Рабочая программа Изобразительная деятельность 6 класс для детей с РАС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Кулагина Анастасия Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КУ НОСШ (вариант 2) в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность

Паспорт программы

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Изобразительная деятельность»

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (вариант 2)  5 – 9 классы под ред. И. М. Бгажноковой., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 год

Категория обучающихся

Обучающийся  6 класса КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

102 часа

Форма организации учебной деятельности

Очно индивидуально на дому

Режим занятий

3 часа в неделю

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КУ НОСШ (вариант 2) в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Цель - ознакомление с элементарными практическими трудовыми умениями и навыками с целью успешной социализации обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта. 

     Задачи курса «Изобразительная деятельность»:

- развитие интереса   к   изобразительной   деятельности;

- формирование   умений пользоваться   инструментами;  

- обучение   доступным   приемам   работы   с различными материалами;

- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

- развитие художественно-творческих способностей;

- формирование  элементарных  умений  и навыков,  необходимых   для  успешной  социализации  учащихся;

- коррекция  недостатков  познавательной  деятельности путём  систематического  и целенаправленного  развития у  учащихся  восприятия  формы,  цвета,  величины предмета;

- развитие мелкой  моторики и  зрительно-двигательной   координации;

- развитие  речи;  интереса и любви  к  трудовой  деятельности;  

- развитие  представлений о материалах  и инструментах, используемых в процессе обучения  и их  свойствах;

- учить выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;

- учить ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- учить выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов;

- учить рассматривать свои работы и работы товарищей; узнавать изображенные предметы, называть их, сравнивать работы с изображением.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по «Изобразительной деятельности» включает три раздела: «Рисование», «Лепка», «Аппликация».

Рисование, конструктивная и трудовая  деятельность обладают большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное использование их как средства коррекции в процессе обучения учащихся с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения  учащихся с    ОВЗ    на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку ученик с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в  подобной деятельности.. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе  учащиеся с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками ручного творчества. Они не проявляют желание рисовать,  лепить, клеить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, пластилин,  краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с данными предметами, но, не могут самостоятельно ни рисовать красками, ни лепить из пластилина. Действия  учащихся лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные работы не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы, явления. Недоразвитие психических процессов, которые составляют основу  деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности учащихся с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.

Уроки  ручного творчества, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Для учащихся, входящих в слабую подгруппу, необходима большая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и зачастую в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных элементов. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять и увеличивать темп прохождения материала. Положительное влияние на ход уроков оказывает введение игровых и сюрпризных моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес к  предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того хорошо использовать художественное слово - стихи, потешки, загадки. Одним из важных элементов, для создания особого эмоционального настроя является использование музыки, на этих уроках – это формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности. Эти уроки способствуют развитию мелкой моторики, ручной умелости, пространственной ориентировки, целенаправленной деятельности, у учащихся развивается аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе, развиваются творческие способности. Уроки труда способствуют развитию восприятия, воображения, мышления и играют большую роль в воспитании учащихся.  На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Труд в той или иной степени связан со всеми учебными предметами и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника. Труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталых учащихся.

       Успешность  обучения зависит от  разнообразия  методов  и приёмов, применяемых  учителем. Их  выбор  зависит  от содержания  урока, особенностей  психофизического  развития   учащихся, уровня  овладения  ими  изобразительной деятельности

Место  предмета  в учебном плане

 На изучение предмета «Изобразительная деятельность» в 6 классе отводится 102 часа (3 час в неделю - 34 учебные недели).

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

Изобразительное искусство (34 ч.)

1

 «Мой друг карандаш (мелок)» раскрашивание листочка бумаги.  Рисование с натуры  «Парк осенью», Рисование с натуры грибов различных видов, Рисование с натуры: «Дерево  осенью», Рисование с натуры осенних листьев.

5

2

Геометрические фигуры. Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец). Рисование с использованием шаблонов. «Свекла, морковь и лук». Рисование по шаблону квадрата, круга и треугольника.

