РП изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Ремизова Татьяна Николаевна

Рабочая программа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx65.53 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

______________    М.В.Филонов

Приказ № 153  от 2 сентября 2019 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № 1 от 2 сентября  2019 г.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

для  4 а класса

на 2019  –  2020 учебный год

срок реализации: 1 год

                                               составитель: учитель

МБОУ Платоновской СОШ

                                     Ремизова Татьяна Николаевна

2019 год

I.                         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •     формирование основ художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
  •      развитие образного мышления, наблюдательности и воображения, учебно-творческих способностей, эстетических чувств, формирование основ анализа произведения искусства; проявление эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
  •     формирование основ духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
  •      готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
  •      cтановление осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  •      заложение основ российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен научиться:

  •      овладевать практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
  •      понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
  •      применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
  •      получать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
  •      реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство), понимать их специфику  и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для виды и жанры пластических искусств;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности;
  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
  • решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

II.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

III.           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

№ п/п

Тема

Количество часов

Практическая работа

1

Восхитись вечно живым миром красоты.

11

11

2

Любуйся ритмами в жизни природы и человека.

14

14

3

Восхитись созидательными силами природы и человека.

10

10

Итого

35

35

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 4 класса на 2019-2020 учебный год

в соответствии с требованиями ФГОС (предметная линия «Перспектива»).

УМК: учебник: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2018. (Образовательный стандарт). М.: Просвещение. Сборник рабочих программ. Система учебников "ПЕРСПЕКТИВА" 1-4 классы. Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков и др.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

План

Факт

2

3

4

5

6

7

9

10

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

1

 

Целый мир от красоты.

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.

1

Практи-ческая работа

Представление о многообразии мира. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.

Знать жанры и виды изобразительного искусства.

Уметь воспринимать и выражать в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение

Текущийответы на вопросы.

Эстетически воспринимать окружающий мир.

Контролировать свои действия.

2

Древо жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

1

Практи-ческая работа

Знакомство с ведущими символами-образами народного и изобразительного искусства, главным его мотивом – древом жизни.

ТекущийСамостоятельная работа по образцу.

Организовывать свое рабочее место.

Формировать мотивацию к учебной деятельности.

3

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет.

1

Практи-ческая работа

Пейзаж: пространство, план, цвет, свет Знакомство с произведениями художников-пейзажистов.

Уметьвыявлять с помощью сравнения признаки, характерные для классических русских пейзажей;

Текущий Беседа.

Планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места. Определять успешность выполнения.

4

Цветущее дерево – символ жизни .Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.

1

Практи-ческая работа

 Народные промыслы России. Городец. Древние символы в городецкой живописи.

Знать элементарные основы рисунка.

текущий

Планировать свою деятельность, контролировать свои действия. Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности.

5

Птица – символ света,
счастья
и добра.

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен.

1

Практи-ческая работа

Образ птицы-света

в разных видах народного творчества.

Изображение городецких птиц.

Уметь  углублять представление

о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений

ТекущийНаблюдение.

Строить понятные речевые высказывания.

Иметь интерес к предмету, желание учиться.

6

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».

1

Практи-ческая работа

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике городецкой росписи.

Уметь выбирать выразительные средства для создания образа .

ТекущийСамостоятельная работа.

Оценивать и анализировать результат своего труда.

Иметь мотивации учебной и творческой деятельности.

7

Связь поколений

в традициях Городца.

Композиция в городецкой росписи. Роспись панно (гуашь).

1

Практи-ческая работа

Творчество народных мастеров Городца, бытующее на протяжении столетий

Уметь воспринимать и выражать в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение
к нему

Текущий Самостоятельная работа.

Знать основы самоорганизации.

Осуществлять поиск информации в разныхисточни-ках.

8

Знатна Русская земля мастерами
и талантами.
Портрет: пропорции лица человека

1

Практи-ческая работа

Портрет как жанр изобразительногоис-кусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Строение, пропорции головы человека.

Выявлять характерные признаки образа портретируемого.

текущий

Ставить новые творческие  и учебные задачи.

Извлечение необ-ходимой информации из прослушанных текстов.

9

Вольный ветер – дыхание земли.

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.

1

Практи-ческая работа

Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта К. Бальмонта.

Уметь закреплять графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков.

Текущий. Наблюдение. Работа по образцу.

Адекватно воспринимать информацию учителя.

Слушать художественные произведения.

10

Движение – жизни течение.

Наброски с натуры, по памяти и представлению.

1

Практи-ческая работа

Движение – жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни

Уметь выполнять графические зарисовки.

Самостоятельная работа.

Планировать и оценивать учебные действия, рассуждать и находить ответы на вопросы.

11

Осенние метаморфозы.

Пейзаж: колорит, композиция.

1

Практи-ческая работа

Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов.

Законы композиции. Композиция пейзажа.

Уметь расширять представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, композиционных схемах пейзажей
с изображением людей
и техники.

ТекущийОтветы на вопросы.

Организовывать свое творческое пространство.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14)

12

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

1

Практи-ческая работа

Родословное дерево –

древо жизни, историческая память, связь поколений. Родословное древо семьи

Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената.

 Уметь нарисовать по памяти, по наблюдению семейный портрет.

текущий

Ставить новые творческие  и учебные задачи.

Извлечение необ-ходимой информа-ции из прослушан-ных текстов.

13

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.

1

Практи-ческая работа

Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды.

Варианты композиций иллюстраций
к сказке С. Маршака.

Уметь выполнить поисковые эскизы композиции ил-люстрации к сказке
С. Маршака «Двенадцать месяцев».

текущий

Вносить изменения в свои действия во время работы.

Знать основы самоорганизации.

14

Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация
к сказке: композиция, цвет.

1

Практи-ческая работа

Взаимосвязь изобразительного искусства
с литературой. Иллюстрация
к сказке. Гармоническое сочетание цветов.

Уметь создать иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передать состояние природы в костюме героя

текущий

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Знать основы самоорганизации.

15

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.

1

Практи-ческая работа

Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты
с художественными материалами

Знать художественный прием «по сырому», художественный прием «мазок
с восковым рисунком»

ТекущийСамостоятельная работа.

Оценивать и анализировать результат своего труда.

Самостоятельно решать проблемы творческого характера.

16

Твои новогодние
поздравления.

Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

1

Практи-ческая работа

Основы дизайна.

Конструирование открытки.

Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки.

Уметь изготовить новогоднюю открытку

Текущий. Ответы на вопросы.

Выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи. Ставить новые творческие  и учебные задачи.

17

Зимние фантазии.

Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

1

Практи-ческая работа

Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы
в поэтических произведениях русских поэтов. Зимний колорит в картинах вернисажа.

Уметь выполнить наброски по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов.

ТекущийНаблюдение, ответы на вопросы.

Ориентироваться на образец и правило выполнения дей-ствий. Знать основы самоорганизации.

18

Зимние картины.Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, простран-

ственные планы, ритм, динамика

1

Практи-ческая работа

Русский музей – самый обширный музей русского искусства
в мире. Русская зима в наблюдениях натуралиста и произведениях литературы и изобразительного искусства. Зимние пейзажи.

Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!».

Уметь нарисовать зимнюю картину природы гуашью.

ТекущийСамостоятельная работа по образцу.

Оценивать и аннализировать результат своего труда. Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности.

19

Ожившие вещи.Натюрморт: форма, объём  предметов, их конструктивные особенности, композиция.

1

Практи-ческая работа

Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи.

Уметь нарисовать натюрморт, составленный из предметов старины или других реликвий.

Текущий. Работа по образцу.

Определять после-довательность промежуточных целей.

Ставить новые творческие  и учебные задачи.

20

Выразительность формы предметов.

Декоративный натюрморт:
условность формы и цвета, черная ли ния, штрихи
в обобщении формы предмета.

1

Практи-ческая работа

Декоративный натюрморт: отличительные особенности. Выразительность формы предметов. Цвет в декоративном натюрморте. Цветовой контраст.

Уметь нарисовать декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта. Исследование: при рассматривании произведений живописи.

ТекущийСамостоятельная работа.

Ориентироваться на образец и правило выполнения дей-ствий.

21

Русское поле.

Бородино. Портрет. Батальный жанр.

1

Практи-ческая работа

Отражение патриотической темы в произведениях художников. Портреты героев Бородинского сражения. Батальные сцены в произведениях отечественных художников.

Уметь выполнить по представлению зарисовки фигур солдат русской
и французской армии.

Текущий. Ответы на вопросы.

Контролировать свою деятельность, вносить коррективы в свои действия, адекватно относиться  к оценке своей работы учителем.

22

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.

1

Практи-ческая работа

Народ в Отечественной войне 1812 г.

Бородинская битва
в произведениях живописи. Выбор сюжета для иллюстрации. Композиционное построение рисунка.

Уметь выполнить сюжетную композицию на тему стихотворения

М. Лермонтова.

текущий

Понимать необходимость в бережном отношении к духовным ценностям. Ставить новые творческие  и учебные задачи.

23

Образ мира в народном костюме

и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.

1

Практи-ческая работа

Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма,
о его символическом значении, об отражении в нем модели мироздания с опорой на произведения вернисажа «Узоры из глубины веков».

Уметь нарисовать
в верхнем, среднем
и нижнем ярусах знаки-символы четырех стихий согласно народному представлению о мироздании.

Текущий

Самостоятельная работа.

Контролировать и оценивать учебные действия. Ставить новые творческие  и учебные задачи.

24 - 25

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

 2

Практи-ческая работа

Народная расписная картинка-лубок. Сюжеты потешных листов. Своеобразие тематики и графического решения элементов.

Лубочные линии
и штрихи.

Уметь самостоятельно решать компози-ционные задачи.

Текущий Работа по образцу.

Выделять и сохранять цели, заданные в виде образца, ориенти-   роваться на обра-зец. Контролировать и оценивать учебные действия.

Восхитись созидательными силами природы и человека (10)

26

Вода – живительная сила.

Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.

1

Практи-ческая работа

Вода – источник вдохновения для художников. Плакат как один
из видов графического искусства. Виды плакатов.

Уметь выполнить поисковые эскизы для своего плаката на тему «Вода – жизнь».

текущий

Принимать и сохранять творческую задачу, планируя свою деятельность. 

27

Повернись к мирозданью.

Проект экологического плаката в технике коллажа.

1

Практи-ческая работа

Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт.

Уметь составлять коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт.

текущий

Принимать и сохранять творческую задачу, планируя свою деятельность.

Знать основы самоорганизации.

28

Русский мотив.

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

1

Практи-ческая работа

Изменения в природе. Весна как символ пробуждения.

Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды.

Уметь подобрать
на палитре цветовую гамму ранней и поздней весны. Выполнить эскиз своей композиции.

текущий

Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности.

29

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

1

Практи-ческая работа

Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы
и изобразительного искусства

Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения.

Уметь нарисовать картину весенней природы в цвете.

ТекущийСамостоятельная работа.

Принимать и сохранять творческую задачу, планируя свою деятельность. Контролировать и оценивать учебные действия.

30

Всенародный  праздник – День Победы.

Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества.

1

Практи-ческая работа

Образ защитника Отечества в скульптуре
и живописи. Подвиг солдат в поэтических произведениях. Памятники как символы славных побед. Выразительные средства скульптуры.

Уметь выполнить эскиз по представлению памятника героям Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

Текущий Самостоятельная работа.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Оформлять свою мысль в устной форме.

31

«Медаль
за бой,
за труд
из одного металла льют».
Медальерное искусство: образы, символы.

1

Практи-ческаяработа

Медальерное искусство. Образы-символы. Условный язык изображения на медалях

и орденах – наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали.

Уметь выполнить по собственному замыслу эскиз памятной медали ко Дню Победы.

ТекущийСамостоятельная работа.

Адекватно воспринимать информацию учителя.

Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности.

32

Орнаментальный образ
в веках.

Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

1

Практи-ческая работа

Затейливый узор
по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Знакомство с ганчевыми белоснежными узорами
в технике сквозной
и рельефной резьбы.

Уметь нарисовать узор, используя символы узбекского орнамента
(повтор).

ТекущийНаблюдение, работа по образцу.

Самостоятельно планировать свою деятельность. Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности.

33

Орнаментальный образ
в веках.
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

1

Практи-ческая работа

Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Последовательность работы над симметричным узором в круге с символикой узбекских орнаментов.

Уметь выполнить симметричный узор в круге по мотивам узбекского орнамента

ТекущийСамостоятельная работа.

Планировать свою деятельность, контролировать промежуточные результаты.

Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности.

34 - 35

Круглый год.

Образ времени года
в искусстве.

2

Практи-ческая работа

Образ времени года

в искусстве. Времена года в произведениях отечественных художников.

Уметь придумать или повторить образ одного из времен года

Текущий Беседа. Самостоятельная работа.

Оценивать и анализировать результат своего труда.

Адекватно воспринимать информацию учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...