Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Падерина Алиса Андреевна

По программе Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_izo_2_klass.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

2 КЛАСС

(базовый уровень)

на 201_-201_ учебный год

Учитель изобразительного искусства

______________________  категории

_______________________________

Челябинск, 201_


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование и учет учебно-тренировочной работы

На основе учебного плана и программы педагог разрабатывает для каждой учебной группы поурочные планы. В рабочем плане излагаются основные задания, применяемые в уроке.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

Учебно-тематический план

«Каждый народ − художник» - 34 часа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

из них

общее

творческие работы

контрольные работы

1.

Как и чем работает художник

8

8

0

2.

Реальность и фантазия

8

7

1

3.

О чем говорит искусство

10

19

1

4.

Как говорит искусство

8

7

1

Итого часов

34

32

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Как и чем работает художник (8 часов)

1.

Три основных цвета – желтый, красный, синий

Урок новых знаний.

Основные цвета. Смешение основных цветов. Цветовая палитра художника. Изображение природных стихий.

Задание: рисунок «Извержение вулкана» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение характеризовать красоту природы;

3) умение смешивать цвета с опорой на три основных цвета.

Повторение темы

2.

Белая и черная краски

Урок новых знаний.

Черно-белое изображение. Графика. Работа с черным цветом на белом листе.

Задание: рисунок «Декоративное дерево» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о нейтральных цветах;

3) изучение основ работы с графикой.

Эскиз «Панда»

Материал:

гуашь

3.

Пастель и цветные мелки

Урок новых знаний.

Мягкие материалы: восковые мелки, пастель, масляная пастель. Работа мягкими материалами в одной цветовой палитре.

Задание: рисунок «Осенний букет» (пастель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) освоение навыков использования мягких материалов.

Зарисовка «Морской залив»

Материал:

восковые мелки

4.

Выразительные возможности аппликации

Урок новых знаний.

Работа с бумажными материалами: цветной бумагой, гофрированной бумагой, картоном.

Задание: аппликация «Листопад» (цветная бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) освоение навыков вырезания и склеивания.

Аппликация «Ручей»

Материал:

цветная бумага

5.

Выразительные возможности графических материалов

Урок новых знаний.

Мягкие графические материалы: уголь, сангина, художественный соус. Твердые графические материалы: тушь, чернила.

Задание: рисунок «Ветка дерева» (художественная тушь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) освоение навыков работы с твердыми графическими материалами.

Эскиз «Паутинка»

Материал:

угольный карандаш

6.

Выразительность материалов для работы в объеме

Урок новых знаний.

Пластилин, глина, полимерная глина, пластическая масса и другие пластические материалы. Повышение навыков работы с пластилином. Соединение отдельных форм.

Задание: скульптура из пластилина «Поросенок» (пластилин)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) освоение навыков работы пластическими материалами.

Скульптура «Лисенок»

Материал:

пластилин

7.

Выразительные возможности бумаги

Урок новых знаний.

Оригами. Складывание бумаги. Простые формы.

Задание: оригами «Кит» (бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности

3) освоение навыков складывания и склеивания оригами.

Оригами «Лебедь»

Материал:

пластилин

8.

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Урок обобщения.

Использование природных материалов при создании панно. Обобщение тем
I четверти

Задание: панно «Гербарий» (сухие листья)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности

3) освоение навыков работы с сухими листьями и цветами.

Повторение тем

I четверти

Реальность и фантазия (8 часов)

9.

Изображение и реальность

Урок новых знаний.

Изображение реального растения – дерева, кустарника, цветка. Реалистичное изображение с помощью пропорций и цвета.

Задание: рисунок «Растение» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение отображать реалистичную природу.

Рисунок «Цветок»

Материал:

акварель

10.

Изображение и фантазия

Урок новых знаний.

Изображение фантастического растения. Декоративные элементы и украшения.

Задание: рисунок «Фантастическое растение» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать фантазийное изображение.

Рисунок «Фантастический цветок»

Материал:

акварель

11.

Украшение и реальность

Урок новых знаний.

Изображение реально существующего животного с декоративными элементами.

Задание: рисунок «Животное» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение отображать реалистичных живых существ.

Рисунок «Морское животное»

Материалы:

гуашь

12.

Украшения и фантазия

Урок новых знаний.

Изображение реально существующего животного с чрезмерно ярким фантастическим декоративным элементом.

Задание: рисунок «Фантастическое животное» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать фантастических несуществующих существ на основе реальных животных.

Рисунок «Фантастическое летающее животное»

Материалы:

гуашь

13.

Постройка и реальность

Урок новых знаний.

Изображение реального здания. Соблюдение пропорций, декоративные элементы на зданиях.

Задание: рисунок «Постройка» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение отображать реалистичную архитектуру.

Рисунок «Мой дом»

Материалы:

гуашь

14.

Постройка и фантазия

Урок новых знаний.

Изображение фантастического здания. Необычные формы и цвета построек.

Задание: рисунок «Фантастическая постройка» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать проект фантастических зданий и построек.

Рисунок «Мой фантастический дом»

Материалы:

гуашь

15.

Братья-мастера изображения, украшения и постройки

Урок обобщения.

Обобщение материала II четверти.

Задание: аппликация «Дом снежного эльфа» (цветная бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение тем

II четверти

О чем говорит искусство (10 часов)

16.

Изображение природы в различных состояниях

Урок новых знаний.

Пейзаж в солнечную погоду. Теплые оттенки красок. Солнечные лучи и атмосфера приятной погоды.

Задание: рисунок «Летний парк» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение изображать природу в спокойном состоянии.

Рисунок «Закат на озере»

Материалы:

акварель

Урок новых знаний.

Пейзаж в пасмурную погоду. Холодные оттенки красок. Осадки и атмосфера холода.

Задание: рисунок «Болото» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение изображать природу в хмуром состоянии.

Рисунок «Ураган»

Материалы:

акварель

17.

Изображения характера животных

Урок новых знаний.

Построение тел животных. Морда животного и эмоция. Хищники и травоядные животные, различия их построения.

Задание: рисунок «Эмоция животного» (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение изображать характер животного, передавать эмоцию.

Эскиз животного с эмоцией

Материал:

акварель/гуашь

18.

Изображения характера человека

Урок новых знаний.

Портрет женщины. Эмоции и характер человека. Пропорции лица женщины.

Задание: рисунок «Портрет женщины с эмоцией» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение отображать характер человека. 

Рисунок «Мама»

Материал:

акварель, гуашь

Урок новых знаний.

Портрет мужчины Эмоции и характер человека. Пропорции лица мужчины.

Задание: рисунок «Портрет мужчины с эмоцией» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение отображать характер человека.

Рисунок «Папа»

Материал:

акварель, гуашь

19.

Образ человека в скульптуре

Урок повторения.

Барельефы, горельефы, статуи и скульптуры. Создание образа в объеме с ярко выраженным характером.

Задание: барельеф «Балерина» (пластилин)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать характерный образ человека в объеме.

Закончить скульптуру

Материал:

пластилин

20.

Человек и его украшения

Урок новых знаний.

Ювелирные украшения женщин и мужчин – серьги, браслеты, бусы и кулоны. Красота и изящество украшений.

Задание: рисунок «Комплект украшений» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение применять форму и цвета при создании проекта ювелирного украшения.

Рисунок «Диадема»

Материал:

акварель, гуашь 

21.

О чем говорят украшения

Урок новых знаний.

Фигуры «буба» и «кика». Образы и украшения персонажей. Цветовое решение доброго и злого персонажа.

Задание: рисунок «Злой персонаж сказки» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение применять символическое значение цвета и формы при создании персонажа.

Закончить рисунок злого персонажа сказки

Материал:

акварель, гуашь

22.

Образ здания

Урок новых знаний.

Форма постройки. Материалы и цвет здания. Выражение через постройку своих чувств, мыслей, настроение и отношение к миру.

Задание: рисунок «Замой доброй феи» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение применять символическое значение цвета и формы при создании персонажа.

Закончить рисунок доброго персонажа сказки

Материал:

акварель, гуашь

23.

Отношение к миру

Урок обобщения.

Обобщение материала III четверти.

Задание: игра-пазл «Собери эмоцию»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение материала за III четверть

Как говорит искусство (8 часов)

24.

Теплые и холодные цвета

Урок новых знаний.

Колористика. Теплые оттенки, холодные оттенки, и сочетание их между собой.

Задание: рисунок в теплых тонах «Пейзаж» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение различать теплые и холодные оттенки цветовой палитры.

Рисунок в холодных тонах «Пейзаж»

Материал:

акварель, гуашь

25.

Тихие и звонкие цвета

Урок новых знаний.

Смешение красок с серым цветом – создание глухих цветов. Нежные пастельные оттенки при смешении белого.

Задание: рисунок «Весенний букет» в пастельных тонах (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение различать насыщенность оттенков цветовой палитры.

Рисунок «Попугай» в ярких тонах

Материал:

акварель, гуашь

26.

Что такое ритм линий?

Урок новых знаний.

Частый и редкий ритм. Упорядоченный и беспорядочный ритм. Частота деталей изображения, влияние на восприятие.

