Урок ИЗО в 3 классе Искусство на улицах твоего села (города) . Транспорт
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Мочалова Надежда Петровна

Данный урок проводится в 3 классе  2 четверти. Для работы используется бросовый материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  ИЗО  в 3  классе

Тема       Искусство на улицах твоего села (города).

                Транспорт.

Задачи: воспитывать чувство восторга перед

                красотой и удобством конструктивных форм, ее связь

                с природой;

              сформировать  целостное

                представление   о выразительности форм транспорта

                (воздушного, наземного, водного), на его эволюцию и

                роль «братьев-мастеров» в его создании;

             формировать навыки работы с различным

                материалом; развивать ассоциативно-образное мышление,

                творческую фантазию, пространственное воображение.  

Задание  сконструировать игрушку-автомобиль из спичечных

                коробков.    

Материалы для учащихся:  ножницы, клей, бумага, два спичечных

                коробка, фломастеры, картон.    

Материалы для учителя:

                зрительный ряд: презентация «Транспорт», работы

                учащихся прошлых лет; фрагмент м/ф «Летучий корабль»

                литературный ряд: загадки, стихотворения И.Махониной

                музыкальный ряд: звуки автомобиля, самолета, поезда

Ход урока.

1.Психологический настрой на урок.

          Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиду, злость, беспокойство. Вдохните свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Повторение пройденного /выполняется на интерактивной доске/

Соединить линией изображение архитектурного сооружения и его название.

3.Сообщение темы.

Мы продолжаем путешествие по улицам нашего села, города.

Сядьте поудобнее. Итак, мы отправляемся. /звук автомобиля/

На чем мы отправились?

А теперь отгадайте загадки. /по мере отгадывания появляется изображение/                           

                                                         

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет  /самолет/

Братцы в гости снарядились.

Друг за другом уцепились.

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок     /поезд/

Поднял кверху две руки-

Взял две жилы в кулаки,

-Дай дорогу, постовой,

Побегу за мостовой.   /троллейбус/

Не спрашивая броду.

Смело лезу в воду    /пароход/

-Так кто догадался, о чем на уроке пойдет речь? /версии детей/

-Как одним словом можно назвать все изображенные машины?/транспорт/.

-Для чего нужен транспорт? Как используются машины?

-Открываем тетради, записываем число и тему урока.

/продолжаем  путешествие  на поезде –звук поезда/

4.Вступительная беседа. /презентация /

         Передвигаться, и не просто передвигаться, а передвигаться быстро люди мечтали издревле. Свои мечты они отразили в сказках. Каким образом, как вы думаете?

Эти мечты человек смог воплотить в жизнь.

Представьте себе шум большого города. Шуршат шины по асфальту, бормочут автомобильные моторы, взвизгивают трамвайные колеса. Все спешат в городе, все едут, везут.

Транспорт имеет очень большое значение как в жизни каждого человека, так и в жизни всей страны. Поэтому давным-давно мечтали люди построить такую повозку, которая сама ехала бы, без лошадей. Повозку-самокатку. И постепенно, год за годом мечта людей исполнилась. Мы имеем разнообразный транспорт.

Чего только люди не придумывали, чтобы создать повозку-самокатку: и рычаги, и педали, и колеса с вожжами. Даже паруса на повозку ставили.

Однажды- это было лет двести тому назад в Петербурге. Ехал по улице крестьянин с возом сена. Ехал, не торопясь, по сторонам поглядывал. Вокруг люди прогуливаются: кто в карете, кто верхом, а больше -пешком.

Вдруг видит: навстречу ему катит коляска. Одна, без лошади. В коляске человек сидит. Конь от испуга как рванет в сторону – и на дыбы – чуть воз не опрокинул. Крестьянин тоже испугался, виданное ли дело, чтобы коляска сама катилась. Смотрит, а сзади, на запятках, стоит другой человек и зачем-то ногами переступает. Это он на педали нажимал, а педали толкали колеса.

Очень немногие знали тогда, что диковинную эту коляску придумал знаменитый механик-самоучка Иван Петрович Кулибин.

/рассказ ученика  об И.Кулибине/

«Все свои мысли на изобретение казне и обществу полезных машин».

 Иван Кулибин

     Иван Петрович Кули́бин (10 апреля (21 апреля) 1735, Подновье, Нижегородский уезд — 30 июля (11 августа) 1818, (Нижний Новгород) — выдающийся русский механик-изобретатель. Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу.

      В17641767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (ныне часы хранятся в музее Эрмитаж).

      Кулибин дважды (в 1792 и в 1799) собирал знаменитые часы Павлин работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа.

        С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов. К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения. Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.

      Идея построить механизм, который не будет приводиться в движение внешней силой, будь то тягловое животное или дующий в паруса ветер, давно занимала умы человечества. И в России Кулибин, на самом деле, не был первопроходцем. За четыре десятка лет до него так называемую "самобеглую коляску" построил крестьянин Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков. Сейчас трудно сказать, что она собой представляла, поскольку о коляске Шамшуренкова сохранились лишь упоминания - никаких чертежей, рисунков, технических описаний найдено не было. Кулибинскому изобретению повезло больше - все-таки Иван Петрович был государственным служащим, состоявшим на службе в Петербургской академии наук. Поэтому его бумаги попали в архив и благополучно дожили  до наших дней. Итак, в 1791 году изобретатель продемонстрировал публике свое новое детище - трехколесную самокатку, - несколько раз проехавшись на ней по улицам Петербурга. Работу над этим механизмом Кулибин начал еще в 1784 году, но на создание действительно функционирующей модели потребовалось целых семь лет проб и ошибок. Кроме полноразмерной самокатки, изобретатель к тому же построил для будущих императоров Павла и Александра несколько игрушечных моделей, которыми те забавлялись, будучи детьми.
       Изначально механик планировал создать экипаж с четырьмя колесами, отталкиваясь от более привычной схемы телеги, но быстро понял, что конструкцию необходимо облегчить, поэтому колес осталось три. Задние колеса были побольше, переднее, ведущее, поменьше. Собственно, вся самокатка состояла из рамы с тремя колесами, переднего сиденья, рассчитанного на двух пассажиров, и расположенного сзади места, где стоял человек, обеспечивавший движение экипажа. Этот человек вставлял ноги в специальные "туфли", которые при помощи сложной системы рычагов и тяг действовали на храповой механизм, закрепленный на вертикальной оси маховика. Маховик, в свою очередь, выравнивал толчки от храпового механизма и обеспечивал непрерывное движение колес.

Самокатка Кулибина (схема)

На схеме белым цветом выделена рама с задними колесами, зеленым - ведущее колесо, синим - маховик и храповой механизм, розовым - рулевое управление

      На первый взгляд, изобретение Кулибина имеет намного больше общего с велосипедом, чем с автомобилем, почему его нередко относят к разряду веломобилей. Действительно, если рассматривать самокатку исключительно с точки зрения того, что ее приводил в движение человек, нажимавший на особые педали, то это мнение будет совершенно справедливым. Но именно в экипаже Кулибина были довольно тщательно разработаны и использованы те узлы, без которых невозможно себе представить современный автомобиль: переключение передач, рулевой привод (кстати, практически ничем не отличающийся от тех, что используются в автомобилях), подшипники скольжения, тормозное устройство.
      Важно осознать тот простой факт, что в XVIII веке обмен информацией между учеными и инженерами разных стран был практически нулевым. Нередко случалось так, что одно и тоже изобреталось по несколько раз, и вопрос приоритета в открытии разрешить было невозможно. Да что там XVIII век! Достаточно вспомнить известный спор о том, кто же все-таки первым изобрел радио - Попов или Маркони. А ведь это происходило уже в начале ХХ века. Так вот, нужно понять, что Кулибину приходилось действовать в обстановке, как сейчас говорится, информационного вакуума. Он в принципе ничего не знал о том, были ли у него предшественники, каких результатов добились, много ли допустили ошибок и насколько продвинулись вперед в своих работах. Поэтому нижегородский изобретатель имел полное право считать себя первооткрывателем.

