Календарно-тематический план по изобразительному искусству 3 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Бурда Наталья Анатольевна

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 3 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_izo_3_klass_fgos.docx74.37 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник: «Изобразительное искусство». 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Календарно-тематический план

3 класс изобразительное искусство

№ п/п

Тема

  Кол. час

Дата  

Основные элементы содержание и виды деятельности.

Планируемые результаты

Формируемые

Базовые учебные действия

Материально техническое и информационное обеспечение

Примечание

план

факт  

Предметные

Личностные

 3 класс Рисуют мальчики и девочки. 34 часа

Особое место среди различных видов изобразительной деятельности принадлежит рисованию. Детское изобразительное творчество направлено на изображение окружающей действительности. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Мальчики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транспортные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, природу. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же — к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украшения

1.

Наблюдаем за природой. 9 ч.

1

Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Беседа на заданную тему .

1

Так бывает в природе... Все спокойно, светит солнце. И вдруг небо нахмурится, набегут облака, подует сильный ветер. Изменения в природе. Деревья осенью. Голые ветви деревьев. Сильный порывистый ветер. Облетают листочки. Настроение. Грустно. Наблюдение за изменениями погоды, состоянием природы. Уточнение и систематизация знаний обучающихся об осени. Развитие умения связно отвечать на поставленные вопросы. Обобщение и систематизация знаний детей о сезонном явлении — осени. Обучение

изменениями

в

Наблюдать за

природе.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду, внимательно слушать рассказ учителя.

Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.

Понимать, что времена года сменяют друг друга. Процесс называется сезонными изменениями сравнению, обобщению признаков осени. Понятие «Золотая осень». Воспитание любви к живой и неживой природе.

Задание: отвечать на вопросы учителя по теме урока. Находить правильный ответ среди предложенных вариантов. Рассматривать работы детей, выполненные в технике лепки и в рисунке, выражать свое отношение к работам.

Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы по теме.

Рассматривать работы детей и выражать свое отношение к ним.

Учиться любить живую и неживую природу

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

Обеспечивать готовность ребенка к принятию новой роли ученика;

вступать в контакт и работать в коллективе

иллюстрации (осенние пейзажи). Рисунки, работы, выполненные детьми в технике лепки на осеннюю тематику. Бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений

2.

 Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка. Рисование

1

Разговор о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени. Погода летом. Небо голубое, лишь кое-где небольшие облака. Кратковременные дожди, теплые. Много ясных дней. Изменение погоды осенью. Небо затянуто облаками, кажется низким. Дожди затяжные. Холодно. Постоянно облачно, пасмурно. Сравнение. Деревья склоняются от сильного ветра. Листья летят.

Задание: лепка и рисование картинки.  Деревья склоняются от сильного ветра, листья летят.

Уметь сравнить и обосновать

разницу между состоянием природы летом и осенью.

Понимать, что в природе происходят сезонные изменения.

Уметь описывать природу летом и осенью, называя основные признаки.

Изображать и лепить картинку, глядя на предложенный учителем образец.

Овладевать живописными навыками работы цветными мелками, используя помощь учителя.

Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки.

Овладевать навыками работы в технике лепки. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

Обеспечивать готовность ребенка к принятию новой роли ученика;

вступать в контакт и работать в коллективе

бумага, цветные мелки, картон, пластилин, стека, образец

3.

.Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Рисование

1

Наступает осень. Поляна среди дубов и берез. Долго, тихо, внимательно слушаем осенний лес. Шорох кругом. Это падают большие дубовые листья. Слышно, как они ударяются о ветки, как приземляются на такие же шумные листья. Ведь земля вся уже покрыта желто-бурым хрустящим ковром. Березовые же листья падают почти бесшумно. Но вдруг — порыв ветра. И сразу много-много листьев срывается с деревьев. Листопад, затяжные дожди. Заморозки, появление инея, густые туманы, ледостав. Птицы собираются в стаи. Отлет птиц в теплые края. Гуси. Журавли. Вожак. Летят клином. Курлыканье. Правильное расположение листа. Соблюдение пропорций. Оценка своей работы, сравнение ее с работой одноклассников.

Задание: рисование картинки. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином.

Уметь описывать природу осенью, называя основные признаки.

Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.

Подумать, как лучше расположить лист бумаги, чтобы показать высоко летящих клином птиц.

Овладевать живописными навыками работы цветными карандашами. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

Использовать в работе сначала простой карандаш, затем цветные карандаши.

Соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций

понимание  на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

бумага, цветные

карандаши, образец

4.

Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование

1

Рассматривание иллюстрации картины А. Венецианова «Жнецы». Жатва. Убирают хлеб. Работа. Мама и сын. Минуты отдыха. Жарко. Отдых. На руку женщины сели две бабочки. Она не двигается, чтобы бабочки не улетели. В руках матери и сына серпы. Серп. Инструмент для работы. Картина художника учит видеть красоту вокруг нас. Красота. Бабочка. Рассматривание бабочки. Два крылышка больших, а под ними — два маленьких. Пары крылышек слева и справа одинаковые. Любование красотой. Выполнение рисунка. Летняя поляна, залитая солнцем. Цветы на поляне. Ромашка и незабудка. Бабочка над цветами. Композиция рисунка. Осевая симметрия. Зеркальное отражение. Строение. Последовательность выполнения рисунка. Выбор цвета. Теплые цвета. Палитра красок. Контраст. Фон.

Задание: рисование картинки. Бабочка. Бабочка и цветы.

рассказывать о настроении, которое художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию картины.

