«Хохломская роспись. Золотая Хохлома», 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по изобразительному искусству «Хохломская роспись. Золотая Хохлома»,  1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_hohlomskaya_rospis._zolotaya_hohloma.doc177.5 КБ
Office presentation icon 1.zolotaya_hohloma.ppt2.02 МБ
Office presentation icon 2._etapy.ppt364 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока рисования, проведённого в 1 классе

Федоренко Татьяны Романовны

Тема урока: Хохломская роспись. Золотая Хохлома.

Цель урока: Научить составлять композицию узора в круге по типу Хохломской росписи.

Задачи урока:

1. Продолжить знакомство учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

         2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

Для учащихся: акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, печатка-тычок (ватные палочки 2 шт.), лист бумаги, салфетка, простой карандаш,

Для учителя: презентация «Золотая Хохлома», альбомный лист, краски, кисть.

План урока:

        I. Организационный момент. 

II. Вступительная беседа

       III. Объявление темы урока

       IV. Практическая работа. Работа акварельными красками

       V. Подведение итогов урока

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшний урок рисования проведу у вас я, зовут меня Татьяна Романовна. Посмотрите внимательно, всё ли у вас готово к уроку: акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, ватные палочки 2 шт., салфетка, простой карандаш.

- Послушайте внимательно стихотворение, и подумайте о чём оно?

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

- Какие же цвета используют хохломские художники? (Слайд 2)

II. Вступительная беседа

(Слайд 3, 4) Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью, в этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

(Слайд 5) - Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Слайд 6) - Стулья, доски и кроватки

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

(Слайд7) Мастера используют красный цвет краски, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

- Какие узоры вы видите на посуде? (Листики, ягодки, завитки, точечки.)

- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

(У природы – веточки, листки, травка.)

- Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

- Существует 3 фона: Золотой, красный и чёрный – по каждому из этих фонов рисуется узор.

(Слайд 8) Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка.

Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

      Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

    «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

(Слайд 9) Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

(Слайд 10) Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

(Слайд11) Из таких элементов можно составить узор.

(Слайд 12)

«Мир волшебной хохломы»

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы. (Слайд 13)

(Б. Дубровский)

 

III. Объявление темы урока

Давайте и мы сегодня войдём в царство волшебной Хохломы и побудем на месте хохломских художников и выполним «травный» узор на тарелочке. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

1) (Слайд 14) Давайте рассмотрим тарелочку, чем она украшена?

- Какие элементы росписи встречаются?

- Где располагаются ягоды, сколько их?

- Что находится между клубниками?

- Что вы ещё видите?

- Какую форму имеют ягоды? (овальную)

- Какую форму имеют листья? (овалы - заострённые)

- Какого цвета ягоды?

- Какого цвета листья?

- Чем украшена кайма тарелки?

- Какие цвета использованы для нарисования травки и кустиков?

2)Работа над созданием узора.

- Для того, что бы нарисовать такой узор, нужно карандашом, с помощью точек наметить место расположения узоров на кайме.

- Отложили карандаши и начнём украшать середину.

- Возьмём красную краску и нарисуем ягоду, обратите внимание, что верхняя часть овала шире, а к низу чуть уже.

-Две другие клубники нарисуем справа, ниже середины. Ягоды рисуем ближе к краю внутреннего круга, оставляя место между ними для листика.

- Нарисуем тройной листик, используя приём рисования дугами. Промыв кисть возьмём зелёную краску, по середине, между клубниками нарисуем крупный лист. Теперь нарисуем боковые листочки, они меньше по размеру. Потом нарисуем плодоножки ягод и зелёной краской добавим мелкую зелёную травку.

- Пусть середина подсыхает, а мы нарисуем кайму. Нарисуем чёрной краской по два завитка над каждой намеченной точкой и каждый раз поворачиваем нашу тарелочку.

- Промойте кисти, давайте включим зелёный цвет, между чёрными завитками нарисуем зелёную травинку.

- Промоем кисточку, возьмём красную краску и нарисуем в верху и по бокам красные капельки.

- В последнюю очередь, когда высохнет краска на листьях и ягодах, нарисуем чёрной краской прожилки и добавим чёрные травинки к зелёной травке, а затем возьмём жёлтую краску и на клубничке нарисуем жёлтые точечки.

IV. Практическая работа. Работа акварельными красками.

V. Подведение итогов урока

1)Выставка и обсуждение работ.

(Слайд 15) А теперь поднимите руки те, кто закончил работу (вызываю учащихся к доске) те, кто у доски будут Хохломскими художниками, а остальные экспертами. Экспертам предстоит выбрать ту тарелку, которая им понравится, и объяснить свой выбор.

2) Мне понравились все тарелки, без исключения, ребята вы молодцы. А теперь приведите свои рабочие места в порядок. Можете приготовиться к следующему уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Слайд 9

Брусника Крыжовник Смородина Клубника Рябина Малина

Слайд 12

«Мир волшебной хохломы» Удивляя, Прорастая, Как-то празднично жива Молодая, Непростая, Чёрно-красная трава. Листья рдеют, Не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея - В мир волшебной Хохломы.

Слайд 15

ЯРМАРКА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хохломская роспись

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохломская роспись золотой рыбки

Конспект урока во 2 «А» классеПо изобразительному искусству«Хохломская роспись золотой рыбки»....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Презентация к уроку технологии "Золотая хохлома".2 класс

Презентация к уроку технологии "Золотая хохлома" 2 класс...

Технологическая карта + презентация "Работа в технике папье-маше. Тема: «Золотая хохлома»" 1 класс

            Работа в технике папье-маше              Тема: «Золотая хохлома»          ...

Конспект урока + презентация "Работа в технике папье-маше. Тема: «Золотая хохлома»" 1 класс

Це    Цели деятельности учителя:Расширить представления о народных промыслах и особенностях хохломской росписи;Формирование навыков работы в технике папье-маше;Выполнить изделие (...