6

3

Рисование игрушек. Рисование по шаблонам геометрических фигур «Мяч».   Рисование по шаблонам геометрических фигур «Зайчик». «Игрушки – неваляшки», состоящей из ряда геометрических фигур с использованием нескольких цветов. Рисование предметов разных геометрических фигур по шаблону. Рисование на классной доске несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы «Игрушечный домик».

5

4

  Смешиваем  акварельные  краски. «Краски - мои друзья» штриховки и мазки в разных направлениях. «Разноцветный узор» наносим краску на лист спонжиками из поролона. «Желтое яблоко» рисование яблока сухой кистью. Декоративное рисование на тему «Нарисуй узор в  квадрате».

4

5

Рисование с натуры предметов посуды на столе. Рисование по опорным точкам и раскрашивание геометрических фигур –круг, овал. Рисование геометрического орнамента в круге.

5

6

 Иллюстрирование сказки «Колобок». Рисование с натуры будильника круглой формы. «Ветка  рябины», «Снеговик»,  «Шары  на  ёлку»,

«Салют», «  Букет  маме».

9

Аппликация (33ч.)

7

Работа  с ножницами:

Т/Б при работе  с ножницами. Разрезание  листа  бумаги  по  намеченной  линии.  Вырезание  полосок.

8

8

Изготавливаем аппликации «Корзина». «Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур, прикрепляем яблоки на основу яблони. «Грибы» наклеиваем заготовки на готовый контур.

2

9

Работа  с бумагой:

Виды  и свойства  бумаги. Сгибание листа  бумаги  произвольно. Сгибание  листа  бумаги  пополам. Выделение  цветом. Аппликация. Оформление  работы из салфеток «Елочка».  Аппликация «Весёлый  хоровод».

Комбинированная аппликация(бумага, пластилин) «Нарядная  ёлка».

Правила  работы  с клеем.  Техника безопасности. Аппликация из готовых  форм «Домик».  Аппликация «Салют». Аппликация  из  готовых  форм «Мишка». «Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определенном порядке. «Весенний  ковёр».  Коллективная  аппликация.

Аппликация  из  салфеток:  «Овечка» Аппликация  из  салфеток «Снеговик»

«Синие реки» насыпаем на готовый клеевой контур мелкие кусочки бумаги.

Аппликация  из  салфеток «Радуга». Работа с пуговицами: Виды пуговиц;  аппликация « Шары». Аппликация из  готовых  форм «Букет  для  мамы».

22

10

Работа с пуговицами: Виды пуговиц;  аппликация « Шары».

1

Лепка (35 ч.)

11

Работа  с пластилином: Свойства  пластилина.  Т/б  при работе  с пластилином.

5

12

Лепка  по  образцу  овощей  и фруктов. Пластилинография,  «Открытка  маме».  Столовый сервиз, «Лепим тарелочки» лепим шарики, сплющиваем их и приклеиваем к картону. «Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист. Аппликация - открытка « 23 февраля» «Ежик  запасается на зиму».Пластилинография. «Дождь». Пластилинография. Аппликация из  готовых  форм «Букет  для  мамы».  «Покормим курочку» работаем с пластилином. «Вылепим шарики» работа с пластилином. «Шкаф» лепим из пластилина постельные принадлежности. Лепка  «Масленица. Блины» Пластилинография «Подснежники». «Ваза  с фруктами».  Пластилинография. Лепка овощей из пластилина «Наша грядка»  «Пасхальное  яйцо». Пластилинография. «Цветочек» лепим из пластилина. «Трава» лепим из пластилина. «Расцвела  мать -и –мачеха» панно из пластилина (смешанная техн) «Одуванчики» работа с пластилином. «Такие  разные  зонтики».  Пластилинография. Аппликация «Весенний  ковёр»

Аппликация  из  салфеток «Радуга»

28

13

Итоговое занятие

1

Контроль  и оценка планируемых результатов реализации программы

Обучение по варианту 2 безотметочное. Динамика развития обучающихся по СИПР  отражается в мониторинге усвоения программного материала по полугодиям. 