Усвоить такие понятия, как контраст, фон, осевая симметрия.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; представление о собственных возможностях,

осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда

обеспечивают успешную работу на  любом уроке и любом этапе обучения, благодаря им создавать условия для формирования и реализации начальных логических операций;

иллюстрация картины А. Венецианова. Бумага, акварель, образец

5.

Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки

1

Узор — рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней. Создание образа бабочки цветными карандашами, акварелью, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Узор на ткани из бабочек. Трафарет. Пропорции, выбор цвета. Основные, дополнительные цвета. Развитие чувства гармонии и красоты, восприятия цвета. Закрепление знаний основных и дополнительных цветов. Помощь в развитии воображения у детей, поддерживание проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Помощь в развитии творческой индивидуальности, своего творческого «я».

Задание: рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки

Учиться создавать образ бабочки цветными карандашами, акварелью и в технике аппликации, используя графические средства выразительности: пятно, линию.

Усвоить понятие «узор».

Создавать из созданного образа бабочки узор.

Продолжать осваивать технику аппликации.

Усвоить понятие «трафарет», уметь его использовать.

Развивать воображение, фантазию, смелость в изложении собственных замыслов.

Развивать творческую индивидуальность, свое творческое «я».

Сравнивать свою работу с работой окружающих, критически относиться к своей работе

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда

использовать   принятые  ритуалы   социального   взаимодействия   с одноклассниками и учителем; Создание  необходимых для  усвоений  и  использования  знаний  и  умений  в  различных  условиях,

: бумага, акварель, цветные карандаши, трафарет бабочки, образец

6.

. Разные способы изображения бабочек (из пластилиновых шариков, из кусочков цветной бумаги, из

гофрированной бумаги). Бабочка из

гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с бумагой и клеем

1

Яркие, красочные, порхающие. Их полет схож с легким дуновением ветерка. Маленькие, беззащитные и очень хрупкие. Бабочки. Бывает, увидишь ее, и настроение поднимается. Так былюбоваться бесконечно этой нежностью и красотой. Фантазия, идея. Воплощение. Гофрированная бумага. Тонкая, разноцветная, интересно смятая. Сложенный вид. Эстетично. Творчество. Материал для работы. Жатая бумага. Желаемая форма. Сгибание. Скручивание. Объемная поделка. Нарядно. Празднично. Последовательность выполнения. Симметрия. Аккуратность. Контраст. Контур. Заполнение формы. Фон. Шаблон. Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений. Задание: бабочка из гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с бумагой и клеем.

Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы. Выявлять геометрическую формупростого плоскостного тела (бабочки).

Учиться работать с новым материалом — гофрированной бумагой.

Овладевать навыками работы в технике (объемной) аппликации.

Понимать роль цвета в создании аппликации.

Осваивать технику сгибания, скручивания при работе с гофрированной бумагой.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании объемной аппликации.

Оценивать свою деятельность

умение наблюдать красоту окружающей действительности,

адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво)

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

адекватно  использовать  ритуалы  школьного  поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

обращаться за помощью и принимать помощь;

бумага, гофрированная бумага разного цвета, ножницы, клей, шаблон, образец

7.

 Одежда ярких и нежных цветов. Рисование . Одежда ярких и нежных цветов. Рисование

1

Одежда. Защита от неблагоприятных явлений природы. Одежда ярких цветов. Одежда нежных (осветленных) цветов. Палитра. Фон. Картинки. Трафарет. Цвет. Контраст. Разбавление водой. Разбеливание. Техника работы кистью. Тон. Последовательность выполнения работы. Композиция. Центр композиции. Работа с акварельными красками. Эстетика. Учим детей живописными средствами передавать красоту и эстетичность одежды персонажей. Задание: одежда ярких и нежных цветов. Рисование.

Объяснять значение одежды для человека.

Объяснять значение понятий «яркие цвета», «разбеленные цвета».

Участвовать в обсуждении и выборе цвета для одежды мальчика и девочки.

Выполнять работу последовательно, с учетом композиции рисунка. Продолжать учиться пользоваться трафаретом.

Следовать в своей работе условиям творческого задания.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; наблюдать;  

работать  с  учебными  принадлежностями

бумага, акварельные краски, кисти, трафарет, образец

8.

Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна .

1

Акварель. Цветовое пятно. Умение пользоваться родственными сочетаниями цветов (тепло- холодными) и умение лавировать в насыщенности красок. По мере удаления объекты уменьшаются, теряют яркость цвета (насыщенность) и детализацию и наоборот. Вода и акварель. Не надо бояться неправильностей. Очень важно на фоне малонасыщенного цвета иметь область чуть более яркую, это оживляет рисунок. В идеале каждый кусочек живописи имеет вкрапления различных оттенков теплого и холодного, яркого и тусклого, гладкая фактура сменяет грубую. Все это называют контрастом. Игра на сопоставлении противоположностей. Акварель часто дополняют прорисовкой деталей. Палитра. Замысел. Последовательное выполнение работы. Использование помощи учителя при возникновении трудностей.

Задание: рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна.

Понимать значение цветового пятна в рисунке.

Уметь пользоваться родственными сочетаниями цветов.

Понимать, что такое насыщенность цвета.

Не бояться «неправильностей», выполняя работу.

Уяснить понятие «контраст».

Понимать, что такое прорисовка, и учиться ее использовать в работе.

Последовательно выполнять работу согласно замыслу и с учетом композиции.

Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;  отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

бумага, акварельные краски, кисти, фломастеры, образец

9.

Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге. Изобразить

акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу,

листья, цветок

1

Акварельный рисунок «по-сырому» основывается на свойстве воды быть отличным растворителем для красок. Основная идея данного способа заключается в том, что во время рисования «по- сырому» бумагу необходимо постоянно увлажнять. Если бумага чрезмерно влажная, краска будет расплываться и нельзя будет создать цветовые пятна желаемой формы. Необходима специальная бумага для акварели. Рисование акварельными красками по сырой бумаге. Два способа рисования. Особая техника. Превращение одного цвета в другой. Работа по сырой бумаге — «по-сырому». Кисть. Смачивание листа. Прорисовывание кистью на непросохшей бумаге. Процесс выполнения, последовательность. Мазок. Корпус кисти. Последующий, предыдущий. Вливание красок одна в другую.

Задание: рисование акварельной краской кистью посырой бумаге. Изобразить акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок.

сырой бумаге. Изобразить акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок.

Материалы и инструменты: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, фломастеры, образец

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

принимать  цели  и  произвольно  включаться  в  деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Обеспечивать готовность ребенка к принятию новой роли ученика

бумага для акварели, акварельные краски, кисти, фломастеры, образец

2.

Человек в движении. 7ч.

Нужно всячески поддерживать интерес детей к рисованию. Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы дети не слишком сильно сжимали карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений. Поэтому во время уроков с детьми надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и как действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно. Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым, стимуляция работы мелкой моторики, а именно движения пальцами рук — быстрые, медленные, осознанные — приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание, тем быстрее идет процесс развития речи. Рисование, в свою очередь, выполняет сразу несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка

10.

Чего не хватает? Человек стоит, идет, бежит. Рисование, дорисовывание

1

Рассматривание картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег». Изображение человека в движении. Статика. Динамика. Показ движения в технике лепки. Фигура человека. Части тела. Названия частей тела. Человек стоит, идет, бежит. Вертикально. Горизонтально. Наклон. Части тела относительно туловища. Положение туловища пожилого и молодого человека в статике, в динамике. Общее. Разное. Трафарет. Дорисовывание. Рассматривание изображениямужчины, бабушки и мальчика. Показ общего и различного. Обведение по трафарету изображений людей. Дорисовывание на картинках частей тела и одежды людей.

Задание: дорисовывание цветными мелками. Чего не хватает? Человек стоит, идет, бежит

Рассматривать иллюстрации картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых художник изобразил людей в движении, и отвечать на вопросы по теме.

Называть части тела человека.

Показывать, как относительно вертикальной линии расположено тело человека в движении.

Продолжать учиться работать страфаретом.

Усвоить и закрепить понятия: статика (покой), динамика (движение).

Овладевать навыками работы с цветными мелками.

Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому

: бумага, цветные мелки, трафарет, образец

11.

. Зимние игры детей. Лепка из пластилина

1

Рассматривание картин художников А. Дейнеки «Лыжники», Н. Крымова «Зимний пейзаж». Прочтение стихотворения И. Сурикова «Детство». Знакомство с работами детей, выполненными в технике лепки (рельеф на бумаге). Лепка из пластилина фигурок человечков в движении. Дети. Игры зимой. Начальная фигура. Катится с горки. Бежит на лыжах. Лепят снеговиков. Катается на коньках. Едет с горы. На санках. Лепка фигуры. Изменение расположения рук, ног и туловища. Движение. Статика. Динамика.

Задание: зимние игры детей. Лепка из пластилина.

Рассматривать произведения художников, изобразивших зимние игры детей, состояние и настроение природы в зимнем пейзаже.

Находить общее и различное в передаче движения детей, изображения зимних игр и зимнего пейзажа, понимать сути природы и ее значимости для человека.

Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от просмотра иллюстраций картин и рисунков детей.

Выполнять работу в технике лепки (лепка в рельефе).

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций

соотносить  свои  действия  и  их  результаты  с  заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов работать  с  информацией  (понимать  изображение, текст,  устное  высказывание

бумага, пластилин, стека, образец

12.

. Рисование выполненной лепки

1

Продолжение темы «Человек в движении». Внимательное рассматривание вылепленных человечков в движении. Использование этих работ в качестве образца для рисунка. Изображение человека в движении. Динамика. Показ движения в рисунке. Фигура человека. Части тела. Рисование на темы «Мальчик катится с горки на ногах», «Мальчик бежит на лыжах», «Дети лепят снеговиков». Рисование зимней одежды на детях. Раскрашивание одежды. Композиция. Соблюдение пропорций. Соблюдение «планов» рисунка. Передний план. Задний план. Практика работы с красками. Самостоятельная работа детей. Задание: рисование выполненной лепки. Мальчик катится с горки на ногах.

Изображать фигуры детей в движении.

Изображать живописными средствами природу зимой.

Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

Понимать, как изображать фигуру в динамике (движении).

Понимать основы композиции, соблюдать пропорции фигур.

Оценивать свою деятельность

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; представление о собственных возможностях,

осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда

обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика;

понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

бумага, гуашь, кисти, образцы (вылепленные работы, изображающие фигуры в движении)

13.

Дети лепят снеговиков. Рисунок »

1

Снеговик, или, как его еще иногда называют, снежная баба, — один из неотъемлемых атрибутов зимы. Лепка снеговика — зимняя забава, знакомая всем с детства. Рисование процесса лепки снеговика. Лепка снеговика детьми. Фигура человека. Части тела. Рисование в определенной последовательности, по порядку. Рисование зимней одежды на детях. Раскрашивание одежды. Композиция. Соблюдение пропорций. Соблюдение «планов» рисунка. Передний план. Задний план. На переднем плане — изображение детей в процессе лепки. На заднем плане — изображение деревьев. Деревья зимой. Голые ветви. Работа акварельными красками. Осветленные цвета. Задание: дети лепят снеговиков. Рисунок.

