"Волшебная тарелочка. Красота гжельских узоров", 2 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация  урока по изобразительному искусству "Волшебная тарелочка. Красота гжельских узоров", 2 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока рисования, проведённого во 2 классе

Федоренко Татьяны Романовны

Тема: «Волшебная тарелочка». Красота гжельских узоров.

Цель урока:

Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.

Задачи урока:

   

  • научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки;
  • продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью.
  • прививать любовь к народному искусству;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
  • развивать зрительную и слуховую память, внимание.

Оборудование и материалы к уроку.

Для учителя:

1.Мультимедийная презентация «Гжельская роспись», компьютер, проектор.

Для ученика:

1.Художественные материалы: краски, кисти, палитра, альбом.

2.Заготовки для выполнения творческой работы (готовит учитель)

План урока:

I. Организация класса.

II. Вступительная беседа.

III. Объявление темы урока.

IV. Работа над созданием узора.

V. Практическая работа. Работа акварельными красками. Подведение итогов урока.

                                             Ход урока.

I. Организация класса.

– Здравствуйте, ребята. Мы с вами уже познакомились, но я еще раз вам напоминаю, что зовут меня Татьяна Романовна.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в Подмосковье, в село Гжель, там мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором. Послушайте стихотворение.

Слайд 2.

Сине–голубые

розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

     Просто роспись … Гжель.

- О чём говорится в стихотворении?

II. Вступительная беседа.

2). Слайд 3.

Гжель – это фарфоровые изделия: посуда, статуэтки сине-белого цвета. Своё название изделия получили от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область. Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия выполнены из белой глины. Это произошло очень давно.

3). Слайд 4.

Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова «жечь». Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».

4). Слайд 5.

 Роспись Гжели выполняется синим кобальтом от голубого до ярко и тёмно синего цвета. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

5). Слайд  6, 7, 8, 9, 10.

-А какими же элементами украшали свои  изделия Гжельские мастера? Давайте посмотрим на слайды. Широкой полосой или букетом выделяется  главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.  Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой.
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее  «нежно-голубое чудо».

III. Объявление темы урока.

Сегодня мы будем учиться украшать тарелку в стиле гжельской росписи. У  вас у каждого в альбоме нарисован трафарет тарелки. Этот элемент художники называют Гжельской розой.

- Сколько лепестков у цветка?

- Что можно сказать о их форме?

- Что можно сказать о размере лепестков?

- Как выглядят тычинки?

IV. Работа над созданием узора.

Слайд 11.

1).Посмотрите внимательно на слайд, при рисовании розочки каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Первые лепестки рисуем в виде слегка изогнутых дуг более длинные, затем следующие лепестки рисуем поменьше и частично накладываем на ранее нарисованные, следующие рисуем ещё меньше, маленькие нижние лепестки рисуем приёмом «примакивания». Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После того как в центре тарелочки нарисуете «розу»

2). Вы самостоятельно украшаете другие части нашей волшебной тарелочки лепестками, листиками, усиками, штрихами, сеточкой…(самостоятельная работа, учитель помогает индивидуально). 

- Как будем рисовать розу?

Слайд12. (бордюры)

Бордюры рисуются тонким концом кисти.

Слайд 13.

Рассмотрите различные элементы росписи, придумайте свой узор.

(Учащиеся раскрашивают свой узор) 

Физминутка:

- Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём:

  • если я буду называть предмет белого цвета, то вы присядете, если синего или голубого – встанете и поднимите руки вверх:

море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, снег, колокольчик, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза, зубы, лягушка, язык, озеро, вата, гжель.

V. Практическая работа. Работа акварельными красками. Подведение итогов урока.

1)Выставка и обсуждение работ.

А теперь поднимите руки те, кто закончил работу (вызываю учащихся к доске) те, кто у доски будут Гжельскими художниками, а остальные экспертами. Экспертам предстоит выбрать ту тарелку, которая им понравится и прокоментировать свой выбор.

2)Ребята а теперь давайте проверим, что вы запомнили из нашего урока.

(ТЕСТ)

Слайд 14.  

Родина Гжели:

  • Московская область
  • Вологодская область
  • Архангельск

Слайд 16.

Первые гжельские изделия

  • из мела
  • из глины
  • из гипса

Слайд 17.

Слово «гжель» родственное слову

  • жечь
  • желание
  • железо

Слайд 18.

Роспись «Гжель» выполняется

  • синей акварельной краской
  • чернилами
  • кобальтом

Слайд 19.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

                                Спасибо. Вы все молодцы!

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гжельская роспись «Волшебная тарелочка»

Слайд 2

Сине–голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись … Гжель

Слайд 13

Бордюры

Слайд 15

ТЕСТ Родина Гжели 1. Московская область 2. Вологодская область 3. Архангельск

Слайд 16

Первые гжельские изделия – из мела из глины 3. из гипса

Слайд 17

Слово «Гжель» родственное слову жечь 2. желание 3. железо

Слайд 18

Роспись Гжели выполняется синей акварельной краской чернилами кобальтом

Слайд 19

Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье – Гжель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАСОТА НЕБЕС 4 класс 2012 г

Зачем нужно охранять красоту природы: ради человеческих потребностей или ради нее самой? Нужно ли украшать дикую природу? В каких случаях эстетическая ценность природы вызывает природоохранную м...

Красота гжельских узоров

Презентация, в которой рассказывается о работе гжельских мастеров. Во второй презентации работы моих учеников в стиле "гжель"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Студия "Сотвори красоту" в 3 классе

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских спо...

Проект "И в маленькой снежинки есть красоты величие", 2 класс

Целью данного проекат является показать детям разнообразие снежинок. Для выполнения задач проекта используются методы наблюдения, научно-исседовательские, анализ литературы....

Конспект урока ИЗО "Красоту надо уметь замечать. Красота рыб" (1 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Красоту надо уметь замечать. Красота рыб»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о рыбах, их строение; формировани...