Использование наглядных дидактических материалов на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)

Падерина Алиса Андреевна

Статья на тему создания и использования дидактического материала на уроках изобратиельного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наглядных дидактических материалов на уроках изобразительного искусства

                                                       Падерина Алиса Андреевна,

учитель изобразительного искусства

МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»

Чтобы избежать снижения внимания и заинтересованности к занятиям у учеников, учитель изобразительного искусства должен повышать эмоциональный заряд и настрой на работу путем организации интересных уроков, а также путем создания школьных выставок. Именно неравнодушие учителя, его страсть, способны увлечь детей.

Благодаря урокам изобразительного искусства, у учеников формируется гармоничный тип мышления, при котором активно работают и взаимодействуют оба полушария мозга, что создает большие когнитивные возможности для организма. Отчасти, мыслительная деятельность на уроке изобразительного искусства может быть более напряженная, чем на дисциплинах естественно-математического цикла, поскольку к логическим рассуждениям и анализу имеющейся в распоряжении ученика информации добавляются эмоциональные переживания. Чтоб облегчить процесс познания, ученик на уроках изобразительного искусства может вдохновляться и впечатляться работами, как известных художников, так и своих сверстников.

Так как изобразительное искусство очень визуально-настроенный предмет, предполагающий, что учитель будет использовать множество наглядных примеров, создается необходимость использования дидактических материалов различного вида.

Наглядные дидактические материалы, которые учитель может использовать в своей работе, помогают учащимся освоить систему знаний по предмету, овладеть изобразительными умениями и навыками, и способами познавательной и информационно – коммуникативной деятельности, а также анализом своих работ.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики».


Наглядные материалы можно подразделить на две большие группы.

К первой группе относятся материалы для демонстрации. В этом случае происходит передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений, при применении различных средств наглядности. Демонстрироваться могут натуральные объекты, к которым можно отнести гербарии, муляжи, а также изображения объектов, к которым относятся фотографии, картины, рисунки.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Она служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида, а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Например, демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т.п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается рисованием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов создания работы.

Большая эффективность достигается лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них, тем более наглядные материалы для демонстраций должны соответствовать возрасту учащихся. Наглядность должна использоваться в меру и в соответствующий момент урока, наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый объект. Учителю необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций и изображений, детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.

Ко второй группе относятся материалы-иллюстрации, которые подразумевают применение в педагогическом процессе наглядных материалов, например картин, плакатов, портретов, макетов, а также изображение информации на учебной доске или на экране мультимедийной установки. И отличие демонстрации от иллюстрации заключается в том, что иллюстрация-изображение играет роль приложения к тексту, а при демонстрации изображение выступает на первое место, текст же сводится к краткому словесному комментарию.

Современная школа испытывает немалую потребность в новых педагогических технологиях, применяющих эффективные способы обработки, передачи и использования визуальной информации. Тем самым существует возможность осуществления продуктивного образовательного процесса. [4]


Известно, что восприятие и воспроизведение визуальной информации требует меньше времени, по сравнению с вербальной. Более того, с психологической точки зрения человек больше доверяет увиденной информации, чем услышанной. Из этого следует, что визуализация является неотъемлемой составляющей любого учебного процесса. [1][2]

Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как механизм, позволяющий облегчить процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать. Поскольку цель обучения – это формирование и развитие логического мышления, умений и креативности ученика, а также повышение его мотивации, то применение методов визуализации может стать путем решения многих проблем. [3]

К наглядным дидактическим материалам, постоянно используемым на уроках изобразительного искусства, необходимо отнести, в первую очередь, презентации, а также цифровые средства обучения – интерактивные музеи и выставки, видео контент. Это современная необходимость, так как новое поколение учеников с рождения растет в визуально насыщенной среде и познает мир с помощью медийных визуальных коммуникаций.

В связи с этим ученики с трудом встраиваются в традиционно организованный образовательный процесс. Повышенная потребность к восприятию информации – еще одна характеристика современного детства. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за единицу времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы они могли ориентироваться в информационном потоке в век высоких информационных и компьютерных технологий.

До сих пор возникает большое несоответствие в способе восприятия информации учащимися и стилем изложения информации учителем. Более распространенный вербальный способ изложения учебной информации идет вразрез с образно-эмоциональным стилем мышления учеников на уроках изобразительного искусства. Задача учителя найти баланс и совместить два пути подачи информации. Так как в противостоянии традиционного обучения и мультимедийной информации нет смысла. Более того, поиск информации, получаемый обучающимися из интернета и телевидения, отличается большей мотивированностью за счет ее самостоятельного выбора, обусловленный личностью ученика, его эмоциональным фоном. Однако она может быть легкоусвояемой, но одновременно с этим ошибочной и не структурируемой.[5]

Готовность учителей к визуальному представлению знаний с использованием современных технологий мультимедиа представляет собой совокупность таких свойств, как развитое визуально-образное мышление, умение структурировать информацию, а также знать правила и приемы композиции и колористики. Визуальный образ и визуальные коммуникации являются мощным фактором, без учета которого невозможно выстраивать стратегические направления развития образования, в том числе индивидуализации обучения.

Важность использования наглядных дидактических материалов говорит сама за себя. Чтобы материал был воспринят надлежащим образом, он должен подтверждаться наглядным материалом, в том числе цифровым контентом. И, так или иначе, реалии современной образовательной системы пока далеки от нормативных требований. Это обусловлено, прежде всего, узким пониманием визуальной коммуникации у многих учителей, отсутствием умений по созданию медийного визуального контента, большими временными затратами на его создание, неготовностью к интеграции приемов в различных дисциплинах, не относящихся конкретно, к примеру, к изобразительному искусству. При любых условиях, присутствие наглядных дидактических материалов на уроке изобразительного искусства необходимо.

Список литературы

1. Грегори Р.А. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. – М., 1970

2. Донченко Н., Камоза Т, Кротова И. Метод визуализации в системе инновационного обучения // Высшее образование в России №4. – 2008.

3. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5.

4. Скибина Я.В. Проблема индивидуализации обучения в современных условиях // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) №09. – 2016.

5. Тимофеева А.М., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Подготовка учителя к использованию новомедийных визуальных коммуникаций в образовании // Материалы конференций «Connect-Universum» – 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования аудио- и видеоматериалов на уроках изобразительного искусства.

Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия ...

Примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока математики.

Как можно использовать наглядно-дидактический и игровой материал при проверке домашнего задания, проведении устного счёта, повторении и закреплении пройденного, для организации контроля и самоконтроля...

конспекты и материалы к урокам изобразительного искусства

конспекты и материалы к урокам изобразительного искусства...

Наглядный материал для уроков изобразительного искусства.

Можно использовать при работе над сочинением. сочинения...

«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ На уроках изобразительного искусства

Изобразительное творчество как продуктивный вид деятельности создает все условия для совершенствования зрительного восприятия учащихся. Дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средство...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...