Объяснять, как выглядит снеговик. Знать, как называются части человеческой фигуры.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике рисунка.

Овладевать живописными навыками работы в технике акварели.

Соблюдать пропорции при изображении детей на рисунке.

Соблюдать плановость (задний, передний планы), при создании рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда

положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию обеспечивают  способность  вступать  в  коммуникацию  со  взрослыми  и  сверстниками в процессе обучения;

бумага, акварельные краски, кисти, образцы

14.

Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и черной гуашью

1

Время года зима. Способы изображения. Рассматривание иллюстрации картины П. Митурича «Сухое дерево» и рисунков своих сверстников. Язык художественных материалов (гуашь) и художественный образ. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека. Форма. Место расположения предметов. Черная, серая краски. Гуашь черная. Уголь. Смешивание красок. Результат смешивания. Светлее. Темнее. Цветная картинка. Черно-белая картинка. Поэтапное выполнение работы. Фигура лыжника, рисуем, используя опыт, полученный на предыдущих уроках. Пропорции. Сравнивание своей работы с работой одноклассников. Задание: деревья зимой в лесу (Лыжника). Рисование цветной и черной гуашью.

Отличать особенности техники работы с краской гуашь от техники работы акварелью.

Выполнять эскиз живописного фона для зимнего пейзажа.

Представлять мотив этого пейзажа (зимний) и близкий для его настроения колорит. Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи радостного солнечного зимнего состояния природы.

Прорисовывать детали кистью (целиком и концом кисти), фломастером.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

обеспечивают успешную работу на  любом уроке и любом этапе обучения, благодаря им создавать условия для формирования и реализации начальных логических операций;

бумага, гуашь, кисти, фломастер, образец

15.

Рисование угольком. Зима .

1

Рассматривание иллюстрации картины К. Коро. «Чтение под деревьями». Рисование угольком. Разные художественные материалы в работе художника. Гуашь, мелки, уголек. Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы - круглые, граненые. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие, и маленькие. Рисуя угольком, художники использует линии, штрихи, мазки и растушевку. Разные способы растушевки. Аккуратность в работе. Палец, ватный диск, палочка, кусочек бумаги. Рисование углем. Растушевка. Переходы от темного к светлому. Поэтапное выполнение работы.

Задание: рисование угольком. Зима.

Знать разные художественные материалы (гуашь, акварель, мелки, уголь).

Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку) деревьев зимой.

Применять выразительные графические средства в работе (пятно, силуэт, контур).

Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому (зимнее состояние природа, красота природы).

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей работы

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

которые необходимы для  усвоения  и  использования  знаний  и  умений  в  различных  условиях,  составляют  основу  для  дальнейшего  формирования логического мышления школьников

бумага, уголь, образец

16.

Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки

1

Каргополье — маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, — стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родились и сохранились до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Каргопольская игрушка. Лошадка. Подготовка пластилина к работе. Цвета пластилина. Части тела лошадки. Туловище. Шея. Голова. Уши. Хвост. Ноги. Последовательное выполнение работы. Соединение частей в одно целое. Совмещение. Примазывание. Уточнение деталей. Пропорции. Внешний вид. Рисование вылепленной фигурки. Композиция рисунка.

Задание: лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки.

Познакомиться с каргопольской игрушкой, промыслом.

Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Проявлять интерес к лепке, рисунку.

Изображать предметы (каргапольские лошадки), предложенные учителем.

Уметь находить центр композиции рисунка.

Уметь создавать предметы (лепить лошадок), состоящие из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Изображать пластичными средствами каргопольскую лошадку. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать навыками работы с акварелью и пластичным материалом

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

адекватно  использовать  ритуалы  школьного  поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

бумага, картон, пластилин, стека, акварельные краски, кисти, образец

3.

Натюрморт, пейзаж, орнамент. 10 ч.

Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Рисунок — зеркало чувств, зрелости, развитости. Из шедевров маленького художника можно узнать многое. Главное — научиться «читать» его сообщения. Психологи считают, что детские рисунки представляют огромный интерес для понимания их чувств и личностных особенностей, выражения отношений с семьей и внешним миром. Если мы хотим понять, что хочет сказать ребенок своими рисунками, то прежде всего должны предоставить ему свободу творчества. Под рукой у маленького творца всегда должны быть бумага и карандаш. Рисунок не стоит критиковать, наоборот, следует хвалить ребенка. И это будет прекрасным стимулом для дальнейшего творчества

17.

Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова. Рисунок »

1

Рисование. Сюжет. Один и тот же сюжет каждый нарисует по-своему. Подбор красок, форм и линии, созвучных представлению автора, его представлению, ощущению, настроению. Рисование сюжета «в голове». Рабочий рисунок. Отражение на бумаге мыслей и чувств автора. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, образ, тон, форма, объем, пространство (перспектива), симметрия, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. В сюжетной картинке дети языком искусства (рисованием) пытаются рассказать (показать) то, что хотят выразить. Лес. Лошадка, везущая тяжелый груз (дрова). Небо. Много снега. Сугробы. Идти тяжело. Пропорции. Оценка своей деятельности.

Задание: лошадка везет из леса сухие ветки, дрова. Рисунок.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы с живописными материалами (акварель).

Характеризовать красоту природы, зимнее состояние природы.

Изображать характерные особенности деревьев зимой, тщательно прорисовывать все детали рисунка.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа зимней природы.

Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка.

Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

доброжелательно  относиться, сопереживать,        конструктивно взаимодействовать с людьми.

принимать  цели  и  произвольно  включаться  в  деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

бумага, акварель, кисти, образец

18.

Натюрморт: кружка, яблоко, груша

1

Продолжение знакомства с понятием «натюрморт». Натюрморт — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве. Развитие художественных навыков при создании натюрмортов на основе красивых композиций из овощей и фруктов. Изображение фруктов и кружки. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Разглядывание предметов, находящихся рядом. Рассматривание иллюстраций картин известных художников И. Грабаря Натюрморт», П. Сезанна «Персики и груши». Рассматривание и рассуждение: что спереди, что сзади, что загораживает. Изготовление аппликации натюрморта. Зарисовка аппликации. Композиция. Соблюдение пропорций. Аккуратное выполнение работы. Раскрашивание рисунка акварельными красками.

Задание: натюрморт: кружка, яблоко, груша. Аппликация, зарисовка аппликации.

Отвечать, как называются картины, представленные учителем для показа.

Называть фамилии художников, которые их написали.

Рассматривать картины художников и отвечать на вопросы по их содержанию.

Уметь называть фрукты, разные по цвету и форме.

Понимать, что такое натюрморт Изображать живописными средствами разные фрукты и кружку. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать живописными навыками работы акварелью и в технике аппликации

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому

бумага, акварель, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, образец

19.

. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. Рисунок по описанию »

1

Выражение в рисунках представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Рисование по описанию. Изба (дом лесника). Лесник — тот, кто живет среди леса, охраняет его. Лес. Деревья. Вспоминаем уже знакомые темы (рисование дома, дерева). Человек, идущий по дорожке. Фигура человека. Части тела. Человек идет. Движение, динамика. Рассуждаем. Что спереди, что сзади, что загораживает? Справа, слева, ниже, выше, ближе, дальше. Композиция рисунка. Планы. Передний, дальний. Поэтапное ведение рисунка. Анализ формы предметов. Графическая работа. Работа с акварельными красками. Выбор необходимых цветов. Аккуратность. Сравнить свою работу с работами одноклассников. Сделать выводы о качестве работы.

Задание: деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. Рисунок по описанию.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей.

Развивать навыки работы с живописными материалами (акварель).

Характеризовать красоту природы, зимнее состояние природы.

Изображать характерные особенности деревьев зимой, тщательно прорисовывать все детали рисунка.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа зимней природы.

Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка.

Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

соотносить  свои  действия  и  их  результаты  с  заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

бумага, акварельные краски, кисти, образец

20.

. Элементы косовской росписи. Рисование »

1

Косов — небольшой городок на Украине. В этих местах много гончарной глины (глины, из которой лепят глиняную посуду, игрушки). Изделия народных мастеров известны повсюду. Их называют косовской керамикой. Изделия — это кувшины, миски, тарелки, вазы, посуда для питья и глиняные игрушки. Некоторые мастера делают свистульки в виде кукушек, фигурки людей. Люди используют все эти предметы в своей жизни. Сначала изделия лепят из глины, затем обжигают в печке. Мастера украшают свои работы орнаментом (узором). Узор заполняет почти всю форму предмета. Цвета косовской керамики - белый (воздух), желтый (солнце), зеленый (живая природа), коричневый (земля), которые эффектно выделяются на белом или бледно-желтом фоне, слегка контрастируя с ним. Рисунки создаются из точечек, ромбиков, волнистых линий, черточек, лепестков фантастических форм. Из этих простых элементов получаются замысловатые узоры и орнаментальные полосы из геометрических мотивов. Рисование элементов косовской росписи. Квадратная форма. Заполнение формы. Симметрия. Центр композиции. Выбор необходимого цвета. Задание: элементы косовской росписи. Рисование.

Знать название города, где изготавливают косовскую керамику.

Называть изделия косовской керамики.

Использовать линию, точку, пятно как основу изобразительного образа для выполнения узора косовской росписи на плоскости листа. Если задание самостоятельно выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Видеть зрительную метафору - образ будущего изображения.

Овладевать первичными навыками в создании косовской росписи в технике акварели Усвоить понятие «узор» («орнамент»).

Создавать изображения на основе точечек, ромбиков, волнистых линий, черточек — простых элементов косовской росписи.

Сравнивать свою работу с работой одноклассников

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

работать  с  информацией  (понимать  изображение, текст,  устное  высказывание,  элементарное  схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

бумага, акварельные краски, кисти, образец

21.

. Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью »

1

Понятия «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов — вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Силуэт

—        это плоскостное изображение. В данном случае

—        плоскостное изображение сосуда. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. Шаблон. Шаблон силуэта из белого картона. Размышление над выбором элементов косовской росписи для украшения выбранного изделия. Роспись. Этапы выполнения росписи. Композиция рисунка. Центр композиции. Подбор необходимых цветов, характерных для косовской росписи. Развитие художественных навыков при создании росписи  выбранного силуэта. Творческие умения и навыки работы художественными средствами (акварель). Аккуратность при выполнении работы. Задание: сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью.

Усвоить понятия: сосуд, силуэт, узор, орнамент.

Знать, что такое роспись.

Украшать силуэт сосуда элементами косовской росписи.

Размышлять над выбором элементов косовской росписи для украшения изделия.

Овладевать живописными навыками работы акварелью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю. Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой других

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика;

бумага, акварельные краски, кисти, образец

22.

. Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование. »

1

Формирование приемов свободной кистевой росписи. Развитие навыков композиционного решения рисунка. Воспитание интереса к традициям своего народа. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. Шаблон силуэта из белого картона (круг). Размышление над выбором элементов косовской росписи для украшения выбранного изделия. Роспись. Этапы выполнения росписи. Деление окружности на части (с помощью учителя). Составление мотива из одного или нескольких элементов. Вписывание его в одну из частей круга. Последовательное выполнение работы. Подбор необходимых цветов, характерных для косовской росписи. Выполнение орнамента в цвете.

Задание: украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование.

Овладевать приемами свободной кистевой росписи.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Усвоить такие понятия, как элемент росписи, силуэт.

Соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

бумага, акварельные краски, кисти, образец

23.

Сказочная птица. Рисование »

1

Рассказ о художнике И. Билибине, рассматривание иллюстраций художника. Рассматривание «сказочной птицы» на разных иллюстрациях И. Билибина: «Иван-Царевич и жар-птица», «Дети и белая уточка», «Царевна-лягушка». Наблюдение красивых ярких птиц. В зоопарке, по телевизору, в журналах и книгах. Сравнение изображения жар- птицы, плывущих лебедей с фотографиями птиц в природе. Рассматривание того, как художник изобразил, какими средствами художественной выразительности, части тела сказочных птиц, их оперение. Изучение частей тела птиц, живущих в природе. Подбор необходимых красок для изображений птиц. Последовательность выполнения работы. Анализ формы частей. Выполнение работы с учетом композиции и соблюдением пропорций. Задание: сказочная птица. Рисование.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Знать имя художника И. Билибина.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художника.

Наблюдать красивых ярких птиц в зоопарке, в журналах, книгах.

Рассуждать о средствах выразительности, которые использует художник для достижения цельности композиции.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

воспитание  эстетических потребностей, ценностей и чувств умение  наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое

 проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

бумага, акварельные краски, кисти, образец

24.

. Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка

1

Знакомство учащихся с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения, которые И. Билибин использовал в своих работах. Выполнение орнаментальной композиции. Рассказ учителя об отражении элементов природы в произведениях художника, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов. Создание условий для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно- декоративные. Совершенствование навыков работы разнообразной линией, связанной с созданием рисунка в композиции изделия. Создание условий для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности. Воспитание бережного отношения к родной природе. Украшение рамки для рисунка «Сказочная птица» красивым узором. Рамка. Части узора. Размышление о том, какие части узора лучше использовать, чтобы создаваемый рисунок был еще более необычным, сказочным, красивым. Задание: сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка.

Познакомиться с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения.

Выполнить орнаментальную композицию.

Слушать внимательно рассказ учителя об отражении элементов природы в произведениях художника.

Развивать умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные.

Совершенствовать навык работы разнообразной линией, связанной с созданием рисунка в композиции.

Украшать рамку для рисунка «Сказочная птица» красивым узором.

Размышлять о выборе элементов узора для создания целой композиции работы.

Овладевать навыками работы в технике акварели. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

использовать   принятые  ритуалы   социального   взаимодействия   с одноклассниками и учителем;

бумага, акварельные краски, кисти, образец

25.

Встречай птиц — вешай скворечники! Лепка, рисунок

1

Весна. С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. До свидания, зима! Весна наступает! Встречай птиц! Вешай скворечник! Рассматривание картин художников И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Лес весной». Обсуждение. Средства художественной выразительности для создания картин весенней природы. Рассматривание рисунков детей. Процесс лепки. Лепка фигурки человека. Динамика, движение. Рисование картинки, на которой дети встречают птиц. Скворечник. Домик для птиц. Эстетическое восприятие деталей природы. Использование этого опыта наблюдения в изображении детей, встречающих птиц. Работа с акварельными красками, пластилином

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Характеризовать красоту весенней природы.

Изображать и лепить детей, встречающих птиц, глядя на работы художников И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина работы детей, предложенных учителем для показа.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для создания образа весенней природы.

Овладевать навыками работы в технике лепки. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

воспитание эстетических потребностей,

ценностей и чувств умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

доброжелательно  относиться, сопереживать,        конструктивно взаимодействовать с людьми.

акварельные краски, пластилин

26.

. Закладка для книги. С использованием картофельного штампа.

1

Ритм. Ритм — это повторение, равномерное чередование повторяющихся фигур, оттенков цвета через определенные интервалы (промежутки). Группу таких объектов называют ритмическим рядом. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ряде называются интервалами. Наблюдение ритма везде: в себе, природе, вокруг себя. Смена в ритме (чередуются): день с ночью, времена года (весна, лето, осень, зима). Украшение художниками предметов для нашей жизни (ткань, посуда, мебель и т. д.) узорами. Стремление людей в орнаментах (узорах) использовать ритмическое расположение разных форм и повторение цвета. Разные узоры в закладках для книги. Картофельный штамп. Процесс изготовления. процесс работы. Элементы узора. Изготовление закладки для книг с использованием штампа. Творческие умения и навыки в работе акварельными красками. Любование красотой цвета и формы, созданных при помощи штампа. Усвоение понятий (ритм, ритмично, повторение, чередование, элементы узора). Оценка своей деятельности. Сравнение своей работы с работой окружающих.

Задание: закладка для книги. С использованием картофельного штампа. Рисование.

