Планирование УМК "Школа России" 3 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Нежибецкая Вита Ивановна

КТП ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»

Пояснительная записка

             Программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 2020 -2021 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Нахабинская гимназия №4», авторской программы под редакцией Неменского Б.М., Горяева В.Г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы. – М.: Просвещение, 2012

Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2020

        

                                             Цели и задачи курса

Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Общая характеристика курса

            Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника

           Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

           Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

         Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

         Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Место курса в учебном плане

          В 3 классе на уроки изобразительного искусства отводится 34 ч (1ч в неделю, 34 учебных недели), но с учётом праздничных и каникулярных дней запланировано 33ч

         Логика изложения и содержание программы «Изобразительное искусство» полностью соответствует авторской программе Неменского Б.М.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
  • различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • умения творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умения узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

Обучающийся научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в эмоциональных различных состояниях;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Содержание учебного курса

Раздел программы

Программное

содержание

Основные виды деятельности учащихся

«Искусство в твоём доме»

(8ч)

Особенности художественного творчества: художник и зритель.  

Образная  сущность  искусства:

художественный  образ.  Его  условность, передача общего через единичное. Красота  предметов  в  реальной повседневной жизни. Связь  декора  посуды,  платка  с

назначением. Эмоциональная  среда  дома,  создаваемая обоями:  их  цветом,  рисунком,  ритмом,

величиной изображений. Книга  как  произведение  искусства, многообразие форм и видов книг. Открытка  как  предмет  искусства, разновидности тиражной графики. Причастность  художника  к  созданию всего  предметного  мира,  окружающего человека в его доме

Характеризовать и эстетически

оценивать разные  виды  предметов  ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать  и  объяснять единство материала,  формы  и  внешнего оформления  воспринимаемых объектов. Выявлять   конструктивный образ  и  характер  декора  в  данных образцах,  работу  Мастеров  Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться  видеть  и  объяснять образное содержание  конструкции  и  декора предмета. Обретать опыт  творчества  и художественно-практические  навыки  в создании эскизов изучаемых предметов.

«Искусство на улицах твоего города»

(7ч)

Архитектурные  памятники  как  хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла. Роль  природных  аналогов  (паутина,

крылышки  бабочек,  стрекоз,  жучков, ажурно-сетчатые  конструкции  листа дерева  и  др.)  в  создании  инженерных

конструкций  с  тончайшими  ажурными сцеплениями металлических элементов.

Художественное  оформление  витрин, отвечающее  назначению  магазина  и вместе  с  тем  являющееся  рекламой  и

праздничным  украшением  магазина  и улицы. Разнообразие  форм  и  образное  решение транспорта.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных

построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо

беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое

своеобразие и ритмическую

упорядоченность архитектурных форм. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал

и др.)

«Художник и зрелище» (11ч)

Художник в театре. Искусство  рекламы,  его  роль  в  жизни  

(афиша и плакат). Работа  Мастеров  Изображения, Постройки,  Украшения  на  улицах  города для создания праздника в городе. Роль  художника  при  изготовлении декораций,  костюмов,  карнавальных масок.

Роль  художника  в  праздничном

украшении города, улицы.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического   мира,   видеть

в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль

театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

«Музеи искусств»

(8ч)

Музеи,  шедевры изобразительного искусства,  хранящиеся  в  художественных музеях    крупных  городов  России, памятники культуры родного края. Картина – особый мир. Картина – пейзаж (жанр пейзажа). Картина – портрет (жанр портрета). Картина – натюрморт (жанр натюрморта). Исторические  картины  и  картины бытового жанра. Скульптура в музее и на улице.

Понимать и объяснять роль

художественного музея, учиться понимать, что великие  произведения  искусства

являются национальным достоянием. Иметь  представление и называть самые значительные  музеи  искусств  России  —

Государственную Третьяковскую  галерею, Государственный  русский  музей, Эрмитаж,  Музей  изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь  представление о  самых  разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Иметь  представление, что  картина  —  это особый  мир,  созданный  художником, наполненный  его  мыслями,  чувствами  и

переживаниями. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о  настроении  и разных  состояниях,  которые  художник передает  цветом  (радостное,  праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена  крупнейших  русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж  по  представлению  с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. Иметь  представление об  изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об  изображенном  на портрете  человеке  (какой  он,  каков  его внутренний  мир,  особенности  его характера).  

Формы организации учебных занятий и средства текущего контроля

           Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Виды и формы контроля

           Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.

          Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

По

плану

По факту

Твои игрушки

Твои игрушки

Посуда у тебя дома

Обои и шторы у тебя дома

Мамин платок

Твои книжки

Открытки

Обобщение темы. Труд художника для твоего дома

Памятники архитектуры

Парки, скверы, бульвары

Ажурные ограды

Волшебные фонари

Витрины

Удивительный транспорт

Обобщение темы. Труд художника на улицах твоего города

 Художник в цирке

Художник в театре

Театр кукол

Театр кукол

Маски

Маски

Афиша и плакат

Афиша и плакат

Праздник в городе

Праздник в городе

Обобщение темы. Школьный карнавал

Музей в жизни города

Картина — особый мир

Картина-пейзаж

Картина-портрет

Картина-натюрморт

Картины исторические и бытовые

Скульптура в музее и на улице

Обобщение темы. Художественная выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...

Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...