Урок изобразительного искусства "Пейзаж родной земли" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

                                                                                             Тема: Пейзаж родной земли 
                                                                                 (подмалёвок для осеннего пейзажа)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»; 
выполнение подмалевка для осеннего пейзажа.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: художников, прославивших красоту русской земли; строение композиции пейзажа;
уметь: создавать подмалевок для осеннего пейзажа, используя богатую палитру цветов, характерных для осени.
Личностные:
- эмоционально-ценностное отношение (к Родине, природе); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
- способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись.

Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник: Изо 4 кл. Неменская Л.А. – УМК Неменского Б.М.; гуашь, кисти, палитра, бумага; презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗО

Тема: Пейзаж родной земли (подмалёвок для осеннего пейзажа)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: художников, прославивших красоту русской земли; строение композиции пейзажа;

уметь: создавать подмалевок для осеннего пейзажа, используя богатую палитру цветов, характерных для осени.

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение (к Родине, природе); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

- способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: Изо 4 кл. Неменская Л.А. – УМК Неменского Б.М.; гуашь, кисти, палитра, бумага; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, я проведу сегодня у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

Приветствуют учителя, занимают свои места.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

1-2

мин.

Фронтальная форма работы:

(на слайде тема четверти: «Искусство русского народа»)

- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте, как будет звучать тема нашей четверти.

- Как вы понимаете эти слова?

- Молодцы! В чем величие России?

- Вы правы, всё это запечатлено художниками в произведениях искусства (показ картин на слайдах).

- О чём мы будем говорить на уроках в 1 четверти?

- Совершенно верно!

Один учащийся читает тему четверти.

- Эти слова говорят нам о том, что речь в этой четверти пойдет об искусстве русского народа: о знаменитых деятелях, русских традициях, произведениях искусства, о том, что русский народ создавал на протяжении многих лет и т.д.

- Просторы земли, природа, люди, великое прошлое, герои…

- Об искусстве русского народа, его традициях, о природе.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

формулирование темы урока;  постановка цели и задач

1 мин.

Фронтальная форма работы:

- А как вы думаете, с чего мы начнем знакомство с искусством русского народа? Посмотрите на слайд и подумайте. Как будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели с вами поставим на урок?

Познакомимся….

Выполним…

- Пейзаж родной земли.

- познакомимся: с художниками пейзажистами, с композицией пейзажа;

выполним: подмалевок осеннего пейзажа.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический: анализ композиции

Практический: педагогический показ

10 – 12 мин

Фронтальная форма работы:

  1. Знакомство с новым материалом

- К какому жанру изобразительного искусства мы можем отнести эти картины? Кто мне скажет, что такое пейзаж?

- Посмотрите на слайд, знакомы ли вам эти картины?

- Творцы данных картин славятся своим мастерством в изображении красот русской природы.

- Ребята, какое у нас сейчас время года? Опишите красоту неба осенью. Давайте вновь обратимся к нашим картинам и посмотрим, какие краски использует художник для изображения неба.

- Вы правы. Скажите, почему осеннюю землю сравнивают с ковром. Что это за ковер такой? Каких цветов бывает осенний ковер?

2. Анализ образов, изделий, композиций

- Давайте внимательно рассмотрим пейзаж и выделим характерные черты его композиции. Начнем с вопроса о том, что такое линия горизонта? Покажите ее на картинах.

  1. Педагогический показ приёмов создания образа

- Сегодня мы только начнем работу над нашим пейзажем. Расположить свою работу вы можете двумя способами: горизонтально или вертикально.

- Я для вас заранее подготовила работы. Посмотрите, что выполнено на них? Это подмалёвок. Что означает это слово?

- Настоящие художники редко делают наброски карандашом, они используют технику «подмалевок», при помощи которой создают начальную разработку будущего изображения.  

- Сейчас я покажу вам, как мы будем начинать работу над пейзажем, а вы внимательно смотрите и слушайте. Работаю только я.

1 этап – на палитре смешаем белила с синей краской.

- Для какой части пейзажа я взяла эти цвета? Правильно, цвет для неба должен получиться – нежно-голубой.

2 этап – посередине листа  или чуть ниже середины проведем л.г.

