Главные вкладки

    рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"1-4 класс
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

    Лаврентьева Светлана Владимировна

    Рабочая программа составлена на основе :

    -Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой);

    -ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ;

    - АООП 1- 4 классов   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochie_programmy_1-4_klassy_.izobrazitelnoe_iskusstvo.docx51.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»

     

     

    Рабочая программа по предмету

    «Изобразительное искусство»

    1-4 класс

     

    2017

    Предметная область «ИСКУССТВО»

    Учебный предмет «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

    1-4 классы

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

    1. Федерального закона  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    2. Устава КГКОУ ШИ 9 р.п. Переяславка
    3. Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой)
    4. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-4  классов)
    5. АООП 1- 4 классов  (5-9 классов)
    6. Учебного плана КГКОУ ШИ  9 на 2019/2020  учебный год
    7. Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9  
    8. Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
    9. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

    Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.

    Задачи: 

    1. воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
    2. воспитание интереса и любви к искусству, развитие стремления к познанию действительности посредством искусства;
    3. развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
    4. развитие познавательной активности, формирования у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
    5. формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности( в рисовании, лепке, аппликации);
    6. воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно;
    7. формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения общей деятельности.

    В образовательную программу по предмету «Изобразительное искусство» включены элементы проекта «Школа агротехнологического  профиля».        В содержании предмета включается материал, который знакомит обучающихся с жизнью села, сельскохозяйственными работами, профессиями сельских жителей. Беседы по картинам, рисование по темам «Овощи и фрукты», «Наш сад», «Деревенский пейзаж» и т.д.   воспитывают любовь к малой Родине, видение своего места в будущей жизни.

    Планируемые личностные результаты

    1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
    2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    3. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
    4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
    6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
    7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
    9. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    10. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    11. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
    12. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
    13. проявление готовности к самостоятельной жизни.

    Место предмета в учебном плане

    В соответствии с базисным учебным планом     программа рассчитана:

    33 часа в год (1 час в неделю) -1 класс;

    68 часов (1 час в неделю +1 час из формируемой части) – 2-4 классы

    1 класс

    Содержание учебного предмета

     Рисование с натуры и по образцу (готовому изображению) (Н); рисование по памяти, представлению (П) и воображению (В); рисование на свободную тему и заданную тему (Т); декоративное рисование (Д).

    Лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу (Н), по памяти (П), воображению (В); лепка на тему (Т); лепка декоративной композиции (Д).

    Выполнение плоскостной и полу-объемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры (Н), по образцу (О), представлению (П), воображению (В), выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации (Д).

    Проведение беседы (Б) о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

               Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

              Подготовительный период обучения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и использовать инструменты (карандаши, кисти, краски), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

     Сенсорное восприятие: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

     Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

              Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании)

    Приемы лепки:

    - отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

    - размазывание по картону;

    - скатывание, раскатывание, сплющивание;

    - примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

    Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

    - складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

    - расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

    - составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

    Приемы выполнения аппликации из бумаги:

    - приемы работы ножницами;

    - раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, вверху, над, под, справа от…, слева от…, посередине;

    - приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;

    - приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

    Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, ручкой):

    - рисование с использованием точки (рисование точкой, рисование по заранее расставленным точкам предметов не сложной формы по образцу);

    - рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);

    - рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш.

    Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

    - штрихование внутри контурного изображения; правила штриховки; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

    - рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

    Приемы работы красками:

    - приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

    - приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

    Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

    - правила применения шаблонов;

    - обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

    Обучение композиционной деятельности. Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.

    Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

    Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.

    Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное композиции.

    Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое).

    Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

    Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

    Формирование понятий «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.;

    Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст форм, геометрические фигуры, природные формы, трансформация форм, передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п..

    Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

    Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

    Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

    Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

    Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

    Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

    Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

    Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

    Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета.

    Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.

    Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков, путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

    Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

    Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью, рисование сухой кистью, рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

    Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

    Обучение восприятию произведений искусства. Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

     «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.

     «Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и др.

     «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и др.

     «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Произведения мастеров расписных промыслов (хохлома, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.)

    Планируемые предметные результаты

    Минимальный уровень:

    -умение организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

    -выполняя рисунки, использование только одной стороны листа бумаги;

    -обведение карандашом шаблонов несложной формы, узнавание и различение в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнение их между собой;

    -различение и называние цвета;

    -умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме с помощью учителя рисовать от руки предметы округлой, треугольной и прямоугольной формы;

    -узнавание в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявление эмоционально-эстетического отношения к ним.

    Достаточный уровень:

    -соединение точек, проведение от руки вертикальных, горизонтальных, наклонных, округлых (замкнутых) линий;

    -использование данных учителем ориентиров (опорных точек) и в соответствии с ними размещение изображения на листе бумаги;

    -умение ориентироваться на плоскости листа бумаги;

    -умение закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

    -умение узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

    -умение передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

    -понимание принципа повторения или чередования элементов в узоре (по форме, по цвету);

     

    2 класс

    Содержание учебного предмета

              Обучение композиционной деятельности. Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).

    Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - страые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.

    Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.

    Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора.

    Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.

    Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном,-горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).

    Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.

    Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).

    Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит).

    Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием приема сравнения).

    Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.

    Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).

