Технологическая карта урока ИЗО, 5 класс, Древние образы в современных народных игрушках.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Пурлушкина Светлана Владимировна

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках". 

Урок ведется  по программе Б.М.Неменского.

На уроке используется метод технологии развития  критического мышления через чтение и письмо  (фишбоун).

Решаемые учебные проблемы на уроке - восполнение недостающих знаний, выявление основных особенностей формы и росписи дымковской, филимоновской и каргопольской глиняной игрушки.

На уроке используется индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Зрительный ряд:

Презентация «Древние образы в народных глиняных игрушках»

Таблицы с элементами филимоновской, дымковской, каргопольской  росписи.

Карточки с разными видами глиняной игрушки (филимоновская, каргопольская, дымковская).

Поэтапное выполнение работы (росписи силуэтов глиняных игрушек).

Образцы глиняных  игрушек.

Детские работы по данной теме

Литературный ряд:

Стихи  о глиняной игрушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_kara_uroka_izo_v_5_klasse.docx548.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): по программе Б.М.Неменского

Технология - Развитие критического мышления через чтение и письмо

Автор: Пурлушкина Светлана Владимировна

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Древние образы в современных народных игрушках

Тип урока

Изучение  новых знаний

Цель деятельности педагога

Создать условия для образовательных изменений в учениках, активизировать учащихся при изучении особенностей народной глиняной игрушки

Цель урока

Формирование  понятий о народной игрушке, её видах (Дымковской, Каргопольской, Филимоновской).

Задачи

Побудить учащихся к исследованию основных особенностей глиняных игрушек (дымковской, каргопольской, филимоновской)

Формировать умения и навыки выполнения декоративной работы по росписи силуэта глиняной игрушки

Вырабатывать смысл своей деятельности

Воспитывать позитивно-ценностное отношение к народному творчеству

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомятся:

С символикой росписи глиняных игрушек.

С отличительными особенностями каргопольской, филимоновской и дымковской глиняной игрушек.

С приёмами росписи глиняных игрушек.

Научатся: аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению

Выполнять эскиз росписи глиняной игрушки (по выбору).

Регулятивные:

Устанавливают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий.

Определяют последовательность промежуточных целей  с учётом конечного результата.

Умеют работать по предложенной учителем последовательности и самостоятельно.

Анализируют собственную деятельность на уроке.

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют учебную цель.

Формулируют проблему и самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Умеют структурировать знания.

Осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществляют поиск необходимой информации в учебной и художественной литературе, интернет-источниках

Коммуникативные:

Умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изучения особенностей русской глиняной игрушки

Умеют выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения

Проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;

Выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач.

Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к русскому народному творчеству.

Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к народному искусству, мотивация к учебной деятельности.

Понимают значение знаний для человека;

осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности

Решаемые учебные проблемы

Восполнение недостающих знаний.

Выявление основных особенностей формы и росписи дымковской, филимоновской и каргопольской глиняной игрушки.

Методы обучения

Проблемный, объяснительно-иллюстративный, практический, беседа, исследовательский

Формы обучения

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Основные понятия, изучаемые на уроке

Народный промысел; особенности формы и росписи; дымковская, филимоновская, каргопольская глиняные игрушки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация «Древние образы в народных глиняных игрушках»

Наглядно-демонстрационный материал

Зрительный ряд:

Презентация «Древние образы в народных глиняных игрушках»

Таблицы с элементами филимоновской, дымковской, каргопольской  росписи

Карточки с разными видами глиняной игрушки (филимоновская, каргопольская, дымковская)

Поэтапное выполнение работы (росписи силуэтов глиняных игрушек)

Глиняные игрушки

Детские работы по данной теме

Литературный ряд:

Стихи  о глиняной игрушке

Оборудование

Материалы и инструменты, ТСО:

Для учителя

Проектор, компьютер, доска, бумага формата А3, акварель или гуашь, кисти, ватные палочки, палитра,  мел.

Для учащихся художественные принадлежности.

бумага белая формата А4, акварель или гуашь, кисти, палитра

Образовательные ресурсы

  1. Горяева Н. А. , Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Г. П. Гунн «Каргополье – Онега» из серии «Дороги к  прекрасному», М.: Искусство, 1989.
  3.  Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе  Б.М.Неменского /авт.-сост. О.В.Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2012.-170с.

Образовательные интернет-ресурсы

  1. Википедия. Статья «Народные художественные промыслы». [Электронный ресурс] Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Народные_художественные_промыслы 
  2. Википедия. Статья «Каргопольская народная игрушка». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каргопольская_игрушка 
  3. Каргопольская игрушка. Лепка из глины. [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://glina.teploruk.ru/article/kargopolskaya.html 
  4. Каргопольская игрушка. Поморский сувенир. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pomorsv.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=275 [Электронный ресурс] Режим доступа: Википедия. Статья «Филимоновская игрушка» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Филимоновская_игрушка
  5. Земляки. Народные промыслы. Филимоновская игрушка. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=38 
  6. Википедия. Статья «Дымковская игрушка». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка 
  7. Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/дымковская-игрушка 
  8. Народный художественный промысел Дымковская игрушка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dymkatoy.ru/Istoriya.htm 

Технологическая  карта  урока

«Древние образы в народных игрушках»

Дидактическая
структура
урока /

СТАДИИ

Деятельность  учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учащихся

Планируемые результаты

УУД

До урока учитель рассаживает учащихся  за парты по группам. Организуются три группы.

В каждой группе столы поставлены таким образом, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.

Планирование учебного сотрудничества

Организационный момент.

Учитель предлагает поздороваться необычным способом, глазами. Показать взглядом, глазами свое сегодняшнее настроение, поздороваться  с учителем, с одноклассниками. (Прием -  активные методы обучения)

Предлагает проверить  организацию  рабочего места,  наличие всех художественных  принадлежностей.

Концентрация внимания на учебный процесс. Учащиеся приветствуют друг друга необычным способом

Личностные - понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

Проводит  беседу  по теме «Народные промыслы»

- На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Народные промыслы».

  • Скажите, пожалуйста, что мы называем народным промыслом, каковы его отличительные особенности?

  • Примеры каких народных промыслов вы можете привести?

Отвечают на вопросы

- Народный промысел – это широкий спектр народных изделий, изготавливаемых при помощи подручных материалов.

-Эти изделия изготавливаются в большом количестве и составляют дополнительный источник дохода.

-Народным промыслом занимается большое количество мастеров, мастерство предаётся из поколения в поколение, создаются школы отдельных народных промыслов.

- Гончарный промысел, резьба по дереву, хохломская роспись, гжель, жостовский поднос, глиняная и деревянная народная игрушка и др.

Познавательные – осознанное и произвольные речевые высказывания в устной форме о народных промыслах.

Слово учителя.

- С самого раннего детства вас окружают  игрушки. Вспомните, какие они? Из чего они  сделаны?  Сейчас игрушки можно купить в свободной продаже. А вот в старину купить игрушку было не по-карману русскому крестьянину. А его  детям тоже хотелось играть. Нашлись замечательные умельцы.

- Как вы думаете, из каких материалов создавались первые игрушки? Действительно, мастерили игрушки из тряпок, мочалок, дерева, соломы… ну, а там, где жили гончары, лепили игрушки из глины.

Учитель читает стихотворение:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

 - Есть удивительная профессия, которая пришла к нам с давних времён и существует до   сих пор – игрушечных дел мастер

Демонстрация презентации «Народные промыслы».

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 - Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Древние образы в современных народных игрушках». (Начало составления фишбоун)

Учитель предлагает записать тему в альбом.

На доске появляется название темы урока.

https://pbs.twimg.com/media/CjJywyEWEAEsWlV.jpg

Организует беседу

- Ребята, представьте такую картину: однажды три мастера из разных деревень решили отвезти на столичную ярмарку свои изделия – глиняные игрушки.  Но при встрече на  дороге у них произошла неприятность: обозы столкнулись, и часть игрушек с трёх обозов упала на землю.

Учитель показывает игрушки.

- Какие из видов игрушек  вам знакомы?

- По каким признакам определили принадлежность? 

- Мастера были из Дымково, Филимоново и города Каргополь

(продолжение фишбоун – верхние плавники рыбы)

- Помогите мастерам собрать свои игрушки. Каким образом мы будем группировать их?

Фото или рисунки разных видов глиняных игрушек располагаются в центре доски на магнитах. Дети должны их прикрепить  группами  к названиям – Каргопольская, Дымковская, Филимоновская)

Для выполнения задания к доске приглашаются по два человека от каждой команды.

- Проверим, как справились с заданием те, кто работал у доски.

Проверяется задание вместе с учащимися.

- Итак, ребята, нам удалось справиться с заданием? Если не совсем удалось, то почему? Где возникали трудности? В чём была проблема?

Итак, нам предстоит решить проблему: восполнить недостающие знания.

Ответы учащихся

Слушают чтение стихотворения

Предполагают и называют тему

Учащиеся делают запись темы урока в альбом.

Слушают рассказ

Вступают в беседу

Выделяют признаки

-Данные игрушки мы будем разносить на группы, выделяя схожие черты игрушек, их основные особенности.

Вызванные учащиеся предлагают свои варианты выполнения задания.  Учащиеся, если требуется, вносят поправки, обосновывая свой ответ.

-Задание не всегда удавалось выполнить верно, так как мы не знали основных особенностей каждого вида глиняной игрушки.

.

Развитие умения слушать, интереса к народному искусству

Устанавливают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Формулируют проблему, создают алгоритм деятельности при решении проблемы

  • Стадия I.
  • Вызов
  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Применяемый метод - фишбоун

Составление  фишбоун (рыбья кость)

В ходе беседы составляется схема (метод – фишбоун - Тело – тема урока,  Голова (проблема) – вопрос, Верхние и нижние плавники - дополнительный, поясняющий материал, Хвост - рефлексия)

- Что мы знаем по данному вопросу?  

- Какой возникает вопрос? Как отличить игрушки друг от друга и как они называются?

- Что мы можем узнать об игрушках? (история происхождения, предметы, цветовая гамма и элементы росписи

каргопольская

дымковская

филиминовская

Отличие   игрушек с росписью?

https://pbs.twimg.com/media/CjJywyEWEAEsWlV.jpg

Что узнал?

Чему научился?

Знаю / узнал

История происхождения

Предметы, украшаемые росписью

Цветовая гамма

Узоры, элементы росписи

- Какова будет цель наших дальнейших действий?

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Выделяют цель дальнейших учебных действий

- Цель наших дальнейших действий – выделить основные особенности каждого вида глиняной игрушки.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Стадия II.   Осмысление     содержания

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст,  материал параграфа). Работа ведется индивидуально, в группах.

Составление кластера (работа в таблице)

Учитель продолжает диалог.

- Ребята, подскажите мне, пожалуйста, как нам быстро и качественно рассмотреть три вида глиняных игрушек и выделить их основные особенности? Как сэкономить время?

- А как же успеть рассмотреть все особенности глиняной игрушки? (верно, каждая группа будет рассматривать один вид игрушки, а затем расскажет всем)

Учитель предлагает материалы распечатанного текста из учебника  (Н.А.Горяева, О.В.Островская Изобразительное искусство п/р  Неменского  5 класс стр.66 – 75) для того, чтобы маркировать текст   по мере чтения

(Прием ИНСЕРТ – маркировка текста по мере его чтения (+ - ?)

Учитель обобщает или по необходимости дополняет ответы учащихся.

- Ребята,  какую закономерность вы  увидели в названиях всех игрушек?  -Какие солярные знаки и изображения встречаются в игрушках?  - Какие цвета мастера использовали для росписи каждой игрушки?

Цветовой строй.

В общем, основные черты вы выделили. Давайте эти особенности внесём в таблицу и заполним таблицы для каждого вида игрушек.

Учитель предлагает рассмотреть таблицу. В таблицах выделены следующие основные особенности глиняных игрушек.

1 группа

Название игрушки

История происхождения

Предметы, украшаемые росписью

Цветовая гамма

Элементы росписи

Каргопольская

2 группа

Название игрушки

История происхождения

Предметы, украшаемые росписью

Цветовая гамма

Элементы росписи

Дымковская

3 группа

Название игрушки

История происхождения

Предметы, украшаемые росписью

Цветовая гамма

Элементы росписи

Филимоновская

Организует работу в группах:

Каждая группа на местах заполняет одну часть из таблиц:

  • «Основные особенности дымковской игрушки»
  •  «Основные особенности каргопольской игрушки»
  •  «Основные особенности филимоновской игрушки»

Отвечают на вопросы учителя, планируют учебную деятельность

- Работу можно вести по группам! Каждая группа рассматривает один вид игрушки. Распределить обязанности каждого в группе.

- Все особенности можно тоже разделить на группы

Читают текст, маркируют знаками + знают материал, ? – незнакомый материал

Работают с текстом, заполняют таблицу

Умеют формулировать собственное мнение и рассуждать

Умеют выслушивать чужое мнение

Осуществляют поиск необходимой информации в источнике

Свободная ориентация и восприятие  текстов

Смысловое чтение

Уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать

Умеют структурировать знания

Осуществляют анализ объекта  с выделением существенных и несущественных признаков

Умение договариваться в работе с группой, выслушивать мнение других

Знакомятся с отличительными особенностями глиняной игрушки, с росписью.

Предлагает выступление группам, с выделением основных черт и особенностей каждого вида игрушки:  дымковской, каргопольской и филимоновской.

Учитель дополняет ответы учащихся кадрами презентации, где обобщаются основные особенности каждого вида глиняной игрушки, а также сообщаются некоторые данные из истории дымковской, каргопольской и филимоновской глиняных игрушек.

Сообщают о результатах проведенной работы, вносят дополнения.

Слушают выступления одноклассников, дополнения учителя, смотрят презентацию.

Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к народному творчеству

Физминутка

Проводит физминутку

Физкультминутка.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны-

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе,

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь давайте сядем

Чтоб игрушку рисовать!

Выполняют упражнения

Делает обобщение по выступлениям учащихся (отличие глиняных  игрушек)

Предлагает на практике  применить свои знания – выступить в роли мастеров росписи глиняной игрушки.

- Итак, какова же будет цель практической части нашего занятия?

- Мы выполним эскиз росписи силуэта глиняной игрушки.

Работа будет также выполняться в группах.

Одна группа (которая заполняла таблицу по особенностям дымковской игрушки) у нас будет мастерами росписи дымковской игрушки;

Вторая – мастерами росписи филимоновской игрушки;

Третья – мастерами росписи каргополькой игрушки.

Слушают обобщение учителя

Формулируют цель практической части урока

Развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач.

Развитие образного мышления, интереса к народному искусству

Рассматривается и обсуждается алгоритм работы

Алгоритм  практической работы

  1. Анализ формы игрушки и соотнесение её с игрушками народных промыслов .
  2. Подбор орнамента  и цвета в соответствии с выбранной  народной   игрушкой: каргопольская, дымковская, филимоновская
  3. Аккуратное заполнение орнаментом поверхности игрушки.
  4. Выставка игрушек « Сквозь века»  Вы откуда, мастера?

Предлагает  вспомнить орнаменты  игрушек  каждой школы.

(Проговаривается  используемые   элементы  и символическое  значение,  цветовой строй орнамента  каждой школы: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской.)

Для помощи на доске размещены орнаменты  дымковские, каргопольские, филимоновские (во время практической работы звучит музыка ярмарочная ).

Предлагает обсудить критерии оценивания работы.

  1. Соответствие элементам росписи орнамента
  2. Соответствие цветовой гамме игрушки
  3. Аккуратность выполнения

Предлагает приступить к практической части работы:

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места;
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  4. Контроль объема и качества выполненной работы.

Участвуют в обсуждении

Вспоминают элементы и символические значения росписи, цветовой строй

Предлагают критерии.

Приступают к деятельности, выполняют эскиз росписи глиняной игрушки.

Умеют работать по предложенной последовательности и самостоятельно

Научатся выполнять эскиз росписи глиняной игрушки

Подведение итогов, оценивание

Оценивание работ по предложенным критериям.

- Но самой высокой оценкой будет  участие ваших работ в   классной  выставке «Вы откуда, мастера?»

Совместно с учителем оцениваю работы

Организуют выставку игрушек

Анализируют собственную деятельность

Уметь оценить правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Стадия III. Рефлексия  

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Организует подведение итогов с беседой.

- Какая была цель урока? (обращение на фишбоун)  

- Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но  вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

- Наша страна   большая, сегодня мы заглянули в три области-  родоначальницы народных игрушек в Кировскую, Тульскую, Архангельскую.

Рефлексия. Учитель предлагает высказаться одним предложением.

  • сегодня я узнал…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • у меня получилось…
  • я смог…
  • меня удивил…

Подводят итог урока

- узнать, чем отличаются   игрушки  с росписью? 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Личностные – понимают значение знаний для жизни человека

Регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выделение и осознание того, что уже освоено и что подлежит усвоению

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовьте на выбор: сообщение о других народных игрушках,  сообщение о матрешке, слепить из пластилина (глины) любую народную игрушку.

Записывают в дневник и запоминают задание. Делают выбор.

Схема фишбоун по теме урока

C:\Users\15\Downloads\001.jpg

Лист-памятка  по игрушкам .

Название игрушки

История происхождения

Предметы, украшаемые росписью

Цветовая гамма

Элементы росписи

Каргопольская

Русский Север

Каргопольский район

Архангельская область

Приземистые

Фигурки людей и животных

Неуклюжие и тяжеловатые

Бабы с младенцами, птицами, пирогами, конь - полкан

Яркие или приглушённые

Солярные знаки – большие огненные красные круги, кресты, символы зерен, хлебных колосьев и веточек растений

Дымковская

Дымковская слобода

г.Вятки

(ныне г.Киров)

Силуэты плавные

И округлые

Множество лепных деталей (косички, воланы, жгутики)

Яркие цвета

Геометрический орнамент – круги, овалы, клетки, полоски, волнистые линии, сеточка, точки.

Филимоновская

Деревня Филимоново

Тульская область

Вытянутые пропорции.

Мягкие очертания

Изящные, стройные

Всегда со свистульками

Животные – коники, коровки, бараны, олени – растопырки, птицы – курицы, петухи

Малиновый. Красный, жёлтый и изумрудно-зелёный

Пестрые декоративные «одежды»

Радужные полоски

Полоски

Точки

Геометричекие фигуры

Информация, которую могут получить учащиеся.

Глиняные игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Деревня Филимоново Тульской области - знаменитый центр производства филимоновской игрушкиИ сегодня этот промысел живёт, а с ним продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Вылеплены из белой с синеватым  оттенком  глины.

Высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребёнка или курицу со свистком. Мужские фигурки статные, длинноногие, чуть смешные.

Разнообразны и животные-свистульки: кони, коровки, бараны, олени, птицы.

Любимые цвета – малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Расписывают игрушки, как и раньше куриным пёрышком, после того как они просушены и обожжены в печи.

Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские бабы и мужики большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини матери в северной народной вышивке.

Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Самые знаменитые в России –дымковские игрушки.

Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалёку от города Вятки (Киров).

Вятка славилась в старину базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые крестьяне лепили из местной красной глины и обжигали в печах.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих, и нянек-«кормилок» с детьми на руках, и лихих всадников, и важных индюков, и целые забавные сценки.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью. Много лепных деталей: оборок, воланов, косичек, жгутиков. Они делают фигурки более выразительными.

Рассмотрим роспись игрушек.

Необычайно ярка филимоновская игрушка. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы, знаки солнца, цветы.

В элементах росписи каргопольской игрушки часто попадаются круги, кольца и круги с крестом внутри – это древние знаки солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зёрна и пашню – знаки плодородия земли.

В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки. В росписи используют жёлтый и синий, малиново-красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие краски дополняют мягкими, приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние образы в современных народных игрушках

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Образ здания (изображение дворца доброй феи)" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Образ здания (изображение дворца доброй феи)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения видеть художественный образ в ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца;2. рассмотреть ст...

Технологическая карта урока по технологии "конструирование из бумаги Изделие: ребристая игрушка «рыбка»" 2 класс

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний у обучающихся о новой технике аппликации из бумаги объёмной модели рыбки Задачи урока Планируемые результатыДид...