Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема урока: «Картина-портрет»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: создание условия для формирования представлений о понятие «портрет», о способе создания образов доброго и злого героев.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать понятие «портрет», зависимость цвета от характера героя;
  2. Уметь создавать образ сказочного героя, проявлять творчество в создании образа сказочного героя;
  3. Осознавать зависимость цвета от характера сказочного героя;

Развивающие:

  1. Развивать изобразительную грамотность художественного вкуса;
  2. Развивать у учащихся ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;
  3. Развивать интерес к творчеству.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к своей работе.
  2. Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: учебная презентация, учебник (УМК «Школа России») «Изобразительное искусство» 3 класс автор Б. М. Неменский, белая бумага, гуашь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 26.04.2021

Школа: ФГКОУ «СОШ №138»

Класс: 3

Урок: 5

Время: 12:10 – 12:50

Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна

Группа: 46

Учитель: Забелина Юлия Владимировна

Тема урока: «Картина-портрет»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: создание условия для формирования представлений о понятие «портрет», о способе создания образов доброго и злого героев.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать понятие «портрет», зависимость цвета от характера героя;
  2. Уметь создавать образ сказочного героя, проявлять творчество в создании образа сказочного героя;
  3. Осознавать зависимость цвета от характера сказочного героя;

Развивающие:

  1. Развивать изобразительную грамотность художественного вкуса;
  2. Развивать у учащихся ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;
  3. Развивать интерес к творчеству.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к своей работе.
  2. Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: учебная презентация, учебник (УМК «Школа России») «Изобразительное искусство» 3 класс автор Б. М. Неменский, белая бумага, гуашь.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

Давайте улыбнемся друг другу.

Занимайте свои места

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Занимают свои места

Р: личностное включение в учебную деятельность

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа, подводящий диалог

Проверяет знания учеников по прошлым темам

- Ребята, напомните нам, пожалуйста, над какой темой мы работаем в этой четверти?

Что нового мы узнали на прошлом уроке?

Что нам необходимо было выразить, когда изображали животных?

А какие животные могут быть?

В чём это может выражаться?

Ребята, а как можно изобразить настроение природы?

А какие краски помогают художнику выразить закат, бурю, восход, иней?

Какие чувства испытываете, когда видите данные явления?

Организует работу с загадками

Ребята, а сейчас прежде чем перейти к теме нашего урока, отгадайте загадки.

1. Страшный, коварный и злой

Этот сказочный герой.

Очень долго он прожил,

Многим людям навредил.

Иван- царевич смог его победить,

 Всех от злых чар освободить.

2. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.


Хорошо, молодцы, вы правильно отгадали загадки.

Как вы думаете, одинаковый ли характер у обоих героев?

Можно ли разделить сказочных героев по их характерам и поступкам?

А какие бывают герои?

С помощью чего можно передать характер художник?

Какой из героев является добрым сказочным героем, а какой злым?

Отвечают на вопросы

О чем говорит искусство

Характер

Добрый, злые

В позе животного,  по оскалу пасти

С помощью цвета

Красные, желтые, синие

Восторг, радость, грусть

Кощей-бессмертный

Дюймовочка

Добрый и злые

С помощью выражения лица, прически, улыбки, цвета, глаз, бровей

Дюймовочка – добрый герой, кощей бессмертный – злой

Изображение

сказочного героя

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа,

Формулирует совместно с учениками тему урока

-Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Тема урока: «Портрет сказочного героя»

Формулирует совместно с учениками цель урока.

- Ребята, для того чтобы наш урок прошел интересно и познавательно, нас с вами необходимо поставить на него цели.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на экран, вам необходимо продолжить предложения.

Научиться …

Познакомимся…

Нарисуем…

- Верно, ребята.

Отвечают на вопросы

Научиться передавать в рисунке характер героев

Познакомимся с различиями характеров доброго и злого сказочного героя, пропорциями лица. Узнаем, какие цвета присущи доброму и злому сказочному герою.

 Нарисуем портрет сказочного героя.

П: постановка и определение проблемы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: целеполагание П: анализ, синтез

Презентация

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: изображение, поэлементный анализ

Организует открытие детьми нового знания по теме «портрет» 

- Ребята, каких сказочных героев вы знаете?

Давайте назовём добрых героев

А теперь злых

Ребята, посмотрите на доску.

Кого вы видите?

А как вы определили, что тот или иной герой добрый или злой?

Ребята, попробуйте назвать характерные особенности и элементы при изображении образа доброго и злого сказочного героя

Какие крупные части можно выделить на данных портретах?

Как вы думаете, где должна быть расположена голова? А какого размера она может быть?

Какие ещё элементы необходимы при изображении портрета?

Организует пед.показ

Итак, ребята, сейчас мы с вами выполним вместе подмалёвок, т.е.основу для портрета.

Кладем лист бумаги вертикально. На палитру выложим много белил. Добавим с вами немного красного цвета и цвета охры. Можем немного добавить коричневой краски. Смешали и получили с вами цвет кожи нашего сказочного героя.

В середине листа размером с ладошку нанесём пятно головы героя в форме яйца. Ребята, только не трите лист кистью, а легонько касайтесь листа.

Вниз от подбородка мы с вами изобразим шею. Она прямая, чуть уже и короче головы.

Затем расправим линию плеч, чуть-чуть наклоним их вниз.

Теперь промойте тщательно кисть и положите, пусть наша основа портрета подсохнет.

Ребята, а какие краски использует художник в изображении портрета доброго героя?