Учебно-методические средства обучения

Материально-техническое   оснащение   учебного   предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий   изобразительной   деятельностью,   включающие   кисти,   ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами,   составленными   в   соответствии   с   содержанием   учебной программы;  рабочие  альбомы  (тетради)  с  материалом  для  раскрашивания, вырезания,   наклеивания,   рисования;   видеофильмы,   презентации, аудиозаписи;  оборудование:   мольберты,  планшеты,  музыкальный  центр, компьютер,  проекционное  оборудование;  стеллажи  для  наглядных  пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная доска;  расходные  материалы  для  ИЗО:  клей,  бумага  (цветная, папиросная,  цветной  ватман  и  др.),  карандаши  (простые,  цветные),  мелки (пастель,  восковые  и  др.),  фломастеры,  маркеры,  краски  (акварель,  гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

        

        Тематическое планирование

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

учащегося

Возможные                    личностные

результаты

Базовые

 учебные

 действия

Возможные

предметные

 результаты

1

Изобразительное искусство

34

Узнавание  (различение)  материалов и  инструментов,  используемых  для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды. Оставление   графического   следа.   Освоение   приемов  рисования карандашом. Соблюдение   последовательности   действий   при   работе  с  красками: опускание  кисти  в  баночку  с  водой,  снятие  лишней  воды  с  кисти, обмакивание   ворса   кисти   в   краску,   снятие   лишней   краски   о   край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение  приемов   рисования   кистью:   прием   касания,   прием примакивания,   прием  наращивания  массы. Рисование   точек.   Рисование   вертикальных  (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.   Дополнение   готового   орнамента   растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных  и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение  сюжетного  рисунка  отдельными  предметами  (объектами), связанными  между  собой  по  смыслу.   Подбор  цвета  в  соответствии  с сюжетом рисунка. Рисование  сюжетного  рисунка  по  образцу  (срисовывание   готового сюжетного   рисунка)   из   предложенных  объектов  (по  представлению).

 1)   Освоение   доступных   средств   изобразительной   деятельности:

лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных

технологий:

- Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

- Умение  использовать  инструменты  и  материалы  в  процессе  доступной

изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

- Умение   использовать   различные   изобразительные   технологии   в

процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:

- Положительные   эмоциональные   реакции  (удовольствие,   радость)   в

процессе изобразительной деятельности.

- Стремление   к  собственной   творческой   деятельности   и   умении

демонстрировать результаты работы.

- Умение  выражать  свое  отношение  к  результатам  собственной  и  чужой

творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:

- Готовность  к  взаимодействию  в  творческой  деятельности  совместно  со

сверстниками, взрослыми.

-Умение  использовать  полученные  навыки  для  изготовления  творческих

работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  1. входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  1. ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  1. адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  2. принимать цели и вступать в деятельность;

  1. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

— Формирование навыка вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

— Использование доступных жестов для передачи сообщения;

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

— Умение использовать усвоенный словарный и невербальный материал в коммуникативных ситуациях;

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

  • — Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв;

2

Аппликация

33

Узнавание  (различение)  разных  видов  бумаги:  цветная  бумага,  картон, фольга, салфетка и др. Узнавание  (различение)   инструментов   и  приспособлений, используемых   для   изготовления   аппликации:   ножницы,    шило,  войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание  бумаги.  Отрывание  бумаги  заданной  формы  (размера). Сгибание  листа  бумаги  пополам  (вчетверо,  по  диагонали).   Скручивание листа бумаги.  Намазывание всей (части)   поверхности клеем. Выкалывание шилом:  прокол  бумаги,  выкалывание  по  прямой   линии,   выкалывание   по контуру.   Разрезание   бумаги   ножницами:  выполнение  надреза,  разрезание листа  бумаги.  Вырезание  по  контуру.  Сборка  изображения  объекта  из нескольких деталей. Конструирование  объекта  из  бумаги:   заготовка   отдельных   деталей, соединение деталей между собой.  Соблюдение   последовательности   действий   при   изготовлении предметной  аппликации:  заготовка  деталей,  сборка  изображения  объекта, намазывание  деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности  действий  при  изготовлении  декоративной  аппликации: заготовка   деталей,   сборка   орнамента   способом   чередования   объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности   действий   при   изготовлении   сюжетной   аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание  деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

3

Лепка

34

Узнавание  (различение)   пластичных   материалов:   пластилин,   тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.

