Методическая разработка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Алипов Сергей Юрьевич

программа педагога дополнительного образования по рисунку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platnaya_alipov_osnovy_risunka.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы рисунка»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: от 11 лет

Разработчик:

Алипов Сергей Юрьевич

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы рисунка» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и локальными актами ГБУ ДО ДДЮ Приморского района Санкт-Петербурга, а именно:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»);
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2017 г. № 617-Р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
  • Уставом Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга.

Направленность программы – художественная. 

Уровень освоения ‒ базовый.

Актуальность программы «Основы рисунка» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей;

Адресат программы ‒ обучающиеся от 11 лет, проявляющие интерес к рисунку. Предварительная подготовка, наличие базовых знаний для обучения по данной программе не требуется.

Объем и срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год –  288 учебных часа.

Согласно требованиям СанПиН, один академический час равен сорока пяти минутам.

Цель и задачи программы 

Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся посредством занятий рисунком.

Задачи 

Воспитательные задачи:

  • воспитать трудолюбие и самостоятельность;
  • воспитать эстетический вкус;
  • воспитать уверенность в собственных силах;
  • воспитать умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развить пространственное мышление, аккуратность и точность при выполнении работы;
  • развить внимание, память, фантазию, воображение;
  • развить художественные и творческие способности;
  • развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе и сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим);
  • развить организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место).

Обучающие задачи:

  • познакомить с материалами и инструментами рисунка;
  • сформировать  базовые знания и навыки работы в различных художественных техниках;
  • обучить основам рисунка;
  • научить анализировать форму предметов;

Условия реализации программы

Условия набора в группы

Педагог формирует разновозрастные группы. В процессе реализации программы допускается дополнительный набор в группы в течение всего учебного года.

Количество обучающихся в группе

Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы.

Особенности организации образовательного процесса

Режим проведения занятий

Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Первый год обучения: 144 часа.

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия два академических часа. Согласно требованиям СанПиН, один академический час равен 45 минутам.

Формы проведения занятий:

  • учебное занятие;
  • мастер-класс;
  • выставка;
  • конкурс;
  • тематические беседы.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  1. фронтальная (работа со всеми обучающимися одновременно);
  2. групповая:
  • в малых группах;
  • индивидуально-групповая.

Материально-техническое оснащение программы:

  • кабинет (согласно требованиям СанПиН);
  • столы, стулья;
  • шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий;
  • карандаши разной мягкости, старательные резинки;
  • бумага для набросков;
  • бумага для рисования
  • мольберты, крепления

Кадровое обеспечение программы:

педагог дополнительного образования.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Воспитательные задачи:

  • воспитать трудолюбие и самостоятельность;
  • воспитать эстетический вкус;
  • воспитать уверенность в собственных силах;
  • воспитать умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развить пространственное мышление, аккуратность и точность при выполнении работы;
  • развить внимание, память, фантазию, воображение;
  • развить художественные и творческие способности;
  • развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе и сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим);
  • развить организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место).

Обучающие задачи:

  • познакомить с материалами и инструментами рисунка;
  • сформировать  базовые знания и навыки работы в различных художественных техниках;
  • обучить основам рисунка;
  • научить анализировать форму предметов;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план первого года обучения

№ п/п

Названия разделов, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

Устный опрос

Основы компоновки на листе

Наблюдение

Тональный рисунок

Наблюдение

Перспективное и конструктивное построение формы

Наблюдение

Пропорции

Наблюдение

Заключительное занятие

Наблюдение

ИТОГО

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

первый

1 сентября

31 мая

36

72

Один раз в неделю по два часа


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Разделы, темы образовательного процесса

Кол-во часов

Формы контроля

план

факт

Вводное занятие. Знакомство с программой курса. Штриховка на вытянутой руке. Рисование кубика. Набросок фигуры человека

2

Опрос

Рисование шарика. Штриховка на вытянутой руке. Набросок

2

Рисование пирамидки. Штриховка на вытянутой руке. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование двух предметов. Кубик и шарик. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование цилиндра. Перспективные сокращения. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование драпировки. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из 4 предметов с драпировкой. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из 4 предметов с драпировкой. Набросок

2

Выставка

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из 4 предметов с драпировкой. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из бытовых предметов с драпировкой. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из бытовых предметов с драпировкой. Набросок

2

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с чучелом птицы. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с чучелом птицы. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование гипсового орнамента. Набросок

2

Наблюдение

Штриховка на вытянутой руке. Рисование гипсового орнамента. Набросок

2

Наблюдение

Рисование натюрморта с гипсовой головой. Набросок

2

Наблюдение

Рисование натюрморта с гипсовой головой. Набросок

2

Наблюдение

Рисование натюрморта с гипсовой головой. Набросок

2

Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок

2

Наблюдение

Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок

2

Наблюдение

Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок

2

Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок

2

Наблюдение

Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок

2

Наблюдение

Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок

2

Наблюдение

Рисование гипсовой головы (экорше). Набросок

2

Наблюдение

Рисование гипсовой головы. Набросок

2

Рисование гипсовой головы. Набросок

2

Наблюдение

Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок.

