Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: ознакомление учащихся с разнообразием природы и ее особенностями; выполнить композицию осеннего пейзажа.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать навыки работы с гуашью;
  2. Учить выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
  3. Учить выполнять изображения деревьев на переднем и дальнем плане.

Развивающие:

  1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать образ;
  2. Развивать творческие способности учащихся;
  3. Развивать познавательный интерес к новому учебному материалу и способу создания изделия.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношение через стихотворения о природе;
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
  3. Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 21.09.2021г.

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 4 «Б»

Урок: 6

Время: 12:40 – 13:20 Кабинет: 203

Студент: Боронина Е.А.

Группа: 41

Учитель: Артемьева И.Э.

Руководитель практики: Подгорская Т.А.

Тема урока «Пейзаж родной земли»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся с разнообразием природы и ее особенностями; выполнить композицию осеннего пейзажа.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать навыки работы с гуашью;
  2. Учить выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
  3. Учить выполнять изображения деревьев на переднем и дальнем плане.

Развивающие:

  1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать образ;
  2. Развивать творческие способности учащихся;
  3. Развивать познавательный интерес к новому учебному материалу и способу создания изделия.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношение через стихотворения о природе;
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
  3. Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  15
сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод

(монолог учителя)

1. Приветствует учащихся.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

- Ребята, давайте возьмём друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу
- Меня зовут Елена Александровна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

3.Усаживает на место детей.

- Присаживайтесь на свои места.

Приветствуют учителя.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод

(побуждающий диалог)

1. Сообщает тему четверти

- Итак, кто помнит тему первой четверти?

- А с чем вы будете знакомиться в ней?

 

- Молодцы!

- В чем величие России?

- Верно. Кого из знаменитых художников-пейзажистов вы знаете?

- Какие их картины вы можете назвать?

- Посмотрите, какие картины я вам еще представила на слайде.

- Истоки родного искусства

- Мы будем знакомиться с красотой нашей родной природы, русских деревень, прекрасными образами русских женщин, мужественными образами русских богатырей, народными праздниками, в которых раскрывается жизнеутверждающий характер русского человека.

- В ее природной красоте.

- Шишкин И.И., Левитан И., Саврасов А.К.

Отвечают.

(Осенние пейзажи)

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Иллюстрации на слайде

Постановка учебной задачи
3 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод

(фронтальная беседа)

1. Побуждает обучающихся к формированию темы и цели урока.

- Ребята, опираясь на картины, как вы думаете, что вам сегодня предстоит делать?

- Хорошо. А что вы выполняли на прошлом уроке?

- Теперь сформулируйте тему нашего урока

- Какие цели поставим на урок?

- Отлично!

Предлагают свои варианты.

- Подмалевок пейзажа. Фон и небо земли.

- Тема урока «Пейзаж родной земли»

- Завершить композицию осеннего пейзажа

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания

9
мин

1 мин.

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (фронтальная беседа)

Практический (педагогический показ)

  1. Беседует с учащимися о красоте осени.
  2. Организует анализ иллюстраций. Использует динамическое пособие.
  3. Выполняет педпоказ.

- Ребята, как вы думаете, почему осень называют золотой? Взгляните на картину Левитана «Золотая осень».

- Какой же цвет может символизировать золото?

- А какие краски осени еще преобладают у нас в природе помимо этих цветов?

- Прочитайте стихотворение.
-
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись  клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень:" Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща - золотом одета.

- Что вы испытывали, когда читали стихотворение? Какие чувства передаются?

- С чем автор сравнивает осень? Какие он использует слова, чтобы передать осень?

- Посмотрите на картины. Скажите, чем отличается изображение деревьев вдали. Обоснуйте свой ответ.
Анализируют композиции пейзажа.

- Посмотрите на рисунки. Какие планы есть в каждом пейзаже?

- Давайте рассмотрим, почему одно дерево изображено крупнее, а другое меньше?

- Как и где изображено большее дерево?

- Что хорошо видно у ближнего дерева?

- А какие отличия будут у деревьев вдали от дерева ближе к нам?

- Вы совершено правы.

Динамическое пособие. 

- У меня есть кое-что интересное для вас. На доске вы видите подмалевок пейзажа и есть разные заготовки деревьев, кустов и другого. Сейчас я приглашу одного ученика, который правильно расположит деревья на подмалевке, чтобы получился верный пейзаж.
Педагогический показ.

- Отлично! Сейчас я вам покажу, как нарисовать деревья на разных форматах листа.

- Какие деревья мы можем с вами нарисовать?
- Сейчас я покажу вам березу. Для этого я смешиваю синий, коричневый и белый, чтобы у меня получился серый.
- Сперва  веду ствол дерева от низа листа через весь лист и рисую много веток.
- После чего я буду рисовать много листьев. Какие цвета я могу взять?
- Верно. Рисовать  я буду, используя технику сухой кисти, не используя воды, набираю краску на кисточку и накладываю эту краску на ветви. Каждый цвет не должен быть наложен отдельно. Каждый цвет, будто накладывается на другой, чтобы создалось переливание листвы.
- И второе дерево будет рябина. Я покажу вам другой прием, который называется мазок. Я рисую ствол и ветви также, используя коричневый, бордовый и охру.
- После чего я беру кисточку, беру на нее краску. Какого цвета чаще всего у нас осенью рябина?
- Я согласна с вами. Я вижу все время красную рябину. Рисую отдельными мазками, чтобы было видно листья. Что еще можно нарисовать у рябины?
- Верно. Для этого можно смешать красный и коричневый и между листьями нарисовать ягодки. Ягоды растут не отдельно, а целой кисточкой, поэтому их нужно рисовать вместе.
- На переднем плане я нарисую травку мелкими мазками. Можно нарисовать торцом кисти.
- Можно нарисовать маленькие ручьи или лужицы.

Отвечают на вопрос

- Оранжевый, желтый. охра.

- Красный, багровый, коричневый

Читает один ученик.

Отвечают.

- Передний и дальний.

- Так как одно дерево находится ближе к нам, на переднем плане значит, а другое вдалеке.

- Оно находится на переднем плане, проходит через весь лист вверх, ветви выходят на небо

- Его ветви, листва

-  Оно находится на дальнем плане, его размер меньше, чем у ближнего дерева, не видно веток и листвы.

Отвечают на вопросы учителя.

- Оранжевый, желтый, зеленоватый

- Красный, бордовый

- ягоды

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Педагогический показ, учебная презентация

М.П. – рисунки осенних пейзажей

Первичное закрепление
2 мин

Усвоение нового способа действий

Словесный

(фронтальная беседа)

1. Вспоминает с учащимися задачу на урок.

2.  Обговаривает критерии оценивания.

- Итак, какая будет ваша задача?

- Верно! Ваша задача нарисовать композицию  нашего русского пейзажа.

- нарисовать осенний пейзаж

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

Самостоятельная работа с самопроверкой
19 мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (выполнение творческой задачи)

  1. Организует, самостоятельную работу под фоновое музыкальное сопровождение(спокойное).
  2. Следит за выполнением работы, помогает.
  3. Организует показ удачных работ с похвалой по критериям.

Рисуют пейзаж.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Включение в систему знаний, повторение

1 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный (фронтальная беседа)

1. Вывешивает рисунки

2. Организует повторение раннее изученного.

- Итак ребята давайте вспомним какую цель мы ставили? Достигли ли мы её?

- Чем отличаются деревья на переднем и дальнем плане?

- Какие цвета вам помогли изобразить пейзаж? 


-  Какой техникой мы пользовались?

- Дорисовать осенний пейзаж.

- Да

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Рефлексия деятельности

3 мин

Осознание метода построения, границ применения нового знания

Индивидуальный

(демонстрация работ)

Словесный

 (анализ продуктов работы)

1. Организует порядок на рабочих местах и прощается

- Сейчас каждый повесит свою работу на доску. Я выбрала 2 экспертов, которые будут оценивать понравившиеся работы по критериям.
Критерии:
1. Соблюдение изображений деревьев на планах
2. Использование правильной цветовой палитры
3. Оригинальность композиции

- До новых встреч!

Прибирают рабочие места

П: доказательство качества выполнения задания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли" (4 класс )

Цели деятельности учителя: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой аквар...

Конспект урока изобразительного искусства " Пейзаж родной земли " 4 класс

Цели деятельности учителя: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли (Осенний пейзаж)» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакоми...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли (подмалевок для осеннего пейзажа)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа, закрепление способов работы гуашью.Планируемые результаты:Предметные:1.Зна...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: дать учащимся представление о понятии «пейзаж», формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа.Задачи урока:Дидактические:1.сформировать представление о жанре пейз...