В мире сказочных героев
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Горелкина Ирина Юрьевна

- Воины всегда старались украсить свои доспехи. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений.  Украшения для мужчин подчеркивают их мужество, храбрость.  Это служило и оберегом. На щите и на ножах меча изображали знак Солнца. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_izo.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока во 2 классе по изобразительному искусству

Тема урока «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-образ).

Форма урока: урок-исследование.

Вид занятия: рисование по представлению.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Цели: создать условия для реализации творческого замысла в создании художественного образа; содействовать воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств личности; привитию любви и уважения к Родине, к искусству через знакомство с героями земли Русской.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: способствовать формированию представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через украшения;  способствовать формированию умения анализировать и понимать произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа воина – богатыря.

Метапредметные: способствовать развитию изобразительной грамотности художественного вкуса; развитию духовно – нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства,  развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность; аккуратность в работе с акварельными красками.

Личностные: способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, интерес  к изображению богатырей в русском искусстве, воспитать взаимовыручку, взаимопомощь, взаимоподдержку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг.момент

-- Добрый день! Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок!

1слайд

- Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир и согласие.

- Итак, нужно отправляться в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятано в пословице.

2 слайд

- Прочитайте и определите, о ком в ней говорится?

Славна богатырями земля русская

 (О богатырях)

- А какие еще пословицы вы знаете о смелости и отваге русских  богатырей? (Ответы детей)

1. Смелость силе воевода.

2. Кто смел, тот на коня сел...

3. Народа воля – богатырева доля.

4. Богатырская наша сила, сила воли и сила духа.

85 Не родом богатырь славен, а подвигом.

Проверяют готовность необходимого материала.

Отвечают на поставленные вопросы,

выдвигают предположения.

Слушают

Ответы товарищей

Смотрят репродукции.

2.Актуализация знаний

обобще-

ние и систематизация

О ком будет идти речь сегодня на уроке? (О богатырях)

Сегодня наш урок посвящен героям – богатырям Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла и до наших дней.

3 слайд

-  Итак, тема нашего урока «В мире сказочных героев. Защитники земли русской»

- А кого мы будем рисовать? (Богатыря)

- Сегодня мы с вами попробуем не просто создать образ доброго сказочного воина-богатыря, но и попробуем показать его характер через его украшения

 Ребята, вы помните сказочный камень – Алатырь на перепутье трех дорог, на котором были высечены слова, что будет, если пойдешь по какой – то из одной из этих дорог. (Да)   Именно перед таким камнем останавливались богатыри и решали, куда же им ехать. Какую дорогу выбрать, а может и судьбу.

4 слайд

- Давайте и мы посмотрим на наш камень на перепутье трех дорог, и выберем одну из них и узнаем, куда мы попадем? (Дети читают)

(На доске изображение камня с направлениями трех дорог и их названиями)

Налево пойдешь – ничего не найдешь и никуда не попадешь

Направо пойдешь – в лес дремучий свернешь

Прямо пойдешь – умнее станешь и многое узнаешь

 (Дети делают выбор и останавливаются на одной из трех дорог)

- Эта дорога очень длинная и интересная. Но, чтобы пройти эту дорогу до конца, нам предстоит многое вспомнить и узнать.

Проверяют готовность необходимого материала.

Отвечают на поставленные вопросы,

выдвигают предположения.

Слушают

Ответы товарищей

Смотрят репродукции.

II.

Постановка целей и задач урока

- Отправляемся мы с вами по третьей дороге и попадаем сразу в мир  Истории и Литературы.

- Ребята, а кто же такие богатыри? (Ответы детей)

- Значение слова «богатырь» лучше всего дает толковый словарь В.И.Даля.

5 слайд

 Богатыри – (от тюрксг. багатур)  – храбрый воин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

- С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин. Раньше ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

- А каких русских былинных богатырей вы знаете? (Святогор – Богатырь – Гора, Микула Селянинович - Богатырь – Плуг, Чурила Пленкович – Богатырь – заезжий, Михаил Потып)

- Богатырская тема и сегодня часто встречается в литературе, музыке, театре, кино, живописи. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

- Красота мужчины – в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Облик такого человека изображен во многих произведениях искусства, посвященных истории нашей Родины.

6 слайд

- Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова. Кто знает, как называется эта картина?  (Богатыри).  

- Скажите, к какому виду искусства можно отнести эту картину? (Живопись) В живописи очень часто встречается богатырская тема. Так и дошли мы с вами до мира Живописи.