2

Наблюдение

Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок.

2

Наблюдение

Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок.

2

Наблюдение

Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок.

2

Наблюдение

Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок.

2

Наблюдение

Заключительное занятие. Подведение итогов.

2

Наблюдение

Содержание обучения

  1. Вводное занятие

Теория: знакомство с общей характеристикой программы. Знакомство со рисунком как видом изобразительного искусства.

Беседа о правилах поведения обучающихся на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Необходимые материалы для занятий.

Практика: Штриховка на вытянутой руке. Рисование кубика. Набросок фигуры человека

  1. Основы компоновки на листе

Теория: умение компоновать изображение на листе.

Практика: рисование натюрмортов из нескольких предметов

  1. Тональный рисунок

Теория: Штриховка. Разные виды. Свет, тень, рефлекс, блик. Тень собственная, тень падающая

Практика: Рисование различных фигур, групп фигур и бытовых предметов

  1. Перспективное и конструктивное построение формы

Теория: Понятие линии горизонта. Перспективное построение к линии горизонта. Методика определения перспективы

Практика: Творческие задания на построение формы

  1. Пропорции

Теория: Понятие пропорции. Методика определения пропорции.

Практика: Творческие задания на выполнение пропорции

  1. Заключительное занятие

Теория: подведение итогов года.

Практика: изготовление работ по выбору обучающихся.


ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы

  • входная диагностика;
  • текущий контроль;
  • промежуточный контроль (два раза в течение 1 и 2 года освоения программы);
  • итоговый контроль (один раз в конце третьего года обучения).

используются следующие формы и способы выявления, предъявления, и фиксации результатов.

Формы выявления результатов

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • устный опрос.

Формы предъявления результатов:

  • выставка;
  • открытое занятие;

Формы фиксации результатов:

  • карта оценки результатов освоения программы;
  • бланк анкеты;
  • опросный лист;
  • грамоты, дипломы.

В процессе освоения программы «Радуга» используются следующие диагностические методики:

Методика диагностики развития личности ребенка

  1. Методика оценки результативности реализации образовательной программы[1] Приложение 1.
  2. Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающихся Приложение 2.
  3. Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя» Приложение 3.

Методики диагностики изменений системы отношений

  1. Методика «Степень участия родителей в образовательном процессе» Приложение 4.

Методики диагностики изменений субъективного уровня:

Достижения детей:

  1. Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающихся Приложение 2.
  2. Методика оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня Приложение 5.

Педагогические достижения:

  1. Методика «Анализ состава обучающихся» Приложение 6.
  2. Методика оценки результатов участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня «Педагогические достижения» Приложение 7.
  3. Методика оценки результативности реализации образовательной программы Приложение 1.

В приложении предлагается описание методик.

Методические материалы

В образовательном процессе используется традиционная форма организации деятельности:

  • учебное занятие.

Методы, используемые на занятиях:

  • словесный (рассказ, беседа)
  • наглядный (показ иллюстраций, видеоматериалов, исполнение упражнений педагогом);
  • практический (работа над упражнениями).

Современные педагогические технологии, используемые на занятиях:

  • здоровье-сберегающие технологии;
  • ИКТ технологии;
  •  электронные образовательные ресурсы;
  • игровые технологии.

Учебно-методический комплекс программы состоит из трех компонентов:

1. учебные и методические пособия для педагога и обучающихся ( списки литературы и интернет-источники, необходимые для работы педагога и обучающихся)

2. система средств обучения;

3. система средств контроля результативности обучения.( диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей.).

Организационно-педагогические средства

  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (1 ‒ й, ,);
  • здоровье сберегающие технологии: гимнастика для глаз, гимнастика для рук.

Дидактические средства:

1. Цветовой круг

2. Образцы графических и живописных работ, аппликаций, коллажей, работ в технике бумажной пластики;

3. Иллюстративный материал к темам программы

  • игровые технологии «У оленя », «Пальчики», «Море»;
  • тематические папки (подборки к занятиям);
  • методическая разработка «Направления реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • методическая разработка «Особенности метода проектной деятельности в работе учреждения дополнительного образования»;
  • статья для родителей «Развитие творческого потенциала детей на занятиях дополнительного образования»;
  • презентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ли Н.Г., «Основы учебного академического рисунка», 2017
  2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1963.
  3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
  1. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
  2. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика. М., 1987.
  3. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М.,1978.
  4. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. М.,1976.

[1] Шаршакова Л.Б., Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.

из опыта работы ГБУ ДО ДДЮТ Красносельского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...