Самокатка Кулибина (модель)



       Но вернемся к технической стороне дела. Интересной особенностью самокатки было то, что, хотя слуга нажимал на педали равномерно, ведущее колесо могло вращаться с различной скоростью. Изменение скорости обеспечивалось барабаном с тремя венцами - большим, средним и малым. Движение на барабан передавалось через зубчатую передачу, в которой шестерня могла цепляться за какой-либо из венцов. По сути эта система является аналогом коробки передач. Благодаря небольшой массе (по мнению современных ученых, самокатка весила от силы двести-двести пятьдесят килограмм) и использованию во всех трущихся частях подшипников скольжения, экипаж, даже несмотря на вес слуги и одного-двух пассажиров, мог развить скорость до 10-15 км/ч.
     Очевидно, что, разогнавшись, слуга мог позволить себе немного отдохнуть, потому что дальше самокатка какое-то время катилась по инерции. Также без участия человека она хорошо шла под уклон. Но любопытно, что, по свидетельствам современников, она и в гору шла довольно быстро, так что придающий ей движение слуга отнюдь не выматывался до полусмерти, преодолевая подъем. Что в устройстве Кулибина давало такую возможность? Дело в том, что талантливый механик использовал на своей трехколесной самодвижущейся коляске маховик. Фактически, слуга раскачивал маховик, который уже передавал энергию на колеса посредством шестеренчатой передачи. Именно использование маховика обеспечивало движение самокатки в гору, а также притормаживало ее, когда она мчалась под уклон.

Самокатка Кулибина (рисунок)


      Рулевое управление представляло собой два рычага, тяги и поворотный круг, крепившийся к переднему колесу. Нужно отметить, что слуга, двигавший самокатку, вынужден был стоять еще и потому, что сидя он не мог бы со своего места нормально обозревать дорогу. Современные варианты постройки самодвижущейся повозки Кулибина обычно не предполагают наличия пассажиров, поэтому водитель может крутить двигать педали сидя. Однако для первоначального кулибинского замысла было важно именно то, что его экипаж был способен перевозить "праздных людей". Поэтому слуге приходилось стоять, иначе его пассажиры закрывали бы ему обзор. Опять же, механик, конечно, не рискнул бы доверить пассажирам рулевое управление.
Сам изобретатель, конечно, осознавал все несовершенство своего детища. Более того, он даже не относил самокатку к списку наиболее важных своих разработок, считая, что это, в первую очередь, развлечение "для праздных людей". Несмотря на то, что он тщательно потрудился над облегчением экипажа, никакой слуга не смог бы долго раскачивать маховик, приводя самокатку в движение. Идея двигателя, который не зависел бы от мускульной силы человека, постоянно владела умом Кулибина. Иван Петрович сделал довольно много изобретений, связанных с использованием силы движущейся воды или ветра. Однако было ясно, что все это совершенно не подходило для самодвижущегося экипажа. Незадолго до смерти внимание Кулибина привлекли паровые машины, но он был уже слишком стар для того, чтобы взяться за такое сложное дело, как создание устройства с паровой машиной в качестве двигателя. Он избрал другой путь - как потом выяснилось, ошибочный. Дело в том, что механик был одержим идеей создания вечного двигателя, таинственного "перпетуум мобиле", являвшегося заветной мечтой всех изобретателей его времени. У Кулибина было свое представление о том, как должен быть устроен вечный двигатель, и он пытался совместить его с самокаткой. В 1817 году он заново начинает работать над полузабытым самодвижущимся экипажем, но его труд прервала смерть, причем историкам мало что известно о том, на какой стадии была остановлена работа.
      Что случилось с построенной нижегородским изобретателем самокаткой, нигде не отмечено. Канула в безвестность. Но, как говорилось выше, сохранились чертежи и рисунки, сделанные рукой самого изобретателя. В 1970-1980-хх годах на различных фестивалях, посвященных как истории автомобилестроения, так и веломобильному спорту, не раз представлялись экипажи, построенные на основе кулибинских идей. А действующая модель самокатки механика, восстановленная по его чертежам, выставлена в Политехническом музее.
      Неутомимый
новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике. Иван Петрович Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трех дочерей. Всего у него было 11 детей обоих полов. Всем своим сыновьям он дал образование. Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде установлен рядом с его могилой.

      В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Кулибиными, с большей или меньшей долей иронии, называют любителей что-то самостоятельно переделать или улучшить в машинах и механизмах. Слово может приобретать и отрицательный оттенок, когда речь идёт о стремлении отечественных специалистов что-то поменять в существующей проверенной технологии, возможны фразы вроде «не подпускать Кулибиных».-Кулибин стал прототипом героя пьесы Александра Островского.- часовщика-самоучки Кулигина.