Почему?

Да, вы правы. Это радостные, тёплые, яркие и лёгкие цвета, которые у нас с вами получаются при смешивании с белилами.

А в изображении злого героя?

Хорошо, молодцы.

Продолжаем работу дальше.

Возьмём тонкую кисточку, наберём белил и точно посередине головы нарисуем белки глаз. Они имеют форму лодочки. Расстояние между глазами примерно один глаз.

Выделим пятно носа и подбородка белилами.

Пускай рисунок подсохнет.

Чтобы глаза у нас с вами получились на портрете более выразительными, их нужно правильно нарисовать.

Изобразим тонкой кистью коричневым цветом верхнее и нижнее веко. Обозначим цвет глаза полукругом, а не полным. Мы возьмём, например,  синий цвет.

А какие другие цвета можно подобрать для глаза?

Когда подсохнут краски, обозначим тёмным цветом (тёмно-коричневым) цветом зрачок, расположим его ближе к верхнему веку.

Дальше оставляем рисунок сохнуть.

А мы посмотрим на выражение лица героев. Что в лице подчёркивает злость у Кощея?

А как вы опишите черты лица Дюймочки?

Ребята, вы можете самостоятельно продолжить рисунок лица вашего героя.

Сейчас 2 человека выйдут к доске и попробуют составить из предложенных частей лица, атрибутов одежды составить образ доброго и злого героя.

Посмотрите на героев, верно ли ребята их составили? Хорошо, какие герои получились?

Как вы определили, что это злой герой?

Как вы определили, что это добрый герой?

Организует динамическую паузу

- Ребята, прежде, чем приступить к рисованию нам с вами необходимо разогреть наши пальчики.

Повторяйте движения за мной.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою…

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу!

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Золушка, Красная шапочка, Баба-Яга, Доктор Айболит, Домовёнок Кузя, Фея, Соловей-разбойник, Снежная королева

Золушка, Доктор Айболит, Фея, Домовенок Кузя, Красная шапочка

Баба-Яга, Соловей-разбойник, Снежная королева

Добрых и злых сказочных героев

Добрый герой изображён на светлом фоне, яркими и теплыми красками, а злой герой изображён на тёмном фоне, холодными и тяжёлыми красками.

У доброго героя линии выполнены более плавно, с округлыми формами атрибутов одежды и образа

У злого – используются резкие острые линии, атрибуты одежды имеют остриё.

Голова, шея, глаза

По центру, размером с ладонь

Волосы (прическа), украшения

Смотрят пед.показ

Теплые, легкие

Они привлекают внимание, располагают человека

Холодные, тяжелые

Коричневые (карие), зеленые, голубые

Резкие черты лица:  длинный нос, тонкие губы, много морщин

Уголки губ подняты вверх, румяные щёчки

Работают над образом.

Выходят к доске и составляют образы героев.

Да, верно

Добрый и злой герои

Более приятные черты лица

Грубые черты лица, тёмные цвета

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Организует повторение того, что узнали на уроке, как рисовать основу для портрета

- Ребята, скажите, пожалуйста, как мы с вами будем рисовать голову?

- Какие цвета вы будете использовать при выполнении?

- Как глаза изобразим?

Слушают учителя

Размером с ладошку

Белый, охра, красный

В форме лодочки

Р: принимают и

сохраняют         

учебную задачу.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический:

Проводит самостоятельную работу.

Сейчас, ребята, вам предстоит дорисовать одного доброго или злого сказочного героя.

Посмотрите на экран, на нём представлен список критерии оценивания.

Давайте прочитаем и обсудим их.

Критерии оценивания:

1. Оригинальность образа;

2. Композиция (расположение на листе крупно, в центре, размером с ладошку);

3. Характерные черты.

Приступайте к работе!

Мы желаем вам успехов в работе и полёта вашей фантазии!

Учитель наблюдает за процессом и оповещает о времени.

Выполняют работу над образом героев

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь.

Презентация

Музыка

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Организует повторение темы урока.

Ребята, какая тема сегодняшнего урока?

Какая цель у нас была с вами?

Достигли ли мы ее?

 Ребята, что нового мы сегодня изучили?

Какие цвета и образы присущи доброму герою?

А какие цвета и образы присущи злому герою?

Отвечают на вопросы

Изображение характера человека. Портрет сказочного героя

Изобразить портрет сказочного героя

Да

Познакомились с характерами доброго и злого сказочного героя.

 Узнали, какие цвета, образы присущи доброму и злому сказочному герою. –

В образе присутствуют более плавные линии, атрибутика одежды округлая. Цвета теплые, светлые, изображён на светлом фоне

Используются резкие линии, атрибуты одежды имеют остриё. Злой герой изображается на тёмном фоне, холодными и тяжёлыми красками.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Организует выставку работ и уборку рабочих мест. Оценивание работ.

В ходе нашего занятия мне понравились работы трёх учеников, сегодня они будут нашими экспертами. Ребята, давайте вывесим все работы на доску, чтобы было всем видно

Для того чтобы правильно и верно анализировать и оценивать ваши работы, что понадобиться нашим экспертам?

Эксперты, выберите 5 удачных на ваш взгляд работ в соответствии с критериями оценивания.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо вам за занятие.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо урок!

- Не забудьте убрать все с парт. Воду из непроливайки мы относим в раковину. Кисточки хорошо промывайте.

Самооценивание

Убирают рабочие места

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Музей в жизни города», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Музей в жизни города» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...