"Дымковские игрушки", 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству "Дымковские игрушки", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.pptx1.4 МБ
Файл urok_risovaniya_22.01.2014.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дымковская игрушка

Слайд 9

Дымковская игрушка



Предварительный просмотр:

Тема: Дымковские игрушки.

Цель: Познакомить детей и научить украшать глиняную игрушку по типу Дымковской.

Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой, научить выделять и выполнять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины).

Развивать эстетическое восприятие, восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (на белом фоне алый, синий, зеленый, оранжевый, черный цвета).

Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки.

Оборудование для учащихся:

Альбомные листы, кисти, баночка для воды, палитра, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик, салфетка.

Оборудование для учителя:

Шаблоны игрушек из бумаги, краски, кисти, банка с водой, иллюстрации, образцы рисунков.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Сообщение темы и цели урока:
  1. анализ натуры;
  2. показ выполнения рисунка с подробным объяснением;
  1. Практическая работа.
  2. Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

Тихо стали, подравнялись,

 Глазки на меня подняли!

Здравствуйте! Присаживайтесь! Улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее и светлее в классе. Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодняшний урок рисования проведу у вас я. Меня зовут ….

- Проверьте глазками, всё ли есть у вас на столах для работы. У вас должны быть: рабочий альбом для рисования, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, палитра, ватные палочки.

  1. Вступительная беседа:

  -   Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.

  -     Кто знает, какие игрушки называются народными?

  -     Почему эти игрушки называются народными?

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много в нашей стране.

 Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

 (Учитель показывает дымковские игрушки)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

 - Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

 Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

– Посмотрите на эти игрушки. Кого они изображают? Из чего они сделаны? (Сначала их лепили из глины, высушивали, затем их обжигали в печи для придания прочности. После этого игрушки покрывали белой краской, а потом расписывали разноцветными красками.)

-  Посмотрите, какие яркие, радостные краски использовали мастера росписи. Какие цвета преобладают?

– Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами. Представим два художественных цеха, первый ряд будет работать в первом цехе, второй и третий ряд во втором цехе. А для того что бы узнать над чем вы будете работать отгадайте загадки.

- Загадка для первого цеха:

Скачет по полю красиво,

На подставке, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

                                    (Конь)

- Загадка для второго цеха:

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лезу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                                (Олень)

  1. Сообщение темы и цели урока:

- Тема нашего сегодняшнего урока – дымковская игрушка. А именно «Роспись коня и оленя» по типу дымковской игрушки.

- Посмотрите, какие элементы используют художники для росписи своих игрушек? (кружки, кольца, волнистые линии, прямые вертикальные и горизонтальные линии образующие клетку). Эти узоры называются -геометрическими.

  1. анализ образца рисунка:

- Посмотрите на коня, какие элементы использовались для его украшения?

- Как украшена голова?

- Как украшено туловище?

- Посмотрите на оленя, какие элементы использовались для его украшения?

- Как украшен олень?

- Какого цвета рога?

- Как украшено туловище?

- Чем украшены полосы?

  1. показ выполнения рисунка с подробным объяснением:
  1. нужно положить альбомный лист вертикально.
  2. приложить шаблон так чтобы границы не заходили за края листа, чтобы шаблон размещался примерно по центру.
  3. обвести шаблон (силуэт игрушки животного) тонкой линией без нажима простым карандашом,г отложить шаблон в сторону.
  4. не прорисовывая простым карандашом, сразу кистью, используя наглядный материал на доске, приступить к выполнению росписи.
  5. Показ выполнения росписи коня:
  1. Красной краской закрашиваю ушки.
  2. Ватной палочкой рисую точки красного цвета в ряд сверху вниз. Обратите внимание на расстояние между ними, оно должно быть одинаковым. Оставляю место для синих кружков, рисую второй ряд красных точек. Так же рисую третий и четвёртый ряд.
  3. С помощью тонкой кисточки нарисую синие кольца между рядами красных точек, не забываю про расстояние между кольцами, оно тоже должно быть одинаковым.
  4. На последнем этапе дорисовываю глазик, копыта, нос, закрашиваю хвост.
  1. Показ выполнения росписи оленя:
  1. С помощью тонкой кисточки рисую полоски оранжевой краской. Обратите внимание на ширину полосок и расстояние между ними.
  2. Ватной палочкой нарисую кружки между полосками не забывая отступать от предыдущего кружка.
  3. После того, как нарисую все элементы, закрашу жёлтым цветом рожки, ватной палочкой сделаю точки на полосках.
  4. На последнем этапе дорисовываю глазик, копыта, нос, закрашиваю хвост.

Кто запомнил, как будем расписывать коня/оленя?

 - Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, веселыми, солнечными, красочными, радужными. Ваша игрушка должна быть не только красивой, а еще доброй и веселой.

- А теперь немного отдохнём. Тихо встали.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

  1. Практическая работа:

- Итак, положили перед собой альбомный лист и приступаем к работе.

Ученик.

Учитель.

  1. Работа с шаблоном.
  2. Работа с красками.
  1. Проследить чтобы все дети приступили к работе.
  2. Индивидуальная работа (помощь учащимся).
  3. Контроль над правильностью построения рисунка.
  4. Поощрение детей.
  5. Следить за посадкой и за положением альбома.

  1. Итог урока:

- Сегодня на уроке мы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

- Ребята давайте представим, что мы попали на весеннюю ярмарку «Свистунья», какую игрушку вы бы себе купили? Почему?

- С какими игрушками мы с вами познакомились?

- Как украшены дымковские игрушки?

- Ребята, чем работы дымковских мастеров отличаются от других? (необычный по яркости узор, праздничные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо...

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...