Урок по ИЗО на тему" твои игрушки " 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Янгула Валентина Анатольевна

Урок по ИЗО на тему" твои игрушки" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тема урка "твои игрушки" 18.02 КБ
Файл urok_izo.docx501 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Знакомство детей с росписью платков и их разнообразием.

Задачи:

1. развитие эстетического восприятия, творческой фантазии в украшении платка;

2. формирование знания и умения по росписи платка;

3. воспитание любви к народному творчеству.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

3. Презентация.

4. Беседа.

Физ. минутка.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

Сегодня  я принесла на урок старинную шкатулку. Она досталась мне от моей мамы, а ей от её мамы.

- Хотите узнать, что там лежит? (ответы детей – да!)

Тогда, отгадайте загадку.

В целом мире мы известны,

Знает нас любой знаток,

Этот сувенир чудесный,

Это – мамочкин платок. 

3. Презентация.

1. Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир?

Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

2. Платки появились в России больше 200  лет назад. Сначала их привозили из Индии и Турции.

3. Но русские мастера быстро научились ткать и расписывать платки.

4. И до сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове, но и надевают на плечи, повязывают на шею.

5. Существуют различные техники украшения платков:

6. Это может быть вышивка нитями разного цвета.

7. Роспись красками,

8. Набивными узорами.

9. Ручная набойка - один из древнейших видов искусства художественных тканей. Способ переноса узора на ткань таков; для каждого цвета вырезается рисунок на доске, на него наносится краска и отпечатывается на ткани, постукивая сверху молоточком. Поэтому и назвали это искусство - набойкой.

Сейчас  людей на фабрике заменили машины, но всегда ценилась ручная работа.

10. Умелые мастера прославили свой город – Павловский Посад. Который находится не далеко от Москвы.

11. Платок - может служить как одеждой, так и украшением, его носят круглый год, он может стать лучшим подарком, про него сложены стихи и песни.

12. Разноцветные цветы

Расцвели на ткани.

Напечатаны они –

Умелыми руками.

4. Беседа.

- Что сегодня мы узнаем нового и чему научимся? (ответы детей - расписывать платок)

- А как можно отличить просто ткань от платка?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

  

Открытый урок по изобразительному искусству

для 3 кл. по программе Неменского Б.М.

«Мамин платок» (ФГОС)

Цель: Знакомство детей с художественной росписью платков и их разнообразием.

Задачи:

1. развитие эстетического восприятия, творческой фантазии в украшении платка;

2. формирование знания и умения по росписи платка;

3. воспитание любви к народному творчеству.

Оборудование:

(для учителя)

Компьютер, проектор, схемы платков, платки, карточки с новыми словами.

(для учащихся)

Клеенки, кисти, палитра, гуашь, банки для воды, тряпочки, трафарет, мятая бумага, губки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

Сегодня я принесла на урок старинную шкатулку. Она досталась мне от моей мамы, а ей от её мамы.

- Хотите узнать, что там лежит?

(ответы детей – да!)

Тогда, отгадайте загадку.


В целом мире мы известны,

Знает нас любой знаток,

Этот сувенир чудесный,

Это – мамочкин платок.


3. Презентация.

1. Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир?

Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

2. Платки появились в России больше много лет назад. Сначала их привозили из Индии и Турции.

3. Но русские мастера быстро научились ткать и расписывать платки.

4. И до сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове, но и надевают на плечи, повязывают на шею.

5. Существуют различные техники украшения платков:

6. Это может быть вышивка нитями разного цвета.

7. Роспись красками,

8. Набивными узорами.

9. Ручная набойка - один из древнейших видов искусства художественных тканей. Способ переноса узора на ткань таков; для каждого цвета вырезается рисунок на доске, на него наносится краска и отпечатывается на ткани, постукивая сверху молоточком. Поэтому и назвали это искусство - набойкой.

Сейчас людей на фабрике заменили машины, но всегда ценилась ручная работа.

10. Умелые мастера прославили свой город – Павловский Посад. Который находится не далеко от Москвы.