Постепенно изобрели автомобиль с мотором. Первый автомобиль был похож на обыкновенную карету, только без лошади. Эту карету двигал спрятанный внутри мотор. Но всех удивляло, что карета как будто сама по себе едет- никто ее не везет, никто ее не двигает. И назвали такую карету – АВТОМОБИЛЬ: «АВТО»- значит сам, «МОБИЛЬ» -  двигатель.

Первые автомобили были редкостью. Когда они появлялись на улице, люди сбегались, чтобы посмотреть на эту диковинку. Постепенно, по мере развития скоростей, для большей устойчивости карета как бы прижималась  к земле, приобретая обтекаемую форму. Автомобиль стал ниже, потому что конструкторы, увеличивая скорость движения, вынуждены бороться с сопротивлением воздуха.

В природе наибольшая скорость полета у ласточек и стрижей, среди рыб  наибольшая  скорость перемещения у щук и акул, т.е у тех, чья форма наиболее обтекаемая. Инженеры и художники при решении сходных задач движения в пространстве сопоставляют свои формы с природными формами (самолет- стрекоза, птица; подводная лодка- рыба; автомобиль – жук и т.п.).

Таким образом, в своей художественно-конструктивной деятельности человек довольно часто приходит к аналогичным с природой решением. Это говорит в пользу необходимости постоянного внимательного наблюдения окружающего   мира, который является неисчерпаемым источником и для художника, и для конструктора, и для ученого.

-Какие автомобили вы знаете? (Легковые: «Жигули», «Лада Калина» и др. Грузовые: «др. «КамАЗ», «ЗИЛ» и  др. Специальные машины: «Скорая помощь», «Молоко», «Почта» и др.)

-О каких машинах говорится в следующих стихотворениях И.Махониной?

          Машина-каток.

Под нашим окном

Спит машина.

Она для дорог,

Как для брюк утюжок

По шершавой площадке,

И сразу площадка становится гладкой.

Сейчас отдыхает эта машина:

Она утюжила много дорог.

           Хлебная машина

Едет машина,

Подъезжает к магазину.

Из дверей, открытых сбоку.

Вылетают на лотках

Сайки, бублики и сдоба,

Пышки, плюшки в завитках.

-Получайте, продавцы!

До свидания, магазин,

У меня ты не один.

-Попробуем сделать вывод: на какие группы можно разделить транспорт? /наземный, воздушный, водный/

-Всем хорош автомобиль. Но есть у него и свои отрицательные черты. Как вы думаете, какие? Он  требует много бензина. А бензин, сгорая в моторе, выделяет вредный угарный газ. В  больших городах, где очень много транспорта, даже трудно дышать. И поэтому, с любопытством и надеждой смотрим мы, как  среди потока привычных машин едет автомобиль с надписью «Электромобиль». Его двигает электричество. Электромобиль меньше шумит, у него не тянет едкий ядовитый дымок сгоревшего бензина. Но пока эта машина только проходит испытания. Хотя родственники электромобиля есть и в нашем городе. Это…. троллейбус. А в других городах есть еще и трамвай, которому более ста лет от роду. Это электрическому. А до электрического людей развозил другой трамвай. Вдоль по улице тянулись рельсы. Между ними рысцой бегали кони в упряжке и тянули за собой вагончик. Чем не трамвай? Настоящий конный трамвай. И имя у него  подходящее – конка.

А изобрели электромотор – трамвай стал электрическим. Сейчас движется с помощью электрического тока и железнодорожный транспорт. Куда бы ты ни поехал по железной дороге от Йошкар-Олы в Сибирь, Казань или просто за город, - везде увидишь провода над путями. От столба к столбу тянутся они на многие километры, как рельсы на железнодорожном полотне. Бежит по проводам электрический ток. Набирает скорость электровоз  и тянет за собой до шестидесяти вагонов. Вот какой силач!

Но люди продолжают думать над усовершенствованием автомобиля.

5.Физминутка (под звук поезда дети имитируют движения) 

Загудел паровоз

И вагончик повез:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

Дальняя, дальняя, дальняя дорога

Вдоль нашего класса

Прямо до порога.

6.Практическая часть.

-Мы сегодня будем делать легковой автомобиль из… спичечных коробков. Ведь спичечные коробки- самые распространенные в нашем обиходе. Очень часто за ненадобностью эти коробки выбрасываются, а мы дадим им вторую жизнь.

-Где можно использовать этот «автомобиль»? /версии детей/

Открытый легковой автомобиль изготавливается из двух коробков. Из одного вынимают ящичек, а верхнюю крышку футляра надрезают и отгибают. Ящичек выставляют на прежнее место. Вот кабина и готова. Футляр второго коробка разрезают пополам, а от ящичка отрезают с двух сторон половинку футляра и приклеивают спереди к кабине. Оставшуюся середину ящичка разрезают пополам, чтобы получились две скамеечки, и устанавливают их в кабине.

Колеса вырезаем из картона и приклеиваем. Теперь осталось выбрать цвет для нашей машины. Не забудьте про дворники, фары, дверцы. Напишите номер и марку вашей машины.

7.Рефлексия Возвращаемся домой на самолете /звук самолета/

-Что с сегодняшнего урока вы взяли для себя?

-Что вам показалось необычным, интересным, запоминающимся?

-Говоря о транспорте, мы не должны забывать о такой важной части, как правила дорожного движения. Мы должны соблюдать их не только на улицах города, но и нашего села. Ведь и в нашем селе транспорта очень много. Мы должны быть взаимовежливы.

8.Итог урока, выставка работ

9.Домашнее задание

 Нарисовать транспорт будущего (каким вы его видите  в 22 веке)

Список использованных источников

1.Алексеева, Е.М. Учить детей творчеству/ Е.М. Алексеева//Дополнительное образование.-2003.- №7.-С.23-24.

2.Гавриленко, С.Н. Создание ситуации успеха на занятиях в мастерской декоративно-прикладного творчества как средство развития подростков/С.Н. Гавриленко//Дополнительное образование.-2005.-№9.-С.33-38.

3.Горяева, Н.А. и др. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. четырехлетн. нач. шк.под ред. Неменского Б.М./Н.А.Горяева и др.-М.:Просвещение.-2001.-142 с.

4.Изобразительное искусство и художественный труд: программы общеобразовательных учреждений/ под рук. Б.М. Неменского.-М.:Просвещение, 2006.- 140 с.

5.Кашекова, Е. Наблюдения психолога/ Е. Кашекова// Искусство в школе. – 1999.-№6.-С.57-58.

6.Коноплева,  Н.П. Вторая жизнь вещей: кн. для учащихся/В.П. Коноплева.- М.: Просвещение, 1991, - 265 с.

7.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками/Е.Л.Мельникова.-М.:2006.-168 с.

8.Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе:1-4 кл. Пособие для учителя/О.В. Островская.-М.:Владос.-2003.-280 с.

9.Платонов, С.А. Эстетическое и художественное воспитание и обучение на примере дополнительного образования/ С.А. Платонов//Дополнительное образование.-2005.-№8.-С.46-51.

10.Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 1988.-120 с.  

11.Сазонова, Л.В. Два крыла. Новые подходы в обучении изобразительному искусству в средней школе/ Л.В. Сазонова.- Йошкар-Ола, 2006.-68 с.

12.Сергеева, Н.Ю. Деятельность педагогов дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков/ Н.Ю. Сергеева// Дополнительное образование.-2002.-№7.-С.34-39.

13.Слагаева, Л.А.Второй луч цвета и света/ Л.А.Слагаева.- Йошкар-Ола, 2001.-76 с.

14.http://festival.1september.ru

15.http://www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО в 3 классе «Искусство на улицах твоего города» школа России

План-конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме "Искусство на улицах твоего города" (рисование самого красивого дома)...

Открытый урок во 2 классе по окружающему миру по теме "Города России"

Урок разработан на основе краеведческого материала. Выступления приготовили все учащиеся. Урок разработан так, чтобы смогли выступить все учащиеся....

Конспект урока для 4 класса по теме "Как ориентироваться в городе".

Конспект урока для 4 класса по теме "Как ориентироваться в городе" сделан в форме технологической карты для того, чтобы помочь учителю правильно планировать ход урока....

Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре".

Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре"....

Искусство на улицах твоего города Парки, скверы, бульвары.

разработка урока по изобразительному искусству...

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс "Искусство России XVIII века"

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс  "Искусство России XVIII века"...

Открытый урок «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте ».

Открытый урок «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте »....