Технологическая карта урока изобразительного искусства "Театральная маска (завершение работы над образом героя)" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Иванова Дарья Андреевна

Тема: "Театральная маска (завершение работы над образом героя)"
Тип урока: урок-рефлексия
Цель урока:  продолжить ознакомление учащихся с историей театральной маски, формирование представлений у учащихся о роли художников в создании маски, завершение работы над образом героя.

Задачи урока

Дидактические:
1. Расширение знаний о профессиях театральных художников;
2. Расширение знаний о выполнении черт лица героя маски и украшения из бумаги.

Развивающие:
1. Развивать творческое мышление и воображение, в процессе изготовления маски.

Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, ножницами;
2. Воспитывать бережное отношение к своей работе и к работе одноклассников;
3. Воспитание уважение и интерес к театральному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 02.02.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 6

Время: 12:35  Кабинет: 203

Студент: Иванова Дарья

Группа: 31

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока «Театральная маска» (завершение работы над образом героя)

Тип урока: урок-рефлексия

Цель урока: продолжить ознакомление учащихся с историей театральной маски, формирование представлений у учащихся о роли художников в создании маски, завершение работы над образом героя.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Расширение знаний о профессиях театральных художников;
  2. Расширение знаний о выполнении черт лица героя маски и украшения из бумаги.

Развивающие:

  1. Развивать творческое мышление и воображение, в процессе изготовления маски.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, ножницами;
  2. Воспитывать бережное отношение к своей работе и к работе одноклассников.
  3. Воспитание уважение и интерес к театральному искусству.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(15 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный: беседа
Фронтальная

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность;

Актуализация знаний и мотивация

(1 мин 45 сек)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Фронтальная

  1. Спрашивает тему, которую изучали на прошлом уроке.

- Давайте вспомним, над какой темой Вы начали работать в этой четверти?

- Какую задачу выполнили на прошлом уроке?

- А где сейчас используют маски?

- Верно. С профессией какого театрального художника вы знакомились, выполняя театральную маску?

- Давайте с вами вспомним, где были созданы эмблемы тетра, и как они называются?

Молодцы.

  1. Вспоминают тему, над которой работали на прошлом уроке.

- Художник и театр.

- Начали выполнять маску.

- В театре.

- Художник-гример.

- В Др. Греции, маска-трагедия, маска- комедия.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

Презентация

Постановка учебной задачи
(1  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Фронтальная

  1. Подводит к определению темы и цели урока.

- Ребята, посмотрите внимательно на готовые маски и подумайте, чем мы с вами будем сегодня заниматься, сформулируйте  тему урока.

- Какую цель на этот урок мы поставим?

- Верно, сегодня мы продолжаем изучать театральные маски.

  1. Определяют тему и цель урока.

- Будем продолжать работу над маской.

- «Театральная маска».

- Завершить выполнение театральной маски.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Л: проявление активности в общей работе;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (10 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Фронтальная

1. Знакомит с профессией театрального художника- художник, постижер.

2. Показывает образцы масок.

3. Демонстрирует и объясняет выполнение черт лица и украшения маски.

1. Знакомство с новым материалом:

- Ребята, не только художник-гример принимает участие в создании маски. Посмотрите внимательно на экран, и подумайте, как называется профессия этого театрального художника?

- Как вы думаете, чем он занимается?

- Постижер- это специалист, который занимается созданием причесок, париков, усов.

  1. Анализ образов, изделий, композиций:

-Верно, посмотрите внимательно на маски.

-Что отличает этих  героев?

- Какие эмоции хотели передать художники этими масками?

- Какие черты лица подчеркивают эти эмоции?

-  Обратите внимание на цветовые оттенки. Какие цвета использует художник, чтобы передать характер грустного героя маски?

- А что вы можете сказать о герое  веселой маски?  

- Ребята, так какие же приемы работы с бумагой помогли выразить характер героя маски?

Характер и цвет губ?

Какова прическа?

  1. Пед. показ приемов создания образа:

-Обратите внимание на доску, я подготовила для вас игру, основу маски я разделила на две равные части, слева  у меня грустный герой, справа – веселый.  

- Сейчас два человека выйдут к доске и соберут нашу маску, первый –грустного героя, второй - веселого.

- Ребята, давайте посмотрим, получилось ли у них передать верный характер героя маски?

- Все правильно, ребята справились со своей задачей. У каждого героя свои черты лица: разные брови, губы, щечки.

- Внимание на меня.

- Нос: Чтобы сделать нос я разрезаю основу маски, накладываю концы друг на друга и склеиваю. Нос получился объемным.  

- 1. Выполнение губ:

Прямоугольник, который соответствует размеру рта героя маски, складываю  пополам. Начинаю вырезать губы, кончик которых расположен противоположно от линии сгиба. Линию сгиба не прорезаю!

- 2. Выполнение ресниц: 

- Скажите, как выполнить ресницы?

Вырезаю два полукруга, каждый нарезаю лапшой. Работаю аккуратно, полностью не прорезаю. Затем завиваю на закрытые ножницы.

- 3. Выполнение банта: 

- Кто знает, как выполнить бант?

- Небольшой прямоугольник складываю пополам, по линии сгиба отрезаю углы, разворачиваю и завиваю каждую сторону банта на закрытые ножницы.

- 4. Выполнение жабо (воротник): 

Вырезаю полукруг, располагаю его так, чтобы один уголок смотрел вверх, обрезаю верхний и нижний угол.

- Что необходимо сделать потом?

 - Правильно,  складываю его веером.

- 5. Выполнение прически:

Я беру  длинный лист бумаги, складываем его пополам, затем вырезаю небольшой прямоугольник, по линии сгиба, чуть выше середины.

- Какой прием я буду использовать потом?

- Верно. Затем нарезаем  длинной лапшой, не забываем про челку. Расправляем. А чтобы были локоны, что нужно сделать?

- Верно, если завить наискосок – получатся длинные локоны.

Если загибать, держа ножницы горизонтально, то получим кудри смотрящие вверх.

  1. Знакомятся с профессией театрального художника – художник-постижер.
  2. Анализируют образцы масок.
  3. Смотрят и анализируют выполнение черт лица и украшения маски.

- Художник - постижер.

- Создает парики, прически для масок.

- У них разные эмоции.

  1. Радость, веселье.
  2. Грусть, печаль.

- Улыбка – уголки губ приподняты вверх, глаза широкие.

- Грусть – уголки губ опущены вниз, глаза сужены.

- Основа грустной маски – темного цвета.

- Ее основа – светлого цвета.

- У веселого героя маски – линии резания мягкие, губы пухлые и розовые, волосы аккуратные, закрученные.

- Грустный герой маски:  линии резания резкие, можно отрывом, губы узкие.

Собирают маску (работа с динамической таблицей).

- Да.

Наблюдают и анализируют выполнение черт лица.


Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

Смотрят и анализируют выполнение.

- Сложить его веером.

- Нарежете волосы лапшой.

- Завить на закрытые ножницы.

П: структурирование знания;

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Презентация

Образец (маски)

Динамическая таблица

Первичное закрепление
(2 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Фронтальная

  1. Настраивает на самостоятельную работу
  2. Вводит критерии оценивания

Итак, сформулируйте задачу для вашей творческой работы.

Что вам предстоит?

Что вам необходимо?

Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:

1. Оригинальность образа;

2. Применение разных приемов.

3. Аккуратность.

- Как вы понимаете каждый из критериев?

- Перед началом работы вспомним технику безопасности работы с ножницами.


-Хорошо, я желаю вам успехов, вдохновения и творческой работы.

-Можете приступать к работе над образом. Вы выполняете только одного героя маски!

1. Настраиваются и определяют задачу для творческой работы.
2. Знакомятся с критериями оценки.

- Продумать образ героя маски и завершить работу.

-Хорошее настроение, фантазия, оригинальность мышления.

Обсуждают критерии оценивания.

Вспоминают технику безопасности работы с ножницами.

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(20 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический:
работа над образом

Индивидуальная

  1. Организует самостоятельную работу.

Звучит фоновая музыка.

  1. Работают над образами.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа

Аудиозапись

Включение в систему знаний, повторение

(1 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Фронтальная

1. Организует  повторение основных понятий урока.

-Ребята, что нового мы сегодня изучили?

- Чем занимается художник-гример и художник-постижер?

1. Вспоминают основные понятия урока.

- Познакомились с профессиями театральных художников: худ.-постижер,

Узнали, какие черты лица подчеркивают эмоции масок. Повторили, какие цвета, образы присущи веселой и грустной маске.

- художник-гример- разрисовывает, украшает маску, а художник-постижер- создает парик,волосы.  

П: обобщение и структурирование знаний в речи

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Презентация

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Фронтальная

  1. Организует  выставку работ
  2. Предлагает критерии оценивания
  3. Назначает экспертов и просит оценить работы.

-В ходе нашего занятия мне понравились работы трёх учеников, сегодня они будут нашими экспертами. - Ребята, давайте вывесим все работы на доску, чтобы эксперты смогли проанализировать их.

-Для того чтобы правильно и верно анализировать и оценивать ваши работы, что понадобиться нашим экспертам?

- Верно, они представлены на слайде.

Критерии оценивания:

1. Оригинальность образа;

2. Применение разных приемов;

3. Аккуратность.

-Я предлагаю экспертам выбрать по 4 удачных работ в соответствии с критериями оценивания. Те работы, которые выбрали эксперты, их владельцы встают с мест.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо вам за занятие.

1.  Крепят работы на доску.

2. Изучают критерии оценивания.

3. Эксперты выбирают и оценивают работы.

Вывешивают работы на доску.

- Критерии оценивания.

Эксперты оцениваю работы своих одноклассников.

Прощаются с учителем.

Р: саморегуляция

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме " Роспись сосудов узорами Хохломы" (2 класс, УМК "Школа России")

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока изобразительного искусства Тема: "В сентябре у рябины именины" (1 класс)

Цели деятельности учителя: научить рисовать ветку рябины с листьями и плодами, используя смешивание цветов.Планируемые результаты:Предметные: познакомиться с декоративной композицией;  знать...

Технологическая карта урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока изобразительного искусства :«Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель ур...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...

Технологическая карта урока технологии «Весёлый зверинец. Завершение работы» Изделие: «Игрушки из помпонов» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: освоение технологии изготовления мягкой игрушки на основе помпона. Задачи урока Дидактические: 1) актуализировать знания о новом текстильном материале - пряжа; 2) вспомнить определени...