- Посмотрите, как у меня получилось.

3 этап – далее широкими крупными пятнами будем выполнять небо. Можно добавить другие оттенки в небо, например красный и тогда у нас получится – сиреневый. Потом, когда краска просохнет, что можно добавить на небо? Облака можно выполнить кудрявыми белыми мазками, вот так.

- Посмотрите, как у меня получилось.

4 этап – от л.г. начинаем выполнять ковёр осенней земли. Какой цвет будет основным? Выполняем работу широкими пятнами. Переход к земле вблизи нужно показать более мелкими мазками. Как будто разноцветная листва лежит ковром.

- Цвета используем разные. Какие можно брать?

5 этап – Пока мы рисовали наш осенний ковер, краска на небе уже подсохла и мы можем приступать к изображению леса. Так как он у нас вдали, будем рисовать его невысоким. Какие краски можем взять? Выполняем работу вертикальными мазками, вот так.

- Вот что вы должны сделать за сегодняшний урок.

- Пейзаж (французское paysage, от pays – местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа.

Рассматривают картины и отвечают на вопрос учителя.

- Осень. Серо – голубые, желтоватые, нежно-голубые, фиолетовые, розоватые оттенки.

- Потому что осенью опадают листья и застилают собой всю землю, напоминая красочный ковер. Цвета: красный, желтый, оранжевый, коричневый, бардовый.

- Линия горизонта – граница, где небо сходится с землей.

Один учащийся выходит к доске и указкой показывает, где проходит линия горизонта на картинах.

- Подмалевок – это начальная быстрая разработка изображения.

- Небо.

Наблюдают за действиями учителя.

- Облака.

- Охра.

- Красный, бордовый, желтый…

- Зеленый,

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: постановка задачи учителем

1

мин.

Фронтальная форма работы:

- Итак, ребята, сегодня ваша творческая задача состоит в том, чтобы: выполнить подмалевок для осеннего пейзажа.

- Желаю вам творческих успехов, приступайте к работе!

Слушают учителя.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение творческой задачи

20-25 мин.

Индивидуальная форма работы:

*звучит музыка*

Учитель наблюдает за процессом, помогает, если требуется помощь. Производит повторное объяснение, если  обнаруживает в работе ребят ошибки.

Самостоятельно работают в соответствие с указаниями учителя под музыку.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

VII. Включение в систему знаний

1

мин.

Фронтальная форма работы:

- Итак, ребята, давайте повторим, что мы сегодня узнали на уроке. Как звучит тема первой четверти? Урока?

- Молодцы! О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какие характерные черты композиции пейзажа вы узнали?

- С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?

- Что вы выполняли при помощи подмалевка?

- Какие цвета для неба вы использовали? Для земли?

- «Искусство русского народа», «Пейзаж родной земли».

- Линия горизонта – граница, где небо сходится с землей.

- Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа.

Подмалевок – это начальная быстрая разработка изображения.

- Осенний пейзаж.

Перечисляют цвета.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Фронтальная форма работы:

Работы учащихся вывешиваются на доске. Учитель выбирает двух-трех экспертов для оценивания работ по следующим критериям:

Критерии оценки:

- композиция (линия горизонта);

- характерные черты;

- цветовая палитра (разнообразие оттенков).

– Мне очень понравилось, как вы сегодня себя проявили. Ваши намалевки осеннего пейзажа получились оригинальные и красочные! Спасибо вам за работу на уроке, вы молодцы!

Эксперты выбирают понравившиеся работы, аргументируя свой ответ, опираясь на критерии оценки.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Критерии оценивания:

- композиция (линия горизонта);

- характерные черты;

- цветовая палитра (разнообразие оттенков).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Урок изобразительного искусства в 3 классе учителя начальных классов Кобыляцких Веры Станиславовны

Тема: В подводном царстве.                     Цель: Нарисовать подводный мир с множеством различных...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме: "Пейзаж родной земли"

Данный урок предназначен для того,чтобы ознакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по па...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Родные края в росписи гжельской майолики» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с керамическими произведениями гжельской майолики.Задачи урокаДидактические:- познакомить с гжельской майоликой;- научить способам выполнения росписи.Разв...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...