Разминание  пластилина  (теста,  глины).  Раскатывание  теста  (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на  доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение   формы   путем   выдавливания  формочкой.  Вырезание заданной  формы  по  шаблону  стекой(ножом,  шилом  и  др.).   Сгибание колбаски   в   кольцо.   Закручивание   колбаски   в   жгутик.   Переплетение: плетение   из  2-х  (3-х)  колбасок.   Проделывание   отверстия   в  детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание  колбаски  (лепешки,  полоски).  Защипывание  краев  детали. Соединение   деталей   изделия   прижатием  (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение  тиснения  (пальцем,  штампом,  тканью  и  др.).  Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение  на  изделие  рисунка.  Лепка  изделия  с  нанесением  растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

4

Итоговое занятие

1

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Решаемые проблемы

(цель)

Дата проведения

План

Факт

Изобразительное искусство  34 ч.

1

«Мой друг карандаш (мелок)» раскрашивание листочка бумаги.

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Играем  с  цветными  карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней. Выполняем  простые  манипуляции  с  карандашами.  Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.

01.09

2

Рисование с натуры  «Парк осенью».

 Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисование  сюжетного  рисунка  по  образцу  (срисовывание   готового сюжетного   рисунка)   из   предложенных  объектов  (по  представлению).

02.09

3

Рисование с натуры грибов различных видов.

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисование  сюжетного  рисунка  по  образцу  (срисовывание   готового сюжетного   рисунка)   из   предложенных  объектов  (по  представлению).

03.09

4

Рисование с натуры:

«Дерево  осенью»

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисование  сюжетного  рисунка  по  образцу  (срисовывание   готового сюжетного   рисунка)   из   предложенных  объектов  (по  представлению).

08.09

5

Рисование с натуры осенних листьев.

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисование  сюжетного  рисунка  по  образцу  (срисовывание   готового сюжетного   рисунка)   из   предложенных  объектов  (по  представлению).

09.09

6

Рисование по шаблону квадрата, круга и треугольника.

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Оставление   графического   следа.   Освоение   приемов  рисования карандашом.

10.09

7-8

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец).

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Играем  с  гуашевыми  красками,  исследуем свойства  пластилина,  рисуем  разными способами,  выполняем аппликации. Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации

15.09

16.09

9

Рисование с использованием шаблонов. «Фрукты»

17.09

10

Рисование с использованием шаблонов. «Свекла, морковь и лук»

 Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисуем  акварельными  и  гуашевыми  красками. Изготавливаем аппликации.

22.09

11

Рисование узора на разделочной доске.

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

23.09

12

Рисование по шаблонам геометрических фигур «Мяч».  

 Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисование  акварельными  красками:  пятна,  штрихи, полосы, ломаные линии и др.

24.09

13

 Рисование по шаблонам геометрических фигур «Зайчик».

  Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.

29.09

14

Рисование предметов разных геометрических фигур по шаблону. «Игрушка - неволяшка»

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Рисование  акварельными  красками:  пятна,  штрихи, полосы, ломаные линии и др.

30.09

15

Рисование предметов разных геометрических фигур по шаблону.

Оставление   графического   следа.   Освоение   приемов  рисования карандашом.

01.10

16

Рисование мелками «Игрушечный домик».

Рисование на классной доске несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы

06.10

17

«Краски - мои друзья» штриховки и мазки в разных направлениях.

Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки,  производим  действия  с  простым  карандашом,  стир. резинкой и т. п.

07.10

18

«Разноцветный узор» наносим краску на лист спонжиками из поролона.

Смешиваем  акварельные  краски,  играем  с разноцветной  водой,  рисуем  по  мокрому  листу,  собираем аппликацию и т. д.

08.10

19

 «Желтое яблоко» рисование яблока сухой кистью.

