Технология 4 класс Тема: Древние Соборы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Антощенко Татьяна Дмитриевна

Мной были разработаны данные уроки:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изучение соборов51.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 19.11.2020.

База практика: Трубчевская СОШ №1

Класс:

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Древние соборы

Цели:

Содержательная: продолжить работу  над макетом древнерусского города; пояснить назначение соборов; повторить виды деятельности по созданию обликов зданий; познакомиться с конструкцией древнерусского храма.

Деятельностная: создать макеты собора; познакомить с терминами «глава», «купол», «барабан», «луковица»

Задачи:

Образовательные: 

  1. Систематизировать и расширить представления учащихся о древних соборах Руси.
  2. Познакомить с элементами интерьера древнерусского храма: «глава», «купол», «барабан», «луковица».

Воспитывающие:

  1. Воспитывать познавательный интерес к русской культуре, своему краю .
  2. Воспитывать самостоятельность, аккуратность,

Развивающие:

  1. Развивать фантазию и активные формы воображения учащихся, способствующие лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности;
  2. Способствовать развитию логического мышления, анализа, синтеза, обобщения при восприятии объектов изображения;
  3. Формировать навыков грамотной организации рабочего места и аккуратности;
  4. Совершенствовать коммуникативные умения при выполнении учебного задания;

Планируемые результаты: 

Предметные: 

1.освоение практических приёмов изображения объектов древних соборах Руси;

2. освоение первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

3. познакомиться объектами собора ;

4. научиться определять и характеризовать отдельные детали собора как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  3. различать способ и результат действия.

Познавательные:

  1. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  2. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  3. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  4. осуществлять синтез как составление целого из частей;
  5. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  6. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  4. задавать вопросы;
  5. использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

  1. способность к оценке своей учебной деятельности;
  2. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  3. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Оборудование:        
 Для учителя: презентационный материал, иллюстрационный материал

Для учащихся: альбом,  краски, карандаш простой, ластик, кисточки, шаблоны

План урока

  1. Этап мотивации – 3 мин
  1. Приветствие. Знакомство.
  2. Эмоциональный настрой
  3. Проверка готовности
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
  2. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
  4. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
  6. Этап рефлексии учебной деятельности – 5мин

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие. Знакомство.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Дмитриевна,  и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

-Садитесь.

1.2.Эмоциональный настрой.

- Ребята, а какое у вас сейчас настроение? А чтобы оно стало еще лучше, улыбнитесь друг другу, подарите ваши красивые улыбки и мне.

- Я желаю вам быть на уроке внимательными и трудолюбивыми

1.3.Проверка готовности

-Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку.

Приветствуют учителя, садятся

выполняют задание учителя


Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль

Л1,Л2

Р2

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение ранее изученной темы

- Давайте вспомним, что вы выполняли на прошлом уроке? (рисовали храм, забор…)

- Какие виды работ вы использовали для этой цели? (рисование)

- Что вы делали индивидуально?

- Что вы выполняли совместно? (показывали где горизонт, где вертикаль)

- Какие линии у вас были на макете? Горизонтальные или вертикальные? (и горизонталь и вертикаль)

Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1,К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока.

(Храм, церковь)

- А может быть ребус поможет нам сформулировать тему?

hello_html_m3b6c8bec.png

- Что у вас получилось? (собор)

СЛАЙД

- Какова же будет тема урока?   (Тема: Древние соборы)

- Какую мы поставим цель исходя из темы урока? (Цель: познакомиться с древними соборами)

- Какие задачи поставим перед собой? (Познакомится с элементами древнего собора…)

Разгадывают ребус

Формулируют тему, цель и задачи

Самоконтроль

К1,К2


4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

отправимся на экскурсии по

русским избам, и посмотрим, что

же раньше находилось в них.

(на слайде показаны изоб-ия

интерьера русских изб

- Знаете ли вы, что такое собор?

(Собор — главный храм.)

- А от какого слова оно произошло?

- Ребята, а чтобы это узнать, послушайте меня внимательно, чтобы  ответить  на вопросы.

В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор — главный храм. Жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить соборы - было делом княжеской чести, воплощением  гордых замыслов.  

