – Волгоград: «Учитель» 2011г.

7.

Интернет- ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://school collection.edu.ru/  Начальная школа (Электронный ресурс) – Режим доступа: www.zavuch.info./Социальная сеть работников

образования (Электронный ресурс) – Режим доступа: /nsportal.ru

Печатные пособия.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы.

  • Портреты русских и зарубежных художников.
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
  • Схемы по правилам рисования  предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  • Альбомы с демонстрационным материалом.
  • Дидактический раздаточный материал.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

  • Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
  • Электронные библиотеки по искусству.
  • Образовательные ресурсы (диски).

Технические средства обучения.

1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный ноутбук.

4. Аудиомагнитофон.

5. Проектор для демонстрации слайдов.

6. Мультимедиа проектор.

Учебно-практическое оборудование.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.

  • Краски акварельные, гуашевые, тушь.
  • Акварельная бумага А4.
  • Бумага цветная.
  • Фломастеры.
  • Восковые мелки.
  • Кисти беличьи, кисти из щетины.
  • Емкости для воды.
  • Пластилин.
  • Клей.
  • Ножницы.        

Модели и натурный фонд.

  • Муляжи фруктов и овощей.
  • Гербарии.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Гипсовые геометрические тела.
  • Керамические изделия.
  • Предметы быта.

Оборудование класса.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Демонстрационная подставка.

Календарно – тематическое планирование

(1 класс - 33 часа)

Теме года « Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

п/п

дата

Тема урока

Тип урока

Технология

Решаемые проблемы

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Раздел 1: «Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения» (9 ч).

1.

1.

Изображе-ние по всюду вокруг нас

Урок изучения нового материала

Здоровьесбереже-ние. Технология творческого развития.

Развитие наблюдательностиЭстетическое восприятие деталей природы.

Постановка и решение учебной задачи.

Каким я вижу мир? Где встречаемся с изображениями?

Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит

Научиться: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Регулятивные: (УУД)

 адекватно использовать речь.

Познавательные: (УУД)

 рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Коммуникативные: (УУД)

задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог.

Доброжелатель-ность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.

2.

Мастер Изображе-ния учит видеть.

Знакомство с Мастером Изображе-ния.

Комбини-рованный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Технология творческого развития

Знакомство с понятием «форма». 

Постановка и решение учебной задачи.

Что помогает увидеть Мастер Изображения?

Цель: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира

Сравнивать по форме различные листья. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Изображать на плоскости  заданный образ на основе выбранной геометрической формы.

Научиться: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Регулятивные: (УУД)

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: (УУД) сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Коммуникативные: (УУД)

формулировать свои затруднения.

Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Ценностное отношение к природному миру.

3.

3.

Изображать можно пятном.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Пятно как способ изображения на плоскости.

Постановка и решение учебной задачи;

Какова роль пятна в изображении?

Цель: учить владеть первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитических возможностей глаза.

Знакомство с «пятном» как способом изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Наблюдение над образами на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Воспринимать и анализировать

(на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Регулятивные: (УУД) вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.

Познавательные: (УУД)

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути её достижения.

Коммуникативные:

(УУД)

 проявлять активность для решения познавательных задач.

Формирование эстетических потребностей – потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

4 -5.

4-5.

Изображать можно в объёме.  

4. Урок изучения нового материала

5. Урок развития умений и навыков

Здоровьезбереже-ние. Знакомство с понятиями «объемные изображения». «Объем», «образ» в трехмерном пространстве.  

Постановка и решение учебной задачи;

Как изображать в объеме?

Цель: учит видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Находить выразительные, образные объемы в природе.

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала.

Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Научиться: превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Регулятивные: (УУД)  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: (УУД) ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: (УУД) оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

6.

6.

Изображать можно линией.

Комбини-рованный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии.

Решение учебной задачи.

Как изображать линией?

Цель: учить изображению на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия - рассказчица)

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии

Научиться: делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Регулятивные: (УУД) составлять план и последовательность действий.

Познавательные: (УУД) сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений, сюжет из своей жизни.

Коммуникативные:

(УУД) задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

7.

7.

Разноцвет-ные краски.

Комбини-рованный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Проба красок. Решение учебной задачи.

Каковы разноцветные краски?

Цель: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места.

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Проба красок.

Научиться: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями, приводить примеры.

Регулятивные: (УУД) предвосхищать результат.

Познавательные: (УУД) контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: (УУД)  формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

8.

8.

Изображать можно и то, что невидимо

(настроение)

Урок изучения нового материала

Здоровьезбереже-ние. Выражение настроения в изображении.

Слушание музыкальных произведений.

Цвет в музыке.

Решение учебной задачи.

Как выразить настроения в изображении?

Цель: учить передавать эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Регулятивные: (УУД)

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

ориентация на образец и правило выполнения задания.

Познавательные: (УУД)

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные:

(УУД)

формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти; учитывать разные мнения при обсуждении.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

9.

9.

Художники и зрители

(обобщение темы).

Урок проект.

Здоровьезбереже-ние. Рассматривание художественных

произведений.

Постановка и решение учебной задачи.

Как формировать навык восприятия?

Цель: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а так же деятельности одноклассников.

Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей. Знакомство с понятием «произведения искусства».

Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Участвовать в обсуждении выставки

Регулятивные: (УУД) адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.

Познавательные: (УУД) 

осуществлять поиск необходимой информации. Использовать информацию из различных источников.

Коммуникативные: (УУД) 

обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания обсуждения наблюдаемых произведений искусства, адекватно воспринимать произведения художников.

Раздел 2: «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» (8 ч).

10.

1.

Мир полон украшений. (Знакомство с Мастером Украшения).

Урок изучения нового материала

Здоровьезбереже-ние. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Постановка и решение учебной задачи.

Как помогает нам Мастер Украшения?

Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действитель-ности.

Любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Научиться: видеть украшение в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы – заготовки.

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Регулятивные: (УУД) адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: (УУД) 

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: (УУД) 

формулировать свои затруднения при решении учебной задачи.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

11.

2.

Красоту надо уметь замечать.

Комбини-рованый урок.

Здоровьезбереже-ние. Аппликация: составление букета из вырезанных цветов. Коллективная работа.

Постановка и решение учебной задачи.

Каково многообразие узоров в природе?

Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений.

Выполнение упражнений на развитие наблюдательности Наблюдение за многообразием и красотой форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов

Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы;

изображать птиц бабочек передавать их характер, форму, украшающие их детали.

Регулятивные: (УУД) преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: (УУД) 

осуществлять поиск необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: 

(УУД) 

проявлять активность в коллективной деятельности.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы. Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникшие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

12.

3.

Узоры на крыльях.

Комбини-рованый урок.

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач.

Симметричный узор. Коллекция.

Как располагается узор на крыльях бабочки.

Цели: развивать видение красоты окружающей природы;

учить составлять фантазийный графический узор.

Изображать (декоративно) бабочек,  рыб, птиц,  передавая характер их узоров расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту.

Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Понимать простые основы симметрии.

Регулятивные: (УУД) применять установленные правила в решении задачи

Познавательные: (УУД) 

использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные:

(УУД)

 обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Ценностное отношение к природному миру. Иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

13.

4.

Красивые рыбы.

Комбини-рованный

урок

Здоровьезбереже-ние. Фактура. Монотипия.

Решение частных задач.

Как выполняется работа в технике монотипия.

Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой.

Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней).

Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике  живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Регулятивные: (УУД) соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: (УУД)  подводить под понятие на основе распознания объектов.

Коммуникативные: (УУД) 

предлагать помощь и сотрудничество.

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

14.

5.

Украшения птиц.

Урок развития умений и навыков

Здоровьезбереже-ние. Объёмная аппликация.

Постановка учебной задачи, поиск её решения.

Как делать объемную работу из бумаги различной фактуры.

Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи.

Научится:

рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, красоту фактуры.

Регулятивные: (УУД) 

вносить необходимые дополнения  и изменения в действия.

Познавательные: (УУД) 

создавать модели для решения задач.

Коммуникативные:

(УУД)

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

15.

6.

Узоры, которые создали люди.

Урок развития умений и навыков

Здоровьезбереже-ние. Поиск и открытие нового способа действия. 

Орнамент. Природные изобразительные мотивы в орнаменте.

Где мы встречаемся  с орнаментом? Что они украшают?

Цели: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Научиться: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Регулятивные: (УУД)

осуществлять последовательность действий.

Познавательные: (УУД) ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: (УУД)

формировать собственную позицию.

Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

16.

7.

Как украшает себя человек

Урок изучения нового материала

Здоровьезбереже-ние. Связь человека с украшениями. Иллюстрации с персонажами известных сказок.

Контроль и коррекция знаний.

Что могут рассказать украшения? Когда и зачем украшают себя люди?

Цели: развивать зрительную память, творческую фантазию;

учиться изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерные для них.

Что могут рассказать украшения? Когда и зачем украшают себя люди?

Развивать зрительную память, творческую фантазию;

учить изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерные для них.

Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям.

Связь человека с украшениями. Рассматривать иллюстрации с персонажами известных сказок.

Регулятивные: (УУД) вносить необходимые коррективы после завершения работы.

Познавательные: (УУД)

подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: (УУД)

 строить понятные для партнера высказывания.

Эмоциональная отзывчивость.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях.

Определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения и обсуждения.

17.

8.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Комбини-рованный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Рефлексия и оценивание способа действия.

Без праздничных украшений нет праздника.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Какова роль украшений в праздники?

Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение.

Изготовление украшения для праздников. Отработка приёмов работы с бумагой для осуществления своего замысла.

Создавать, несложны праздничные украшения из цветной бумаги.

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании украшений.

Регулятивные: (УУД) предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: (УУД) 

выбирать наиболее эффективные способы решения задач.     Коммуникативные: (УУД)

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Эстетические чувства доброжелательность. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки. (11 ч)

18.

1.

Постройка в нашей жизни

Комбини-рованный урок.

Здоровьезбереже-ние. Постановка учебной задачи, поиск ее решения. Знакомство с Мастером Постройки. Архитектура и дизайн.

Какие постройки нас окружают?

Цели: формировать представление о разных типах построек, основных частей дома.

Придумывать и изображать сказочный дом для себя

и своих друзей или сказочные дома героев детских книг.

Обсуждение построек сделанных человеком.

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Регулятивные: (УУД)

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: (УУД)

 осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: (УУД) 

слушать собеседника.

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

19.

2.

Дома бывают разными.

Урок

развития

умений и навыков.

Здоровьезбереже-ние. Постановка и  решение учебной задачи.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения.

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Цель:

Формировать представление о

составных частях дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.). Разнообразие  форм составных частей дома.

Индивидуальная деятельность, изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению; изображение дома с помощью печаток по воображению.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома. 

Регулятивные: (УУД)

Работать по предложенному учителем плану;

Познавательные: (УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные: (УУД)

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

20

3

Домики, которые построила природа.

Комбини-рованный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач.

Уметь использовать художественные материалы (пластилин).

Уметь применять приемы лепки с приставными деталями.

Какими бывают природные домики?

Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов и т.п.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Индивидуальная деятельность.

Научиться: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов; анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции.

Регулятивные: (УУД)

адекватно использовать речь. Познавательные: (УУД)

рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.                     Коммуникативные: (УУД)

задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог.  

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру.

Формировать эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям).

21.

4.

Дом снаружи и внутри.

Урок

изучения

нового

материала

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

 Понятия «внутри» и «снаружи».

Назначение дома и его внешний вид.

Каково предназначение дома?

Цели: проанализировать устройство дома снаружи и внутри; развивать творческое воображение; учит изображать фантазийные дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке

Уметь использовать художественные материалы (фломастеры), строить композицию.

Регулятивные: (УУД)

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.            Познавательные: (УУД)

сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.                  Коммуникативные: (УУД)

формулировать свои затруднения

Самооценка работы.

Уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

23.

24.

5.

6.

Строим город.

Комбини-рованный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач.

Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Какова роль архитекторов?

Цели: развивать фантазию и наблюдательность; учить рассматривать реальные здания разных форм.

Индивидуально-коллективная деятельность, конструирование домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра; постройка городка из бумажных домиков.

Коллективная работа, создание панно «Город, в котором мы живем».

Знать понятия: архитектор, архитектура.

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, рассматривать здания реальных форм.

Регулятивные: (УУД)

преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: (УУД)

узнавать, называть, определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: (УУД)

проявлять активность для решения познавательных задач

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

25.

7.

Всё имеет своё строение.

Комбини-

рованный

урок

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач.

Конструкция (построение)

предмета.

Любое изображение взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Каково значение конструкций?

Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза.

Индивидуальная работа: создание из простых геометрических форм изображения разных зверей

в технике аппликации.

Научиться: создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Регулятивные: (УУД)

вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: (УУД)

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: (УУД)

проявлять активность для решения познавательных задач.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Уважительное отношение к иному мнению.

26.

27

8.

9.

Строим вещи.

8. Урок

изучения

нового

материала

9. Комбини-

рованный

урок.

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач. Дизайнер. Предметы дизайна.

Конструирование предметов быта.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Цели: развивать конструктивное  изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера.

Стихи о веселых трудолюбивых мастера

Индивидуальная деятельность, конструирование из бумаги и украшение упаковок, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Научиться: конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки.

Регулятивные: (УУД)

составлять план и последовательность действий. Познавательные: (УУД)

сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни.      Коммуникативные: (УУД)
задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Мотивация к учебной деятельности,

владение культурой поведения и общения.

Личностные: принятие разнообразия культурных явлений.

28.

29.

10.

11.

Город, в котором мы живем.

(обобщение темы).

10.Урок экскурсия

11. Урок

развития

умений и навыков.

Здоровьезбереже-ние. Экскурсия; контроль и оценка знаний.

Коллективная работа.

Разнообразие городских построек.

Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Какова архитектура родного города?

Цели: развивать интерес к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки.

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Научиться: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Регулятивные: (УУД)

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

использовать речь для регуляции своего действия. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: (УУД)

осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Узнавать, называть, определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: (УУД)

формировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач.

Уважительное отношение к культуре, доброжелательность

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

формировать эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям).

Раздел 4: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 ч).

30.

1.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Урок развития умений и навыков

Здоровьезбереже-ние. Постановка и решение учебной задачи.

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Рассматривание работ художников и детских работ.

Каким видят мир художники и зрители?

Цели: показать работу трех Братьев Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства

Выставка лучших работ учащихся.

Обсуждение выставки. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Регулятивные: (УУД)

предвосхищать результат.

адекватно использовать речь.         Познавательные: (УУД)

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Различать три вида художественной деятельности.

Коммуникативные: (УУД)

 формулировать собственное мнение и позицию.

Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной.

вырабатывать художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.

31.

2

Праздник весны.

Урок развития умений и навыков.

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач.

Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков.

Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Каковы изменения в природе в разное время года?

Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое видение мира.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых. Использовать возможности заданных художественных материалов.

Научиться: выявлять изменения в природе с приходом весны.

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах, применить навыки.

Регулятивные: (УУД)

вносить необходимые изменения  и дополнения.

Определять последовательность промежуточных целей.

Познавательные: (УУД)

называть явления окружающей действительности. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: (УУД)

ставить вопросы по данной проблеме.

договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Формирование эстетических потребностей в общении с искусством и природой.  Наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Иметь эстетическую потребность в  творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности.

31.

3.

Сказочная страна.

Комбини-рованый урок

Здоровьезбереже-ние. Решение частных задач.

Изображение сказочного мира.

Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.  

Как Мастера помогают видеть мир сказки и воссоздать его?

Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок; развивать фантазию.

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.        Коллективная работа

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

Регулятивные: (УУД)

адекватно воспринимать предложения учителя.             Познавательные: (УУД)

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.         Коммуникативные: (УУД)

 формулировать свои затруднения при решении учебной задачи.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Вырабатывать художественный вкус

32.

4.

Времена года.

Урок экскурсия.

Здоровьезбереже-ние. Пейзаж. Настроение в рисунке.

Решение частных задач.

Понятия: «живая природа», «неживая природа».

Каковы изменения в природе в разное время года?

Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое видение мира.

Фронтальная деятельность, экскурсия в природу, зарисовки.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Научиться: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства.

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши), применять основные средства художественной выразительности в рисунке (с натуры).

Уметь применить навыки зарисовок с натуры.

Регулятивные: (УУД)

составлять план, осуществлять последовательность действий.             Познавательные: (УУД)

ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: (УУД)

формировать собственную позицию.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Уважительное отношение к иному мнению.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

33.

5.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Урок развития умений и навыков

Здоровьезбереже-ние. Образ лета в творчестве российских художников. Знать жанр изобразительного искусства.

Как строить композицию?

Цели: развивать зрительные навыки; воспитывать положительные эмоции от встречи с прекрасным; учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства.

Умение видеть. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). Самостоятельная работа.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин или подлинных произведений искусства.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Регулятивные: (УУД)

соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: (УУД)

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: (УУД)

проявлять активность во взаимодействии.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения.    

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Понимать роли культуры и  искусства в жизни человека

Развивать зрительские навыки.

Всего за год 33 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  изобразительному искусству    2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...