Наблюдать ритм в природе, в себе, вокруг себя. Рассматривать работы художников, Понимать стремление людей украшать предметы ритмическим узором, создавать красоту.

Рассматривать разные узоры в закладках для книги, предложенные учителем.

Усвоить понятия (ритм, ритмично, повторение, чередование, элементы узора, штамп).

Запоминать процесс изготовления штампа.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво)

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

бумага, картофель (1 шт.) акварельные краски, образец        

украшающих предметы для нашей жизни ритмическим узором.

4.

Красота вокруг нас 9 ч 

Дети рисуют то, что видят вокруг, что волнует их. Рисунок - проекция переживаний и чувств ребенка. Детский рисунок — это не только графические навыки, это прежде всего выражение чувств ребенка. Роль цвета в рисунках детей огромна. С детьми надо обязательно обсуждать, какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки фломастер или кисть и рисовать

27.

. Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора

1

Диалог об искусстве. Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Определение понятия «посуда». (Посуда — обобщенное название предметов, используемых для приготовления, приема и хранения пищи.) Украшение посуды. Рассматривание растительных элементов для украшения посуды. Художественный образ цветов в росписи посуды. Способы организации композиции растительной (цветочной) росписи в посуде («букет в центре», «букет враскидку», «букет с угла», «венок»). Размышление о красоте, украшении. Эмоциональное состояние человека при взгляде на посуду с красивой росписью. Творческое задание с использованием различных приемов росписи. Рисование элементов узора. Аккуратность. Выбор необходимых цветов.

Задание: беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора.

Принимать активное участие в беседе: внимательно слушать рассказ учителя, отвечать на поставленные вопросы.

Характеризовать художественные изделия — посуду с росписью, выполненную народными мастерами.

Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно- прикладном искусстве.

Объяснять значение понятия «декоративность».

Исполнять творческое задание согласно условиям.

Выражать в творческой работе свое отношение к красоте природы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

доброжелательно  относиться, сопереживать,        конструктивно взаимодействовать с людьми.

образцы посуды с росписью, бумага, кисти, акварель

28.

Украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, тарелки). Аппликация

1

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ цветов в росписи посуды. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация. Определение понятия «посуда». (Посуда — обобщенное название предметов, используемых для приготовления, приема и хранения пищи.) Украшение посуды. Рассматривание растительных элементов для украшения посуды. Эмоциональное состояние человека при взгляде на посуду с красивой росписью. Творческое задание с использованием различных приемов аппликации. Выполнение узора для украшения из элементов узора в технике аппликации. Аккуратность. Выбор необходимых цветов бумаги. Понятия: орнамент, элементы (части) узора, симметрия, центр симметрии. Последовательность выполнения работы.

Задание: украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, тарелки). Аппликация.

Объяснять значение понятий «декоративность» и «изменение» (трансформация).

Определять центр композиции и характер расположения растительных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета.

Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи способом аппликации приемов трансформации природных форм в декоративные.

Прослеживать связь декора с формой оформляемого предмета, композиционное разнообразие цветочных мотивов в изделиях.

Исполнять творческое задание согласно условиям.

Выражать в творческой работе свое отношение к красоте природы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений

сотрудничать  со  взрослыми    и   сверстниками    в   разных социальных ситуациях;

образцы изображений посуды с росписью, цветная бумага, ножницы, образцы, шаблоны, трафареты

29.

Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к празднику Пасхи. Рисование. Беседа на тему.

1

Пасха. Рассуждение о православном празднике. Весна. Возрождение природы. Радуйся святому празднику Пасхи! Подготовка к празднику. Традиции. Кулич. Пасха. Крашеные яйца. Яйцо — это символ жизни, ее возрождения. Пасхальные яйца — писанки. Писанки — яйца, расписанные народными мастерами. Пасха. Украшение узором яиц к празднику Пасхи. Знакомство с понятиями: роспись, расписывать, орнамент, пасхальное яйцо. Роспись кистью гуашью. Придумывание орнамента (узора) для украшения пасхального яйца. Задание: святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к празднику Пасхи. Рисование. Беседа на тему.

Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).

Усвоить понятия: роспись, расписывать, орнамент, Пасха, пасхальное яйцо.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой других

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств умение наблюдать красоту окружающей действительности

 адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

работать  с  информацией  (понимать  изображение, текст,  устное  высказывание,  элементарное  схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

образцы изображений (силуэтов) яиц с росписью, гуашь, кисти, бумага

30.

. Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи. Рисование

1

Беседа. Городецкая роспись. Красота. Город Городец. Украшение жилища. Украшение предметов быта, игрушек. Народные мастера. Сказочные, декоративные элементы росписи. Узоры из цветов и листьев. Изображения. Обведение рисунков белыми и черными линиями. Искусство мастеров. Ставни. Работу выполнять поэтапно, аккуратно. Оценивать свою деятельность.

Задание: элементы городецкой росписи. Рисование.

Овладевать живописными

навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю .Высказывать свое мнение о средствах выразительности, которые используют художники — народные мастера для достижения цельности композиции, передачи колорита.

Анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки — теплые или холодные, контрастные или нюансные) .

Понимать и объяснять смысл понятия «городецкая роспись».

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, колорита.

Оценка своей деятельности

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

бумага, гуашь, кисти, образцы росписи

31.

Кухонная доска. Рисование. Украшение силуэта доски городецкой росписью

1

Украшай свое жилище красивыми предметами. Городецкая роспиь яркая, лаконичная. Графическая обводка белая и черная. Характерные рисунки — растения, животные, жанровые сценки. Цвет красный, розовый, синий, голубой, зеленый; фон — желтый. Русский орнамент. Своеобразие. Роспись украшает детскую мебель, прялки, посуду, сувениры, кухонные доски. Кухонная доска с городецкой росписью. Силуэт. Силуэт доски из желтой бумаги. Помощь учителя при вырезании формы (силуэта) доски. Использование частей (образцов) росписи. Цвета. Составные цвета, осветленные. Гуашь. Вспоминаем технику работы гуашью. Гуашь - краска, разводящаяся водой, но тем не менее сохраняющая свой цвет даже при максимальной концентрации воды; один цвет краски легко можно перекрыть другим, в большей или меньшей мере контрастным. При рисовании гуашью рекомендуется использовать белила, цвет выйдет более насыщенным. Соблюдение композиции рисунка, пропорций. Обсуждение работ.

Задание: кухонная доска. Рисование. Украшение силуэта доски городецкой росписью.

Работать по по образцу, в технике гуаши.

Определять местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции.

Изображать узоры росписи, используя составные, осветленные цвета.

Применять знания о композиции. Использовать приемы композиции рисунка росписи (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра).

Применять выразительные живописные и графические средства в работе.

Выполнять творческое задание согласно условиям.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

Обеспечивать готовность ребенка к принятию новой роли ученика;

вступать в контакт и работать в коллективе

бумага, цветная (желтая бумага), ножницы, гуашь, кисти, образцы росписи

32.

Иллюстрация в книге. Беседа на заданную тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки «Колобок»

1

Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов. Углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора детьми книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию детьми литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности. Вспомним сказку «Колобок». Главная мысль сказки «Колобок» — о послушании. Нельзя убегать и не слушаться взрослых.        Самонадеянность,

доверчивость и легкомыслие добра не приносят. На каждого хитреца найдется еще более умный плут (обманщик). Нужно помнить и о том, что лесть (обман) никогда не бывает искренней. Настоящий друг никогда не притворяется. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Задание: иллюстрация в книге. Беседа на заданную тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки «Колобок»

Рассматривать иллюстрации в книгах, запечатлевшие образы сказочных героев.

Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев.

Различать средства художественной выразительности в творчестве Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения впечатления фантастических превращений и необычных событий, сказочности композиции; о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ в характеристике сказочного героя.

Понимать условность и субъективность сказочного художественного образа.

Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в книжной графике (в сказках), роли цвета в характеристике сказочного героя, средств художественной выразительности для передачи сказочности происходящих событий и действий

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

понимание  на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

детские книги с иллюстрациями к сказкам. Сказка «Колобок»

художников-иллюстраторов — мастеров книжной графики.

(книга с иллюстрациями), рисунки детей к сказке «Колобок»

33.

Эпизод из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне. Укрась ставни городецкой росписью. Раскрась рисунок красками гуашь

1

Вспоминание. Сказка «Колобок». Эпизод. Подоконник. Окно. Ставни открыты. Красивые ставни. Украшены городецкой росписью. Колобок лежит на подоконнике, на полотенце. Изображение сказочного мира. Мир сказки. Воссоздание мира на бумаге. Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса. Выражение в образах искусства нравственного выбора отдельного человека. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности. Разработка фольклорной темы. Воздействие народного искусства на творчество мастеров книжной графики.

Задание: вспоминание эпизода из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне. Укрась ставни городецкой росписью. Поэтапное выполнение работы. Оценивать свою работу.»

Повторять и варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои впечатления от сказочного сюжета.

Учиться поэтичному видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.

Создавать иллюстрацию к сказке «Колобок».

Оценка своей деятельности

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений

Обеспечивать готовность ребенка к принятию новой роли ученика;

вступать в контакт и работать в коллективе

бумага, гуашь, кисти, образцы росписи, иллюстрации из сказки «Колобок

34.

Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами.

«Летом за грибами!» Лепка. Рисование. Завершающее задание

1

Беседа о лете, летнем отдыхе, походах в лес за грибами. Хорошо летом! Золотые лучи солнца щедро льются на землю. Голубой ленточкой убегает вдаль река. Лес стоит в праздничном летнем убранстве. Цветы — лиловые, желтые, голубые — разбрелись по полянкам, опушкам. Рассматривание картины А. Пластова «Летом». Жаркое лето. Опушка леса. Под березой в тени. Грибники: женщина и девочка, рядом собака. Корзина и ведро, полные грибов. Люди устали. Девочка ест землянику с веточек. Рассматривание работ детей на тему «Лето». Лепка людей- грибников. Разные позы. Идет. Срывает гриб. Сидит. Отдыхает. Рисование по вылепленной картинке. Раскрашивание акварельной краской. Композиция. Сюжет. Поэтапное выполнение работ. Аккуратность. Оценка своей работы. Задание: «Летом за грибами!» Лепка. Рисование.

Рассматривать картину художника А. Пластова.

Рассказывать о содержании картины по наводящим вопросам.

Участвовать в обсуждении картины, приводить примеры из жизни, соответствующие сюжету картинки.

Изображать и лепить картинку «Летом за грибами!», глядя на образец.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя. Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для создания рисунка «Летом за грибами!»

Овладевать навыками работы в технике лепки и акварели. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

понимание  на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

бумага, кисти, акварель, пластилин, картон, стека, иллюстрация картины А. Пластова «Лето»        

34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС  для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Тематический план изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Тематический план изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 1 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 1 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 2 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 2 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 4 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 4 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Календарно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...