Соблюдение   последовательности   действий   при   работе  с  красками: опускание  кисти  в  баночку  с  водой,  снятие  лишней  воды  с  кисти, обмакивание   ворса   кисти   в   краску,   снятие   лишней   краски   о   край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.

13.10

20

Декоративное рисование на тему «Нарисуй узор в  квадрате».

14.10

21

 Рисование птицы гусёнка поэтапно.

15.10

22-23

 Рисование геометрического орнамента в круге.

Дополнение  сюжетного  рисунка  отдельными  предметами  (объектами), связанными  между  собой  по  смыслу.   Подбор  цвета  в  соответствии  с сюжетом рисунка.  

20.10

21.10

24

Иллюстрирование сказки «Колобок».  

Рисование  сюжетного  рисунка  по  образцу  (срисовывание   готового сюжетного   рисунка)   из   предложенных  объектов  (по  представлению).

22.10

25

Рисование с натуры предметов посуды на столе.

27.10

26-27

Рисование по опорным точкам и раскрашивание геометрических фигур –круг, овал.

Рисование орнамента из растительных  и геометрических форм в полосе(в круге, в квадрате). Дополнение  сюжетного  рисунка  отдельными  предметами  (объектами), связанными  между  собой  по  смыслу.   Подбор  цвета  в  соответствии  с сюжетом рисунка. Рисование  сюжетного  рисунка  по  образцу  (срисовывание   готового сюжетного   рисунка)   из   предложенных  объектов  (по  представлению).

28.10

29.10

28

Рисование «Букет  маме».  

10.11

29

Рисование  «Ветка  рябины»

11.11

30

Дети .Раскраска.

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

12.11

31

Раскрашивание на тему «Зимние забавы»

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов

17.11

32

Рисование «Снеговик»

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов

18.11

33

Рисование «Шары  на  ёлку»

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов

19.11

34

Рисование «Салют»

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги. Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов

24.11

Аппликация 33 ч.

35

Работа  с ножницами:

Т/Б при работе  с ножницами.

Организация  своё  рабочее место. Знакомство с инструкцикй по ТБ, правила обращения с ножницами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее)

25.11

36-38

Вырезание  полосок.

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги.

26.11

01.12

02.12

39-42

Разрезание  листа  бумаги  по  намеченной  линии.  

Организация  своё  рабочее место; умение ориентироваться на  листе  бумаги.

03.12

08.12

09.12

10.12

43

Композиция «Корзина с наливными яблочко»

Наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур, прикрепляем яблоки на основу яблони.

15.12

44

Композиция «Корзина с грибами»

Наклеиваем заготовки на готовый контур

16.12

45

Виды  и свойства  бумаги .Сгибание листа  бумаги  произвольно.

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

17.12

46

Сгибание  листа  бумаги  пополам. Выделение  цветом.

22.12

47

Пластилинография. «Шары  на  ёлку».

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

23.12

48

Аппликация . Оформление  работы из салфеток «Елочка».  

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

24.12

49

Аппликация «Весёлый  хоровод» .

29.12

50-51

Комбинированная аппликация(бумага, пластилин) «Нарядная  ёлка».

Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.

30.12

31.12

52-53

Правила  работы  с клеем.  Техника безопасности. Аппликация из готовых  форм «Домик».

Уметь выделять  в предметах цвет,  форму,   величину с помощью  учителя;

Уметь выполнять  работы  с  использованием  трафаретов    с помощью  учителя;

12.01

13.01

54-56

Аппликация «Салют».

Уметь выделять  в предметах цвет,  форму,   величину с помощью  учителя; работать с ножницами, клеем, цветной бумагой с помощью учителя

14.01

19.01

20.01

57

Аппликация  из  готовых  форм «Мишка».

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

21.01

58-59

«Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определенном порядке.

 Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

26.01

27.01

60-61

Аппликация  из  салфеток «Снеговик»

Уметь выполнять работы с    использованием  трафаретов  и шаблонов; Уметь  сравнивать  работы  с  изображением. Уметь выделять в предметах  цвет,  форму, величину.

28.01

02.02

62

Лепка «Снеговик»

Уметь выполнять работы с    использованием  пластилина; Уметь  сравнивать  работы  с  изображением.

03.02

63

Аппликация  из  салфеток:  «Овечка»

Уметь выполнять работы с    использованием  трафаретов  и шаблонов; Уметь  сравнивать  работы  с  изображением. Уметь выделять в предметах  цвет,  форму, величину.

04.02

64

«Синие реки» насыпаем на готовый клеевой контур мелкие кусочки бумаги.

Работать с цветной бумагой, клеем в технике «Рваная аппликация»

09.02

65

Работа с пуговицами: Виды пуговиц.  

Пришивание пуговиц

10.02

66

Аппликация « Шары».

Уметь работать с иголкой, пришивать пуговицу к картону. Выполнять аппликацию

11.02

67

«Шарф» собираем узор из двух контрастных цветов (пластил заготовки)

Уметь выполнять работы с    использованием  трафаретов  и шаблонов; уметь  сравнивать  работы  с  изображением. Уметь выделять в предметах  цвет,  форму, величину.

16.02

Лепка 35 ч.

68

Правила работы  с пластилином. Техника  безопасности. Основные  приёмы  лепки.

Знакомство с техникой безопасности при работе с пластилином. Знакомство с материалами и  инструментами для лепки (пластилин, картон, стеки, деревянные зубочистки) 

17.02

69

Столовый сервиз «Лепим тарелочки» лепим шарики, сплющиваем их и приклеиваем к картону.

Демонстрация иллюстраций лепной посуды. Формирование представлений о связи эстетических и функциональных качеств посуды. Развитие умений конструирования художественной формы. Инструменты и материалы. Лепка предметов посуды (чашка, тарелка, чайник)

18.02

70

«Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист.

Выкладываем  изображение  по контуру, лепим из пластилина.

24.02

71

Аппликация - открытка « 23 февраля»

Развитие мелкой  моторики и  зрительно-двигательной   координации. Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

25.02

72-73

«Ежик  запасается на зиму». Пластилинография.

Закрепление  исходной форма – диск, закрепление исходной формы – цилиндр. Последовательность составления композиции из грибов. Инструменты и материалы. Лепка грибов (различных по форме, размеру, цвету) . Составление несложной композиции на картонной основе.

02.03

03.03

74

Композиция «Грибы на лесной поляне»

Закрепление  исходной форма – диск, закрепление исходной формы – цилиндр. Последовательность составления композиции из грибов. Инструменты и материалы.  Лепка грибов (различных по форме, размеру, цвету). Составление несложной композиции на картонной основе.

04.03

75-76

Аппликация из  готовых  форм «Букет  для  мамы».

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

09.03

10.03

77

«Покормим курочку» работаем с пластилином.

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

11.03

78

«Вылепим шарики» работа с пластилином.

Выполнение деталей - шариков для нужного цвета.  Приклеивание шариков из пластилина  на белый картон с  готовым изображением.

16.03

79

 «Шкаф» лепим из пластилина постельные принадлежности.

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

17.03

80

 Лепка  «Масленица. Блины»

Беседа о весеннем празднике «Масленица». Выполнение деталей- шариков для нужного цвета.  Приклеивание шариков из пластилина  на белый картон с  готовым изображением.  

18.03

81

 Пластилинография «Подснежники»

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

23.03

82-85

«Ваза  с фруктами».  Пластилинография

Беседа о многообразии форм в природе; последовательность выполнения предметов простой формы (овощей и  фруктов). Знакомство с  пропорциями  и характером  предметов, плоскостях.  Изучение исходной формы «шар», «овал». Лепка фруктов и овощей.  Составление несложной композиции «Осенний урожай».

24.03

25.03

06.04

07.04

86-87

Лепка овощей из пластилина «Наша грядка»

08.04

13.04

88

«Пасхальное  яйцо». Пластилинография.

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

14.04

89

«Цветочек» лепим из пластилина.

