Хохлома
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Глушич Наталья Васильевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hohloma.ppt626 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотая хохлома

Слайд 2

Посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью. Листья реют, не редея От дыхания зимы: Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы.

Слайд 3

Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. Посмотри, какой декор! Здесь посуда знатная Складная да ладная Она повсюду славится, Она и вам понравится!

Слайд 4

Так, по раскопкам Древнего Новгорода видно, что уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.

Слайд 5

Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название. Существует три основных вида хохломского орнамента: а) верховое "травное" письмо; б) роспись «под фон»; в) «кудрина».

Слайд 6

Разновидностью "травного" письма является роспись "под листок" Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков, и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

Слайд 7

Все элементы орнамента располагаются на основном "завитке" (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести "усик" слева направо, закругляем, второй "усик" ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "завитки" и "кустики". "Травинки" разной формы располагаются на "завитке"-стебле так же ритмично. На последнем этапе прописываются "осочки" и "капельки". Посмотрите, как элементы "усик" и "завиток" придают мягкость и пышность травному орнаменту.

Слайд 8

Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносят контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон. Заканчивая роспись, мастер разживляет штрихами силуэтные формы листьев, цветов, плодов, в конце выполняет вокруг стеблей легкие "травные прописки".

Слайд 9

Рисунок "кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном, в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

Слайд 10

. Промысел берет свое начало в XVII веке. И знания, умения, опыт передавались из поколения в поколение. И, пожалуй, самым известным и прославленным потомственным мастером является Степан Павлович Веселов – мастер "травного" орнамента.

Слайд 11

Внимательно смотрите и слушайте, какие напутствия давал мастер Степану Веселову, когда тот только начинал постигать секреты Хохломы: "Только ты, Степанка, пиши травку пузастенькую, нажим в середине делай! Худая осочка не баско смотрится" и т.д. Сам Веселов говорил: "Учись у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Интегрированный урок "Золотые узоры хохломы"

Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Д...

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Конспект урока "Хохлома, роспись по дереву"

Конспект урока по декоративно-прикладному тскусству...

хохлома

Этапы хохломской росписи...

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...