Тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Падерина Алиса Андреевна

По программе Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_izo_3_klass.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 КЛАСС

(базовый уровень)

на 201_-201_ учебный год

Учитель изобразительного искусства

______________________  категории

_______________________________

Челябинск, 201_


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование и учет учебно-тренировочной работы

На основе учебного плана и программы педагог разрабатывает для каждой учебной группы поурочные планы. В рабочем плане излагаются основные задания, применяемые в уроке.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

Учебно-тематический план

«Искусство вокруг нас» - 34 часа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

из них

общее

творческие работы

контрольные работы

1.

Искусство в твоем доме

8

8

0

2.

Искусство на улицах твоего города

7

6

1

3.

Художник и зрелище

11

10

1

4.

Художник и музей

8

7

1

Итого часов

34

32

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Искусство в твоем доме (8 часов)

1.

Твои игрушки

Урок новых знаний.

Эмоциональная связь с любимыми игрушками. Характеры персонажей. Материалы, их которых создаются игрушки.

Задание: изобразить свою любимую игрушку (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) понимание роли игрушек в жизни ребенка, их важность и влияние на развитие эмоциональных связей;

3) умение характеризовать красоту окружающих предметов;

4) умение конструировать форму игрушек.

Создание игрушки в объеме

Материал:

пластилин

2.

Посуда у тебя дома

Урок новых знаний.

Посуда из различных материалов. Форма и украшения посуды. Расписные украшения. Первое знакомство с гжелью и хохломой.

Задание: рисунок праздничного сервиза (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о бытовых предметах;

3) умение изображать посуду.

Аппликация «Чайник»

Материал:

бумага, клей

3.

Обои и шторы у тебя дома

Урок новых знаний.

Понимание роли цвета и декора в интерьере. Цветовая палитра, ритм, орнаменты и создание образа комнаты.

Задание: рисунок комнаты с ярким узором (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков использования акварели;

4) умение определять взаимосвязь цвета, узора и их восприятие на человека.

Рисунок комнаты в спокойных тонах

Материал:

акварель

4.

Мамин платок

Урок новых знаний.

Создание узора из простых элементов. Паттерн и орнамент.

Задание: создание платка с узорами (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков акварельной живописи;

4) умение создавать симметричный паттерн.

Аппликация «Расписной платок»

Материал:

бумага, клей

5.

Твои книжки

Урок новых знаний.

Понимать процесс создания книги. Важность обложки и иллюстраций.

Задание: создание иллюстрации к известной сказке (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение пользоваться цветовой палитрой;

4) умение видеть связь между литературным произведением и художественным образом.

Создание обложки к своей книге

Материал:

акварель/гуашь

6.

Открытки

Урок новых знаний.

Знакомство с видами графических работ. Техника монотипии, коллажа и аппликации.

Задание: создание собственной открытки в технике коллажа (бумага, акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение использовать выразительные возможности материала.

Создание открытки в технике аппликации

Материал:

бумага, клей

7.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Урок обобщения.

Важность работы художника. Взаимосвязь труда художника и вещей в повседневной жизни.

Задание: урок-беседа

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности.

Повторение тем

I четверти

Искусство на улицах твоего города (8 часов)

8.

Памятники архитектуры

Урок новых знаний.

Памятники архитектуры мира. Культурное наследие и красота архитектурных образов.

Задание: изобразить памятник архитектуры (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение работать с декоративными элементами;

4) умение создавать архитектурный облик постройки.

Закончить работу в цвете

Материал:

акварель

9.

Парки, скверы, бульвары

Урок новых знаний.

Эстетические достоинства архитектурных решений в парках и скверах.

Задание: изображение городского общественного парка (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение;

4) умение создавать архитектурный образ городской среды.

Рисунок «Городской сквер»

Материал:

акварель

10.

Ажурные ограды

Урок новых знаний.

Основы симметрии. Ажурные  ограды в городе, их красота и уместность.

Задание: аппликация «Ажурные ворота» (бумага, акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) знание техники симметричного вырезания.

Рисунок «Городские ворота»

Материал:

гуашь

11.

Волшебные фонари

Урок новых знаний.

Форма и виды фонарей.  Красота и назначение фонарей.

Задание: изображение фонаря (тушь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Объемный фонарь

Материалы:

цветная бумага, клей

12.

Витрины

Урок новых знаний.

Композиционный центр и расположение рисунка на листе. Украшение витрины магазина, специфика, назначение и детали.

Задание: рисунок «Витрина магазина» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение;

4) владение навыками художника-оформителя.

