Технологическая карта урока изобразительное искусства по теме «Золотые травы России. Ритмы хохломского узора»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока: создание условий для закрепления знаний детей осбенности хохломской росписи

Задачи урока

Дидактические:

- познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами

- формировать представление об истории возникновения хохломской росписи

Развивающие:

- развитие творческого мышления и индивидуальных художественных способностей

- развитие эстетического вкуса

- развитие познавательной активности учащихся

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия

- воспитание любви к искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Дата: 16.02.2021

Студентка: Стратулат Г. В.

Школа: МБОУ «СОШ №104»

Учитель:

Класс: 1 «а»

Методист: Буторина В. В.

Урок: 6

Время:  12:40-13:20

Кабинет: 103

Тема урока: «Золотые травы России. Ритмы хохломского узора»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: создание условий для закрепления знаний детей осбенности хохломской росписи

Задачи урока

Дидактические:

- познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами

- формировать представление об истории возникновения хохломской росписи

Развивающие:

- развитие творческого мышления и индивидуальных художественных способностей

- развитие эстетического вкуса

- развитие познавательной активности учащихся

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия

- воспитание любви к искусству

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (беседа)

Фронтальная

1.Приветствие. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Галина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

- У каждого сегодня все получится! – девиз нашего урока.

-Почему такой девиз?

- А чтобы все получилось, мы возьмем на урок хорошее настроение и внимательность.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (мы будем открывать новые знания)

М:личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к остроению нового способа действий

Словесный (беседа)

Фронтальная

1.Повторение пройденного материала.

-С какими народными изделиями вы познакомились на пролом уроке?

-Из чего они сделаны?

-А как называется роспись, о которой вы узнали на прошлом уроке?

- Что вы рисовали на прошлом уроке?

-Какие цвета используют мастера Хохломы?

2.Показ таблицы элементов

-А какие элементы использую в работе? Вспомните их названия.

Активно слушать, отвечать на вопросы.

Травка, капелька, завиток, реснички, листок

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа)

Фронтальная

1.Переход к теме урока

-Ребята, посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено? (ложки, бочонки)

-Какая роспись изображена на предметах?

 -А для того, чтобы узнать, что именно мы сегодня будем рисовать, отгадайте загадку.

Если я пуста бываю.

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

-Что это?

-Какая будет тема нашего урока?

-А какую цель мы поставим на урок?

Формулировать тему, цель и задачи урока

Золотые травы России. Хохломская роспись.

Ложка

Научиться выполнять эскиз ложки в хохломской росписи

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный (беседа)

Практический (игра)

Фронтальная

-Сейчас я вам расскажу легенду о хохломе. Внимательно слушайте меня.

-Был замечательный мастер иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за некоторым иконописцем солдат. Отказался подчиняться Андрей, сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

-Ответьте мне на вопросы.

1.Как звали мастера иконописца?

2.Почему он сбежал из столицы?

3.Как звали патриарха, который пытался подчинить себе свободолюбивого мастера?

-Ребята, а почему же хохломскую роспись называют золотой?

 1.Анализ образца

-Давайте рассмотрим ложки.

-На какие части мы можем их разделить?   

-Где ложка украшена больше, на чаше или на ручке?

-Что общего вы видите на этих ложках?

-Как располагается стебель на ручке и чаше? Одинаково ли?                 

- От стебля начинается изображение всех элементов, с которыми вы познакомились на прошлом уроке.

-Какие элементы изображены  на ложке?

-Самая главная особенность хохломской росписи – это мягкие, округлые элементы

-Где орнамент мельче, на чаше или на ручке?

-Рисовать орнамент мы всегда начинаем с чаши.

2.Педагогичекий показ

-Ребята, сядьте удобно.

-Сейчас я вам продемонстрирую этапы росписи ложки.

1 этап: я беру шаблон, прикладываю его к листу бумаги и обвожу простым карандашом.

2 этап: я выполняю замалевок главного стебля, волну черной гуашью.

3 этап: рисую крупные ягоды, они у нас красного цвета.

4 этап: рисую листья зеленой гуашью.

-А теперь посмотрит на готовую ложку и на ту, что я сейчас выполнила.

-Что появилось на готовой ложке?

-Верно, завитки мы рисуем в самую последнюю очередь.

-Завитками мы оживляем рисунок.

Динамическая пауза

-А сейчас давайте немного отдохнем.

-Вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

       

Андрей Лоскут.

Ему не нравились нововведения патриарха.

Никон

Она изображается на желтом фоне

Чаша и ручка

Узоры

На ручке он прямой, а на стебле изогнутый.

Ягоды, листья, стебель, завитки

На ручке

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

V.Первичное закрепление (1мин.)

Усвоение нового способа действий

Практический (выполнение задания)

Индивидуальная

1.Постановка задачи для выполнения творческого задания.

-Кто может мне повторить этапы работы при выполнении хохломской росписи ложки?

-Желаю вам успеха в выполнении работы. Помните, что ваша фантазия безгранична!

-Приступайте к работе.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (выполнение задания)

Музыка    !!!!!!!!!!!!!!!!

Обобщение материала

(Маски)

( формирование представления об истоках маски)

(Да)

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный (беседа)

1.Обобщение (по вопросам с поддержкой презентацией)

- Ребята ответьте мне на вопросы.

1.Как называется роспись, которой мы сегодня свами занимались?

2.Какие цвета используют при выполнении хохломской росписи?

-Молодцы!

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) (3-5мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения

Практический (выставка)

Груповая, фронтальная

Просмотр и анализ работ

На доске (слайд)- критерии  отметок

Дети по рядам выходят к доске, для того, чтобы оценить их работы . Остальные оценивают по критериям.

Учить – анализировать:

-  Какие работы понравились- выберите 5работ

- Докажи, что они правильно и творчески выполнены.

Критерии оценки :

- элементы росписи на эскизе

-  узнаваемость росписи

- аккуратность         

-Соответствие виду роспсиси

П: доказательство качества выполнения задания;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Критерии оценки Элементы росписи на эскизе Узнаваемость росписи Аккуратность Соответствие виду росписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме " Роспись сосудов узорами Хохломы" (2 класс, УМК "Школа России")

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Орнамент. Ритм" (УМК Школа России); 1 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через выполнение орнамента, как элемента украш...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему ""Весенний ручеёк". Линия как средство выражения: ритм линий" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке. Задачи урокаДидактические:1. познако...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Ритм пятен как средство выражения. Птички" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом пятен как средствами художественной выразительности, использование этих средств в созд...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: расширение знаний обучающихся об украшениях, Задачи урокаДидактические:1. Расширять знания учащихся об этих понятиях, пользование красками и пр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Золотые травы России" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о декоративной композиции по мотивам хохломской росписи. Задачи урока: Дидактические:1. З...