Урок изобразительного искусства "Архитектура Востока" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

                         Тема: Художественная культура других народов. Города в пустыне. Самарканд. Архитектура Востока.
                                                                                    (рисунок цветными фломастерами)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о культуре Востока; выполнение рисунка основных построек, 
формирование эмоционально-ценностное отношение к архитектуре стран Востока.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: названия и особенности архитектуры строений религиозного комплекса города Самарканд;
уметь: создавать рисунок архитектурных построек, учитывая особенности строения и характерные цвета, при помощи фломастеров.
Личностные:
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
- способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник: Изо 4 кл. Неменская Л.А.; фломастеры, бумага; презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗО

Тема: Художественная культура других народов. Города в пустыне. Самарканд. Архитектура Востока.

 (рисунок цветными фломастерами)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о культуре Востока; выполнение рисунка основных построек, формирование эмоционально-ценностное отношение к архитектуре стран Востока.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: названия и особенности архитектуры строений религиозного комплекса города Самарканд;

уметь: создавать рисунок архитектурных построек, учитывая особенности строения и характерные цвета, при помощи фломастеров.

Личностные:

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

- способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: Изо 4 кл. Неменская Л.А.; фломастеры, бумага; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

Приветствуют учителя, занимают свои места.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

1-2

мин.

Фронтальная форма работы:

- Ребята, над какой темой вы работаете в этой четверти?

- Какие древние культуры мира вам уже знакомы?

- Почему архитектура этих народов так отличается друг от друга? От чего это зависит?

- Как думаете, где находятся данные города?
- Подумайте и скажите, в какой природной зоне находится Средняя Азия.
- Сегодня мы познакомимся с особенностями архитектуры Востока и мы отправимся с вами в путешествие к городу Самарканд.
- На чем отправимся по пустыне в город Самарканд?

- Каждый народ –художник.

- Греция, Египет, культура стран Латинской Америки – майя и ацтеки..

- От особенностей места жительства, от традиций предков.

- В Азии.

- Зона пустынь.

- На караване верблюдов.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

формулирование темы урока;  постановка цели и задач

1 мин.

Фронтальная форма работы:

- Предположите, как будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели мы можем поставить себе на урок? Для ответа используйте вспомогательные слова.

Познакомимся….

Выполним…

- Архитектура Востока.

- познакомимся: с архитектурой Востока.

выполним: рисунок архитектурной постройки Востока.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический: анализ композиции

Практический: педагогический показ

10 – 12 мин

Фронтальная форма работы:

  1. Знакомство с новым материалом

- В России большинство людей исповедуют христианскую религию. Ребята, кто-нибудь из вас знает, какая религия исповедуется в странах Востока?

- Чем отличается пустыня от других природных зон? Значит какой материал используют для построек?

2. Анализ образов, изделий, композиций

- Жарко, нет воды. Кругом пески. Тяжело передвигаться путникам по раскаленной пустыне. Но вот впереди показался город.

- Что напоминает нам город в пустыне?

Множество куполов придают городу сходство со станом кочевников. Массивные толстые стены говорят, что это хорошо защищенная крепость. Да этот город крепко обосновался и растет, потому что есть вода. Сюда сходятся пути многих караванов.
- Мы прибыли в город Самарканд. В самом его центре располагается  площадь – Регистан («сердце Самарканда») на которой воздвигнут комплекс религиозных строений. Это святыня города сформировалась около шестисот лет тому назад.

- Посмотрите, на площади стоят сооружения. Какую они имеют форму?

- Какой цвет присущ всем зданиям?

- Рассмотрим комплекс сооружений.

- Обратите внимание на центральную часть. Что она напоминает?

Центральная часть напоминает гигантскую букву П – это портал (вход в медресе)

- Что стоит по обе стороны портала? Опишите, как они выглядят.

- Верно. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минареты.

- Предположите, какого их назначение?

С них служители храма призывали верующих к молитве.

- Чем украшены минареты? Какого она цвета?

- Вы правы. Чем завершается минарет?

- Как было сказано ранее, портал – вход в медресе.

Медресе – мусульманское религиозное учебное заведение.

- Какой оно формы? Чем украшено?

- Внутри прямоугольный двор окружают галереи с комнатами для учеников, здесь же библиотека и мечеть.

- Кто-нибудь из вас знает, что такое мечеть?

Мечеть – мусульманская церковь; храм, где совершают молитву.

- Какие элементы присутствуют в мечети?

- Стремясь утвердить своё могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи.

- Для чего служили мавзолеи?

Мавзолеи были усыпальницами.

- Опишите внешний вид мавзолея. Какими цветами сияют купола? 

– Если мы взглянем на комплекс в целом, то можно заметить, что стены у сооружений толстые, но их тяжесть не видна. Почему?

– Правильно, потому что они украшены орнаментом.

– Что изображено на орнаментах? 

  1. Педагогический показ приёмов создания образа

- Я для вас заранее подготовила работы. Посмотрите, что выполнено на них? Аналогичный рисунок у вас должен сегодня получиться.

- Сейчас расскажу и покажу вам ход работы над рисунком, а вы внимательно смотрите и слушайте. Работаю только я.

- С чего мы начинаем работу?

- Где расположим вход?

- Где расположим минареты,…

1 этап – Начинаю работу с компоновки.

- Фломастер какого цвета я могу взять для сооружений?

Беру желтый фломастер и намечаю линию площади. Далее изображаю на ней контуры зданий., купола, портал.

2 этап – После того, как я разработала композицию, заполняю здания цветом. Беру желтый фломастер и заштриховываю здания.

- Чего еще не хватает в работе?

3 этап – Далее я рисую окна с красивым плетеным узором. После этого заполняю поверхность куполов и стен узорами.

- Какие цвета мне понадобятся?

- Посмотрите, как у меня получилось.

4 этап – Завершением моей работы будет дополнение композиции наброском неба и земли. На небе я рисую облака, заполняю их цветом – точка, штриховка. Землю закрашиваю штриховочными линиями, используя оранжевый цвет. Дополняю тропинками, ведущими к сооружениям.

- Вот что вы должны сделать за сегодняшний урок, но композицию вы придумаете сами.

- Мусульманство.

- Там очень жарко, кругом пески. Глину.

- Крепость.

- Прямоугольную, квадратную, полукруглую.

- Желтый, белый-песчаный.

- букву П.

- Башни. Высокие, стройные.

Ответы детей.

- Минареты украшены мозаикой. Белый, голубой, желтый.

- Завершается минарет куполом или шатром.

Ответы детей.

- Портал и купол.

 

Ответы детей.

- Купольные сооружения, массивное основание. Шапка купола украшена голубыми изразцами. Ярко-бирюзовым, изумрудно-зеленым.

- Украшены орнаментом.

- Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи.

- Композиция основных архитектурных построек восточного города.

- С композиции.

- Жёлтого.

- Узоров.

- Голубой, синий, бирюзовый.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: постановка задачи учителем

1

мин.

Фронтальная форма работы:

- Итак, ребята, сформулируйте для себя творческую задачу. Что вы должны выполнить? Кратко опишите этапы работы.

- Желаю вам творческих успехов, приступайте к работе!

- Рисунок основных архитектурных построек Востока.

1. Придумать композицию и обозначить ее на листе.

2. Закрасить здания.

3. Нарисовать окна, узоры.

4. Дополнить композицию небом и землей.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение творческой задачи

20-25 мин.

Индивидуальная форма работы:

*звучит музыка*

Учитель наблюдает за процессом, помогает, если требуется помощь. Производит повторное объяснение, если  обнаруживает в работе ребят ошибки.

Самостоятельно работают в соответствие с указаниями учителя под музыку.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

VII. Включение в систему знаний

1

мин.

Фронтальная форма работы:

- Итак, ребята, давайте повторим, что мы сегодня узнали на уроке. Как звучала тема урока?

- Молодцы! О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Как называется главная площадь Самарканда? Что на ней располагается?

- Какие строения входят в комплекс? Какого их назначение?

- Чем украшали строения?

- Какую работу выполняли?

- Какие цвета использовали в своей работе?

- Архитектура Востока.

- О городе Самарканд.

- Регистан. Комплекс религиозных строений.

- Мечеть, мавзолей, минареты, медерсе.

Медресе – высшее учебное заведение для священников, учителей, государственных служащих.

Мечеть – мусульманская церковь; храм, где совершают молитву.

Минареты – башки, с которых служители храма призывали верующих к молитве.

Мавзолеи – усыпальница хана.

- Стены украшали облицованы изразцами, керамическими плитками, покрытыми мозаикой. Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями.

- Рисунок комплекса религиозных строений.

- Желтый, оранжевый, бирюзовый, синий…

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Фронтальная форма работы:

Работы учащихся вывешиваются на доске. Учитель выбирает двух-трех экспертов для оценивания работ по следующим критериям:

Критерии оценки:

- композиция;

- соответствие внешнего вида стилю Востока;

- оформление (узоры).

– Мне очень понравилось, как вы сегодня себя проявили. Ваши рисунки получились оригинальные и красочные! Спасибо вам за работу на уроке, вы молодцы!

Эксперты выбирают понравившиеся работы, аргументируя свой ответ, опираясь на критерии оценки.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Критерии оценивания:

- композиция;

- соответствие внешнего вида стилю Востока;

- оформление (узоры).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства ( 3 класс)

Урок изо в 3 классе по теме: "Транспорт в городе". Цели: - учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих, и умению конструировать, рисовать сложный объ...

Урок изобразительного искусства 1 класс

Урок основан на методе арт-терапии который может использоваться как на уроках ИЗО так и на других предметах в  начальных классах...

Урок изобразительного искусства 4 класс

Конспект учебного занятия «Сопереживание – великая тема искусства» с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)Класс: 4Тема учебного занятия: Сопереживание – великая тема искусстваТип...

"Разноцветные краски", урок изобразительного искусства 1 класс

В связи с переходом начальной школы на ФГОС изменились цели образовательно воспитательного процесса, в связи с этим меняется структура урока и требования к оформлению. Большое значение уделяется аудио...

Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"

Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».

Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...