Плоская аппликация «Витрина»

Материалы:

гуашь/цветная бумага

13.

Удивительный транспорт

Урок новых знаний.

Знание разных видов транспорта. Связь природных форм и инженерных конструкций.

Задание: рисунок «Транспорт будущего» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать фантастический образ.

Объемный проект из бумаги «Космолет»

Материал:

цветная бумага

14.

Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы)

Урок обобщения.

Беседа на тему «Украшения города»

Задание: игра-викторина

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение тем

II четверти

Художник и зрелище (11 часов)

15.

Художник в цирке

Урок новых знаний.

Выразительность и яркость циркового мира. Цирковые профессии.

Задание: рисунок «Цирковая арена» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать эмоционально-выразительный и яркий образ. 

Рисунок «Цирковой артист»

Материалы:

гуашь

16.

Художник в театре

Урок новых знаний.

Театральные декорации. Роскошь интерьера театра.

Задание: рисунок «Большой театр» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь помещения и декоративного искусства;

4) создание декоративного образа.

Декорация к балету «Лебединое озеро»

Материал:

акварель/гуашь

Урок новых знаний.

Образ театрального героя. Связь костюма и декораций.

Задание: рисунок «Театральный герой на сцене» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) создание декоративного образа.

Закончить рисунок в цвете

Материал:

акварель/гуашь

17.

Театр кукол

Урок новых знаний.

Театр кукол. Виды кукол: перчаточные куклы, марионетки и др.

Задание: рисунок «Марионетка» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) создание декоративного образа.

Рисунок «Перчаточная кукла»

Материал:

гуашь

18.

Маски

Урок новых знаний.

Театральные маски. Маски-эмоции. Характерность персонажей.

Задание: эскиз театральной маски с эмоцией радости

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) создание эмоционального образа.

Эскиз театральной маски с эмоцией печали

Материал:

акварель

Урок новых знаний.

Карнавальные маски. Яркость и декоративность образа.

Задание: эскиз карнавальной маски (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) создание декоративного образа.

Создание карнавальной маски

Материал:

цветная бумага/клей

19.

Афиша и плакат

Урок новых знаний.

Декоративность и информативность афиши. Понятия «Шрифт» и «Плакат»

Задание: создание афиши к событию (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение применять формы и символическое значение цвета для создания художественного образа;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Плакат фильма

Материал:

акварель, гуашь 

20.

Праздник в городе

Урок новых знаний.

Праздники в городе и народные гуляния. Украшения улиц в разное время года.

Задание: рисунок «Зимний каток» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать яркий художественный образ;

4) умение создавать детализированное композиционное изображение.

Закончить работу в цвете

Материал:

гуашь

Урок новых знаний.

Украшения улиц в разное время года. Фейерверки и праздничная иллюминация.

Задание: рисунок «Новый год» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать яркий художественный образ.

Рисунок «Праздничный салют»

Материал:

гуашь

21.

Школьный карнавал (обобщение темы)

Урок новых знаний.

Праздник в школе. Создание украшений и костюмов.

Задание: создание украшений-фонариков (цветная бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать яркий художественный образ.

Создание объемной новогодней гирлянды

Материалы:

цветная бумага/клей

Урок обобщения.

Беседа на тему «Художник и зрелище»

Задание: игра-викторина

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение тем III четверти

Художник и музей (8 часов)

22.

Музей жизни города

Урок новых знаний.

Понятие «Музей», «Экспозиция», «Коллекция». Самые известные художественные музеи России и мира. Создание музейных экспозиций.

Задание: создать рисунок на свободную тему и дополнить аннотацией

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение обосновывать свою работу.

Повторение темы

23.

Картина-пейзаж

Урок новых знаний.

Изображение природы и окружающей среды. Виды пейзажа: сельский, морской и городской. Создание настроения в пейзаже с помощью оттенков.

Задание: рисунок «Дневной пейзаж» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) владение навыками построения композиционного пространства;

4) укрепление навыков акварельной живописи;

5) умение пользоваться цветовой палитрой.

Эскиз «Морской пейзаж»

Материал:

акварель

Урок повторения.

Изображение природы и окружающей среды. Создание настроения в пейзаже с помощью оттенков.

Задание: рисунок «Ночной пейзаж» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) владение навыками построения композиционного пространства;

4) укрепление навыков акварельной живописи;

5) умение пользоваться цветовой палитрой.

Закончить рисунок в цвете

Материал:

акварель

24.

Картина-портрет

Урок новых знаний.

Изображение человека. Материалы и техника при создании портрета. Виды портрета. Пропорции человеческого лица.

Задание: рисунок «Автопортрет» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить композицию с цветовым решением;

4) умение строить человеческое лицо по пропорциям.

Рисунок «Портрет друга»

Материал:

акварель

25.

Картина-натюрморт

Урок новых знаний.

Изображение неживых предметов. Строение предметов. Композиционное решение.

Задание: рисунок «Ваза с цветами» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) владение навыками построения композиционного пространства.

Рисунок «Чайник и чашки»

Материал:

акварель

26.

Картины исторические и бытовые

Урок новых знаний.

Исторический жанр. Детали и особенности исторических картин.

Задание: рисунок «Историческое событие» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить композицию с цветовым решением.

Закончить работу в цвете

Материал:

акварель

Урок новых знаний.

Бытовой жанр. Детали и особенности бытовых картин.

Задание: бытовая картина (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить композицию с цветовым решением.

Рисунок «Мой день»

Материал:

акварель

27.

Художественная выставка (Итоговый тест)

Урок обобщения.

Беседа на тему «Художник и музей»

Задание: итоговый тест

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение материала

IV четверти

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014

2. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006

3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2005

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

5. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Б. М. Немецкий, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011.

6. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Дополнительные пособия для учителя:

1. Государственный Русский музей представляет: Спасибо, Урал! Живопись XVIII-XX веков из собрания Государственного Русского музея / Альманах. Вып. 115. – СПб.: Palace Editions, 2005

2. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990

3. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Нева, 2002

4. Лемон К. Рисуем без страха. – СПб.: Питер, 2015

5. Никодеми Г. Б. Школа рисунка / Пер. Г. Семенова. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001

6. Основные техники изображения. Водный пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

7. Основные техники изображения. Пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

8. Основные техники изображения. Фигура человека. – М.: Мир книги, 2005

9. Основные техники и приемы. Акварель. – М.: Мир книги, 2005

10.Особенности жанра и композиции. Натюрморт. – М.: Мир книги, 2005

11. Особенности изображения. Свет и цвет. – М.: Мир книги, 2006

12. Подробный практический курс. Графика. – М.: Мир книги, 2006

13. Подробный практический курс. Пастель. – М.: Мир книги, 2006

14. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной
школе. − М.: Просвещение, 2006.

15. Уроки мастерства. Портрет. – М.: Мир книги, 2005

16. Штрицель Г. Интенсивный курс рисования. Объем и перспектива. – СПб.: Питер, 2013

17. Хамм Д. Как рисовать голову и фигуру человека. – Минск: Попурри, 2007

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

Модели и натурный фонд

Оборудование класса

1) Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы);

2) методические пособия и книги для учителя;

3) методические журналы по искусству;

4) учебно-наглядные пособия;

5) справочные пособия, энциклопедии по искусству;

6) книги по искусству;

7) научно-популярная литература по искусству.

1) Портреты русских и зарубежных художников;

2) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

3) схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, человека;

4) таблицы по народным промыслам, русскому декоративно-прикладному искусству;

5) альбомы с демонстрационным материалом;

6) дидактический раздаточный материал.

1) Мультимедийные образовательные ресурсы,

2) мультимедийные обучающие программы;

3) мультимедийные презентации;

4) электронные библиотеки по искусству.

1) Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц;

2) экспозиционный экран;

3) персональный компьютер;

4) проектор.

1) Краски: акварельные, гуашевые;

2) тушь художественная;

3) альбомные листы А4;

4) бумага цветная;

5) набор кистей белка, пони;

6) емкости для воды;

7) пластилин;

8) клей;

9) ножницы.

1) Муляжи фруктов и овощей;

2) гербарии;

3) изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

4) гипсовые геометрические тела;

5) керамические изделия;

6) предметы быта.

1) Ученические столы двухместные с комплектом стульев;

2) стол учительский с тумбой;

3) шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр;

4) стенды для вывешивания иллюстративного материала.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, умения, навыки.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль необходимо проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

1) Устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

2) письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

3) практический (художественно-творческие задания, индивидуальные задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • активность участия;
  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
  • самостоятельность;
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • правильное решение композиции, предмета, орнамента, пропорций;
  • владение техникой, как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
  • общее впечатление от работы (оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении, аккуратность всей работы);

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

ГОдовое  тематическое  планирование (34 часа) по изобразительному искусству по  программе Б. Неменского ( 4 класс).Логика  изложения  материала полностью соответствует  т...

календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс по программе В.С. Кузина...

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе

Данное календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из  расчёта 1ч Х 34недели, вс...

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс, С.В. Кузин

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс...