Урок изобразительного искусства. «Изображение предметного мира – натюрморт»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Андриевская Ирина Анатольевна

Проект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc638.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства для 6 класса.

Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт»

https://kasper-sudak.ru/wp-content/uploads/2018/02/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C.png

Цель: развивать умение творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности жанра натюрморта.

Личностные: формировать интерес к искусству, уметь выражать эмоциональное отношение к произведениям искусства

Метапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замысел

Задачи:

  • знать понятие «натюрморт»
  • иметь представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства
  • уметь анализировать произведения искусства в жанре натюрморта
  • знать понятия «колорит», «контраст».
  • владеть навыками изображения элементов в соответствии с идейным замыслом
  • владеть навыками колористического решения натюрморта

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся:

Использова-ние ИКТ

Организацион-ный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся.

Мотивация

Постановка задачи урока

 

Целеполагание

Практическая работа

Оценивание

Выставка рисунков

Что стоит передо мной на столе?

Как это можно назвать одним словом?

Как по вашему, какое это имеет отношение к нашему уроку?

Давайте вспомним, что такое натюрморт.

Задача каждого произведения

Изобразительного искусства рассказать зрителю, созерцателю о чём-то. О чём вам рассказали эти натюрморты?

Натюрморт –может быть частью какой-то картины.

Найдите натюрморт .

Придумайте название натюрморту.

Правильно ли составлен натюрморт?

Для того, чтобы мы не совершали этих ошибок, я предлагаю их повторить.

Правила выбора композиции листа. Нахождение центра листа.Закон композиционного равновесия

Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, расположены так, чтобы возникло ощущение, что они водят хоровод вокруг главного предмета. Вместе все предметы вписываются в фигуру: треугольник, круг или квадрат.  Композиционный  центр совсем не обязательно совпадает с центром.

Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить - натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия.

Закон использования цвета. Существенную роль в натюрморте играет фон. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль.

+ облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.

Ненавязчивый задний план, он только дополняет, а не главенствует.

 Дело дошло до цветового решения - колорита… Колорит играет большую роль в любой живописной работе. На что будет влиять цветовое решение?

Оказывается наше настроение передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение(веселое, радостное). Приглушенные , смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый- грусть, покой, размышление.  Цвета темные, холодные,- создадут настроение горя, несчастья.

План работы над картиной

-Разметка листа

-Создание фона

-Рисование вазы

-Рисование букета сирени

Оценивание работ осуществляется по критериям

Тема нашего урока «Живописный натюрморт»

Вот он у меня какой красивый! Нравится?

А какое название можно дать моему натюрморту?

А почему такое название?

Составляя натюрморт, я придерживалась каких-либо  правил?

Натюрморт

Мы начали работу над натюрмортом

Нет, нарушены законы изображения

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Целеполагание

Натюрморт просто так не нарисуешь, нужно соблюдать правила, приемы, средства композиции.

Возникает вопрос: - Над чем будем работать на уроке?

Т. е. создадим свой натюрморт с соблюдением правил.

Что такое натюрморт? Какое из определений верное?

А второе определение, какого жанра?

То есть мы будем изображать мир вещей.

Рисовать натюрморт по правилам

1

Пейзаж

4 слайд

5 слайд

Обобщение материала.

поэтапное выполнение натюрморта

 

Работа с репродукциями

Дайте название натюрмортам.

С названием работ  художников вы быстро определились. Почему моему натюрморту было сложно дать название?

1. Набор  предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.

Поэтому когда мы начинаем работу над натюрмортом мы должны определиться с темой. (запись на доске: 1. Тема)

Давайте исправим, уберем ненужные предметы в моем натюрморте.

2.  Мы устранили ошибку в содержании, а в композиционном решении есть проблемы, предметы правильно расположены на листе?

Обратимся к композициям известных художников

2. Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, расположены так, чтобы возникло ощущение, что они водят хоровод вокруг главного предмета. Вместе все предметы вписываются в фигуру: треугольник, круг или квадрат.  Композиционный  центр совсем не обязательно совпадает с центром.

Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить - натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия.

 3. В каком из натюрмортов выдержано равновесие?

Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга.

В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

 (2. Композиция)

Возвращаемся к неправильному натюрморту, исправляем

4. Существенную роль в натюрморте играет фон. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль.

+ облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.

Ненавязчивый задний план, он только дополняет, а не главенствует.

5. Дело дошло до цветового решения - колорита… Колорит играет большую роль в любой живописной работе. На что будет влиять цветовое решение?

Какой колорит данных композиций?

6. Чтобы предметы приобрели форму для этого нужно использовать законы перспективы при рисунке кубических форм и округлых - цилиндрических.

На каком рисунке все предметы правильно построены?

7. Восприятию формы помогает еще разбивка предметов на светотень.

Итак, мы поэтапно разобрали работу над натюрмортом, выделили правила, средства композиции, записали ключевые слова.

 

А какой натюрморт для вас интереснее изобразить с натуры или придуманный?

 Как можно сделать так чтобы мы могли совместить два варианта и с натуры и придуманный?

Нет сюжета

Нет темы…

Цветом можно создать настроение

(теплый, холодный, контрастный)

Нет

Поставить корзину с подсолнухами в центр и яблоко с подсолнухом приблизить к корзине.

Гл. предметом

 

6-12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Выбор темы

Времена года

Составление плана работы

43 слайд

Итог урока

Анализ работы

Рефлексия

Оценивание работы

Рефлексия

Вывод

- Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать жизнь вещей в рисунке и свое отношение к натюрморту.

Карточки оценивания др. др.

На тарелки положите яблоки

 если вы видите  + от урока, то красное спелое яблоко

Если ничего нового то зеленое

Если хочется еще получить информацию и поработать на уроках в этом жанре, то кладем желтое яблоко.

Все мы видим появившийся натюрморт с яблоками….

 

Мини-выставка

Рассказ 4 групп учащихся о своей работе

44-45 слайд

Представление рисунка

1 Тема, название

2. Композиционное решение. Почему изображены эти предметы в твоем рисунке.

3. Почему используется такой колорит (цвет) в твоем рисунке.

4. Как оцениваешь свою работу.

Лист оценивания.

Критерии

баллы

1

Соответствие предметов  теме, сюжету

2

Композиция натюрморта - правильное расположение предметов

3

Построение предметов (перспектива кубических и цилиндрических форм)

4

Освещение, объем предметов

5

Колорит (цвет) соответствует настроению натюрморта

6

Оригинальность сюжета

Всего смайликов

Отлично!                                    Сомневаюсь.

        Не получилось.

              5-6  смайликов – «5»                         3-4 смайлика – «4»     2 смайлика – «3»

Что мы узнали о натюрморте

Подчеркни слова, которые подходят по смыслу

1. Чтобы начать рисовать натюрморт нужно выбрать (тему, сюжет, карандаш).

2. В натюрморте можно передать (настроение, предметы, желания) природы, время (работы, суток, отдыха), время (года,  отдыха, перерыва), (рост, профессию, увлечения) человека, и через предметы натюрморта можно совершить путешествие в (историю, никуда, пустыню).

3. Настроение в натюрморте передается с помощью звучания (колокольчиков, красок, музыки), которые создают определенный (ритм, звук, колорит)

4. Колорит  натюрморта может быть (белым, теплым, холодным, контрастным, серебристый, золотистый, охристо-красный, изумрудный, черным, прозрачным)

5. Обязательно в композиции натюрморта должен быть (композиционный центр, кувшин, овощ) - это главный предмет, который должен быть (меньше, больше, толще) и ( ярче, бледнее, веселее) других предметов.

6.  Предметы вокруг главного должны быть расположены по (подальше, по кругу, овалу)

7. В целом контур всего натюрморта по очертанию должен напоминать  фигуры __________, или___________, или _________(квадрат, облако, треугольник, круг, дерево).

8. Фоном натюрморта может быть  __________, ___________, ________ и мн. др.(впишите сами)

9. Натюрморты можно рисовать с________и  можно _______.(с натуры, по представлению, подглядывая, срисовывая у соседа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства "Изображение фигуры человека в истории"

Презентация к уроку изобразительного искусства "Изображение фигуры человека в истории"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока изобразительного искусства :«Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель ур...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Изображение характера животного. Изображение доброго, весёлого животного» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с характером и настроением животных, передача выразительности средствами художественной деятельности характера и настроения животных, знакомство с графико...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изображение и фантазия» (изображение фантастического животного) (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о фантастических животных и их строении тела; выполнение творческого задания.Задачи урокаПланируемые результатыДид...