Система упражнений по подготовке к проектно-исследовательской деятельности младших школьников
статья по изобразительному искусству (изо)

Система упражнений по подготовке к проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_smirnova.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по теме

«Система упражнений по подготовке к проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

                                                         Выполнила:

Смирнова Ю.А.,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Школа №55» г. Казани

Казань, 2020 год

 «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

 В.А.Сухомлинский

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Цель учителя начальных классов – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей.

У ребёнка в это время отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память. Это, несомненно, важнейшие качества для каких-то собственных открытий, практических и исследовательских работ, с которыми он встретится в школе. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием и, наконец, в своих исследованиях. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой различные задачи, которые необходимо выполнить. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания.  А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

- умение видеть проблему;

- умение формулировать и задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение давать определение понятиям;

- умение классифицировать;

- умение экспериментировать.

Упражнения, направленные на формирование у учащихся начальных классов проектно- исследовательских умений:

 Рассмотрим упражнения, содержательный компонент которых может наполняться в зависимости от темы урока или внеурочного занятия, на котором данный вид упражнения реализуется

  1.  Развитие умения видеть проблемы

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

 «Продолжи рассказ». 

Читаем неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Необходимо продолжить повествование несколькими способами. Например — представить, что ты ребенок и просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Приведем еще несколько заготовок для таких рассказов:

«В четвертом классе просто «эпидемия» — все играют в космических пришельцев…»

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, директора школы, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам, и др.

«В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и…»

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки, школьного охранника и др.

«Пятый класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дискетами с новыми играми. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них…»

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя информатики, школьного психолога, одноклассника этих ребят, вороны, живущей в пятом классе в «живом уголке», студентов педагогического университета, пришедших в школу на практику, воробьев, чирикающих за окном, и др.

Еще несколько рассказов для подобных упражнений:

«Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы...»

«Хомячок по кличке Ероша жил дома у Сережи уже два года. Он был очень ласковым и миролюбивым. Но однажды, когда Ероша мирно спал, прибежавший из школы Сережа неожиданно схватил его. Длинные и острые зубы зверька машинально впились в указательный палец мальчика…»

Задание остается тем же — посмотри на эту ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.

Также обсудите с детьми на этих занятиях мысль, высказанную одним мудрым человеком: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Что же имел в виду мыслитель, говоря это?

 «Составьте рассказ от имени другого персонажа». 

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.

«Составьте рассказ, используя данную концовку». 

Это задание требует иного подхода. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так.  

«…Нам так и не удалось выехать на дачу».

«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

«…Сидевший в соседней вольере орангутан не обратил на это никакого внимания».

«…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

«… Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».

«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

«Сколько значений у предмета». 

Углубить и одновременно проверить уровень развития у детей способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж.П. Гилфордом. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, и конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

Правда, еще раз подчеркнем, что в этом задании также не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты ответов, которые действительно применимы на практике.

2.   Развитие умения задавать вопросы

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э.П. Торренс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.

Другое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы кладем на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

«Угадай, о чем спросили». 

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона (грифона, химеру и пр.)?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Чем питаются в космосе космонавты?

Почему пригородные поезда называют электричками?

Что такое конвейер?

Почему главную площадь нашей страны называют Красной?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

 «Найдите причину события с помощью вопросов». 

Предлагаем детям ситуацию. Например:

Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?

Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?

Сережа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?

Милицейский вертолет целый день летал над кольцевой автодорогой? Как вы думаете, почему?

Первое задание лучше выполнить коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа с помощью минимального количества вопросов.

«Вопросы машине времени». 

Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

«Вопросы незнакомца». 

Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?

 «Вопросы от …».

Как ты думаешь, если предмет (утюг, собака, автомобиль, пенал  и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? Твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.

Например: Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:

кто?

что?

когда?

где?

как?

почему?

А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.

Игра «Что скрывает черный ящик»

Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой занятия. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».   

  1. Развитие умения выдвигать гипотезы

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем:

Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь? и др.

Гипотезы, предположения, а также провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?

Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

может быть,

предположим,

допустим,

возможно,

что, если...

«Полезные предметы». 

Ответьте на вопрос, при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

письменный стол,

нефтяное месторождение,

игрушечный кораблик,

апельсин,

мобильный телефон,

проект постройки дома,

чайник,

реактивный самолет,

букет ромашек,

охотничья собака.

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведем еще несколько упражнений.

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему весной тает снег?

Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

Почему цветы имеют такую яркую окраску?

Почему летом снег в горах не тает?

Почему бывают наводнения?

Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

Почему Луна не падает на Землю?

Почему в космос летают ракеты?

Почему самолет оставляет след в небе?

Почему многие дети любят компьютерные игры?

Почему бывают землетрясения?

Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.

Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы. Событие:

звонят колокола;

трава во дворе пожелтела;

пожарный вертолет весь день кружит над лесом;

полицейский автомобиль одиноко стоит у дороги;

медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

друзья поссорились.

Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одаренных детей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен, Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.

«Почему это происходит?»

Птицы низко летают над землей.

На столе лежит открытая книга.

На улице начал таять снег.

Троллейбус сигналит под окном.

Мама сердится.

Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения.

Задание станет интереснее, если попытаться придумать еще два-три фантастических и неправдоподобных объяснения.

Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов;

слоны стали меньше кошек;

люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас, и др.

Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

4.   Развитие умения высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

 

«Проверьте правильность утверждений»

Например: Все мои одноклассники любят мороженое.

Паша – мой одноклассник.

Следовательно, он любит мороженое.  (утверждение верное)

«Скажи, на что похожи…»

- узоры на ковре;

-очертания деревьев за окном;

- старые автомобили;

-новые кроссовки и др.

«Как люди смотрят на мир»

На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Детям предлагается рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы.

5.   Развитие умения давать определение понятиям. 

«Отгадай»

Педагог загадывает предмет, дает его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передается  детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету.

«Загадка»

Если смотреть на загадки не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.

«Назови одним словом»

Облака, воздух, камни, почва, горы – это …

Растения, звери, рыбы, человек, насекомые – это …

Лось, медведь, лиса, белка – это …  и др.

 Игра «Телеграммы от …»

Дети  должны догадаться по составленным от имени самих предметов рассказам, кто они такие. Это задание предполагает развитие умения по описанию определить сам предмет.

Игра «Инопланетяне»

Задание: «На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий и т.д.

6.  Развитие умения  классифицировать:

«Четвертый лишний»

 Четыре карточки должны содержать различные изображения предметов. Дети могут классифицировать эти предметы по разным признакам: цвету, форме, назначению… Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления.

 «Найди ошибки и их прокомментируй»

Например:  Дятел, синица, бабочка, ворона – это птицы.

Собака, корова, курица, лисица – это звери.

«Найди пару»

Прочитайте предложенные ниже слова и найдите  пару:

Игла                                                               цыплята

Дерево                                                          пуговица

Чашка                                                           аквариум

Курица                                                            лист

Рыбка                                                           блюдце  

«Кто больше»

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Необходимо назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе.  Например: предметы посуды, школьные принадлежности,  полезные ископаемые и т.д.

«Ряд слов»

Детям предъявляются напечатанные на маленьких белых карточках слова. Задание: чем отличаются и чем похожи названные два предмета. Например: «Чем отличаются (похожи) банан и персик?». Затем к двум первым словам присоединяется третье слово. Задание: чем отличаются и чем похожи уже все три предмета и т.д.

  1.   Развитие умения проводить эксперименты

Игра «Волшебные превращения»

На её основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия огня» воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Мысленный эксперимент. 

Детям предлагается решить в ходе мысленных экспериментов определенную задачу:

- Что будет, если все станут выше ростом?

- Что можно сделать из куска бумаги?

- Предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.

Определить, на какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

Подумать, если бы озеро было столом, чем были бы лодки? и т. д.

         «Неоконченный рассказ»

        Детям читается начало рассказа. Например: «Ребята купили учительнице в подарок красивую вазу. Все дети с восхищением смотрели на вазу. Саша взял её в руки. Вдруг ваза упала на пол и разбилась…»

Задания:

  Представьте, что вы стояли рядом. Что бы вы сказали?

 Представьте, что вы учительница, которой вы должны были подарить вазу. Что бы она сказала?

  Представьте, что бы сказали родители, которые давали деньги на вазу.

  Что сказал бы Саша?

Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Примеры экспериментов:

Определяем плавучесть предметов.

Как получить в классе ветер?

Что необходимо растению для роста?

     Опыты с магнитом и металлами и др.

         В заключении хочется сказать, что  данные упражнения содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и творческого мышления, формированию навыков исследовательской деятельности, развитию речи;  позволяют понять общую картину и показать, как можно разрабатывать собственные.

Литература

  1. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика   /   Одарённый ребёнок. -№1/ 2005
  2. Савенков, А. И.  Развитие исследовательских умений/ Первое сентября.-№18/2008
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе/Москва «Просвещение» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся...

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Данный материал раскрывает спецификау использования системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, включает  психоло...

Система упражнений по подготовке к проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Система упражнений по подготовкек проектно-исследовательской деятельности младших школьников...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....

"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной с...