11. Платок - может служить как одеждой, так и украшением, его носят круглый год, он может стать лучшим подарком, про него сложены стихи и песни.

12. Разноцветные цветы

Расцвели на ткани.

Напечатаны они –

Умелыми руками.

4. Беседа.

- Что сегодня мы узнаем нового и чему научимся?

(ответы детей - расписывать платок)

- А как можно отличить просто ткань от платка?

(ответы детей)

Правильно. Платок это замкнутая композиция в квадрате, по краям платка ограниченная каймой или кантомили линейным орнаментом.

Кайма (кант) это - край, кромка; полоса по краю чего-либо.

(Толковый словарь. Даль В.И.)

У каждого платка есть свой ритм.

- Если разделить его на равные части, то что мы заметим?

Сложить платок

(ответы детей)

Правильно, все части платка одинаковые.

Этот принцип называется - симметрией.

- Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?

(ответы детей – нет)

Есть платки праздничные, будничные и скорбные.

Показ платков

- Какой платок можно назвать праздничным?

(красивый, яркий, броский и др.)

- Какой платок можно носить в будни?

(простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).

- Какой платок ближе женщине, когда у нее горе?

(темный, черный).

Развесить платки.

Для того чтобы нарисовать платок для мамы, бабушки или девочки.

Нам нужно вспомнить, какие бывают орнаменты?

(ответы детей - замкнутые, ленточные, сетчатые.)

- А какие виды орнаментов вы еще знаете?

(ответы детей - растительные, геометрические)

Повесить орнаменты и схемы

Физкульт. минутка

Чтоб получилась красота -

Художник смешивай цвета!

Возьми палитру и твори.

У нас цветов важнейших три.

Мы давно знакомы с ними,

Это желтый, красный, синий.

Друг с другом их соединяй,

Все многоцветье получай.

Будем красками писать,

Из бумаги вырезать,

Чтобы яркие картины

Нам хотелось создавать.

5. Самостоятельная работа.

Сейчас мы с вами создадим свой платок ручной работы.

Вы будете работать в парах. Определите, для кого вы будете расписывать платок, (цвет платка - будет вам подсказкой) он будет для праздника или повседневный, для девочки или для женщины и в соответствии с этим какой на нем будет узор. При выполнении работы вам нужно придерживаться композиционного ритма, в этом вам помогут схемы. Используйте для работы разные способы: роспись, трафарет или мятую бумагу.

Музыка для фона. Русская народная.

Работу закончили. А какие новые слова вы сегодня узнали?

набойка, кайма, кант, симметрия.

Обменяйтесь платками.

Определите, для кого выполнен этот платок.

Обоснуйте свой ответ.

Оценить работу и своё настроение, которое вызвал у вас сегодняшний урок.

(ответы детей)

6. Итог урока.

Молодцы! Оформляем выставку работ. Мы ее назовем:

«Если платки расстелить на поля, то еще красивее станет земля!»

Посмотрите, какое сегодня красочное осеннее «Дерево – настроение» у нас получилось. Я рада, что сегодняшний урок вызвал у вас положительные эмоции.



Предварительный просмотр:

Урок  изобразительного искусства в 3  классе.

Тема: «Твои игрушки».

             

Безымянный1

Программа, название автора: Изобразительное искусство и художественный

                                                 

Класс, четверть, № урока 3 класс, 1 четверть, урок №1

Тема урока: «Твои игрушки»

Тип урока: Знакомство с новой темой.

Цель: формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм..

Задачи: 

Образовательная: Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать современные и русские-народные игрушки.

Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Воспитательная: Уважать мнение товарища.

Зрительный ряд: образцы, выполненных учителем работ, слайды, репродукции, таблица выполнения работы

Графические разработки___карточки___________________________________________________

Литературный ряд: У.Н.Т.(прибаутки,стихи)

Музыкальный ряд ____________________________________________________________

Оборудование: 

Для учащихся: альбом, шаблон матрешки, тонкая и широкая кисти, гуашь, игрушки.

Для учителя: матрешки, игрушка-перчатка, презентация: «Моя любимая игрушка».

Схема оформления доски:

2

1

4

3

1 тема урока

2 карточки – алгоритм выполнения работы

3 фото матрёшек, образцы, выполненных учителем работ

4 место для галереи детских работ

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3.Сообщение темы и цели урока.

4. Знакомство с новой темой.

5. Закрепление нового материала.

6. Физ. минутка.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Методы и формы обучения

Содержание урока

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

(2 мин)

(мотивация на урок)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Проверяют наличие перечисленных предметов.

2.Вводная беседа

(5 мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Сегодня на уроке вас ждет увлекательная работа, а какая – вы узнаете позже. Вначале мы отправимся в прошлое и представим, что попали в гости к русской крестьянской семье (слайд Русская изба с жильцами)

Ученики разыгрывают сценку из кукольного спектакля

Внучка. Бабушка, мне скучно! Спой песенку.

Бабушка. Некогда мне, милая, печь растопить нужно.

Внучка. Бабушка, расскажи сказочку!

Бабушка. Недосуг мне болтать, Дуняша. Скотинку пора кормить.

Внучка. Дедушка! Невесело мне, смастерил бы ты мне куколку!

Автор. Дедушка надрал с полена лыка, растрепал его, связал умело. Вышла мочальная кукла для внучки. (слайд Соломенные игрушки)

Дедушка. Потешься пока. А как на ярмарку поеду, так привезу тебе, Дуняша, игрушку поярче да повеселее.

Внучка. Спасибо тебе, дедушка!

О чём пойдёт сегодня речь? (об игрушках)

Знакомятся с презентацией, формулируют тему урока.

3.Сообщение темы и цели урока.

(3мин)

Метод: эмоциональное стимулирование

Сегодня урок посвящен нашим любимым с раннего детства игрушкам.

На уроке вы познакомитесь с видами игрушек  и разнообразием технологий их изготовления и попытаетесь сами придумать игрушку на основе традиционной русской матрёшки.

Наша тема: «Твои игрушки» (слайд Тема)

Перед вами перчаточные куклы (слайд Перчаточные куклы), и играть с ней любят не только дети (слайд театр кукол) но и взрослые. Это театр кукол, в них участвуют перчаточные, тростевые куклы или куклы марионетки.

А какие у вас любимые игрушки? (ответы детей-машины, зайцы…)

Все игрушки очень разные и не только внешне, но и материал для их изготовления так же различен.Кто скажет из чего изготавливают игрушки? (мех, пластмасса……)

Обратите внимания насколько разнообразны современные игрушки. (слайд современные игрушки)

(рассматриваем разнообразие материалов на принесенных игрушках)

Знакомятся с презентацией, рассматривают игрушки, отвечают на вопросы.

4.Знакомство с новой темой.

(6 мин)

Заинтересовать материалом урока.

Рассказ учителя по плану:

1. ярмарка игрушек

2. в мастерской игрушки

Предлагаю, вместе с дедом выбрать для Дуняши на ярмарке игрушку.

Музыка «Коробейники»

(слайд Ярмарка)

 Сколько мастеров! Все зазывают шутками да прибаутками.

Ярмарка! Ярмарка!

Торопись, народ!

Чудо-ярмарка идёт!

Весёлая, забавная,

Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши

Для забавы и души!

 (слайд Старинные игрушки)

 В древности игрушки делали сами из того, что было под рукой:  дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.

Звучит народная музыка.

Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.  

Просмотр слайдов (на слайдах игрушки народных промыслов). Учитель предлагает стихотворения, рассказывающие об игрушках.

Например Дымковская игрушка (слайд Дымковская игрушка)

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично!

 (слайд Гончар)            

А для того, чтобы она стала ликующей и праздничной, гончар лепит её из глины, обжигает и расписывает. 

    

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                            Матрёшка (слайд Матрёшка)

 А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю

III. В мастерской игрушки.

(слайд История Матрёшки)

Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.
В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. (
слайд). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. (слайд). Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане с черным петухом в руках
Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

(слайд Процесс изготовления матрёшки) Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.
Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха. Матрешек изготовливают в разных уголках нашей страны. (
слайд- разные матрешки) Посмотрите какие все они разные.

Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности народных игрушек

5.Закрепление нового материала. (3мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Вопросы на закрепление изученного материала (слайд):

Что такое «фукуруму»?

Откуда была привезена матрешка?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Чем вам нравятся матрёшки?

Молодцы!

 Отвечают на вопросы учителя.

6.Физ. минутка (3мин)

Цель: отдых учащихся.

Форма: фронтальная.

Метод: эмоционального стимулирования

Прежде чем мы приступим к самостоятельной части урока:

Встаньте на ноги, потянитесь – раз.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Молодцы.

Выполняют физические упражнения.

7.Самостоятельная работа

(15 мин)

Цель: закрепление навыков рисования. Форма: фронтальная

Метод: индивидуальный

Теперь все внимание на меня.

У каждого из вас на парте лежит шаблон матрешки.

 Ваша задача – нарисовать матрешку и раскрасить ее по своему желанию.

А теперь посмотрите на доску. (последовательное прикрепление алгоритма рисования матрешки). 

1.  обводите шаблон.

2. рисуете круг, будущее лицо вашей матрешки.

3.  далее вы рисуете глаза, нос, рот, отмечаете линию платка и рисуете руки.

4. теперь можете прорисовывать элементы одежды. Узор вы придумайте сами, чтобы ваша матрешка была интересной и разнообразной, как те, которые вы видите на доске (оформление части доски образцами, выполненных учителем работ и фотографиями матрёшек)

5. выполните работу в цвете.

 Пусть ваша матрешка будет индивидуальной.

Итак, приступайте к работе.

(звучат русские народные песни)

(Помогать учащимся)

По ходу работы индивидуально задавать вопросы:

  • Какую матрешку ты задумал?
  • Кому ее можно подарить?
  • Почему ты решил сделать так, а не иначе?

Слушают учителя, рассматривают схему, приступают к работе над рисунком.

8.Подведение итогов. Домашнее задание

(5 мин)

Цель: обобщение полученных знаний.

Форма: фронтальная.

Метод: аналитико-синтетический, эмоционального стимулирования.

По окончании занятия, дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.

Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.

Домашнее задание: раскрасьте картинку, придумайте имена матрешкам, сочините про них сказку или стихотворение

Не забудьте принести альбом и гуашь.

Яблочный спас

Варенька бирюзовый наряд.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\ИЗО\Матрешки\Мат Варенька. Малиновый наряд.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\ИЗО\Матрешки\Аленушка.jpg

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ к открытому уроку по английскому языку во 2 классе по теме: "Игрушки".

Самоанализ к открытому уроку по английскому языку во 2 классе по теме: "Игрушки".Цель: закрепить полученные умения и навыки по теме «Домашние животные».Задачи:Учебный: Активизировать навыки чтени...

Урок устного рассказывания "Моя любимая игрушка". 2 класс. (конспект + презентация)

При подготовке к уроку (за несколько дней) детям предлагается карточка-помогайка по составлению рассказа о своей любимой игрушке. Дети (при необходимости при помощи взрослых) составляют дома рассказы,...

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)...

Конспект урока английского языка во 2 " Б" классе 23.03.2017 г. Учитель английского языка МБОУ СОШ №5: Терентьева М. А. Тема урока: «Мои игрушки»/ “My Toys”.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний. Цели: Практическая - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Мои игрушки». Воспитательная - воспитывать у учащихся интере...

Презентация к уроку технологии "Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка»".

Материал рассчитан на 2 урока, содержит Презентацию к уроку технологии "Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка»"....

Конспект урока технологии.Тема: Что такое игрушка? Игрушка из носка (3 класс)

Тема: Что такое игрушка? Игрушка из носкаЦели деятельности учителя: формирование умений изготавливать игрушку на руку из носка; развитие глазомера и мелкой моторики рук....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....