"Городецкая роспись. Рисование птицы", 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству "Городецкая роспись. Рисование птицы", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_v_1_d_klasse.pptx2.61 МБ
Файл gorodetskaya_rospis._risovanie_ptitsy.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок рисования 1 «Д» класс

Слайд 2

Место рождения г. Городец, а также деревни расположенные по реке Узол: Курцево, Косково, Хлебаиха и другие. Река Узола

Слайд 3

Вид Городца с Волги . Середина XIX в.

Слайд 5

.

Слайд 8

Основные цвета Голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зеленый, черный, синий, белый.

Слайд 11

Существуют виды городецкой росписи:

Слайд 12

Цветочная роспись

Слайд 13

Сюжетная роспись

Слайд 18

Тема урока: «Городецкая роспись. Рисование птицы»



Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО в форме технологической карты,

проведённого в 1 «Д» классе  Федоренко Татьяной Романовной

Тема: «Городецкая роспись. Рисование птицы».

Цель: сформировать представление о последовательности выполнения рисунка - городецкой росписи.

Задачи:

1.Образовательная: формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

2.Развивающая: развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;

3.Воспитательная: воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

         Оборудование для учителя: презентация, компьютер, проектор, экран, доска, образец рисунка, палитра, кисть и краски.

         Оборудование для учеников: альбом, простой карандаш, ластик, краски и кисточки, палитра, стаканчик для воды, салфетка.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логические действия;
  • умение решать проблемы творческого и поискового характера;
  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:        

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
  • умение работать по предложенному учителем плану;

                                                                                                   

Технологическая карта урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

         I.

Организационный момент.

1.Приветствие

2.Проверка готовности класса.

(1-2 мин)

1.Приветствие (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок,

 Начинаем наш урок!

 Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво.

- Здравствуйте, ребята!

- Тихо сядут девочки, а ещё тише сядут мальчики

- Сегодня урок рисования проведу у вас я, меня зовут …...

- Но чтобы наше занятие было интересным, мне нужна ваша помощь, кто будет мне помогать, поднимите руку. Тогда у нас обязательно все получится!

2.Проверка готовности к уроку

- Прежде чем мы определим тему нашего урока, давайте проверим инструменты и материалы, необходимые для работы.

- Я буду говорить, что нам сегодня понадобится для работы, а вы проверяйте глазками.

 - Для работы вам понадобятся: альбом для рисования, кисточка, краски, салфетка, подставка для кисточки, простой карандаш и ластик.

- У кого чего-то нет, поднимите руку.

- Сегодня, ребята,  наш урок посвящён «Сказочным узорам». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

На партах нужный материал для работы на уроке, ничего лишнего не должно быть.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р:

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

2.Определять цель выполнения заданий на уроке;

3.Определять план выполнения заданий на уроках.

        II.

III.

IV.

Актуализация знаний. (10-15мин)

Физминутка

 (1 мин)

Самостоятельная творческая деятельность учащихся

(20 минут)

Итог урока

(5минут)

  1. Рассказ о городецкой росписи

     Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу реки Волги, средь дремучих лесов стоял  славный городок Городец. (слайд 2)

       Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных богатств – к деревянному промыслу. В народе даже говорили – «лес заволжанина кормит». (слайд 3)

      Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Городец стоял на бойком месте. (слайд 4). Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дороге – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках не только со всей России, но и из других стран.

     Жители Городца и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили они свой товар такими узорами расписать, какой свет не видывал.

          Стал каждый мастер своё умение показывать. Один посуду решил расписывать. Красота получилась! (слайд 5)

          Другой мастер посмотрел, подивился, но посуду расписывать  не стал. Увидел он на улице детишек, да и расписал им игрушки! (слайд 6)

          Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал – мебель стал расписывать. Дивная получилась мебель! (слайд 7)

          Со временем мастера стали расписывать даже части своих домов – ставни, двери, ворота.

          Полюбилась нарядная роспись людям, и стали называть ее в честь названия своего города. Догадались, как? Правильно. Городецкой. На весь мир прославили городецкие мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые люди живут на Руси.

          И по сей день, жив этот старинный городок. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию своих предков. Люди, как и раньше, с  удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают им свой дом.

  1. Элементы городецкой росписи и цвета

Слайд 8-10

 - Сейчас я предлагаю вам просмотр изделий, которые расписаны городецкими мастерами. Обратите внимание, какие цвета красок используются в городецкой росписи и что изображают городецкие мастера в своих узорах.

- Какие же цвета красок используют Городецкие мастера в своей росписи?

- В росписи применяется ограниченная цветовая палитра: голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зелёный, жёлтый, чёрный, белый, но работы от этого совсем не проигрывают. Дело в том, что городецкие мастера превосходно владеют чувством цветовой гармонии.

Слайд 11-13

- Что изображают Городецкие мастера в своей росписи?

- Молодцы, вы совершенно правильно ответили на вопрос.

- Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно Городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.  Такую роспись так и прозвали мастера – цветочная роспись.

   Другой  отличительной чертой Городецкой росписи можно считать её сюжетность. Сюжетная роспись. Сюжетами росписи для Городецких мастеров служит сама жизнь: народные гуляния, праздники. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями. Мастера любят  изображать прогулки кавалеров  с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных – собак. Кошек, петухов, цыплят.

Слайд 14-15

- Очень полюбилось городецким мастерам включать в цветочную роспись мотивы – «конь» и «птица». Очень разнообразны сказочные городецкие птицы. Это и павлин, петух, голубь, лебедь, кукушка. Их расположение разнообразно и все сопровождаются гирляндами цветочного орнамента.

Слайд 16-17

- Элементами городецкой росписи считаются -

конь, птица, купавка, розан, ромашка, листика, городецкая роза, орнамент в полосе.

 - Мы познакомились с особенностями росписи. Чтобы приблизиться к её секретам, стать мастером, нужно научиться городецкой росписи.

  1. Сообщение темы урока (Слайд18 )

- Ребята, вы уже конечно догадались, что темой сегодняшнего урока будет: знакомство с новым народным промыслом – Городецкой росписью

- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Городецкая роспись. Рисование птицы»

- И сегодня,  конечно же мы постараемся приблизиться к её секретам и попробуем сами стать народными умельцами, на уроке мы  с вами будем учиться рисовать птицу в технике городецкой росписи.

  1. Показ и анализ образца (Слайд 19)

- Ребята посмотрите на слайд вот такую городецкую птицу мы сегодня с вами будем рисовать на уроке. (показываю таблицу поэтапного рисунка птицы)

 4)  Объяснение этапов работы

- Послушайте внимательно, сейчас я объясню, как правильно нарисовать поэтапно птицу.

- сначала птицу рисуем карандашом.

1.Птицу как правильно, начинают рисовать с крыла.

2.Затем от крыла рисуют грудь, причём запомните линию груди заносят, ориентируясь на крыло птицы

3.После того, как нарисовано, крыло и грудь птицы, наносят остальные части её тела – это дорисовывают лапки, и хвост.

4.Хвост рисуем, сверху доводя до крыла птицы, а лапки от низа хвоста.

5.Когда весь контур птицы нарисован, то приступаем рисовать красками.

6.Взяли краски, фон птицы кроме крыла, закрашиваем чёрным цветом, крыло мы закрашиваем зелёным, сам хвост ребята обратите внимание мы не синим цветом будем разукрашивать, а красным цветом.

7.Как разукрасили, приступаем к оживке рисунка, то есть к его детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур хвоста.

- Встаньте все, давайте с вами немного отдохнём.

- Присаживайтесь на свои места. Продолжаем наш с вами урок.

5)Закрепление

- Что первым делом рисуется у птицы?

- Вторым что мы нарисуем?

- Третьим этапом, что мы будем дорисовывать?

- Какие краски будем использовать при рисовании птицы?

2.    

       Самостоятельная творческая деятельность детей:

- Приступаем к самостоятельному выполнению рисунка.

- Если кому что не понятно поднимите руку я подойду и помогу.

- Напоминаю, что на столе должен быть порядок, если вам что-то не нужно, то уберите на край стола.

(Хожу по рядам и помогаю)

- Сядьте правильно те, кто закончил свою работу.

1) Анализ работ учащихся

- Кто закончил работу с 1-го ряда?

- Со 2-го ряда?

- С 3-го ряда?

- Попрошу выйти вас к доске с вашими работами.

- Ребята посмотрите рисунки детей выполнивших работы.

- Чья, вам больше всего нравится?

- Почему вы выбрали эту работу, и какую оценку вы бы поставили.

-Правильно ли выставлена оценка?

- Эти ребята получают «5», остальным я выставлю позже.

- Наведите порядок на рабочем месте, рисунки свои  положите на край стола, я буду оценивать не только работу, но и порядок на столе.

2) Подведение итогов урока.

- Что вы рисовали на уроке?

- Какие элементы городецкой росписи вы запомнили?

- Какие материалы нам понадобились для рисования этой птицы?

- Какие цвета красок используются в городецкой росписи?

 - Как называется вид работы, который мы делали?

- Мне понравилась ваша активная работа на уроке и ваше поведение и благодаря вашей активной работе, мы на уроке все с вами успели.

3) Рефлексия.

- Скажите несколько слов о своей работе.

- Какие трудности вы испытывали при выполнении работы?

- Чему вы учились на уроке?

4) Наведение порядка на рабочем  месте

- Достаньте кисточки из воды и положите их на салфетку, закройте краски вылейте воду, вытрите парты.

- Наведите порядок на рабочих местах.

- Мне было приятно с вами работать. До свидания, урок окончен.

Слушают и отвечают на вопросы

Слушают и запоминают

Внимательно слушают тему урока

Смотрят образец и его поэтапное выполнение

Слушают внимательно правильное выполнение поэтапного рисунка птицы

Выполняют физминутку

Отвечают на вопросы

Приступают к самостоятельной работе

Выбирают лучшие работы.

Оценивают работы

Отвечают на вопросы

Наводят порядок на своих местах

Прощаются

П: умеют наблюдать, сравнивать, осуществлять поиск необходимой информации, делают выводы.

Л: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Р: использовать в работе простые инструменты и более сложные приборы.

Определять план выполнения заданий на уроке.

П: умеют организовать рабочее место.

Л: имеют знания о гигиене труда.

К: умеют задавать вопросы для уточнения работы и техники выполнения поделки.

П: Бережно работать с материалами при выполнении трудовых приемов.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий, в случае расхождений с образцом.

Л: осуществлять самооценку и организовывать взаимооценку.

Выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления. Обосновывать показатели качества конечных результатов.

Оценивать качество уборки рабочих мест.

П: формулировать алгоритм действий.

 

Л: обладают первичными умениями оценки работ и ответов по заданным критериям.

Р: оценивают свою работу, сравнивая с образцом.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме:"Городецкая роспись"

Урок -  путешествие в мир увлекательных творений народных умельцев  сказочного города Городца. Дети  знакомятся с мастерами этого славного города и их изделиями....

Изобразительное искусство. 2 класс.Тема "Городецкая роспись"

Изобразительное искусство. 2 класс.Тема "Городецкая роспись"  Презентация к уроку помогает раскрыть особенности  росписи. Представлены различные предметы домашней утвари , украшенной роспис...

Декоративное рисование. Городецкая роспись.

Данный материал познакомит учащихся начальной школы с особенностями городецкой росписи, на уроке дети освоят основные элементы росписи и их названия, научатся составлять декоративный узор для разделоч...

Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....

Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"

Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи...

Конспект занятия «Декоративное рисование. Городецкая роспись"

Конспект занятия4 класс«Декоративное рисование. Городецкая роспись. Стилизация форм животного мира. (Выполнение эскиза росписи хозяйственной доски)»Тема: «Декоративное рисование. Гор...