- Так от какого же слова произошло слово  «собор»? ( от слова «собирались»)

- Что показывал вид собора? (показывал могущество, славу города и его князя)

- Кто же строил соборы? ( строить соборы было княжеским делом)

- А из чего строили соборы?

- Сделайте предположение. Какие материалы использовали?

- Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень СЛАЙД

- А что же такое храм?

(Храм – архитектурное сооружение.)

- Что собой представляют древнерусские храмы?

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. СЛАЙД

- Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол

Завершением служат купола, похожие на богатырский шлем. СЛАЙД

- А что вы знаете о куполах?

Что интересного, вы заметили в изображённых соборах?

( дети: купола)

- Они бывают различного цвета.

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божьей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Каждый собор имеет особое лицо и как человек легко узнаваем

Москва Храм Василия Блаженного

Новый Иерусалим (Московская область)

- И сегодня вы будете выполнять работу по изображению храма.

- Какие элементы (составные части) мы можем выделить? (стены, купола, ограждение..)

-Но перед тем, как приступить к работе, немного отдохнем.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)

Воспринимают информацию и отвечают на вопросы

Самопроверка, взаимопроверка

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 -Итак, ребята! Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе.

-Вам нужно рисовать внимательно, чтобы у собора были все части.

-Сначала вы можете воспользоваться шаблоном, чтобы нанести контуры собора. На карандаш сильно не нажимайте.

1. Проводим от руки линию горизонта.

2. Намечаем задний план (лес , поле, дорога...)

3. С помощью вертикальных линий намечаем место расположения стен храма.

4. Намечаем форму и размер куполов.

5. Определяем ограждение (это может быть каменная стена или частокол),  вход в храм.

- ...арка?

- .... свод?

- Что такое закомары? (Закомары – это полукруглое  завершение наружного участка стены)

-Как можно оживить изображение?

-Добавить деревья, летящих птиц.

-Приступайте, пожалуйста, к работе. Ваша задача – нарисовать свой собор.

-Желаю творческого успеха!

Самоконтроль

П1,П2,

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Практическая работа

Каждый учащийся работает над учебной задачей с опорой на зрительный ряд, собственные представления, инструктаж учителя.

Учащиеся должны соблюдать:

- Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

- Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Критерии оценивания:

1) Соответствие работы общей тематике урока

 2)Оригинальность исполнения работы
3)Аккуратность выполнения работы
4) Завершенность работы

выполняют практическое задание

Л1

К1

Р2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Вы хорошо поработали! Давайте посмотрим, как вы представляете соборы.

- Что такое храм, кто запомнил?

- От чего зависят цвета куполов?

- Какие архитектурные элементы храма вам запомнились?

- Что такое арка?

- Что такое свод?

-Что такое закомары?

- Удалось ли нам справиться с работой?

- Какие трудности возникали?

- Что бы вы хотели добавить или изменить?

-Оцените свою работу.
- Спасибо за работу. Уберите свои рабочие места.

Анализируют результат

самоанализ

взаимопроверка

Л2





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока изобразительного искусства. Тема "ДРЕВНИЕ СОБОРЫ".

Конспект урока изобразительного искусство по программе Б.М. Неменского в 4 классе. В конспекте рассматриваются древние соборы на примерах архитектурных сооружений города Смоленска....

Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе. Тема «Древняя Эллада» 2 часа

Формирование   образа  художественной культуры Древней Греции через знакомство с особенностями ландшафта и произведений  искусства греческих мастеров. ...

Презентация по изобразительному искусству на тему "Древние соборы" (4 класс)

Презентация по изобразительному искусству с пошаговой инструкцией рисования собора....

Открытый урок по музыке 3 класс Тема: «Древнейшая песнь материнства»

Цель: познакомиться с более расширенным и углублённым образом матери, а так же познакомить учащихся с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощён образ богоматери в икона...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по изобразительному искусству Тема: «Древние соборы»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся  истории создания древних соборов; формирование представлений об особенностях архитектуры.Планируемые результатыПредметные: Зн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца;2. рассмотреть ст...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги» (УМК "Школа России" 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца...