Урок изобразительного искусства 4 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Борисова Наталия Владимировна

 

Конспект учебного занятия «Сопереживание – великая тема искусства» с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Класс: 4

Тема учебного занятия: Сопереживание – великая тема искусства

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цель:  Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусственна. Применение     личностно - ориентированного и здоровьесберегающего обучения на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_4_klass_soperezhivanie.doc66.5 КБ
Office presentation icon soperezhivanie.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия «Сопереживание – великая тема искусства» с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Класс: 4

Тема учебного занятия: Сопереживание – великая тема искусства

Продолжительность учебного занятия: 28.04.2011г., 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цель:  Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусственна. Применение     личностно - ориентированного и здоровьесберегающего обучения на уроке.

Задачи учебного занятия:

  1. Познакомить учащихся с   темой  мирового искусства  «Сопереживание к окружающему миру».
  2. Способствовать развитию у детей способности к взаимопониманию, интересу и вниманию к другим людям.
  3. Содействовать эстетическому воспитанию учеников.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): учебный класс с мультимедийным проектором; репродукционный материал по теме; слайд-фильм; белые листы, кисти, гуашь, конверты с различными материалами (цветная бумага, газеты, вырезки, тетрадные листочки, клей, ножницы, карандаши, мелки и др. материалы).  

Дидактические материалы к учебному занятию: 

  1. Слайд – фильм «Сопереживание – великая тема искусства».
  2. Репродукции художников.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

I. Организационный этап.

 

Методы:

словесный.

Форма этапа урока: фронтальная.

2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Подготовка к работе. Слушают    учителя, настраиваются на урок.

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

II. Знакомство с новым материалом

Используемые методы: Словесный (рассказ), иллюстративный, сравнительный,  

Форма этапа урока: беседа, фронтальная.

10 минут

Слайд-фильм (презентация) по теме: «Сопереживание – великая тема искусства»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  Вступление: показ слайд – фильма.                                                         Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно

это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют чёрствым, сухим.

Показ слайда: Возвращение блудного сына. Рембрандт.

  С древнейших времен в искусстве присутствует тема страдания. А рядом с ней - тема великой любви и веры в добро.

 Показ слайда:  Василий Григорьевич Перов, один из русских художников, который  в своих работах показывал страдания простых русских людей. Художник жил в 19 веке, когда простым крестьянам и рабочим жилось очень плохо. Каждый раз, встречая на улице несчастных, нищих ребятишек, он очень переживал. Его грызла тревога: казалось, что нет в его картинах

 той силы, которая заставляет людей грозно сжимать кулаки, плакать злыми слезами. И тогда Перов пишет картину

«Тройка».

Зимняя, вьюжная улица… дети везут на салазках огромную бочку с водой. Дети выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежду, а они все идут, тянут свои сани…

Тему социальной трагедии в своем творчестве раскрывает и Илья Ефимович Репин

 Показ слайда: «Бурлаки на волге»,   1873 г.

…Берег Волги. По сырой отмели медленно, трудно идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

 

Знакомство учащихся с новым репродуктивным материалом

Знакомство учащихся с творчеством русского художника В.С. Перова.

Эмоциональное восприятие

 Показ слайда:  «С квартиры на квартиру» Виктора Васнецова.

Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла… идут двое людей – старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. С ними старая собачонка – верный друг и в горе и в радости.

 

Одна из тем в жизни, которая заставляет людей вздрагивать при одном только слове – «война». Многие художники затрагивают эту тему в своем творчестве. Картины не дают забыть людям об этом страшном горе.

А теперь мы с вами мысленно перенесёмся в прошлое и поговорим о 1941-1945 гг. В эти годы шла война. На территории многих стран фашисты строили концлагеря. Кто знает, что такое концлагерь? На территории Чехии, в 60 километрах от города Праги, находился пересылочный концлагерь Терезин. В этом лагере было очень много детей. И сейчас мы с вами увидим рисунки детей и взрослых о жизни в концлагере.

В настоящее время очень большой выбор различных материалов. Как же трудно приходилось детям-узникам, у которых не было ничего. Работы выполнялись из клочков бумаги, ткани. Всё, что было под рукой, использовали для своих работ дети Терезина. Давайте представим, в каких условиях находились они: мамы не было рядом, холод, голод, страх... Страх отступал на те минуты, когда приходила Фридл – учитель рисования, раздавала материал... и дети начинали творить, сочиняя образ своей картины. Давайте поговорим о темах. Темы были очень простыми: дети мечтали о мире, о маме, о солнце, о счастье.

Показ слайда: Дети Терезина

Учащиеся должны понять, что все темы объединяют горе и несчастье. Изучая работы узников, ученики должны обратить внимание на одежду, быт, посуду, предметы обихода, обратить внимание на темы в рисунках, на материалы, с помощью которых выполнены работы

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

III.   Объяснение темы. Подготовка к самостоятельной работе 

Используемые методы: проблемный Форма этапа урока:  индивидуальная

3 минуты

Слайд-фильм (презентация) по теме: «Сопереживание – великая тема искусства»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объяснение темы:

На примере детских работ мы с вами увидели, что любой материал может стать произведением искусства, превратиться в картину, стать шедевром. Многие узники не дожили до счастливого дня – освобождения... Сегодня мы с вами выполним работы в память об этих детях. Мы изобразим то, о чём мечтали дети той далёкой поры.

Это задание особое: его сюжет надо найти и придумать самостоятельно. Подумайте и начинайте работать.

Эмоциональная подготовка к самостоятельной работе.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

 IV. Самостоятельная работа

Используемые методы: творческая деятельность

Форма этапа урока:  индивидуальная

25 минут

Слайд-фильм (презентация) по теме: «Сопереживание – великая тема искусства»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 На экране – смена слайдов.

Спокойная, тихая музыка.

Индивидуальная помощь ученикам.

 Самостоятельная работа

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

 V. Итог урока

Используемые методы:   обобщающий.

Форма этапа урока:  фронтальная

 5 минут

  

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  Давайте посмотрим, что у вас получилось? (показ работ)

Молодцы,  а теперь я вам даю небольшое задание: Дома опишите свой рисунок (небольшое сочинение) и принесите на следующий урок.

А сейчас давайте уберем рабочие места.

 

 Удовлетворение от проделанной работы.

Уборка рабочих мест.

 

Список литературы и других источников, используемых  для подготовки к уроку:

  1. Каждый народ – художник. Л. А. Неменская. Учебник, 4 класс. М., Просвещение, 2008 г.
  2. Портрет в русской живописи 18-19 веков. 32 откр., М., «Изобразительное искусство», 1988 г.
  3. Юный художник. Журнал, 1989 г., №7, 9, 12;  1993 г., №5, 6.
  4. История искусств. Конструктор. Энциклопедия.  ЗАО «Новый диск».
  5. Мировая художественная культура. Альбомы. Русское искусство.  ЗАО «Новый диск».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопереживание – великая тема искусства

Слайд 2

Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют чёрствым, сухим.

Слайд 3

С древнейших времен в искусстве присутствует тема страдания. А рядом с ней – тема великой любви и веры в добро. Возвращение блудного сына. Рембрандт.

Слайд 4

Василий Григорьевич Перов, один из русских художников, который в своих работах показывал страдания простых русских людей. Художник жил в 19 веке, когда простым крестьянам и рабочим жилось очень плохо. Каждый раз, встречая на улице несчастных, нищих ребятишек, он очень переживал. Его грызла тревога: казалось, что нет в его картинах той силы, которая заставляет людей грозно сжимать кулаки, плакать злыми слезами. И тогда Перов пишет картину «Тройка». Зимняя, вьюжная улица… дети везут на салазках огромную бочку с водой. Дети выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежду, а они все идут, тянут свои сани…

Слайд 5

Тему социальной трагедии в своем творчестве раскрывает и Илья Ефимович Репин … Берег Волги. По сырой отмели медленно, трудно идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. «Бурлаки на волге», 1873 г.

Слайд 6

Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла… идут двое людей – старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. С ними старая собачонка – верный друг и в горе и в радости. Виктор Васнецов. «С квартиры на квартиру»

Слайд 7

Одна из тем в жизни, которая заставляет людей вздрагивать при одном только слове – «война». Многие художники затрагивают эту тему в своем творчестве. Картины не дают забыть людям об этом страшном горе. Солдаты (Побратимы). В. Пузырьков. 1972 г.

Слайд 8

Эвакуация. М. Жерносек. 1988 г. Прощание. А. Мыльников. 1975 г.

Слайд 9

Всего в Терезине было более 10500 детей младше 15 лет и около 2000 младше 18 лет. Из 12500 детей выжило около 1000. Детские дома располагались в тринадцати зданиях. В каждом здании размещалось от 200 до 300 человек, на одну комнату приходилось от пятнадцати до сорока детей.

Слайд 10

Объединить людей состраданием ко всему живому – это значит научить их быть великодушными.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

« Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л.Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...