Уроки ИЗО в начальной школе
статья по изобразительному искусству (изо)

Ананькина Марина Александровна

Нет людей бесталанных – есть те, кто не сумел проявить природный талант. Задача учителя – помочь ребёнку обнаружить свои способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_izo_v_nachalnoy_shkole.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки ИЗО в начальной школе

Принимая детей в первый класс, учитель в процессе наблюдения, как правило, выделяет основные проблемы, с которыми сталкиваются учитель и ребёнок при рисовании:

  • слабо развитая мелкая моторика;
  • ограниченное использование цветов в рисунке;
  • повторяющийся сюжет рисунков, неразвитое воображение;
  • страх перед рисованием, как следствие нежелание рисовать.

Хорошо развитая мелкая моторика залог успешного овладения навыками письма.

К сожаления ребёнок приходя в первый класс, очень часто не может раскрашивать контур рисунка, не выходя за его границы, не умеет пользоваться кистью.

Некоторые дети в первые дни обращают на себя внимание тем, что в своих рисунках используют всего два-три цвета, демонстрируя слабое цветовое восприятие окружающего мира.

Ребята, которые постоянно рисуют один и тот же сюжет, как правило, имеют какие-то проблемы в развитии или обладают очень скудным воображением.

Встречаются дети, для которых урок рисования может стать одним из нелюбимых в школе, так как они испытывают страх, аргументируя его тем, что они не умеют рисовать, у них не получится.

Исходя из перечисленных проблем, я считаю, что основными целями уроков рисования в начальной школе являются:

  1. Помочь ребёнку открыть для себя красоту и неповторимость окружающего мира, научить видеть и ценить прекрасное.
  2. Пробудить в ребёнке желание выражать свои чувства на бумаге при помощи графических средств и цвета.
  3. Познакомить ребёнка с доступными ему средствами изобразительной грамоты.
  4. Приобщать к культурному наследию.
  5. Развивать внимание учащихся, мышление, речь, воображение, творческие способности.

Методы работы на уроке:

1. Словесные:

  • слово учителя;
  • беседа.

2. Наглядные:

  • коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусства.

3. Интегрированные:

  • сочетание восприятия с музыкой и художественным словом;
  • использование аудио-, видео-, фотоматериалов.

4. Практические:

  • показ приёмов работы учителем;
  • индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа;
  • фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом;
  • групповая работа 2-4 человека с выбором лидера;
  • коллективная работа всем классом.

Виды деятельности на уроках:

  • Активная беседа во время восприятия произведения искусства.
  • Графические и живописные зарисовки, лепка по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по представлению.
  • Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, тематическое рисование, предметные композиции.
  • Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических работ.
  • Конструирование из бумаги и картона.
  • Освоение техники живописи – акварелью, гуашью; графики – углём, карандашом; скульптуры – из пластилина, глины; конструирования – из бумаги, картона.
  • Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись папье-маше.

1 класс.

На первом уроке изобразительного искусства в 1 классе даю возможность детям изобразить на бумаге то, что они умеют, что им хочется и анализирую детские работы. На основе этих работ можно сделать предварительные выводы о том, как дети владеют карандашом, умеют ли они компоновать рисунок на листе, чему дети уделяют больше внимания в работе общему или тщательно прорисовывают детали, как ребёнок воспринимает цвета, каким цветам отдаёт предпочтения и т.д.

В первом классе большинство работ выполняется учащимися под руководством и с непосредственным показом этапов и приёмов рисования учителем. Но ребёнок обязательно должен иметь право выбора в расположении листа, выбора цвета, композиции, собственный творческий замысел

Основные направления работы в первом классе:

  • знакомство с акварельными красками, их особенностями, основными приёмами работы (письмо «по-сырому», лессировка, монотипия);
  • знакомство с гуашью, её особенностями, основными приёмами работы;
  • знакомство с цветами радуги;
  • смешение красок, получение дополнительных цветов путём смешения основных;
  • знакомство с правилами композиции (расположение изображения на листе бумаги, обоснованный выбор положения листа);
  • декоративное рисование ( составление узоров, понятие ритма) ;
  • рассматривание и обсуждение произведений искусства, анализ творческих образцов учителя и оценочные суждения по работам одноклассников и т.д.

Главная задача уроков ИЗО в 1 классе:

создание благоприятных условий для развития и поддержки у ребёнка активного интереса к занятиям изобразительной деятельностью.

Дети, приходя в первый класс различают цвета и называют их. Однако этого недостаточно, чтобы осуществить эмоционально-художественное развитие ребёнка в цветовосприятии мира.

Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений художественных способностей человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании.

Эстетическая ценность детской живописной работы заключается именно в том, что она выполнена теми красками, которые подобрал сам ребёнок. Выбор цветов на основе личного восприятия, а не в соответствии со вкусами взрослых, придаёт детским

2-3 классы.

Основные направления работы:

  • продолжается работа по развитию чувства цвета, композиции;
  • знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура);
  • знакомство с жанрами изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина, анималистический, исторический жанры и др.);
  • знакомство с художественными терминами и понятиями (холодные и тёплые цвета, рельеф, силуэт контраст и т.д.)
  • знакомство и приёмы работы тушью, углём.
  • коллективные и групповые работы.

Во 2-3 классах начинаю применять вид групповой и коллективной работы, когда сразу целая группа детей делает одну большую работу. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех.

4 класс.

Основные направления работы:

  • обсуждение произведений искусства;
  • пленэрные зарисовки;
  • групповая и коллективная работа;
  • конструирование из бумаги и картона;
  • работа с солёным тестом, глиной, изготовление и роспись папье-маше.

4 класс своеобразное подведение итогов работы, поэтому включает много коллективных и долгосрочных работ, которые дают возможность каждому ребёнку проявить свои способности и творчество.

В 3-4 классах практикуем рисование на пленэре (на открытом воздухе).

Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребёнок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником-неумехой. Педагог не только учит ребёнка правильно отображать окружающую действительность, но и ненавязчиво, расширяет ему кругозор, внушает морально-этические нормы. Уроки изобразительного искусства облегчает ребёнку постижение школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление).

Не всякий ребёнок, прошедший «рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и выражать мысли и чувства в достаточно оригинальной форме, видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Нет людей бесталанных – есть те, кто не сумел проявить природный талант. Задача учителя – помочь ребёнку обнаружить свои способности.

Page  of


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....