Может кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев по этой картине? (Ответы детей)  Послушайте стихотворение про эту картину.

 У трех дорог, что три судьбы даря,

Легли с Руси до половецкой дали,

На конях борзых три богатыря

Во чистом поле стражею стояли.

Катились тихо волны ковыля,

И долу гривы опускали кони,

Но был тревожен молодец Илья,

с курганов глядя в степь из-под ладони.

В любой момент Добрыня был готов

Свой меч каленый выхватить из ножен,

И булавой пудовою врагов

Мог встретить добрый молодец Алеша.

-Над  этой картиной художник работал 25 лет.  Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. (Работа по картине) Кого изобразил Васнецов посередине? (Илью Муромца)

-Илья Муромец - был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Среди всех богатырей он отличался огромной силой.  Прославился он победой с монгола – татарами и над Соловьем – разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

- А с какой стороны Добрыня Никитич? (С левой)

- О нем говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет». Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

- А это кто? (Алеша Попович)

- Алеша Попович молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр. Отличался он силой, дерзостью и хитростью. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.

7 слайд

- Посмотрев картину, что можно сказать о характере воинов? (Отважный, непоколебимый, сильный духом)

- Какая у них внешность? (Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода)

4. Физминутка

- В былинах и по картинам  можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и об их жизни  в те времена: с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились, где жили, как одевались.

- А как называются все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи)  

8 слайд

- Во что же одевался богатырь? (Шлем, кольчуга, бармица, наручи, поножи).

9 слайд

Оружие – это меч, лук со стрелами, копьё. Меч был главным оружием. Меч ещё называли булавой. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием.

10 слайд

- Воины всегда старались украсить свои доспехи. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений.  Украшения для мужчин подчеркивают их мужество, храбрость.  Это служило и оберегом. На щите и на ножах меча изображали знак Солнца. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Также украшали знаками растительности: трава, поле, дерево, колосья, зерна пшеницы. Растения - это живые существа. Нужно было защищать свою родную землю, чтобы продолжить свой род. В Древней Руси родовым деревом считался дуб.  Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Эти знаки были еще и оберегами для богатырей и воинов – ратников.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Слушают.

Осуществляют взаимоконтроль.

Оформляют свои мысли в устной  речи с учётом учебных и речевых ситуаций

Умение внимательно слушать учителя, строить понятные для собеседника высказывания, принимать чужое мнение.

III. Практи-ческая част

_Итак, наконец, мы в городе Украшения, где живут мастера.

- Ребята, в этом городе Украшения живет  богатырь, который хочет собрать своих воинов – богатырей, которые готовы охранять и защищать свой город. Вот тот самый богатырь.

-Ну, а теперь предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ доброго сказочного богатыря, передавая его характер через украшения и доспехи.  Богатырей изображали в полном боевом вооружении. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи. слайды

8. Самостоятельная работа.

- На парте у каждого есть шаблон богатыря. Вам предстоит нарисовать одежду и снаряжение богатырей, передать их форму и красоту, а так же цвет, символические значения орнаментов, т.е. показать образ  доброго сказочного богатыря через его украшения.

Звучит музыка (2 симфония А.П.Бородина «Богатырская»)

Приступают к практической работе.

Выполняют творческое задание

Осознают способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Составляют план выполнения задания. Осознают способы и приёмы действий.

IV.

Итог урока

рефлек-сия.

- Что нового узнали на уроке?

- Кому удалось легко передать в своей работе образ доброго сказочного богатыря? Кому трудно? Почему?

- Покажите смайлики, с каким настроением вы закончили свою работу? Отлично!

Рассматривают работы, выбирают наиболее выразительные, объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о сказочных героях

Загадки о сказочных героях...

Загадки сказочных героев.

Занимательный материал для уроков внеклассного чтения, проведения классного часа....

"В сказочном мире волшебных героев"

Данный проект может проводиться при изучении тем устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальной школе. Предварительно с учащимися обсуждается тема и проблемные вопросы (формул...

Внешность и характер- В мире сказочных героев.

зрительная опора для высказываний- описание героев мультфильмов...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «В мире сказочных героев» (брейн-ринг) по сказкам Х.К.Андерсена.

Литературный конкурс, посвящённый творчеству Х.К.Андерсена, состоит из 5 раундов.Работа проходит в командах по 5 человек с использованием ИКТ....

Конспект урока по изобразительному искусству " В мире сказочных героев" 2 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству " В мире сказочных героев" 2 класс....