    Обучение восприятию произведений искусства. Беседа по плану: Кто написал картину. Чем написал художник картину, на чем. Что художник изобразил на картине. Как нужно смотреть и понимать картину.

    Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.

    Речевой материал. Во втором классе закрепляется речевой материал I класса. Новые слова, словосочетания, фразы: гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски; круглый, квадратный, треугольный.

    Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.

    Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему?

             

    Планируемые предметные результаты

     

     Минимальный уровень:

    -рисование простым карандашом волнистых, ломаных, прямых линий в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные) с помощью учителя;

    -рисование предметов простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону);

    -изображение фигуры человека в лепке и в рисунке (под руководством учителя);

    -рисование деревьев сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение;

    -умение передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;

    -следование предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.

    Достаточный уровень:

    -рисование простым карандашом волнистых, ломаных, прямых линий в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные);

    -рисование предметов простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону);

    -изображение фигуры человека в лепке и в рисунке (под руководством учителя);

     -изображение домов городского и деревенского типа;

    -уметь передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;

     -выполнение в технике аппликации узора в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета (с помощью учителя);

    -следование предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.

    -знание элементарных сведений о работе художника, её особенностях;

     -знание основных требований к композиции изображения на листе бумаги (с подсказкой учителя);

    -знание некоторых характерных признаков деревьев разных пород (берёзы, ели, сосны);

     -знание речевого материала, изучавшегося в 1 и 2 классах.

    3 класс

    Содержание учебного предмета

    «Обучение композиционной деятельности». Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа бумаги.

    Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине", "справа от...", "слева от...".

    формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя.

    Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его элементов.

    Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).

    Примерные задания. Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".

    Выполнение аппликаций. "Закладка для книг" (узор из растительных форм). "Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).

    Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).

    «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию». Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения; использование метода сравнения в этой работе, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.

    Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.).

    Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).

    Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).

    Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).

    Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек (листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.

    Примерные задания. Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных в сериации по величине из пластилина; "Человек стоит - идет - бежит" (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).

    Аппликация. "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев".

    Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.

    Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гуашь, кисть, шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".

    Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит).

    Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка".

     «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи». Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).

    Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.

    Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.

    Примерные задания. Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета. Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.)

    Упражнение. Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серчй), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).

    Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).

    Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы). Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).

    «Обучение восприятию произведений искусства». Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.

    Беседа по плану. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать
    другие. Как художник изображает деревья в разные времена года. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.

    Примерный материал к урокам. Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".

    Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.

    Речевой материал. Закрепление речевого материала I и II класса. Новые слова, словосочетания, фразы: художник, природа, красота; белила, палитра; ритм (в узоре); фон; украшение, движение; загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать; уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать; идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске); светлый (светло-синий) и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко; форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности. Приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде; в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал; сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина загораживает дом.

    Планируемые предметные результаты

     

    Минимальный уровень:

    -сравнение своего рисунка с изображаемым предметом;

    -нахождение правильного изображения предмета среди выполненных ошибочно;

    -умение достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

    -соотнесение формы предметов с геометрическими талонами (На что похожа форма?);

    -владение приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);

    -умение рассказывать, что изображено на картинке, перечислять характерные признаки изображённого времени года)

    Достаточный уровень:

    -умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

    -умение находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;

    -умение достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

    -изображение элементов городецкой росписи (с помощью учителя);

    -соотнесение формы предметов с геометрическими талонами (На что похожа форма?);

    -владение приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);

    -умение рассказывать, что изображено на картинке, перечислять характерные признаки изображённого времени года (с помощью учителя)

    -знание частей конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;

    -знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец и др.

    -знание приёмов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи;

    -знание о существующем в природе явлении осевой симметрии;

    -умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

    Содержание программы

    4 класс

         «Обучение композиционной деятельности» Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).

         Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

         Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

         Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).

    Примерные задания

    «Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";

    Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".

    Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).

    Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".

    Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".

            «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).

          Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.

         Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.

          Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").

         Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).

    Примерные задания

    Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;

    Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.

           Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);

    передавать глубину пространства, используя загораживание одних
    предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по-мокрому".

    Планируемые предметные результаты

    Минимальный уровень:

      - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

    - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

    - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
    «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

    - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
    знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

    - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

    - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

    - следование при выполнении работы инструкциям учителя;
    рациональная организация своей изобразительной деятельности;
    планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

    - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

    - рисование с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

    - применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

     -ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

    - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

     - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
    Достаточный уровень:

    - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

    - знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

    - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

    - знание выразительных средств изобразительного искусства:
    «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др;

    - знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

    - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
    знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

    - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

    - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

    - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

    - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

    - применение разных способов лепки;

    - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

    - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

    - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

    - различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

    Учебно-методическое обеспечение

    Изобразительное искусство. 1, 2, 3, 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М. Ю. Рау, Зыкова М. А. – М.: Просвещение, 2017-2020.

    Материально – техническое обеспечение

    1. Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов).
    2. Компьютер.
    3. Копилка электронных презентаций по темам программы.

    В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, мерами стоимости, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Обязательными становятся задачи на расчет стоимости; пользуясь таблицами с данными, ученик будет совершать покупки: например, будучи ограниченным конкретной суммой, он должен принять решение, какие билеты в театр он может себе позволить купить.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

    Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

    Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

    В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)

    Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...