урок дымковская игрушка
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Шибаева Татьяна Михайловна

образование игрушки, её изготовление, разнообразие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок дымковская игрушка35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: изобразительное искусство
Ф.И.О. Шибаева Татьяна Михайловна 
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема

Дымковская игрушка

Цель

Познакомить детей с новым для них народным промыслом – дымковской игрушкой

Задачи

Образовательные: 

Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор);

Освоить простейшие элементы дымковской игрушкой – круги, линии, точки

Научить анализировать символику росписи дымковской игрушкой, правильно использовать основные цвета промысла.

Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

Развивающие: 

Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам;

развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, чувство ритма, цвета, творческие способности.


Воспитательные: 

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Воспитывать художественно – образное мышление.

УУД

  • ЛичностныеУУД:  

Проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии.

Осмысленное эмоционально – ценностное восприятие визуальных образов – символов искусства для дальнейшего использования в учебно – познавательной деятельности знаково – символической формы.

Проявлять уважительное отношение к народному искусству.

  • Регулятивные УУД: 

Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи;

Целеполагание.

Планирование учебно – познавательной и практической деятельности;

Прогнозирование и предвидение конечного результата.

  • Коммуникативные УУД:

 Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта.

Принимать участие в работе парами

Умение воспринимать различные точки зрения.

Умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли. Формулировать свою точку зрения и отстаивать её.

Управление поведением партнера

  • Познавательные УУД: 

Выделение познавательной цели о характерных особенностях рисунка, поиск информации .

Выбор способов решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково – символических изображений.

Логические УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать характерные особенности дымковской игрушкой; простейшие элементы дымковской игрушкой – круги
  • Уметь выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушкой; создавать узоры по собственному замыслу; обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике

Личностные: 

  • Проявлять уважительное отношение к народному искусству,
  • Проявление эмоциональной отзывчивости

Метапредметные: 

  • способность осознанно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • выработка умений и навыков с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли готовность к сотрудничеству и сотворчеству с одноклассниками и учителем,
  • формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной          деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку

Основные понятия

Форма, цвет, узор, дымковская игрушка

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, окружающий мир

Ресурсы:

* основные

         *  дополнительные

Для учителя: презентация, проектор, школьная доска, магниты, карточки с названиями

Для обучающихся: альбомные листы, кисточка, краски (гуашь или акварель), баночка с водой, индивидуальные карточки с заданием, шаблоны дымковской игрушки.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная

Технология

частично-поисковый

ХОД УРОКА

План-структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

1

Организационный момент и введение в урок.

1 Учитель организовывает класс к занятию

- Я рада вас всех видеть. Здравствуйте.  Передо мной ребята, готовые начать работу на уроке?

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Садитесь. Проверьте, что вы приготовили к уроку.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют наличие необходимых пренадлежностей. Садятся за парты.

Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: Самоконтроль готовности к уроку

2

Организация начала урока

Актуализация знаний. Завязка.

Целеполагание

Практическая работа

2.1 Учитель  - в начале урока хотела вас спросить. Вы видели когда-нибудь лошадь? Какого цвета она бывает?

А белую лошадь с красными, синими или желтыми кружочками видели?

Нет? А всадника верхом на рыбе? А хоте ли бы увидеть? Ну, давайте знакомиться.

Учитель — ребята посмотрите внимательно на поднос, который я сейчас держу в руках, что вы на нем видите?

-А из какого материала они сделаны?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

2.2 Объяснение нового материала.

/Слайд 1/

Учитель — Сегодня мы познакомимся с народной  глиняной игрушкой – дымковская игрушка.

Если я сейчас вам дам задание: нарисуйте правильно дымковскую игрушку, вы сможете это сделать?

Перед нами встает проблема – как нарисовать дымковскую игрушку? Я для этого надо знать роспись дымковской игрушки.

Давайте с вами сейчас вспомним с  какими росписями мы с вами уже встречались, а какие уже изучали ?

 Может все дело в названии?

/Слайд 2/

2.3 Учитель читает текст.

Работа с текстом. Приложение 1

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу глубокой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и лепила из неё игрушки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

-Вот сегодня на уроке мы с вами попали в мастерскую по изготовлению игрушек. Каждый из вас на уроке будет рисовать свою игрушку и после завершения всей работы,  мы  с вами создадим книгу, которую назовём «Дымковская игрушка»

- Но прежде чем приступить к работе нам, необходимо побольше о ней узнать.

- У вас на партах лежит карточка с таблицей. Работая в парах просмотрев внимательно видеоролик  вам надо заполнить первый столбик таблицы

Приложение 2

( этапы технологического процесса изготовления игрушки из глины)

/Слайд 3-Видеоролик/ Приложение 3

-А теперь на партах у вас лежат карточка с текстом. Работая в парах, вам надо прочитать  внимательно часть текста и найти какой этап изготовления игрушки был пропущен в видеоролике.

Работа с текстом. Приложение 4

 А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ.

- Да ребята, этапы изготовления игрушки сложны.

1 этап- лепка, 2 этап – беление. Для беления используется смесь мела и молока, в которую окунают игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем.

-3 этап -  самый главный этап изготовления игрушки из глины – это обжиг.

/Слайд 4 -5/

- 4 этап – роспись. Для раскрашивания раньше использовали сухие краски, растёртые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведённая на яйце.

2.4 Учитель – нам нужно выполнить рисунок дымковской игрушки.

Мы узнали историю названия.

Мы сможем теперь решить проблему, как нарисовать дымковскую игрушку?

Давайте подумаем, что нужно учесть, чтобы правильно выполнить задание? 

Работа с текстом

Учитель при необходимости наталкивает на ответы с помощью наводящих вопросов.  Например: Как среди других игрушек их можно отличить? По каким признакам? Какие особенности вы можете найти?

Наводящие вопросы: Какие узоры часто встречаются? Какие  цвета часто можно встретить?

2.5 Учитель.  Давайте уточним эти особенности.

/Слайд 6,7,8/

 Теперь мы можем по этим особенностям правильно нарисовать дымковскую игрушку?

Давайте начнем.

2.6 Учитель Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами  дымковской игрушки и самим попробовать нарисовать игрушку.

У вас  есть шаблоны игрушки.  

Приложение 5

2.7 Учитель

- Каждый преступает к выполнению своей игрушки, подбирая правильные краски.

2.1 Учащиеся (Предполагаемые ответы)

Делают вывод:

- игрушки

-из резины, пластмасса, стекла, пластилина, фарфора, глины..

2.2 Учащиеся

Делают предположения

2.3 Учащиеся (Предполагаемые ответы)

Будет трудно, можем не справиться

 

2.4 Учащиеся (Предполагаемые ответы)

Делают предположения

- вспоминают и называют росписи (гжель, палех, жостово, хохлома..)

 

2.3 Учащиеся предполагают
какой росписью необходимо ее расписывать.

2.4 Учащиеся работают в парах и заполняют таблицу

(лепка, беление, роспись)

2.4 Учащиеся работают в парах с текстом и заполняют таблицу.

2.5 Учащиеся продолжают работать в парах с текстом и заполняют таблицу.

Необычная форма; похожа форма ног, тела и головы;  яркие цвета, похожие цвета; украшены кругами и точками, полосами; белый фон

2.6 Учащиеся продолжают

Заполнять таблицу, на основе прочитанного  из текста.

*элементы росписи

*цвет

*формы игрушки

(в ходе беседы выясняются особенности работы)

2.7 Учащиеся

Составляют порядок работ, готовят краски к работе. Выполняют работу по намеченному плану

Познавательные: Выделение познавательной цели о характерных особенностях искусства. Сочинение образа из рисуночных и простых узоров.

Регулятивные: 

Постановка и выполнение учебно – познавательной и практической деятельности.

Личностные:

Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.

Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества, выполнение своей роли в коллективе.

 Коммуникативные:

Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.

Коммуникативные:

Принимать активное участие в коллективном обсуждении

Регулятивные: Определение последовательности этапов выполнения задания с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции.

Регулятивные: 

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

 работать индивидуально,

уметь отстаивать свою точку зрения.

 

Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.

Познавательные: Выбор способов решения: поиски композиций; выбор графических материалов; знаково - символических изображений.

4

РЕФЛЕКСИЯ

2.8 Учитель

- Ребята наш урок подходит к концу и поэтому на сегодня наша мастерская закрывается.

Давайте вспомним, о чем шла речь  на нашем уроке.

Задание: Ответьте на вопрос ДА или НЕТ. Если вы отвечаете «да» – поднимаете руку, если «нет» - не поднимаете руку.

Вопросы:

1. Сегодня мы рисовали народную дымковскую  игрушку.

2. Дымковскую игрушку украшают растительными узорами (Цветы, листья)

3. Дымковскую игрушку часто украшают кругами

4. Дымковские игрушки – это только фигурки животных

5. На дымковской игрушке можно рисовать любые узоры

2.8 Учащиеся

(Предполагаемые ответы)

1. да

2. нет

3. да

4. нет

5. нет

Коммуникативные:

Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения.

5

Подведение итога.

Подведение частичных результатов работ. Учитель отмечает, что удалось очень хорошо, как работали дети

Оценивание, организовать контроль, коррекция (себя и детей).

Мастерская закрыта, но продолжим работу на следующем уроке и изготовим нашу книгу «Дымковская игрушка»

/Слайд 9/

 - Всем большое спасибо за работу.

2.9 Учащиеся

Продолжат работу на следующем уроке.

Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Материалы к уроку . Дымковская игрушка.

Материалы к уроку . Дымковская игрушка....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...