   Демонстрация готовых работ, фотографии выполненных в технике «пластилиновая живопись». Способы смешивания пластилина. Инструменты и материалы для лепки. Последовательность выполнения панно «цветы». Отработать умение выполнять мазки из пластилина.  Заполнение фона панно мазками (формат А5), лепка объемных элементов (лепестки, стебли, листья),  и приклеивание их на основу.

15.04

90

«Трава» лепим из пластилина.

20.04

91

«Расцвела  мать -и –мачеха» панно из пластилина (смешанная техн)

21.04

92

«Одуванчики» работа с пластилином.

22.04

93

«Такие  разные  зонтики».  Пластилинография.

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

27.04

94

Лепка домашних животных «Котенок»

Знакомство с творчеством художников-анималистов. Просмотр репродукций. Закрепление  исходной формой – овал, шар. Научить передавать форму частей животного овоидную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги), передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы). Последовательность лепки котенка. Лепка отдельных форм, сборка фигуры котенка

28.04

95

Лепка домашних животных «Щенок»

Закрепление  исходной формой – овал, шар. Научить передавать форму частей животного овоидную (туловище), конусную (голова), цилиндрическую (ноги), передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы). Последовательность лепки щенка. Лепка отдельных форм, сборка фигуры щенка.

29.04

96

Лепка диких животных «Медвежонок»

Изучение  пропорции и характерные детали фигуры животного. Демонстрация готовых детских работ (фотографии).  Закрепление некоторых технических приемов из целого куска: сгибание бруска пластилина (глины) надрезание стеком, отгибание части для головы. Инструменты и материалы. Лепка отдельных форм, сборка фигуры медведя.

05.05

97

Лепка пластилиновыми шариками «Жираф»

   Просмотр фотографий и рисунков и изображением жирафа. Последовательность выполнения панно «Жираф». Выполнение деталей- шариков для нужного цвета.  Приклеивание шариков из пластилина  на голубой картон с  готовым изображением. Оформление в рамку или паспарту.

06.05

98

Лепка пластилиновыми шариками «Репка»

  Просмотр иллюстраций сказки «Репка». Инструменты и материалы для лепки. Последовательность выполнения панно - аппликации «Репка».  Выполнение деталей- шариков для нужного цвета.  Приклеивание шариков из пластилина  на белый картон с  готовым изображением. Оформление в рамку или паспарту.

11.05

99-100

Аппликация «Весенний  ковёр» Лепка дерева

Лепка дерева (ствол, ветви, листья), выполнение из конуса и шара простых листьев. Крепление дерева на картонную основу.

12.05

13.05

101

Аппликация  из  салфеток «Радуга»

Выполнение работы с использованием трафаретов и шаблонов, выделение в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию

18.05

102

Итоговое занятие

Обобщение знаний. Итоговая работа

19.05

Лист регистрации изменений к рабочей программе

По предмету: Изобразительная деятельность

Учитель: Кулагина А.А.

Дата изменения

Причина изменения

Корректирующие действия

Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы

Предмет – Изобразительная деятельность

Учитель  Кулагина А.А.

Класс   6  

Количество часов: в неделю - 3, в год -102

Программа:  Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (вариант 2)  5 – 9 классы под ред. И. М. Бгажноковой., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 год

Темы

По программе

По рабочей программе

Номер контрольной работы

Проведено часов

I

четверть

II четверть

III четверть

IV

четверть

год

Изобразительное искусство

34

Аппликация

33

Лепка

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс

рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР (вариант 2)...

Рабочая программа Изобразительная деятельность 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)

Рабочая программа может быть использована  на уроках изобразительной деятельности в 3 классе (а также в 1,2,4кл. - в зависимости от индивидуальных особенностей детей , обучающихся по программе АО...

Рабочая программа изобразительная деятельность

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....

Рабочая программа Изобразительная деятельность для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая прогрпмма для детей с ОВЗ 8 вида по предмету "Изобразительная деятельность" 4 класс...

Рабочая программа "Изобразительная деятельность"

Учебная программа "Изобразительная деятельность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир глазами детей" 1 класс

Данная педагогическая разработка предназначена для внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 1 классе....