Задание: рисунок «Лес» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить размер, масштаб и сочетание линий.

Рисунок «Ливень»

Материал:

акварель

27.

Характер линий

Урок новых знаний.

Движение линий. Плавные и угловатые линии. Создание характерного образа при помощи линий.

Задание: рисунок «Длинношерстная собака» (карандаш В4)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать характерное изображение с помощью примитивных элементов.

Рисунок «Овечка»

Материал:

карандаш В4

Урок новых знаний.

Движение линий. Плавные и угловатые линии. Создание характерного образа при помощи линий.

Задание: рисунок «Ива» (карандаш В4)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать характерное изображение с помощью примитивных элементов.

Рисунок «Кактус»

Материал:

карандаш В4

28.

Ритм пятен

Урок новых знаний.

Частый и редкий ритм пятен. Упорядоченный и беспорядочный ритм

Задание: рисунок «Цветущее поле» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить размер, масштаб и сочетание пятен.

Рисунок «Божья коровка»

Материал:

акварель

29.

Пропорции выражают характер

Урок новых знаний.

Влияние пропорций на восприятие образа. Гиперболизированные пропорции, преуменьшенные пропорции. Карикатуры и шаржи.

Задание: рисунок «Тролль» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить размер, масштаб пропорций для создания характерного образа.

Закончить рисунок в цвете

Материал:

акварель

30.

Обобщающий урок года (Итоговый тест)

Урок обобщения.

Итоговый годовой тест по изобразительному искусству.

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение материала

IV четверти

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

1. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006

2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2005

3. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Б. М. Немецкий,
Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011.

5. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Дополнительные пособия для учителя:

1. Государственный Русский музей представляет: Спасибо, Урал! Живопись XVIII-XX веков из собрания Государственного Русского музея / Альманах. Вып. 115. – СПб.: Palace Editions, 2005

2. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990

3. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Нева, 2002

4. Лемон К. Рисуем без страха. – СПб.: Питер, 2015

5. Никодеми Г. Б. Школа рисунка / Пер. Г. Семенова. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001

6. Основные техники и приемы. Акварель. – М.: Мир книги, 2005

7. Особенности изображения. Свет и цвет. – М.: Мир книги, 2006

8. Подробный практический курс. Графика. – М.: Мир книги, 2006

9. Подробный практический курс. Пастель. – М.: Мир книги, 2006

10. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной
школе. − М.: Просвещение, 2006.

11. Чиварди Д. Техника рисунка: инструменты, материалы, методы / Пер. Л. Агаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

12. Штрицель Г. Интенсивный курс рисования. Объем и перспектива. – СПб.: Питер, 2013

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

Модели и натурный фонд

Оборудование класса

1) Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы);

2) методические пособия и книги для учителя;

3) методические журналы по искусству;

4) учебно-наглядные пособия;

5) справочные пособия, энциклопедии по искусству;

6) книги по искусству;

7) научно-популярная литература по искусству.

1) Портреты русских и зарубежных художников;

2) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

3) схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, человека;

4) таблицы по народным промыслам, русскому декоративно-прикладному искусству;

5) альбомы с демонстрационным материалом;

6) дидактический раздаточный материал.

1) Мультимедийные образовательные ресурсы,

2) мультимедийные обучающие программы;

3) мультимедийные презентации;

4) электронные библиотеки по искусству.

1) Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц;

2) экспозиционный экран;

3) персональный компьютер;

4) проектор.

1) Краски: акварельные, гуашевые;

2) тушь художественная;

3) альбомные листы А4;

4) бумага цветная;

5) набор кистей белка, пони;

6) емкости для воды;

7) пластилин;

8) клей;

9) ножницы.

1) Муляжи фруктов и овощей;

2) гербарии;

3) изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

4) гипсовые геометрические тела;

5) керамические изделия;

6) предметы быта.

1) Ученические столы двухместные с комплектом стульев;

2) стол учительский с тумбой;

3) шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр;

4) стенды для вывешивания иллюстративного материала.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, умения, навыки.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль необходимо проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

1) Устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

2) письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

3) практический (художественно-творческие задания, индивидуальные задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • активность участия;
  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
  • самостоятельность;
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • правильное решение композиции, предмета, орнамента, пропорций;
  • владение техникой, как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
  • общее впечатление от работы (оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении, аккуратность всей работы);

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

ГОдовое  тематическое  планирование (34 часа) по изобразительному искусству по  программе Б. Неменского ( 4 класс).Логика  изложения  материала полностью соответствует  т...

календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс по программе В.С. Кузина...

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе

Данное календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из  расчёта 1ч Х 34недели, вс...

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс, С.В. Кузин

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс...