Декоративное рисование. Городецкая роспись.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Лавринова Ирина Леонидовна

Данный материал познакомит учащихся начальной школы с особенностями городецкой росписи, на уроке дети освоят основные элементы росписи и их названия, научатся составлять декоративный узор для разделочной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodeckaya_rospis.rar1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Второй этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2010».

Конкурсный урок по изобразительному искусству.

Учитель начальных классов МОУ Нерльская СОШ

Лавринова Ирина Леонидовна.

2 класс.

Тема: Декоративно-прикладное искусство. Городецкая роспись. Ветка. ( урок первый)

Цели: - познакомить детей с характерными особенностями Городецкой росписи;

-  учить их выполнять основные элементы цветочного узора ( розан и купавка), выполнять

оживку;

- развивать детскую фантазию и графические умения, связанные с приемами декоративной

росписи цветочного мотива;

- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе;

- воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;

- воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: 

Предметы для выставки (посуда, игрушки);

Круги-шаблоны;

Цветы: розы, ромашки, купальницы, ягоды смородины.

Напечатанное слово «оживка»;

Материалы:

1.  Простой карандаш.

2. Листочки бумаги, вырезанные по форме дощечек .

3. Гуашь, кисти.

4. Лист-пробник.

5. Тряпочки.

6. Стаканчики с водой.

Произведения искусства:

1. Цветные репродукции старинных и современных предметов быта, декорированных городецкой росписью.

2. Оригиналы городецких досок (могут быть выполнены преподавателем).

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Ирина Леонидовна Лавринова. Я учитель начальных классов из Нерльской школы. Я принимаю участие в конкурсе «Учитель года»и сегодня в вашем классе даю конкурсный урок.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

II. Сообщение темы и целей урока.( слайд 1)

- Сегодня на уроке мы познакомимся  с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи. И создадите свою неповторимую цветочную ветку.

III. Краткая беседа об истории развития городецкого промысла.

- Посмотрите, у вас на уроке выставка предметов и рисунков по мотивам народных промыслов. (Предметы для выставки)

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то  промысел», «Не без ума, так и не без промысла».

С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

- Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите.

- Из чего они сделаны?

- Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы.

- (слайд 1) А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Полюбуйтесь ими.

(слайд 2) Название промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».

Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. В Городце всегда любили сказки: выполняли сказочно красивую резьбу по дереву, дома и разную домашнюю утварь украшали затейливой росписью. ( учитель показывает изделия по мотивам Городецкой росписи)

- Все досточки - не простые.

А волшебно-расписные.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Сказочные птицы, летящие кони, волшебные цветы – все выглядит радостно и празднично.

Ученик. Городецкая роспись – как ее нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

- Чтобы изделия получались красивыми, городецкие мастера вкладывают в свой труд любовь, старание и фантазию.

IV. Постановка художественной задачи.

- Посмотрите на доску и скажите: чему мы будем учиться? (Расписывать доску элементами городецкой росписи.) ( на доске висит порядок выполнения Городецкой росписи)

- Как вы думаете, сможем ли мы сразу приступить к рисованию узора? (Нет. Мы должны научиться рисовать элементы городецкой росписи.)

 V. Знакомство с замыслом декоративной композиции.

1) Рассматривание (учитель обращает внимание детей на рисунок доски)

- Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы кажутся фантастическими, таких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

Если присмотреться повнимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. ( учитель показывает рисунки цветов, а потом стилизованные цветы на рисунках на доске). Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. ( слайд 3)

- Центр розана совпадает с центром самого цветка. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

- У вас на парте есть шаблоны- круги, попробуем с их помощью смоделировать эти цветы.

- Розан ( дети выкладывают)

- Купавка. (дети выкладывают)

- Молодцы! У вас все получилось. Отложите шаблоны в сторону, в последствии вы ими воспользуетесь.

 - (слайд 3) Цветы  выполняются насыщенными красками – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски ( краски с добавлением клея) (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.

- Особую выразительность городецкой росписи придает графическая обводка черного цвета и нарядная «оживка»(новое слово проговорить, табличка со словом), выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много оживки и так густо она наложена, что цветы кажутся выпуклыми и хочется потрогать их руками.

-А теперь, ребята, открываем свою художественную мастерскую. Проверим готовность к работе.( перечислить материалы и инструменты).

- Чтобы было удобнее работать, необходимо на парте поддерживать порядок.

VI.  Физкультминутка

 - Хозяйкой в этой мастерской будет ваша рука. Приготовим её к работе.

Дети разминают пальцы.

VII.  Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.

- Приготовьте листы-пробники, шаблоны и простые карандаши.

- Вы составите свою неповторимую цветочную композицию.

- Посмотрите, как располагаются все элементы в узоре. ( снова обратиться к рисункам на доске)

-  Розаны и купавки – главные цветы в композиции, самые яркие пятна. Это узлы композиции. А все остальные элементы (например: ягодки, нераспустившиеся бутоны – бубенчики,) связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – лишь только дополняют тему узора и мало влияют на общую композицию. При выполнении узора учитывается чередование элементов.

- Предлагаю вам самостоятельно выполнить карандашом рисунок-схему узора на листке-пробнике. Подключите свои воображение и фантазию.

- И еще, запомните: легкими линиями карандаша нужно намечать лишь самые главные элементы; не нужно прорисовывать мелкие детали - листики, т.к. декоративная роспись выполняется сразу кистью.

( ставлю музыку)

VIII.  Составление цветочной композиции на модели доски.

- А теперь перенесем задуманную композицию на доску.

- В Городце фоном для росписи может служить чистое дерево и окрашенное. У вас белый лист бумаги в в форме разделочной доски. Приготовьте его.

 - Работайте простым карандашом тонкими линиями.

IХ. Практическая работа.

( учитель контролирует работу детей, оказывает помощь советами)

Х. Знакомство с порядком прорисовывания цветов.

- Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Секрет успешного выполнения росписи - в строгом соблюдении порядка операций и наложении цвета.

- Давайте внимательно рассмотрим этапы прорисовывания каждого элемента

и их разновидность. (слайд 4)

 

1. Основа розана – круг выполняется розовым цветом. Это подмалевок.

- Как получить розовую краску? ( смешать белую с красной)

2. В середине розового круга красным цветом рисуется небольшой кружочек – это центр цветка.

3. Далее красным цветом прорисовываются лепестки-дужки. Их должно быть четное число. Будь те внимательны: сверху-снизу, справа-слева и между ними еще по лепестку.

4. Последней выполняется «оживка».

- Зачем используют этот прием? (Он оживляет узор, придает ему красоту).

- Ставим в центре розана белые штрихи и точки. Цветок готов.

5. Виды розанов (просмотр) (слайд 5)

- В таком же порядке выполняется и рисунок купавки. Давайте просто посмотрим. ( слайд 6)

Виды купавок (просмотр) (слайд 7)

Х. Тренировочное упражнение «Волшебная кисть».

- Прежде чем наносить цвет мы с вами выполним упражнение на листе-пробнике «Волшебная кисть» и повторим некоторые приемы работы кистью: «тычок», «растягивание», «прикладывание», «мазок». ( учитель на доске показывает)

ХI. Самостоятельная работа – выполнение узора цветом.

- Работайте самостоятельно, соблюдайте порядок выполнения росписи. И мой совет: не наносите оживку на не подсохшую краску.

( оказание индивидуальной помощи)

ХII. Итог урока. (Анализ детских работ.)

1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2. Выразительность придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

( дети выходят к доске рядами и демонстрируют свои работы)

- Вот эти изделия выполнены учениками Нерльской школы.

Кроссворд. (слайд 8)

- а теперь давайте проверим, на сколько вы запомнили новую роспись. Разгадаем все вместе кроссворд.

Учитель: (слайд 9)

Зацветает Городец чудным садом –

Яркий, сладкий, взрывчатый расцвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Вы себя не отдали бы ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративно-прикладному искусству "Городецкая роспись. Шкатулка"

Данную методическую разработку можно использовать на уроках рисования при изучении темы "Народные промыслы. городецкая роспись", а так же в кружковой работе и в группе продлённого дня....

Декоративное рисование. Роспись разделочной доски.

На уроке дети знакомятся в городецкой росписью и самостоятельно выполняют роспись разделочной доски....

Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Городецкая роспись"

Знакомство учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений данного промысла....

Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"

Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи...

"Городецкая роспись. Рисование птицы", 1 класс

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству "Городецкая роспись. Рисование птицы", 1 класс...

Конспект занятия «Декоративное рисование. Городецкая роспись"

Конспект занятия4 класс«Декоративное рисование. Городецкая роспись. Стилизация форм животного мира. (Выполнение эскиза росписи хозяйственной доски)»Тема: «Декоративное рисование. Гор...