Статья "Использование нетрадиционных художественных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе"
статья по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Остова Тамара Анатольевна

Художественное воспитание детей в совресменной школе не может быть второстепенным. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности. Нетрадиционные художественные техники рисования - это важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором существует гармония.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных  художественных техник рисования

на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Учитель изобразительного искусства:

Т.А.Остова

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.      Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.

  Нетрадиционные техники рисования – это важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться. К нетрадиционным техникам рисования относят различные смешанные техники, инновационные технологии, направления, редко применяемые в общеобразовательных школах. В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с соленым тестом, с глиной и многое другое.

    Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.                                                                                                                

 Задачи: сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;      познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать учащимся  широту их возможного применения. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках.

            Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.                                                                                                                                                       Разнообразить нужно и цвет, и фактуру, поскольку это тоже влияет на выразительность рисунков, аппликации, лепки и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения.

Больше разнообразия следует вносить в организацию урока: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, - индивидуально, в группах, коллективно.

Чем разнообразнее будут уроки по изобразительной деятельности: содержания, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они работают, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы

Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я  использую их в своей работе. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

 Рисование для ученика – это радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать его, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные, новые подходы к организации этой деятельности восхищают и удивляют учеников, вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает удивительные возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи их характер и настроение.

Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными.

 Перечень нетрадиционных техник, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства:

1.  Кляксография  - это  способ заключается в том, чтобы научиться делать кляксы (черные и разноцветные),  поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.  После этого переходим к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства;

2.  Монотипия. Краска  наносится  на    бумагу  или  стекло,  потом

прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается   пальцами.   В   зависимости   от   размера   пятна,   от направления растирания получаются различные изображения.

3. Хеппининг. Способ получения симметричного изображения, лист складываем пополам, на одной стороне рисуем, складываем и получаем полное изображение.

4. Восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: вначале рисуем восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

5. Свеча + акварель. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или краски – и рисунок проступает на цветном фоне.

6. Набрызг. Способ получения изображения: вам нужно набрать краску на кисть и ударить кистью о картон, который нужно держать над бумагой. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Можно так же использовать зубную щётку и расческу.

7. Отпечатки листьев. Способ получения изображения: покрыть лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

8.  Коллаж. Приём, в котором соединяются в одном произведении  разнородные элементы (различные по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.). Путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре

9. Точечный рисунок. Весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти или фломастером, точки могут быть разного размера.

 Каждая из этих техник  позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Применение этих техник на уроках, дает возможность нестандартного решения творческих заданий, развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес.

Список литературы

1.  Комарова, Т.С., Езикеева, Е.В., Лебедева Е.В. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся педагогических училищ – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.: с ил.

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 1991.

3.  Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

4. Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства URL: https://kopilkaurokov.ru

5. Доклад на тему: «Рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности https://infourok


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое развитие и творческое воображение школьника на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Размышления автора о попытке научить детей изображать пейзаж, об одном из способов как заинтересовать детские души изучением творчества художников...

Значение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

   Природа- это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому мож...

Методическая разработка "Организация рабочего места на уроках изобразительного искусства в начальной школе"

Для достижения максимальной готовности ученика к уроку необходимо заранее инструктировать родителей о содержании папки по ИЗО....

Возможности применения Электронных образовательных ресурсов на уроках Изобразительного искусства в начальной школе

В данном материале представлен каталог Электронных образовательных ресурсов (ЭОР), который может быть использован при изучении некоторых тем по изобразительному искусству в начальной школе с 1по 4 кла...

Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе

В статье рассматриваются подходы к формированию УУД на уроках ИЗО в начальной школе...

Освоение техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе

Статья об этапах освоения техники рисования цветными карандашами на занятиях изобразительным искусством в начальной школе...